Экологическое образование и проектно-исследовательская деятельность учащихся
Экологическое образование и проектно-исследовательская деятельность учащихся
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ.
Журавлёва О. В.
Ровеньский район
Экологическое образование и воспитание учащихся – один из важных вопросов современного образования. Наша задача – научить детей по-хозяйски относиться к природе, заботиться о её сохранении, воспитать бережное отношение к окружающему миру. В своей работе по экологическому образованию я использую различные образовательные технологии: проблемное обучение, модульное обучение, коллективное обучение, проектное обучение. Хочу особо остановиться на технологии проектного обучения. Учебные занятия, моделируемые по проектной технологии, позволяют вовлечь учащихся в активную деятельность по изучению окружающей среды, проводить наблюдения, отбор проб, их анализ, позволяют добиться интеграции содержания образования, формировать надпредметные знания и умения, развивать социальные практики с учётом психофизиологических особенностей детей. Проект обеспечивает тесную связь теории и практики. В проектной деятельности и учитель, и ученик – активные субъекты образовательного процесса, в ходе которого учитель непрерывно повышает своё профессиональное мастерство и использует его для оказания помощи ученику в усвоении учебного материала с учётом его индивидуальных способностей, выбора жизненных и профессиональных ориентиров. Поэтапность реализации проекта позволяет чётко сформулировать проблему, цели, задачи, способы их реализации; создать условия для индивидуальной и коллективной деятельности, для самостоятельной и групповой работы учащихся, создание ситуации успеха и сотрудничества.
Основные этапы проектной деятельности.
Подготовительный.
Этап планирования.
Этап исследования.
Результативно – аналитический.
Отчётно-презентационный.
Этап оценки результатов проекта и проектной деятельности.
Одна из разновидностей проектных технологий проектно- исследовательская. Цель её – развитие у учащихся важнейшего инструмента оперативного освоения действительности: возможность осваивать не суммы готовых знаний, а методы получения новых знаний. Исследование – это средство организации образовательной деятельности, один из способов экологического образования учащихся.
Учебное занятие,
построенное по технологии проектного обучения.
Оценка экологического качества воды в водоёме села Ржевка Ровеньского района Белгородской области по общим физико-химическим показателям.
Место в учебном процессе: в 9 классе при изучении курса «Экология», в 11 классе при изучении экологических факторов, на занятиях кружка по экологии.
Занятие рассчитано на 4 часа.
Планируемый результат: ученики дают оценку экологического качества воды в водоёме, моделируют результат проекта и презентуют его аудитории.
Учебные цели: расширить и углубить знания учащихся по прикладной экологии; создать условия для интеграции знаний различных учебных дисциплин естественно-научного цикла; организовать деятельность учащихся по формированию практических навыков и умений по экологии.
Ход учебного занятия.
Подготовительный этап.
-Учитель формулирует тему занятия: «Оценка экологического качества воды в водоёме села Ржевка Ровеньского района Белгородской области по общим физико-химическим показателям».
Предлагает выяснить с помощью словаря и справочника смысл понятия
« экологическое состояние». Помогает установить основные физико-химические показатели.
- Учащиеся с помощью инструктивных карт (см. приложение) формулируют задачи проекта.
-Мозговой штурм по обсуждению вопроса: « Какие знания необходимы для решения поставленной задачи»? ( Знания по химии: качественные реакции на ионы, предельно допустимые концентрации веществ; по биологии: виды загрязнений; по физике: физические показатели).
-Самостоятельная работа со справочной литературой по изучению физико-химических показателей.
- Обобщение работы на подготовительном этапе.
С учётом приобретённых знаний ученики формулируют гипотезу исследования: качество воды в водоёме плохое.
2. Этап планирования проектной деятельности.
Определение направлений работы для реализации проектной задачи:
1. Определение источников информации и способов её сбора.
2. Организация работы в группах.
3. Определение методов исследований в базовых группах.
4. Определение формы отчёта.
