kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЧАСТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Современная школа  должна реализовывать цели развития ребенка, т.е. служить его собственным интересам, обеспечить зрелость учащихся в выборе дальнейшего пути, дать достаточные знания выпускникам о рынке труда и востребованных профессиях, о тех способах образования, которыми их можно получить.  У многих школьников с нарушениями интеллекта выбор является случайным, носит романтический характер, не вполне соотносится с реальными способностями и возможностями. У них не сформирована потребность в своем дальнейшем саморазвитии и получении образования после окончания школы, нет устойчивой мотивации на приложение усилий для получения качественного профессионального образования. Существующая педагогическая система недостаточна для того, чтобы сформировать у выпускников способность делать осознанный выбор профиля образования. Общее непрофильное образование не согласуется с учебной мотивацией старшеклассников, которая связывает свои интересы в учебе с будущим профессиональным образованием.
     Все это может помешать их успешной адаптации в обществе после окончания школы.
          Таким образом, обоснована  актуальность введения новой системы образования – профильной школы.
Концепция профильного обучения отмечает, что реализация идеи профилизации обучения ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности. Важность подготовки к этому ответственному выбору  определяет серьезное значение предпрофильной подготовки в пределах школы.
     Предпрофильная подготовка рассматривается как система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся основной школы относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности  (в том числе в отношении выбора профиля и конкретного места обучения на старшей ступени школы или иных путей продолжения образования).
     Суть предпрофильной подготовки – создать образовательное пространство, способствующее самоопределению учащегося выпускного класса, через организацию внеурочной деятельности, информационную работу и профильную ориентацию.

     Предпрофильная подготовка  осуществляется на основе «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования», в соответствии с «Концепцией модернизации Российского образования».
     Нынешняя молодежь вступает в самостоятельную трудовую жизнь почти вслепую. Большинство выпускников не имеют представления о реальном спросе на специалистов на рынке труда. Преобладает случайный, внесоциальный выбор, влекущий за собой личностные и социальные издержки. В результате человек теряет время и веру в свои силы.
«Реализация идеи профильности старшей ступени, ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности» /«Концепция профильного обучения»/.

Организация предпрофильной подготовки в Общеобразовательном частном учреждении «Школа-интернат «Абсолют»

Чтобы помочь нашим детям адаптироваться в окружающем социуме и дать хотя бы относительную гарантию иметь в дальнейшем возможность зарабатывать на жизнь, возникла потребность в разработке системы предпрофильной подготовки, которая бы:

- была рассчитана на уровень интеллектуальных возможностей детей данной категории;

- была практико-ориентирована, т.е. позволяла сформировать у данной категории детей определенный уровень трудовых навыков и умений;

- соответствовала запросам рынка труда;

- формировала определенный уровень экономических знаний, необходимый для ведения домашнего хозяйства.

В нашей школе-интернате мы готовим детей с ОВЗ к самостоятельной жизни. Разработанная и адаптированная к условиям школы-интерната  для детей с ОВЗ модель   предпрофильной  подготовки,  показывает,  насколько выпускники готовы к жизни в современных социо-экономических условиях, их умение ориентироваться в мире профессий,  и включает в себя: информационную работу, предпрофильное обучение, дополнительное образование и  психологическое сопровождение.

Предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, организационной и информационной поддержки воспитанников школы, содействующей их успешному самоопределению по завершению образования и обоснованному выбору пути продолжения образования.

Цель предпрофильной подготовки – оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в принятии решения о выборе профиля обучения, направления дальнейшего образования и возможного трудоустройства с учетом ситуации на рынке труда, а также создание условий для повышения готовности подростков к социальному и профессиональному самоопределению в целом.

В итоге всей деятельности по предпрофильной подготовке каждый учащийся должен иметь представление о том, кем он хочет стать, куда пойти учиться.

Для реализации своей деятельности в школе имеется необходимая материальная  база:  специализированные кабинеты, спортивный зал,  мастерские:  швейная,  столярная, картонажно-переплетного дела, цветоводства; спортивная и хозяйственные зоны на пришкольном участке; в проекте теплицы и парники. Имеется необходимый набор инструментов, аппаратов и механизмов для обработки различных материалов в зависимости от направления выбранной деятельности.

Предпрофильная подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья в школе-интернате   осуществляется на основе планирования и реализации комплекса мер, обеспечивающих соблюдение требований к организации этой деятельности (включая наличие соответствующей материальной базы, специальных образовательных программ, подготовку педагогического коллектива, проведение разъяснительной работы с обучающимися и их родителями).

