Психофизиологические особенности творческой деятельности учащихся
Психофизиологические особенности творческой деятельности учащихся
Психофизиологические особенности творческой деятельности учащихся.
(Богданов В.Н., ГБОУ "СШ № 4 Г.О. СНЕЖНОЕ")
В трудовой деятельности человек выполняет различные акты. Но любой акт состоит из многих компонентов. Существенная черта человеческого мозга – это его способность объединять и направленно регулировать сотни тысяч реакций, протекающих одновременно и последовательно на клеточном, субклеточном и молекулярном уровне. Эта функция мозга получила название интегративной деятельности центральной нервной системы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Психофизиологические особенности творческой деятельности учащихся»
Психофизиологические особенности творческой деятельности учащихся.
(Богданов В.Н., ГБОУ "СШ № 4 Г.О. СНЕЖНОЕ")
В трудовой деятельности человек выполняет различные акты. Но любой акт состоит из многих компонентов. Существенная черта человеческого мозга – это его способность объединять и направленно регулировать сотни тысяч реакций, протекающих одновременно и последовательно на клеточном, субклеточном и молекулярном уровне. Эта функция мозга получила название интегративной деятельности центральной нервной системы.
Интеграция, как объединение элементов в целое, является понятием противоположным разграничению, расчленению и дроблению целого на элементы.
Интегративной функцией называют деятельность мозга, которая объединяет разнообразные отправления организма для их взаимодействия, и придаёт им целесообразный характер. Благодаря этой функции мозг формирует различные цели и оценивает полезность своего поведения.
Цель, средство и результаты являются общими, существенными и необходимыми звеньями любой функциональной системы. А единственное назначение функциональной системы – это достижение той или иной конкретной цели.
В окружающем мире целью поведения человека является конкретный объект, с которым нужно совершить определённое действие. Здесь цель действия – это нечто такое в объекте, что нужно получить или исключить в результате именно данного конкретного действия. Эта цель имеет в мозге эквивалентную физиологическую модель в виде представления о результате предстоящего действия. Формирование этой физиологической модели является первым звеном в системной деятельности. Существенная особенность системной деятельности состоит в том, что цель формируется несколько раньше, чем начинается само рефлекторное действие по её реализации.
Второе звено в системной деятельности организма – это программа действий. Программа действий и её осуществление является средством реализации цели, благодаря чему эта цель становится выполненной. Физиологическая модель цели действия как закон определяет способ и характер действий, с помощью которых рабочими органами реализуется поставленная цель.
Таким образом, при выполнении цели возникает конкретный результат совершённого действия.
Результат совершённого действия – это связующее звено между программой действий и намеченной конкретной целью. Оценивая результат совершённых действий, человек делает вывод о том, насколько полученный результат согласуется с намеченной целью.
Ещё одна принципиальная особенность деятельности мозга состоит в том, что рефлекторные акты, в чём-то различные по своему функциональному направлению, не могут беспрепятственно осуществляться в одном и том же отрезке времени, поэтому между ними происходит противоборство. Эта особенность связана с устройством центральной нервной системы. Дело в том, что мозг состоит из неодинакового количества чувствительных, вставочных и исполнительных нейронов, выполняющих раздельно функции приёма, переработки и выдачи информации, поступающей в мозг через посредство органов чувств.
Количество чувствительных нейронов намного больше, чем исполнительных, а число вставочных нейронов занимает промежуточное положение. Образно говоря, человеческий мозг имеет “широкие ворота”, через которые входит самая разнообразная информация. К ней добавляется информация, которая извлекается из памяти и вырабатывается в процессе творческой деятельности мозга. Весь этот широкий поток нервных импульсов, несущих в себе в закодированном виде различные мысли и действия, отношения, влечения и искушения человеческого организма, устремляется к выходу из мозга, то есть к исполнительным нейронам, которые непосредственно связаны с рабочими органами. Но таких нейронов не так много: на выходе мозг имеет узкие ворота по сравнению со своим входом. Исполнительные нейроны являются общим конечным путём. И, следуя к нему, различные возбуждения неизбежно сталкиваются на промежуточных этапах в борьбе за этот общий путь, то есть вступают между собой в так называемый нейрофизиологический конфликт.
Нейрофизиологическим конфликтом, или нейроконфликтом, называют борьбу между различными рефлекторными актами за первенствующее значение в организме. Для преодоления нейроконфликта мозг мобилизует координационную функцию. Эта управляющая деятельность, получившая также название “принятие решения”, имеет универсальное значение.
Принятием решения называют аналитико-синтетическую деятельность мозга, обеспечивающую выбор какой-то одной из многих возможных форм поведения, которые, так или иначе, заявляют о себе в данный момент. С помощью координационной деятельности мозга один из противоборствующих актов становится господствующим над другими рефлексами. Координационная функция всегда вступает в силу при выработке условных рефлексов (навыков, знаний). В этом случае имеет место основное условие координации – противоборство и сопоставление друг с другом различных рефлекторных актов.