5. Представители групп докладывают о результатах планирования, проведенного в микрогруппах.
6. Учитель помогает группам в подведении итогов работы по решению промежуточных задач.
3.Исследовательский этап.
Группы выполняют исследования согласно внутригрупповой задаче и плану работы. Оформляют результаты своих исследований, готовят комментарии.
1 группа: изучение водного бассейна водоёма, составление карты бассейна;
2 группа: определение основных источников загрязнения; экскурсия по селу;
3 группа: отбор проб воды и проведение физических наблюдений;
4 группа: отбор проб воды и проведение химических анализов:
-содержание хлоридов;
- содержание сульфатов;
- содержание нитратов;
- содержание фенолов;
- определение общей жесткости воды; сопоставление с ПДК.
Результаты исследований оформляют в виде таблицы
4. Результативно-аналитический этап.
-Учитель напоминает формулировку общей проектной задачи, зачитывает задачи групп, которые они решали как промежуточные в ходе групповых исследований, зачитывает критерии оценивания работы над проектом.
-Представители групп отчитываются о проделанной работе и предлагают рекомендации для увеличения эффективности общей проектной работы.
- Общий результат работы над проектом.
Результаты исследования. Анализ данных таблиц показал, что цветность воды в водоёме превышает допустимую норму на 20 градусов, мутность воды выше нормы на 3-4 мг, запах – гнилостно – интенсивный, жесткость превышает допустимую норму на 2 мл–экв/л, содержание нитратов выше нормы на 1 мг/л, хлоридов на 10 мг/л, вода имеет слабощелочную среду. В результате наших исследований, мы сделали вывод: экологическое качество воды в водоёме - плохое, т.е. не соответствует многим физико-химическим показателям.
Причины этого мы видим в следующем:
-Заилились два родника из трех, которые питают пруд.
-В водоем сбрасывают бытовой мусор, тем самым загрязняют пруд.
-На поле, с которого стекает вода в водоем так же много бытовых отходов и мазута.
-В центре села находится канализация, из которой фекальные массы попадают в водоем.
Пути решения проблемы.
Члены кружка «Юный эколог» Ржевской школы провели разъяснительную работу среди жителей села Ржевка о недопустимости выброса бытовых отходов в водоем, выпустили листовки по данной тематике.
Мы обратились в управление колхоза СПК «Заветы Ильича» с просьбой почистить пруд.
Провели операцию « Чистые пруды» по очистке берегов водоёма.
- Необходимо обратиться в администрацию села Ржевка с просьбой о своевременном выкачивании канализации в центре села
5. Отчетно-презентационный этап.
Учащиеся совместно с учителем обсуждают варианты представления результатов работы над проектом и решают сделать компьютерную презентацию проекта.
6.Этап оценки результатов проекта и проектной деятельности.
-Коллективное обсуждение участия в проекте, заполнение оценочных карточек.
-Обсуждение практической значимости проведенного проектного исследования: что узнали нового? Чему научились? Где, когда и для чего эти знания и умения пригодятся в жизни?
-Оценка проектной деятельности учащихся учителем.
Приложение.
Инструктивная карточка.
(Общий ход выполнения проекта)
Общее задание для выполнения проекта.
В селе Ржевка находится пруд. Ваша задача: дать оценку экологического качества воды в водоёме по общим физико-химическим показателям.
2. Задача для первой части учебного занятия по проекту: выполнить исследования и оформить в виде таблиц.
3.. Задача для второй части учебного занятия по проекту: закончить разработку проекта, сделать выводы и внести свои предложения, организовать презентацию результатов.
4. Задания для работы в группах.
Задания для 1 группы.
Совершить рейд по селу и его окрестностям, выяснить с каких территорий вода стекает в водоём.
Составить карту водного бассейна водоёма.
Задания для 2 группы.
Провести экскурсию по селу, выявить основные источники загрязнения воды в водоёме.
2.Сделать фотографии источников загрязнения.
Задания для 3 группы.