Реализация  задач предпрофильной подготовки  проходит через  трудовое  обучение, которое включает в себя следующие направления: 

«Ручной труд» в младших классах

 «Швейное дело» –  девочки

«Столярное дело» –  мальчики

«Картонажно-переплетное дело» - смешанные группы

«Цветоводство» - смешанные группы

Содержание уроков по трудовому обучению дает возможность учителю ознакомить учащихся со многими рабочими профессиями, востребованными в современном обществе, воспитать интерес к ним. Особая, ничем не заменимая ценность уроков труда в профориентационной  работе состоит в том, что на них обучающиеся, воспитанники, имеющие нарушения интеллектуального развития, не только получают определенные начальные профессиональные знания, но в процессе создания конкретных объектов труда они приобретают специальные умения и навыки, пробуют свои силы в практической деятельности, развивают профессиональные интересы и способности.  Именно поэтому перед учителями трудового обучения школы стоит задача так организовать работу,  чтобы каждый ученик не только испытал чувство гордости за результат своего труда,  но чтобы оно переросло в желание,  а затем в привычку трудиться,  чтобы возник устойчивый интерес к выбору профессии.

Все это необходимо нашим детям, потому что:

- это им пригодится в жизни для себя и обеспечения своей семьи;

- поскольку изменился рынок труда, изменились формы трудоустройства: кроме государственных, появились индивидуальные, частные предприятия, куда с большим удовольствием возьмут умелого работника.

       Предпрофильная подготовка  является основным направлением трудового воспитания в воспитательной системе  школы, которая предполагает вооружение учащихся  навыками самообслуживания, развитие потребности трудиться, овладение общей ориентировкой в мире профессий и навыками профессионального труда,  формирование   навыков  трудовой  коллективной деятельности. Кроме этого проводятся различные мероприятия профориентационной направленности: воспитательские мероприятия, классные часы, недели «Труда», психологические тренинги, общешкольные праздники и другие мероприятия.

          Необходимым условием успешной адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является комплексное психолого-педагогическое сопровождение учащихся. Для этого в учреждении работает психолого-медико-педагогический консилиум, одним из направлений деятельности которого является работа по профориентации  со старшеклассниками, при этом учитывается состояние здоровья, психофизические особенности детей, пожелания законных представителей детей, мнения самих учащихся.  Результатом данной работы является направление учащегося по выбранной специальности для обучения в  профессиональном  училище.

Формирование системы предпрофильной подготовки, социально-адаптированной личности невозможно в закрытом пространстве. Систему социального партнерства наше образовательное учреждение выстраивает в содружестве с теми, кто не остается равнодушен к судьбам детей.  Школа сотрудничает с Центром занятости населения   для  участия в мероприятиях профориентационной направленности, т.к. одной из важнейших задач по организации предпрофильной подготовки  остается трудоустройство выпускников. 

Опыт специальных (коррекционных) учреждений показывает, что целеустремленность (подчинение человеком своих действий и усилий определенным целям) учащихся особенно велика тогда, когда трудовое задание вызывает у них познавательный интерес и подкрепляется общественными мотивами. В связи с этим, программа предпрофильной подготовки тесно взаимосвязана с программой воспитания и предполагает участие детей и подростков в различных выставках и конкурсах, проведение трудовых праздников, творческих мастерских, участие в трудовых десантах, экскурсиях на производственные предприятия, организации выставок детского творчества и других общественно значимых мероприятий. Эти занятия формируют у детей и подростков представления о мире профессий, осмысление о необходимости трудовой деятельности, воспитывают уважение к труду, желание приобрести в дальнейшем профессию. Организация коллективной деятельности учащихся формирует трудолюбие, навыки коллективной деятельности, самоорганизации, адекватного поведения у подростков с проблемами интеллектуального развития.

Одним из направлений  работы по предпрофильной подготовке является и организованная система  дополнительного  образования,  которая   создает условия и предоставляет возможность каждому ребенку выбор кружка в зависимости от своего индивидуального пути для совершенствования выбранной трудовой направленности: «Рукодельница», «Умелые руки», «Почемучка», «Цветоводство» и т.д.

         Таким образом, главной задачей предпрофильной подготовки является  подготовка личности, обладающей социально значимыми качествами, определенными знаниями и мобильными профессиональными навыками, способная в современных условиях успешно адаптироваться на производстве, в коллективе и повседневной жизни.

Дети с легкой умственной отсталостью в состоянии усваивать навыки общения и самообслуживания, могут справиться с посильной работой, адаптироваться к условиям обычного производства и могут работать в течение нормированного рабочего дня с полной нагрузкой. Жить и вести хозяйство самостоятельно. У них формируются общественно ценные потребности и интересы, навыки адекватного поведения.

Совместная деятельность всего педагогического коллектива способствует формированию у воспитанников способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, мы делаем все возможное, чтобы ребенок не только овладел выбранной специальностью, но и чувствовал себя полноправным членом общества. 

Просмотр содержимого документа
«ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЧАСТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ. »

ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЧАСТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.


