Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильного и профильного обучения
Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильного и профильного обучения
Профильное обучение предполагает системную организацию психолого-педагогического сопровождения ребенка начиная 9-го класса – предпрофильную подготовку и сопровождение 10-го и 11-го класса – профильную подготовку. Это обусловлено несколькими принципами.
Во-первых, реализация профильности ставит выпускника основной школы перед необходимостью ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления.
Во-вторых, педагоги и психологи должны не только помочь школьнику осуществить выбор профиля, но и сформировать собственную аргументированную позицию по этому вопросу. Очевидно, этого можно достичь только при условии широкой диагностики интересов и склонностей ученика еще до создания ситуации выбора. Варианты могут быть различны: диагностические карты, опросники, психолого-педагогические карты, система мониторинга профессиональных предпочтений и др.
У нынешних девятиклассников, как правило, профессиональные намерения еще не сформированы, у них, практически, нет основания для выбора профиля, поэтому возникла необходимость предпрофильной подготовки.
Как показывает опыт, предпрофильная подготовка – это система работы образовательного учреждения, обеспечивающая учащимся основной школы ответственный выбор предварительного самоопределения в отношении будущей профилирующей деятельности. Ее необходимость в значительной мере обуславливается тем, что профиль во многом определяет выбор будущего учебного заведения, получение профессии, профессиональное и социальное самоопределение.
Известно, что главным основанием для выбора профиля должны являться интересы школьника. Но вместе с тем существует практика зачисления ребенка в 10-й класс, тесно связанная с его способностями.
Следовательно, необходим компромисс между интересами школьника (т.е. «хочу») и его способностями (т.е. «могу»). Именно на это и направлена диагностика изучения личности ребенка. Наряду с проведением диагностических работ целесообразно изучать результаты достижений учащихся (различные творческие исследовательские работы, анализ успеваемости, портфолио).
Переход на профильное обучение требует от школьного психолога разработки и применения такой комплексной модели сопровождения, которая могла бы не просто поддержать школьника в его профессиональном выборе, а обеспечить формирование самой способности к сознательному ответственному выбору. Главной проблемой, усложняющей переход на профильное обучение, как показывают многочисленные наблюдения педагогов и психологические исследования, является неспособность учащихся к планированию учебной и профессиональной карьеры, и к проектированию собственного жизненного пути. Зачастую при выборе профиля обучения интересы и способности школьника расходятся или на первое место ставиться вопрос престижа, и он совершает ошибку в выборе, о которой жалеет в последствии и он сам и его родители.
Исходя из этой проблемы возникает резонный вопрос – каковы пути, средства и психолого-педагогические условия формирования у учащихся индивидуальной траектории профессионализации.
Возникает необходимость в разработке программы деятельности психологической службы школы относительно предпрофильной подготовки и профильных классов.
Процесс психолого-педагогического сопровождения предпрофильной и профильной подготовки учащихся осуществляется по трем направлениям: Учащиеся, Педагоги и Родители.
Для учащихся:
Моя программа психолого-педагогического сопровождения предпрофильного обучения называется «Я выбираю профессию».
Цель программы:
Содействовать актуализации процессов и механизмов профессионального самоопределения учащихся и обогащению их знаний, умений и навыков в выборе жизненного и профессионального пути.
Оказать помощь учащимся в осознанном выборе будущей профессиональной деятельности.
Совершенствовать коммуникативные навыки учащихся
Для реализации целей необходимо решить следующие задачи:
Повышение уровня психологической компетенции учащихся посредством вооружения их соответствующими знаниями и умениями, способствовать межличностному росту;
Создание условий для раскрытия творческого потенциала: формирование у школьников положительного отношения к себе, чувства изначальной ценности как индивидуальности, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии;
Выявление интересов, склонностей учащихся, направленности личности, первичных профнамерений и их динамики; определение социальных установок и помощь в их формировании;
Определение мотивации выбора и ее структуры; формирование готовности к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;
Определение выраженности и структуры способностей;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильного и профильного обучения »
Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильного и профильного обучения
Психолого-педагогическое сопровождение
Предпрофильное обучение
(9 класс)
Профильное обучение
(10 - 11 класс)
Профильное обучение обусловлено несколькими принципами:
реализация профильности ставит выпускника основной школы перед необходимостью ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления.
педагоги и психологи должны не только помочь школьнику осуществить выбор профиля, но и сформировать собственную аргументированную позицию по этому вопросу.
Предпрофильная подготовка – это система работы образовательного учреждения, обеспечивающая учащимся основной школы ответственный выбор предварительного самоопределения в отношении будущей профилирующей деятельности.
не просто поддержать школьника в его профессиональном выборе, а обеспечить формирование самой способности к сознательному ответственному выбору.
Каковы пути, средства и психолого-педагогические условия формирования у учащихся индивидуальной траектории профессионализации?