Когда вырабатывается новый рефлекс, то старый рефлекс отменяется не сразу. В начале выработки рефлекса (знания) происходит противоборство, причём на одной стороне находится старый рефлекс, а на другой – новый. Чтобы преодолеть между ними нейроконфликт, мозг сопоставляет эти рефлексы (знания) применительно к поставленной цели. Противоборство и сопоставление различных рефлекторных актов – характерная особенность различных проблемных ситуаций, движения от незнания к знанию.
Далее координационная функция включается, когда на человеческий организм одновременно действуют разнонаправленные стимулы. В качестве примера можно указать на побочные влияния на исполнителя работы, которые нецелесообразно усложняют трудовой процесс и нарушают его беспрепятственное и облегчённое протекание. Такие побочные влияния исходят со стороны различных санитарно-гигиенических факторов производственной среды (низкая или высокая температура воздуха, его загазированность и т.д.). В этом случае человеческий организм оказывается в ситуации, когда в одном и том же отрезке времени на него действуют два различных раздражителя и побуждают к деятельности различного функционального направления. И в такой ситуации обязательно происходит противоборство между наличным трудовым актом и побочными рефлексами и, следовательно, их координация.
В конечном итоге, смысл координации состоит в том, что общий конечный путь становится открытым для того из конкурирующих рефлексов, который является более сильным, чем другие. Поэтому борьба между рефлекторными актами, находящимися в состоянии нейрофизиологического конфликта, заключается в стремлении каждого из них увеличить интенсивность своего возбуждения, сделать его более сильным. Аналитико-синтетическая деятельность мозга устанавливает, какой рефлекс имеет для организма первенствующее значение и создаёт для возбуждения этого рефлекса силовое превосходство. По этой причине этот рефлекторный акт блокирует с помощью торможения выход конкурирующих рефлексов на исполнительные нейроны.
Такой рефлекс, имеющий первенствующее значение, становится доминантой. Доминанта – это временно господствующий рефлекс, имеющий среди прочих рефлекторных актов силовое превосходство.
Подчинение конкурирующих рефлексов доминанте обычно происходит стадийно. В начальной стадии координации (стадии конфликта) обнаруживается неопределённость в поведении: множественность альтернатив двигательных, речевых реакций, задержка ответных действий, нерешительность, лишение движения. В этой стадии происходит дополнительная мобилизация возбуждения в мозге для обеспечения конкурирующих рефлексов нервными импульсами, имеет место усиление внимания и всей аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий. Поэтому в стадии конфликта уровень возбуждения конкурирующих рефлексов очень высокий.
В заключительной стадии – стадии сложившейся координации, наоборот, обнаруживается однозначность и устойчивость в поведении, а задержка ответных действий, нерешительность и лишние движения отсутствуют. Кроме того, внимание ослабляется, а уровень возбуждения конкурирующих рефлексов становится низким. Таким образом, в этой стадии доминантный рефлекс полностью преодолевает нейрофизиологический конфликт, получает беспрепятственный доступ к выходу на исполнительные нейроны и рабочие органы, и осуществляется легко и с большой скоростью.
Осмысленная деятельность по достижению какого-либо результата называется трудом (работой). С точки зрения психофизиологии и физический и умственный труд имеют одинаковую структуру (функциональную архитектуру), каждый вид труда имеет стимул, цель, программу действия, результат совершённого действия.
Тем не менее, разница есть. Но она относится к различному объёму, неодинаковой доле участия скелетной мускулатуры, с одной стороны, и мыслительных операций – с другой. Труд, в котором усилия человека сосредоточены на исполнительских функциях, в основном скелетной мускулатуры, называется физическим. Другое дело, умственный труд. Здесь на переднем плане находятся мыслительные операции и обслуживающие их психические процессы (восприятие, внимание, память и пр.).
Умственный труд имеет две разновидности – исполнительский и творческий труд. Для первого вида характерна исполнительская деятельность на основе приобретённых знаний и умственных навыков. В основе второго вида лежит эвристическая или творческая деятельность мозга. Продуктивное мышление – главный психический процесс, определяющий творческий труд.
По своей логической структуре творческий умственный труд и труд с исполнительскими функциями одинаковы. Они осуществляются по схеме: два или более объекта сопоставляются в том или ином соотношении. Но они отличаются по своим психофизиологическим свойствам. Умственный труд с исполнительскими функциями характеризуется тем, что закон анализа через синтез в данном случае осуществляется по уже известной программе действий, по хорошо знакомому плану операций, а нейрофизиологический конфликт при этом практически сглажен.
Во время творческого умственного труда, наоборот, идёт поиск программы, по которой нужно совершать действия с целью анализа через синтез. Нейрофизиологический конфликт носит выраженный характер, наблюдаются то стадии его обострения, то стадии его сглаживания.