Сделать отбор проб воды из водоёма по методике Боголюбова.
Провести физические наблюдения: температура, цветность, мутность, запах, прозрачность.
Оформить отчёт в виде таблицы.
Задания для 4 группы.
Сделать отбор проб воды из водоёма согласно методике Боголюбова.
Провести химический анализ проб воды: содержание хлоридов, сульфатов, нитратов, фенолов, определить общую жесткость воды. 3.Оформить отчёт в виде таблицы.
Описанное учебное занятие, организованное по проектной технологии на основе системного подхода, способствует экологическому образованию учащихся, имеет практико-ориентированный характер. Участие в работе над проектом позволяет ученикам приобрести не только экологические знания, но и умения проводить исследования в природной среде, сравнивать, анализировать, делать выводы, развивает экологическое мышление учащихся. Формируются качества личности, обеспечивающие решение познавательных, коммуникативных, развивающих, творческих задач, опираясь на социально - деятельностный опыт.
Список литературы.
1.Обуховская А. С. Ода учебному проекту // Журнал « Биология в школе». – 2004. № 8.
2.Рыжов И. Н. Оценка состояния водных объектов // Журнал « Биология в школе». - 1996. - №5.
3.Речкалова Н. И., Сысоева Л. И. Какую воду мы пьём // Журнал « Химия в школе». - 2004. - №3.
4.Боголюбов А. С. Изучение физико-химических свойств природных вод.: "Экосистема", 2001.
5.Корнилов А. Г., Петин А. Н., Голеусов П. В. Общая экология: Учебное пособие. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2004. - 176с.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Экологическое образование и проектно-исследовательская деятельность учащихся »
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ.
Журавлёва О. В.
Ровеньский район
Экологическое образование и воспитание учащихся – один из важных вопросов современного образования. Наша задача – научить детей по-хозяйски относиться к природе, заботиться о её сохранении, воспитать бережное отношение к окружающему миру. В своей работе по экологическому образованию я использую различные образовательные технологии: проблемное обучение, модульное обучение, коллективное обучение, проектное обучение. Хочу особо остановиться на технологии проектного обучения. Учебные занятия, моделируемые по проектной технологии, позволяют вовлечь учащихся в активную деятельность по изучению окружающей среды, проводить наблюдения, отбор проб, их анализ, позволяют добиться интеграции содержания образования, формировать надпредметные знания и умения, развивать социальные практики с учётом психофизиологических особенностей детей. Проект обеспечивает тесную связь теории и практики. В проектной деятельности и учитель, и ученик – активные субъекты образовательного процесса, в ходе которого учитель непрерывно повышает своё профессиональное мастерство и использует его для оказания помощи ученику в усвоении учебного материала с учётом его индивидуальных способностей, выбора жизненных и профессиональных ориентиров. Поэтапность реализации проекта позволяет чётко сформулировать проблему, цели, задачи, способы их реализации; создать условия для индивидуальной и коллективной деятельности, для самостоятельной и групповой работы учащихся, создание ситуации успеха и сотрудничества.
Основные этапы проектной деятельности.
Подготовительный.
Этап планирования.
Этап исследования.
Результативно – аналитический.
Отчётно-презентационный.
Этап оценки результатов проекта и проектной деятельности.
Одна из разновидностей проектных технологий проектно- исследовательская. Цель её – развитие у учащихся важнейшего инструмента оперативного освоения действительности: возможность осваивать не суммы готовых знаний, а методы получения новых знаний. Исследование – это средство организации образовательной деятельности, один из способов экологического образования учащихся.
Учебное занятие,
построенное по технологии проектного обучения.
Оценка экологического качества воды в водоёме села Ржевка Ровеньского района Белгородской области по общим физико-химическим показателям.
Место в учебном процессе: в 9 классе при изучении курса «Экология», в 11 классе при изучении экологических факторов, на занятиях кружка по экологии.
Занятие рассчитано на 4 часа.
Планируемый результат: ученики дают оценку экологического качества воды в водоёме, моделируют результат проекта и презентуют его аудитории.
Учебные цели: расширить и углубить знания учащихся по прикладной экологии; создать условия для интеграции знаний различных учебных дисциплин естественно-научного цикла; организовать деятельность учащихся по формированию практических навыков и умений по экологии.
Ход учебного занятия.
Подготовительный этап.
-Учитель формулирует тему занятия: «Оценка экологического качества воды в водоёме села Ржевка Ровеньского района Белгородской области по общим физико-химическим показателям».
Предлагает выяснить с помощью словаря и справочника смысл понятия
« экологическое состояние». Помогает установить основные физико-химические показатели.
- Учащиеся с помощью инструктивных карт (см. приложение) формулируют задачи проекта.
-Мозговой штурм по обсуждению вопроса: « Какие знания необходимы для решения поставленной задачи»? ( Знания по химии: качественные реакции на ионы, предельно допустимые концентрации веществ; по биологии: виды загрязнений; по физике: физические показатели).
-Самостоятельная работа со справочной литературой по изучению физико-химических показателей.
- Обобщение работы на подготовительном этапе.
С учётом приобретённых знаний ученики формулируют гипотезу исследования: качество воды в водоёме плохое.
2. Этап планирования проектной деятельности.
Определение направлений работы для реализации проектной задачи:
1. Определение источников информации и способов её сбора.
2. Организация работы в группах.
3. Определение методов исследований в базовых группах.
4. Определение формы отчёта.
5. Представители групп докладывают о результатах планирования, проведенного в микрогруппах.
6. Учитель помогает группам в подведении итогов работы по решению промежуточных задач.
3.Исследовательский этап.
Группы выполняют исследования согласно внутригрупповой задаче и плану работы. Оформляют результаты своих исследований, готовят комментарии.
1 группа: изучение водного бассейна водоёма, составление карты бассейна;
2 группа: определение основных источников загрязнения; экскурсия по селу;
3 группа: отбор проб воды и проведение физических наблюдений;
4 группа: отбор проб воды и проведение химических анализов:
-содержание хлоридов;
- содержание сульфатов;
- содержание нитратов;
- содержание фенолов;
- определение общей жесткости воды; сопоставление с ПДК.
Результаты исследований оформляют в виде таблицы:
Весна. 10.04.06.
Проба № 1.
Физико-химические показатели.
Точки отбора.
А
В
С
1.Температура.
+10C
+10C
+10C
2.Цветность.
Бледно-желтая 60.
Бледно-желтая 60.
Бледно-желтая 60.
3.Мутность.
6мл/л
5мл/л
6мл/л
4.Прозрачность.
9см
11см
9см
5.Запах.
Гнилостной интенсивный
Гнилостной интенсивный
Гнилостной интенсивный
6. Содержание примесей.
Цвет осадка светло-серый. Содержание карбонатов.
Цвет осадка светло-серый. Содержание карбонатов.
Цвет осадка светло-серый. Содержание карбонатов.
7. Жесткость.
9 мл - экв/л
9 мл - экв/л
9 мл - экв/л
8. Нитраты.
11мг/л
10мг/л
11мг/л
9. Хлориды.
360 мг/л
350 мг/л
360 мг/л
10. Сульфаты.
105мг/л
100мг/л
105мг/л
11. Фенолы.
3мг/л
3мг/л
3мг/л
12. Кислотность воды.
Слабощелочная рн8
Слабощелочная рн8
Слабощелочная рн8
Весна.12.05.06.
Проба №2.
Физико-химические показатели.
Точки отбора.
А
В
С
1.Температура.
+14C
+15C
+14C
2.Цветность.
Бледно-желтая 60.
Бледно-желтая 60.
Бледно-желтая 60.
3.Мутность.
5мл/л
5мл/л
6мл/л
4.Прозрачность.
10см
9см
10см
5.Запах.
Гнилостной интенсивный
Гнилостной интенсивный
Гнилостной интенсивный
6. Содержание примесей.
Цвет осадка светло-серый. Содержание карбонатов.
Цвет осадка светло-серый. Содержание карбонатов.
Цвет осадка светло-серый. Содержание карбонатов.
7. Жесткость.
9 мл - экв/л
9 мл - экв/л
9 мл - экв/л
8. Нитраты.
11мг/л
11мг/л
11мг/л
9. Хлориды.
365 мг/л
350 мг/л
360 мг/л
10. Сульфаты.
100мг/л
. 95мг/л
100мг/л
11. Фенолы.
3мг/л
3мг/л
3мг/л
12. Кислотность воды.
Слабощелочная рн8
Слабощелочная рн8
Слабощелочная рн8
Лето. 15.07.06.
Проба № 3.
Физико-химические показатели.
Точки отбора.
А
В
С
1.Температура.
+21C
+23C
+22C
2.Цветность.
Бледно-зелёная 60.
Бледно-зелёная 60.
Бледно-зелёная 60.
3.Мутность.
5мл/л
4мг/л
5мг/л
4.Прозрачность.
9см
10см
9см
5.Запах.
Гнилостной интенсивный
Гнилостной интенсивный
Гнилостной интенсивный
6. Содержание примесей.
Цвет осадка светло-серый. Содержание карбонатов.
Цвет осадка светло-серый. Содержание карбонатов
Цвет осадка светло-серый. Содержание карбонатов
7. Жесткость.
9 мл - экв/л
10 мл - экв/л
9 мл - экв/л
8. Нитраты.
11мг/л
11мг/л
11мг/л
9. Хлориды.
360 мг/л
350 мг/л
360 мг/л
10. Сульфаты.
100мг/л
100мг/л
95мг/л
11. Фенолы.
3мг/л
3мг/л
3мг/л
12. Кислотность воды.
Слабощелочная рн8
Слабощелочная рн8
Слабощелочная рн8
Лето. 15.08.06.
Проба № 4.
Физико-химические показатели.
Точки отбора.
А
В
С
1.Температура.
+21C
+23C
+22C
2.Цветность.
Бледно-зелёная 60.
Бледно-зеленая 60.
Бледно-зеленая 60.
3.Мутность.
5мл/л
4мг/л
4мг/л
4.Прозрачность.
10см
10см
9см
5.Запах.
Гнилостной интенсивный
Гнилостной интенсивный
Гнилостной интенсивный
6. Содержание примесей.
Цвет осадка светло-серый. Содержание карбонатов.
Цвет осадка светло-серый. Содержание карбонатов
Цвет осадка светло-серый. Содержание карбонатов
7. Жесткость.
9 мл - экв/л
10 мл - экв/л
9 мл - экв/л
8. Нитраты.
11мг/л
11мг/л
11мг/л
9. Хлориды.
360 мг/л
350 мг/л
360 мг/л
10. Сульфаты.
105мг/л
100мг/л
100мг/л
11. Фенолы.
3мг/л
3мг/л
3мг/л
12. Кислотность воды.
Слабощелочная рн8
Слабощелочная рн8
Слабощелочная рн8
4. Результативно-аналитический этап..
-Учитель напоминает формулировку общей проектной задачи, зачитывает задачи групп, которые они решали как промежуточные в ходе групповых исследований, зачитывает критерии оценивания работы над проектом.
-Представители групп отчитываются о проделанной работе и предлагают рекомендации для увеличения эффективности общей проектной работы.
- Общий результат работы над проектом.
Результаты исследования. Анализ данных таблиц показал, что цветность воды в водоёме превышает допустимую норму на 20 градусов, мутность воды выше нормы на 3-4 мг, запах – гнилостно – интенсивный, жесткость превышает допустимую норму на 2 мл–экв/л, содержание нитратов выше нормы на 1 мг/л, хлоридов на 10 мг/л, вода имеет слабощелочную среду. В результате наших исследований, мы сделали вывод: экологическое качество воды в водоёме - плохое, т.е. не соответствует многим физико-химическим показателям.
Причины этого мы видим в следующем:
-Заилились два родника из трех, которые питают пруд.
-В водоем сбрасывают бытовой мусор, тем самым загрязняют пруд.
-На поле, с которого стекает вода в водоем так же много бытовых отходов и мазута.
-В центре села находится канализация, из которой фекальные массы попадают в водоем.
Пути решения проблемы.
Члены кружка «Юный эколог» Ржевской школы провели разъяснительную работу среди жителей села Ржевка о недопустимости выброса бытовых отходов в водоем, выпустили листовки по данной тематике.
Мы обратились в управление колхоза СПК «Заветы Ильича» с просьбой почистить пруд.
Провели операцию « Чистые пруды» по очистке берегов водоёма.
- Необходимо обратиться в администрацию села Ржевка с просьбой о своевременном выкачивании канализации в центре села
5. Отчетно-презентационный этап..
Учащиеся совместно с учителем обсуждают варианты представления результатов работы над проектом и решают сделать компьютерную презентацию проекта.
6.Этап оценки результатов проекта и проектной деятельности.
-Коллективное обсуждение участия в проекте, заполнение оценочных карточек.
-Обсуждение практической значимости проведенного проектного исследования: что узнали нового? Чему научились? Где, когда и для чего эти знания и умения пригодятся в жизни?
-Оценка проектной деятельности учащихся учителем.
Приложение.
Инструктивная карточка.
(Общий ход выполнения проекта)
Общее задание для выполнения проекта.
В селе Ржевка находится пруд. Ваша задача: дать оценку экологического качества воды в водоёме по общим физико-химическим показателям.
2. Задача для первой части учебного занятия по проекту: выполнить исследования и оформить в виде таблиц.
3. . Задача для второй части учебного занятия по проекту: закончить разработку проекта, сделать выводы и внести свои предложения, организовать презентацию результатов.
4. Задания для работы в группах.
Задания для 1 группы.
Совершить рейд по селу и его окрестностям, выяснить с каких территорий вода стекает в водоём.
Составить карту водного бассейна водоёма.
Задания для 2 группы.
Провести экскурсию по селу, выявить основные источники загрязнения воды в водоёме.
2.Сделать фотографии источников загрязнения.
Задания для 3 группы.
Сделать отбор проб воды из водоёма по методике Боголюбова.
Провести физические наблюдения: температура, цветность, мутность, запах, прозрачность.
Оформить отчёт в виде таблицы.
Задания для 4 группы.
Сделать отбор проб воды из водоёма согласно методике Боголюбова.
Провести химический анализ проб воды: содержание хлоридов, сульфатов, нитратов, фенолов, определить общую жесткость воды. 3.Оформить отчёт в виде таблицы.
Описанное учебное занятие, организованное по проектной технологии на основе системного подхода, способствует экологическому образованию учащихся, имеет практико-ориентированный характер. Участие в работе над проектом позволяет ученикам приобрести не только экологические знания, но и умения проводить исследования в природной среде, сравнивать, анализировать, делать выводы, развивает экологическое мышление учащихся. Формируются качества личности, обеспечивающие решение познавательных, коммуникативных, развивающих, творческих задач, опираясь на социально - деятельностный опыт.
Список литературы.
1.Обуховская А. С. Ода учебному проекту // Журнал « Биология в школе». – 2004. № 8.
2.Рыжов И. Н. Оценка состояния водных объектов // Журнал « Биология в школе». - 1996. - №5.
3.Речкалова Н. И., Сысоева Л. И. Какую воду мы пьём // Журнал « Химия в школе». - 2004. - №3.
4.Боголюбов А. С. Изучение физико-химических свойств природных вод.: "Экосистема", 2001.
5.Корнилов А. Г., Петин А. Н., Голеусов П. В. Общая экология: Учебное пособие. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2004. - 176с.