Заместитель директора по УР Общеобразовательного частного учреждения «Школа-интернат «Абсолют» Пронина О.Н.


Современная школа должна реализовывать цели развития ребенка, т.е. служить его собственным интересам, обеспечить зрелость учащихся в выборе дальнейшего пути, дать достаточные знания выпускникам о рынке труда и востребованных профессиях, о тех способах образования, которыми их можно получить. У многих школьников с нарушениями интеллекта выбор является случайным, носит романтический характер, не вполне соотносится с реальными способностями и возможностями. У них не сформирована потребность в своем дальнейшем саморазвитии и получении образования после окончания школы, нет устойчивой мотивации на приложение усилий для получения качественного профессионального образования. Существующая педагогическая система недостаточна для того, чтобы сформировать у выпускников способность делать осознанный выбор профиля образования. Общее непрофильное образование не согласуется с учебной мотивацией старшеклассников, которая связывает свои интересы в учебе с будущим профессиональным образованием.
Все это может помешать их успешной адаптации в обществе после окончания школы.
Таким образом, обоснована актуальность введения новой системы образования – профильной школы.
Концепция профильного обучения отмечает, что реализация идеи профилизации обучения ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности. Важность подготовки к этому ответственному выбору определяет серьезное значение предпрофильной подготовки в пределах школы.
Предпрофильная подготовка рассматривается как система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся основной школы относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности (в том числе в отношении выбора профиля и конкретного места обучения на старшей ступени школы или иных путей продолжения образования).
Суть предпрофильной подготовки – создать образовательное пространство, способствующее самоопределению учащегося выпускного класса, через организацию внеурочной деятельности, информационную работу и профильную ориентацию.

Предпрофильная подготовка осуществляется на основе «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования», в соответствии с «Концепцией модернизации Российского образования».
Нынешняя молодежь вступает в самостоятельную трудовую жизнь почти вслепую. Большинство выпускников не имеют представления о реальном спросе на специалистов на рынке труда. Преобладает случайный, внесоциальный выбор, влекущий за собой личностные и социальные издержки. В результате человек теряет время и веру в свои силы.
«Реализация идеи профильности старшей ступени, ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности» /«Концепция профильного обучения»/.


Организация предпрофильной подготовки в Общеобразовательном частном учреждении «Школа-интернат «Абсолют»

Чтобы помочь нашим детям адаптироваться в окружающем социуме и дать хотя бы относительную гарантию иметь в дальнейшем возможность зарабатывать на жизнь, возникла потребность в разработке системы предпрофильной подготовки, которая бы:

- была рассчитана на уровень интеллектуальных возможностей детей данной категории;

- была практико-ориентирована, т.е. позволяла сформировать у данной категории детей определенный уровень трудовых навыков и умений;

- соответствовала запросам рынка труда;

- формировала определенный уровень экономических знаний, необходимый для ведения домашнего хозяйства.

В нашей школе-интернате мы готовим детей с ОВЗ к самостоятельной жизни. Разработанная и адаптированная к условиям школы-интерната для детей с ОВЗ модель предпрофильной подготовки, показывает, насколько выпускники готовы к жизни в современных социо-экономических условиях, их умение ориентироваться в мире профессий, и включает в себя: информационную работу, предпрофильное обучение, дополнительное образование и психологическое сопровождение.

Предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, организационной и информационной поддержки воспитанников школы, содействующей их успешному самоопределению по завершению образования и обоснованному выбору пути продолжения образования.

Цель предпрофильной подготовки – оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в принятии решения о выборе профиля обучения, направления дальнейшего образования и возможного трудоустройства с учетом ситуации на рынке труда, а также создание условий для повышения готовности подростков к социальному и профессиональному самоопределению в целом.

В итоге всей деятельности по предпрофильной подготовке каждый учащийся должен иметь представление о том, кем он хочет стать, куда пойти учиться.

Для реализации своей деятельности в школе имеется необходимая материальная база: специализированные кабинеты, спортивный зал, мастерские: швейная, столярная, картонажно-переплетного дела, цветоводства; спортивная и хозяйственные зоны на пришкольном участке; в проекте теплицы и парники. Имеется необходимый набор инструментов, аппаратов и механизмов для обработки различных материалов в зависимости от направления выбранной деятельности.

Предпрофильная подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья в школе-интернате осуществляется на основе планирования и реализации комплекса мер, обеспечивающих соблюдение требований к организации этой деятельности (включая наличие соответствующей материальной базы, специальных образовательных программ, подготовку педагогического коллектива, проведение разъяснительной работы с обучающимися и их родителями).