Из рассмотрения различных сторон мыслительной деятельности видно, что творчество основано на двух главных предпосылках: во-первых, наличии некоторого минимума знаний о предмете; во-вторых, определённом характере организации этих знаний, имеющейся информации.
Тенденции развития школы свидетельствуют о том, что центр тяжести в системе образования сместился с сторону развивающих методов обучения. Принцип развивающего обучения требует создания оптимальных условий для всестороннего, гармоничного развития детей в процессе изучения основ наук, техники, искусств, труда.
Принцип развивающего обучения обеспечивается, прежде всего, содержанием образования. Чем глубже и прочнее учащиеся усваивают знания, тем многозначнее будет их развитие. Путём целенаправленного обучения учитель формирует у учащихся умение логически мыслить. Учащиеся в процессе учёбы овладевают приёмами сравнения, обобщения, абстрагирования, классификации, систематизации, анализа, синтеза.
Важно научить школьников доказывать истинность выдвинутого положения, аргументировать тезисы, выделять главную мысль, различать существенные и второстепенные признаки, делать выводы на основе анализа фактического материала.
Общее развитие школьников происходит в процессе учебной деятельности при использовании различных методов обучения. При этом следует учитывать, что развивающий эффект различных методов неодинаков. Так, проблемные методы, приёмы поиска решений учащимися различных познавательных заданий, эвристическая беседа лучше способствуют развитию логического мышления учащихся, чем репродуктивные методы. В свою очередь, репродуктивные методы эффективней во время отрабатывания стандартных действий, формирования умений оперативного применения усвоенных знаний в экстремальных условиях, например, близких к производственным и т.д. На умственное развитие учащихся влияют приёмы и операции их мыслительной деятельности в процессе применения знаний, умений и навыков на практике при оптимальном сочетании творческих и репродуктивных приёмов.
Творческие упражнения (задания) по своему содержанию и методам или приёмам выполнения приближаются к ситуациям, которые могут возникнуть в жизни каждого человека. Дидактическая цель творческих заданий заключается в том, чтобы сформировать у учащихся умения успешно ориентироваться в жизни, процессе труда, чётко, правильно и быстро решать проблемы на основе творческого применения полученных знаний и приобретённых навыков.
Различают два уровня творческих упражнений (заданий). Упражнения первого уровня характеризуется тем, что их выполнение требует только определённой перестройки известного. Второй уровень отличается большей степенью творчества при выполнении заданий с внесением в них элементов нового по содержанию или выполнения творческих действий. Успешное выполнение таких заданий характеризует высшую степень усвоения навыков и умений. Эффективным способом развития творческих способностей учащихся является проблемный подход к обучению. Характерные особенности проблемного обучения: создание проблемной ситуации, выдвижение проблемы, требующей разрешения; выдвижение гипотез поставленной проблемы; доказательство избранной гипотезы, общий вывод – формирование путей решения проблемы и анализ полученных результатов. Проблемный подход в обучении направлен на всемерное развитие познавательных возможностей учащихся, на формирование их творческой активности.
Приёмы создания проблемных ситуаций:
а) сообщение учителем учащимся информации, которая несёт в себе противоречие;
б) восприятие и осмысление различных толкований одного и того же явления;
в) несоответствие между системой знаний, навыков и умений учащихся и новым фактом, явлением (что вызывает чувство неполноты знаний и желание их освоить поиском способов решения проблемных задачи заданий);
г) использование совокупности перечисленных способов и приёмов.
Творческие упражнения отличаются между собой дидактической целью, степенью самостоятельности учащихся, уровнем творчества.
Для решения творческих заданий у учащихся должны быть прочные знания и навыки успешного применения их на практике. Важная дидактическая цель творческих заданий – выработка у учащихся умений быстро, чётко и правильно решать жизненные проблемы, применять приобретённые знания и навыки. В отличие от тренировочных упражнений, для творческих заданий не предусматривается готовый материал. Его нужно придумать, подготовить, создать.
Творчество есть прежде всего большой, постоянный и напряжённый труд. Творить может только тот, кто умеет работать, кто способен к усидчивому, неутомимому, подчас кропотливому труду. То есть, основным условием продуктивности творческой деятельности является постоянство в труде и систематическая, постоянная работа. Исключительное значение имеет предварительная работа, служащая подготовкой творческого решения задачи, которая заключается в изучении, обдумывании этой задачи и в собирании необходимых материалов. Однако подготовительная работа не сводится только к собиранию материалов специально для осуществления данного замысла. Не меньшее значение имеет то, что можно назвать собиранием материалов "впрок". Всякий хороший специалист постоянно занят собиранием фактических данных в области своей специальности и обдумыванием, осмысливанием их. Поэтому, сталкиваясь с какой-либо новой проблемой, он располагает значительным запасом подготовительного материала, фактов и идей. Возможность давать быстрые решения новых вопросов и является результатом такой общей подготовки в определённой области творческой деятельности.