Программа
психолого-педагогического сопровождения предпрофильного обучения
«Я выбираю профессию»
(36 часов)
Цель программы:
1. Содействовать актуализации процессов и механизмов профессионального самоопределения учащихся и обогащению их знаний, умений и навыков в выборе жизненного и профессионального пути.
2. Оказать помощь учащимся в осознанном выборе будущей профессиональной деятельности.
Для реализации целей необходимо решить следующие задачи:
1. Повышение уровня психологической компетенции учащихся посредством вооружения их соответствующими знаниями и умениями, способствовать межличностному росту;
2. Создание условий для раскрытия творческого потенциала: формирование у школьников положительного отношения к себе, чувства изначальной ценности как индивидуальности, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии;
3. Выявление интересов, склонностей учащихся, направленности личности, первичных профнамерений и их динамики; определение социальных установок и помощь в их формировании;
4. Определение мотивации выбора и ее структуры; формирование готовности к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;
5. Определение выраженности и структуры способностей;
1. Повышение уровня психологической компетенции учащихся посредством вооружения их соответствующими знаниями и умениями, способствовать межличностному росту;2. Создание условий для раскрытия творческого потенциала: формирование у школьников положительного отношения к себе, чувства изначальной ценности как индивидуальности, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии;3. Выявление интересов, склонностей учащихся, направленности личности, первичных профнамерений и их динамики; определение социальных установок и помощь в их формировании;4. Определение мотивации выбора и ее структуры; формирование готовности к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;5. Определение выраженности и структуры способностей;
Центральное место в программе занимают:
практические и лабораторные работы
заполнение рабочих тетрадей по курсу
рекомендации по эффективному построению своего жизненного пути и выбору своей будущей профессии
межличностному общения в быту, с партнерами по бизнесу, коллегами по работе
Психолого-педагогическое сопровождениеучащихся старшего звенав условиях профилизации образования – это поэтапный процесс, в ходе которого происходит формирование профессионально и социально зрелой личности, способной реализовать себя в любых социально-экономических условиях .
Психолого-педагогическое сопровождение профильных классов
подготовительный цикл
(9 класс)
заключительный цикл
(11 класс)
адаптационный цикл
(10 класс)
Психолого-педагогическое сопровождение 10 классов (профильный цикл)
Основная цель:
способствовать социально-психологической адаптации учащихся 10 классов к новой ситуации обучения.
Задачи:
совместная с классными руководителями работа по программе адаптации в начале учебного года;
отслеживание актуального состояния учащихся профильных классов, выявление симптомов дезадаптации;
психологическое просвещение родителей и педагогов относительно адаптационного периода у десятиклассников.
Психолого-педагогическое сопровождение 11 классов (заключительный цикл)
Основная цель:
помощь старшеклассникам в определении и формировании социальной и профессиональной готовности
Задачи:
определение и коррекция уровня профессиональной и социальной готовности;
проведение развивающей работы с учащимися;
психологическое просвещение родителей и педагогов об актуальных проблемах будущего выпускника школы
Развивающий курс «Новая жизнь»
Цель данного курса– помочь старшеклассникам в определении их жизненных планов, в прояснении временной перспективы будущего, в профессиональном и личностном самоопределении
Курс состоит из 6 занятий:
1.“Моя линия жизни”.Занятие направлено на развитие временной перспективы.
2.“На пути к цели”- здесь отрабатываются навыки преодоления препятствий на пути к достижению целей.
3.“У меня все получится”.На занятии формируются приемы уверенного поведения.
5.“Поговорим о жизненных ценностях”.Основная цель занятия – осмысление старшеклассниками своих жизненных ценностей.
6.“Пожелай мне доброго пути”.Главная цель здесь – получение обратной связи для укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов участников занятий.
Модель психолого-педагогического сопровождения профильной школы
Психологическое сопровождение профильной школы
Предпрофильная подготовка
Профильное обучение
Портфолио
Курсы по выбору
Профильные предметы
Элективные куры
Предпрофильная подготовка
Родители
Учащиеся
1. Собрание по теме: “Модернизация образования в старшей школе”
2. Работа с сопротивлениями родителей
3. Информирование о системе профильного обучения.
4. Семинар по теме “Особенности подросткового и юношеского возраста. Психологическая поддержка в ситуации выбора профиля обучения”.
5. Анкетирование по ППиПО.
6. Привлечение родителей к организации социальных практик.
1. Проведение ориентационных курсов по выбору профессии.
2. Изучение интересов, способностей, склонностей.
3. Изучение образовательных потребностей.
4. Консультирование по освоению алгоритма выбора.
5. Помощь в написании резюме, автобиографии и планов на будущее.
6. Посещение программы “Я выбираю профессию”
7. Консультации по построению ИПО (индивидуального профиля обучения)
Педагоги
1.Освоение механизмов работы с портфолио. Смена установок на систему оценки достижений ребенка.
2. Помощь в организации и проведении мероприятий по информированию родителей.
3. Консультирование по возрастным и психологическим особенностям ребенка.
Профильное обучение
Родители
Педагоги
Учащиеся
1. Психологическая экспертиза по реализации компетентностного подхода на занятиях по профилю и элективных курсах.
2. Консультирование по профессиональному самоопределению школьников.
3. Консультирование по построению индивидуальных образовательных программ учащихся.
4. Консультирование по освоению новых педагогических технологий.
1. Просвещение о профиле или ИПО (профильные предметы и элективные курсы).
2. Информирование о профессиональных учебных заведениях и уровнях профобразования, перспективных отраслях с учетом развития рынка труда.
3. Ознакомление с итогами профдиагностической работы с учащимися.
4. Поиск альтернатив (консультации, беседы).
1. Поиск альтернатив в выборе профиля.
2. Помощь в профессиональном самоопределении.
3. Изучение индивидуальных склонностей, способностей, интересов.
4. Изучение профессиональных и образовательных потребностей.
5. Проведение тренинга “Личностного роста”
6. Элективные курсы
Анализ и коррекция ИПО.
Из личного опыта работы
Цель - отслеживание различий в личностных особенностях учащихся разных профилей
У учащихся параллели 9-х классов были изучены:
Структура интеллекта тестом Амтхауэра;
Диагностика предпочитаемых сфер деятельности;
Анкетирование учащихся по вопросам планирования профессионального будущего;
Анкетирование родителей по вопросам планирования профессионального будущего
Использование полученных данных распределялось по следующим направлениям:
Предоставление информации администрации при комплектовании профильных классов;
Проведение индивидуальных и семейных консультаций по проблематике выбора профиля обучения;
Отличаются выдвижением на первый план экстремальной личностной направленности – сочетанием конвенциональности поведения со скрытой потребностью в признании со стороны окружающих;
Фактор самоактуализации выявляет важность преодоления психологических защит для построения адекватного и доброжелательного общения;
Повышение позитивной «Я – концепции», контактности и коммуникабельности учащихся происходит за счет обесценивания гуманистических ценностей;
Наименее значимыми факторами выступают реалистичность базы суждений и поступков, скептицизм;
В направлении указанных поведенческих тенденций отсутствует полная удовлетворенность собой и имеется тенденция к дальнейшему самосовершенствованию;
Выявляется проблема скрытой контролируемой агрессивности, которую учащиеся преобразуют в отстаивание собственной позиции и попытку построения доминантного поведения;
Учащиеся удовлетворены сложившимся стабильным стилем межличностного взаимодействия, который предполагает ориентацию на мнение значимых окружающих, сотрудничество и допущение ведомой позиции.
IIподгруппаХимико-биологический профиль
Учащиеся наиболее направлены на самоактуализацию;
Для них характерна устойчивость стремлений к самостоятельности мышления и оригинальности идей в сочетании со склонностью к компромиссам, конгруэнтностью и ответственностью в контактах с окружающими;
Внутренняя потребность в уверенности, независимости подавлена, и компенсаторные усилия направлены на повышение своего социального статуса;
11 «Б» класс:Социально-гуманитарный профиль
Отличаются наибольшей актуализацией креативности и контактности, выраженной не только способностью к установлению прочных и доброжелательных отношений с окружающими, но и стремлением к нивелированию социальных стереотипов, способности к адекватному самовыражению в общении;
Самоактуализация представлена наиболее полно и гармонично;
Наличие амбивалентности внутриличностных мотивов: мотив самоактуализации (в силу своей незрелости) вступает в противоречие с мотивом лидерского самоутверждения и установления отношений сотрудничества в группе;
Учащиеся удовлетворены сложившимся стабильным стилем межличностного взаимодействия, демонстрирующим устойчивость стремлений к самостоятельности мышления и оригинальность идей в сочетании с легкостью вживания в разные социальные роли, эмоциональной вовлеченностью и доброжелательностью;
В то же время у отдельных учащихся с повышением интеллектуального уровня отмечается ослабление предрасположенности к взаимно полезным и приятным контактам, уход от лидерства, усиление реалистичной базы суждений и скептицизма.
Результат:
Выбор профиля обучения в большинстве случаев не обусловлен осознанной направленностью на профессию, механизмы личностного и профессионального самоопределения отличаются незрелостью;
Явление самоактуализации у учащихся профильных 11-х классов наполнено процессами, направленными преимущественно на постижение собственной индивидуальности и самопрезентацию в ущерб познанию социальных процессов и поиску своего места среди них, выявляя диссонанс между внутриличностным поиском, самопознанием и демонстрируемым образом себя, личностью для себя и личностью для других;
В классе гуманитарного направления приоритетным являются индивидуально-личностное развитие и оригинальность мышления, а для учащихся математической и биологической направленности более важна комфортная и поддерживающая социальная ситуация;
Анализ желаний учащихся 11-х профильных классов о том, на какую специальности они пойдут учиться в дальнейшем выявляет неполную реализацию профильного выбора при продолжении обучения, особенно в классе гуманитарного направления