Реализация задач предпрофильной подготовки проходит через трудовое обучение, которое включает в себя следующие направления:

«Ручной труд» в младших классах

«Швейное дело» – девочки

«Столярное дело» – мальчики

«Картонажно-переплетное дело» - смешанные группы

«Цветоводство» - смешанные группы

Содержание уроков по трудовому обучению дает возможность учителю ознакомить учащихся со многими рабочими профессиями, востребованными в современном обществе, воспитать интерес к ним. Особая, ничем не заменимая ценность уроков труда в профориентационной работе состоит в том, что на них обучающиеся, воспитанники, имеющие нарушения интеллектуального развития, не только получают определенные начальные профессиональные знания, но в процессе создания конкретных объектов труда они приобретают специальные умения и навыки, пробуют свои силы в практической деятельности, развивают профессиональные интересы и способности. Именно поэтому перед учителями трудового обучения школы стоит задача так организовать работу, чтобы каждый ученик не только испытал чувство гордости за результат своего труда, но чтобы оно переросло в желание, а затем в привычку трудиться, чтобы возник устойчивый интерес к выбору профессии.

Все это необходимо нашим детям, потому что:

- это им пригодится в жизни для себя и обеспечения своей семьи;

- поскольку изменился рынок труда, изменились формы трудоустройства: кроме государственных, появились индивидуальные, частные предприятия, куда с большим удовольствием возьмут умелого работника.

Предпрофильная подготовка является основным направлением трудового воспитания в воспитательной системе школы, которая предполагает вооружение учащихся навыками самообслуживания, развитие потребности трудиться, овладение общей ориентировкой в мире профессий и навыками профессионального труда, формирование навыков трудовой коллективной деятельности. Кроме этого проводятся различные мероприятия профориентационной направленности: воспитательские мероприятия, классные часы, недели «Труда», психологические тренинги, общешкольные праздники и другие мероприятия.

Необходимым условием успешной адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является комплексное психолого-педагогическое сопровождение учащихся. Для этого в учреждении работает психолого-медико-педагогический консилиум, одним из направлений деятельности которого является работа по профориентации со старшеклассниками, при этом учитывается состояние здоровья, психофизические особенности детей, пожелания законных представителей детей, мнения самих учащихся. Результатом данной работы является направление учащегося по выбранной специальности для обучения в профессиональном училище.

Формирование системы предпрофильной подготовки, социально-адаптированной личности невозможно в закрытом пространстве. Систему социального партнерства наше образовательное учреждение выстраивает в содружестве с теми, кто не остается равнодушен к судьбам детей. Школа сотрудничает с Центром занятости населения для участия в мероприятиях профориентационной направленности, т.к. одной из важнейших задач по организации предпрофильной подготовки остается трудоустройство выпускников.

Опыт специальных (коррекционных) учреждений показывает, что целеустремленность (подчинение человеком своих действий и усилий определенным целям) учащихся особенно велика тогда, когда трудовое задание вызывает у них познавательный интерес и подкрепляется общественными мотивами. В связи с этим, программа предпрофильной подготовки тесно взаимосвязана с программой воспитания и предполагает участие детей и подростков в различных выставках и конкурсах, проведение трудовых праздников, творческих мастерских, участие в трудовых десантах, экскурсиях на производственные предприятия, организации выставок детского творчества и других общественно значимых мероприятий. Эти занятия формируют у детей и подростков представления о мире профессий, осмысление о необходимости трудовой деятельности, воспитывают уважение к труду, желание приобрести в дальнейшем профессию. Организация коллективной деятельности учащихся формирует трудолюбие, навыки коллективной деятельности, самоорганизации, адекватного поведения у подростков с проблемами интеллектуального развития.

Одним из направлений работы по предпрофильной подготовке является и организованная система дополнительного образования, которая создает условия и предоставляет возможность каждому ребенку выбор кружка в зависимости от своего индивидуального пути для совершенствования выбранной трудовой направленности: «Рукодельница», «Умелые руки», «Почемучка», «Цветоводство» и т.д.

Таким образом, главной задачей предпрофильной подготовки является подготовка личности, обладающей социально значимыми качествами, определенными знаниями и мобильными профессиональными навыками, способная в современных условиях успешно адаптироваться на производстве, в коллективе и повседневной жизни.

Дети с легкой умственной отсталостью в состоянии усваивать навыки общения и самообслуживания, могут справиться с посильной работой, адаптироваться к условиям обычного производства и могут работать в течение нормированного рабочего дня с полной нагрузкой. Жить и вести хозяйство самостоятельно. У них формируются общественно ценные потребности и интересы, навыки адекватного поведения.

Совместная деятельность всего педагогического коллектива способствует формированию у воспитанников способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, мы делаем все возможное, чтобы ребенок не только овладел выбранной специальностью, но и чувствовал себя полноправным членом общества.


7




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Пронина Ольга Николаевна

Дата: 28.10.2015

Номер свидетельства: 244819

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства