kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Экологическое образование и проектно-исследовательская деятельность учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ.

Журавлёва О. В.

Ровеньский район

Экологическое образование и воспитание учащихся – один из важных вопросов современного образования. Наша задача – научить детей по-хозяйски относиться к природе, заботиться о её сохранении, воспитать бережное отношение к окружающему миру. В своей работе по экологическому образованию я использую различные образовательные технологии: проблемное обучение, модульное обучение, коллективное обучение, проектное обучение. Хочу особо остановиться на технологии проектного обучения. Учебные занятия, моделируемые по проектной технологии, позволяют вовлечь учащихся в активную деятельность по изучению окружающей среды, проводить наблюдения, отбор проб, их анализ, позволяют добиться интеграции содержания образования, формировать надпредметные знания и умения, развивать социальные практики с учётом психофизиологических особенностей детей. Проект обеспечивает тесную связь теории и практики. В проектной деятельности и учитель, и ученик – активные субъекты образовательного процесса, в ходе которого учитель непрерывно повышает своё профессиональное мастерство и использует его для оказания помощи ученику в усвоении учебного материала с учётом его индивидуальных способностей, выбора жизненных и профессиональных ориентиров. Поэтапность реализации проекта позволяет чётко сформулировать проблему, цели, задачи, способы их реализации; создать условия для индивидуальной и коллективной деятельности, для самостоятельной и групповой работы учащихся, создание ситуации успеха и сотрудничества.

Основные этапы проектной деятельности.

  1. Подготовительный.

  2. Этап планирования.

  3. Этап исследования.

  4. Результативно – аналитический.

  5. Отчётно-презентационный.

  6. Этап оценки результатов проекта и проектной деятельности.

Одна из разновидностей проектных технологий проектно- исследовательская. Цель её – развитие у учащихся важнейшего инструмента оперативного освоения действительности: возможность осваивать не суммы готовых знаний, а методы получения новых знаний. Исследование – это средство организации образовательной деятельности, один из способов экологического образования учащихся.

Учебное занятие,

построенное по технологии проектного обучения.

Оценка экологического качества воды в водоёме села Ржевка Ровеньского района Белгородской области по общим физико-химическим показателям.

Тип занятия: комбинированное.

Интегрируемые школьные предметы: биология, география, химия, физика.

Место в учебном процессе: в 9 классе при изучении курса «Экология», в 11 классе при изучении экологических факторов, на занятиях кружка по экологии.

Занятие рассчитано на 4 часа.

Планируемый результат: ученики дают оценку экологического качества воды в водоёме, моделируют результат проекта и презентуют его аудитории.

Учебные цели: расширить и углубить знания учащихся по прикладной экологии; создать условия для интеграции знаний различных учебных дисциплин естественно-научного цикла; организовать деятельность учащихся по формированию практических навыков и умений по экологии.

Ход учебного занятия.

  1. Подготовительный этап.

-Учитель формулирует тему занятия: «Оценка экологического качества воды в водоёме села Ржевка Ровеньского района Белгородской области по общим физико-химическим показателям».

Предлагает выяснить с помощью словаря и справочника смысл понятия

« экологическое состояние». Помогает установить основные физико-химические показатели.

- Учащиеся с помощью инструктивных карт (см. приложение) формулируют задачи проекта.

-Мозговой штурм по обсуждению вопроса: « Какие знания необходимы для решения поставленной задачи»? ( Знания по химии: качественные реакции на ионы, предельно допустимые концентрации веществ; по биологии: виды загрязнений; по физике: физические показатели).

-Самостоятельная работа со справочной литературой по изучению физико-химических показателей.

- Обобщение работы на подготовительном этапе.

С учётом приобретённых знаний ученики формулируют гипотезу исследования: качество воды в водоёме плохое.

2. Этап планирования проектной деятельности.

Определение направлений работы для реализации проектной задачи:

1. Определение источников информации и способов её сбора.

2. Организация работы в группах.

3. Определение методов исследований в базовых группах.

4. Определение формы отчёта.

5. Представители групп докладывают о результатах планирования, проведенного в микрогруппах.

6. Учитель помогает группам в подведении итогов работы по решению промежуточных задач.

3.Исследовательский этап.

Группы выполняют исследования согласно внутригрупповой задаче и плану работы. Оформляют результаты своих исследований, готовят комментарии.

1 группа: изучение водного бассейна водоёма, составление карты бассейна;

2 группа: определение основных источников загрязнения; экскурсия по селу;

3 группа: отбор проб воды и проведение физических наблюдений;

4 группа: отбор проб воды и проведение химических анализов:

-содержание хлоридов;

- содержание сульфатов;

- содержание нитратов;

- содержание фенолов;

- определение общей жесткости воды; сопоставление с ПДК.

Результаты исследований оформляют в виде таблицы

4. Результативно-аналитический этап.

-Учитель напоминает формулировку общей проектной задачи, зачитывает задачи групп, которые они решали как промежуточные в ходе групповых исследований, зачитывает критерии оценивания работы над проектом.

-Представители групп отчитываются о проделанной работе и предлагают рекомендации для увеличения эффективности общей проектной работы.

- Общий результат работы над проектом.

Результаты исследования. Анализ данных таблиц показал, что цветность воды в водоёме превышает допустимую норму на 20 градусов, мутность воды выше нормы на 3-4 мг, запах – гнилостно – интенсивный, жесткость превышает допустимую норму на 2 мл–экв/л, содержание нитратов выше нормы на 1 мг/л, хлоридов на 10 мг/л, вода имеет слабощелочную среду. В результате наших исследований, мы сделали вывод: экологическое качество воды в водоёме - плохое, т.е. не соответствует многим физико-химическим показателям.

Причины этого мы видим в следующем:

-Заилились два родника из трех, которые питают пруд.

-В водоем сбрасывают бытовой мусор, тем самым загрязняют пруд.

-На поле, с которого стекает вода в водоем так же много бытовых отходов и мазута.

-В центре села находится канализация, из которой фекальные массы попадают в водоем.

Пути решения проблемы.

Члены кружка «Юный эколог» Ржевской школы провели разъяснительную работу среди жителей села Ржевка о недопустимости выброса бытовых отходов в водоем, выпустили листовки по данной тематике.

Мы обратились в управление колхоза СПК «Заветы Ильича» с просьбой почистить пруд.

Провели операцию « Чистые пруды» по очистке берегов водоёма.

- Необходимо обратиться в администрацию села Ржевка с просьбой о своевременном выкачивании канализации в центре села

5. Отчетно-презентационный этап.

Учащиеся совместно с учителем обсуждают варианты представления результатов работы над проектом и решают сделать компьютерную презентацию проекта.

6.Этап оценки результатов проекта и проектной деятельности.

-Коллективное обсуждение участия в проекте, заполнение оценочных карточек.

-Обсуждение практической значимости проведенного проектного исследования: что узнали нового? Чему научились? Где, когда и для чего эти знания и умения пригодятся в жизни?

-Оценка проектной деятельности учащихся учителем.

 

Приложение.

Инструктивная карточка.

(Общий ход выполнения проекта)

  1. Общее задание для выполнения проекта.

В селе Ржевка находится пруд. Ваша задача: дать оценку экологического качества воды в водоёме по общим физико-химическим показателям.

2. Задача для первой части учебного занятия по проекту: выполнить исследования и оформить в виде таблиц.

3.. Задача для второй части учебного занятия по проекту: закончить разработку проекта, сделать выводы и внести свои предложения, организовать презентацию результатов.

4. Задания для работы в группах.

Задания для 1 группы.

  1. Совершить рейд по селу и его окрестностям, выяснить с каких территорий вода стекает в водоём.

  2. Составить карту водного бассейна водоёма.

Задания для 2 группы.

  1. Провести экскурсию по селу, выявить основные источники загрязнения воды в водоёме.

2.Сделать фотографии источников загрязнения.

Задания для 3 группы.

  1. Сделать отбор проб воды из водоёма по методике Боголюбова.

  2. Провести физические наблюдения: температура, цветность, мутность, запах, прозрачность.

  3. Оформить отчёт в виде таблицы.

Задания для 4 группы.

  1. Сделать отбор проб воды из водоёма согласно методике Боголюбова.

    1. Провести химический анализ проб воды: содержание хлоридов, сульфатов, нитратов, фенолов, определить общую жесткость воды. 3.Оформить отчёт в виде таблицы.

Описанное учебное занятие, организованное по проектной технологии на основе системного подхода, способствует экологическому образованию учащихся, имеет практико-ориентированный характер. Участие в работе над проектом позволяет ученикам приобрести не только экологические знания, но и умения проводить исследования в природной среде, сравнивать, анализировать, делать выводы, развивает экологическое мышление учащихся. Формируются качества личности, обеспечивающие решение познавательных, коммуникативных, развивающих, творческих задач, опираясь на социально - деятельностный опыт.

Список литературы.

1.Обуховская А. С. Ода учебному проекту // Журнал « Биология в школе». – 2004. № 8.

2.Рыжов И. Н. Оценка состояния водных объектов // Журнал « Биология в школе». - 1996. - №5.

3.Речкалова Н. И., Сысоева Л. И. Какую воду мы пьём // Журнал « Химия в школе». - 2004. - №3.

4.Боголюбов А. С. Изучение физико-химических свойств природных вод.: "Экосистема", 2001.

5.Корнилов А. Г., Петин А. Н., Голеусов П. В. Общая экология: Учебное пособие. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2004. - 176с.

Просмотр содержимого документа
«Экологическое образование и проектно-исследовательская деятельность учащихся »


ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ.

Журавлёва О. В.

Ровеньский район

Экологическое образование и воспитание учащихся – один из важных вопросов современного образования. Наша задача – научить детей по-хозяйски относиться к природе, заботиться о её сохранении, воспитать бережное отношение к окружающему миру. В своей работе по экологическому образованию я использую различные образовательные технологии: проблемное обучение, модульное обучение, коллективное обучение, проектное обучение. Хочу особо остановиться на технологии проектного обучения. Учебные занятия, моделируемые по проектной технологии, позволяют вовлечь учащихся в активную деятельность по изучению окружающей среды, проводить наблюдения, отбор проб, их анализ, позволяют добиться интеграции содержания образования, формировать надпредметные знания и умения, развивать социальные практики с учётом психофизиологических особенностей детей. Проект обеспечивает тесную связь теории и практики. В проектной деятельности и учитель, и ученик – активные субъекты образовательного процесса, в ходе которого учитель непрерывно повышает своё профессиональное мастерство и использует его для оказания помощи ученику в усвоении учебного материала с учётом его индивидуальных способностей, выбора жизненных и профессиональных ориентиров. Поэтапность реализации проекта позволяет чётко сформулировать проблему, цели, задачи, способы их реализации; создать условия для индивидуальной и коллективной деятельности, для самостоятельной и групповой работы учащихся, создание ситуации успеха и сотрудничества.

Основные этапы проектной деятельности.

  1. Подготовительный.

  2. Этап планирования.

  3. Этап исследования.

  4. Результативно – аналитический.

  5. Отчётно-презентационный.

  6. Этап оценки результатов проекта и проектной деятельности.

Одна из разновидностей проектных технологий проектно- исследовательская. Цель её – развитие у учащихся важнейшего инструмента оперативного освоения действительности: возможность осваивать не суммы готовых знаний, а методы получения новых знаний. Исследование – это средство организации образовательной деятельности, один из способов экологического образования учащихся.


Учебное занятие,

построенное по технологии проектного обучения.


Оценка экологического качества воды в водоёме села Ржевка Ровеньского района Белгородской области по общим физико-химическим показателям.


Тип занятия: комбинированное.

Интегрируемые школьные предметы: биология, география, химия, физика.


Место в учебном процессе: в 9 классе при изучении курса «Экология», в 11 классе при изучении экологических факторов, на занятиях кружка по экологии.


Занятие рассчитано на 4 часа.

Планируемый результат: ученики дают оценку экологического качества воды в водоёме, моделируют результат проекта и презентуют его аудитории.


Учебные цели: расширить и углубить знания учащихся по прикладной экологии; создать условия для интеграции знаний различных учебных дисциплин естественно-научного цикла; организовать деятельность учащихся по формированию практических навыков и умений по экологии.


Ход учебного занятия.


  1. Подготовительный этап.

-Учитель формулирует тему занятия: «Оценка экологического качества воды в водоёме села Ржевка Ровеньского района Белгородской области по общим физико-химическим показателям».

Предлагает выяснить с помощью словаря и справочника смысл понятия

« экологическое состояние». Помогает установить основные физико-химические показатели.

- Учащиеся с помощью инструктивных карт (см. приложение) формулируют задачи проекта.

-Мозговой штурм по обсуждению вопроса: « Какие знания необходимы для решения поставленной задачи»? ( Знания по химии: качественные реакции на ионы, предельно допустимые концентрации веществ; по биологии: виды загрязнений; по физике: физические показатели).

-Самостоятельная работа со справочной литературой по изучению физико-химических показателей.

- Обобщение работы на подготовительном этапе.

С учётом приобретённых знаний ученики формулируют гипотезу исследования: качество воды в водоёме плохое.

2. Этап планирования проектной деятельности.

Определение направлений работы для реализации проектной задачи:

1. Определение источников информации и способов её сбора.

2. Организация работы в группах.

3. Определение методов исследований в базовых группах.

4. Определение формы отчёта.

5. Представители групп докладывают о результатах планирования, проведенного в микрогруппах.

6. Учитель помогает группам в подведении итогов работы по решению промежуточных задач.

3.Исследовательский этап.

Группы выполняют исследования согласно внутригрупповой задаче и плану работы. Оформляют результаты своих исследований, готовят комментарии.

1 группа: изучение водного бассейна водоёма, составление карты бассейна;

2 группа: определение основных источников загрязнения; экскурсия по селу;

3 группа: отбор проб воды и проведение физических наблюдений;

4 группа: отбор проб воды и проведение химических анализов:

-содержание хлоридов;

- содержание сульфатов;

- содержание нитратов;

- содержание фенолов;

- определение общей жесткости воды; сопоставление с ПДК.

Результаты исследований оформляют в виде таблицы:

Весна. 10.04.06.

Проба № 1.


Физико-химические показатели.

Точки отбора.

А

В

С

1.Температура.

+10C

+10C

+10C

2.Цветность.

Бледно-желтая 60.

Бледно-желтая 60.

Бледно-желтая 60.

3.Мутность.

6мл/л

5мл/л

6мл/л

4.Прозрачность.

9см

11см

9см

5.Запах.

Гнилостной интенсивный

Гнилостной интенсивный

Гнилостной интенсивный

6. Содержание примесей.

Цвет осадка светло-серый. Содержание карбонатов.

Цвет осадка светло-серый. Содержание карбонатов.

Цвет осадка светло-серый. Содержание карбонатов.

7. Жесткость.

9 мл - экв/л

9 мл - экв/л

9 мл - экв/л

8. Нитраты.

11мг/л

10мг/л

11мг/л

9. Хлориды.

360 мг/л


350 мг/л


360 мг/л


10. Сульфаты.

105мг/л

100мг/л

105мг/л

11. Фенолы.

3мг/л

3мг/л

3мг/л

12. Кислотность воды.

Слабощелочная рн8

Слабощелочная рн8

Слабощелочная рн8


Весна.12.05.06.

Проба №2.


Физико-химические показатели.

Точки отбора.

А

В

С

1.Температура.

+14C

+15C

+14C

2.Цветность.

Бледно-желтая 60.

Бледно-желтая 60.

Бледно-желтая 60.

3.Мутность.

5мл/л

5мл/л

6мл/л

4.Прозрачность.

10см

9см

10см

5.Запах.

Гнилостной интенсивный

Гнилостной интенсивный

Гнилостной интенсивный

6. Содержание примесей.

Цвет осадка светло-серый. Содержание карбонатов.

Цвет осадка светло-серый. Содержание карбонатов.

Цвет осадка светло-серый. Содержание карбонатов.

7. Жесткость.

9 мл - экв/л

9 мл - экв/л

9 мл - экв/л

8. Нитраты.

11мг/л

11мг/л

11мг/л

9. Хлориды.

365 мг/л


350 мг/л


360 мг/л


10. Сульфаты.

100мг/л

. 95мг/л

100мг/л

11. Фенолы.

3мг/л

3мг/л

3мг/л

12. Кислотность воды.

Слабощелочная рн8

Слабощелочная рн8

Слабощелочная рн8


Лето. 15.07.06.

Проба № 3.


Физико-химические показатели.

Точки отбора.

А

В

С

1.Температура.

+21C

+23C

+22C

2.Цветность.

Бледно-зелёная 60.

Бледно-зелёная 60.

Бледно-зелёная 60.

3.Мутность.

5мл/л

4мг/л

5мг/л

4.Прозрачность.

9см

10см

9см

5.Запах.

Гнилостной интенсивный

Гнилостной интенсивный

Гнилостной интенсивный

6. Содержание примесей.

Цвет осадка светло-серый. Содержание карбонатов.

Цвет осадка светло-серый. Содержание карбонатов

Цвет осадка светло-серый. Содержание карбонатов

7. Жесткость.

9 мл - экв/л

10 мл - экв/л

9 мл - экв/л

8. Нитраты.

11мг/л

11мг/л

11мг/л

9. Хлориды.

360 мг/л


350 мг/л


360 мг/л


10. Сульфаты.

100мг/л

100мг/л

95мг/л

11. Фенолы.

3мг/л

3мг/л

3мг/л

12. Кислотность воды.

Слабощелочная рн8

Слабощелочная рн8

Слабощелочная рн8


Лето. 15.08.06.

Проба № 4.


Физико-химические показатели.

Точки отбора.

А

В

С

1.Температура.

+21C

+23C

+22C

2.Цветность.

Бледно-зелёная 60.

Бледно-зеленая 60.

Бледно-зеленая 60.

3.Мутность.

5мл/л

4мг/л

4мг/л

4.Прозрачность.

10см

10см

9см

5.Запах.

Гнилостной интенсивный

Гнилостной интенсивный

Гнилостной интенсивный

6. Содержание примесей.

Цвет осадка светло-серый. Содержание карбонатов.

Цвет осадка светло-серый. Содержание карбонатов

Цвет осадка светло-серый. Содержание карбонатов

7. Жесткость.

9 мл - экв/л

10 мл - экв/л

9 мл - экв/л

8. Нитраты.

11мг/л

11мг/л

11мг/л

9. Хлориды.

360 мг/л


350 мг/л


360 мг/л


10. Сульфаты.

105мг/л

100мг/л

100мг/л

11. Фенолы.

3мг/л

3мг/л

3мг/л

12. Кислотность воды.

Слабощелочная рн8

Слабощелочная рн8

Слабощелочная рн8


4. Результативно-аналитический этап..

-Учитель напоминает формулировку общей проектной задачи, зачитывает задачи групп, которые они решали как промежуточные в ходе групповых исследований, зачитывает критерии оценивания работы над проектом.

-Представители групп отчитываются о проделанной работе и предлагают рекомендации для увеличения эффективности общей проектной работы.

- Общий результат работы над проектом.

Результаты исследования. Анализ данных таблиц показал, что цветность воды в водоёме превышает допустимую норму на 20 градусов, мутность воды выше нормы на 3-4 мг, запах – гнилостно – интенсивный, жесткость превышает допустимую норму на 2 мл–экв/л, содержание нитратов выше нормы на 1 мг/л, хлоридов на 10 мг/л, вода имеет слабощелочную среду. В результате наших исследований, мы сделали вывод: экологическое качество воды в водоёме - плохое, т.е. не соответствует многим физико-химическим показателям.

Причины этого мы видим в следующем:

-Заилились два родника из трех, которые питают пруд.

-В водоем сбрасывают бытовой мусор, тем самым загрязняют пруд.

-На поле, с которого стекает вода в водоем так же много бытовых отходов и мазута.

-В центре села находится канализация, из которой фекальные массы попадают в водоем.

Пути решения проблемы.

Члены кружка «Юный эколог» Ржевской школы провели разъяснительную работу среди жителей села Ржевка о недопустимости выброса бытовых отходов в водоем, выпустили листовки по данной тематике.

Мы обратились в управление колхоза СПК «Заветы Ильича» с просьбой почистить пруд.

Провели операцию « Чистые пруды» по очистке берегов водоёма.

- Необходимо обратиться в администрацию села Ржевка с просьбой о своевременном выкачивании канализации в центре села

5. Отчетно-презентационный этап..

Учащиеся совместно с учителем обсуждают варианты представления результатов работы над проектом и решают сделать компьютерную презентацию проекта.

6.Этап оценки результатов проекта и проектной деятельности.

-Коллективное обсуждение участия в проекте, заполнение оценочных карточек.

-Обсуждение практической значимости проведенного проектного исследования: что узнали нового? Чему научились? Где, когда и для чего эти знания и умения пригодятся в жизни?

-Оценка проектной деятельности учащихся учителем.


Приложение.

Инструктивная карточка.

(Общий ход выполнения проекта)

  1. Общее задание для выполнения проекта.

В селе Ржевка находится пруд. Ваша задача: дать оценку экологического качества воды в водоёме по общим физико-химическим показателям.

2. Задача для первой части учебного занятия по проекту: выполнить исследования и оформить в виде таблиц.

3. . Задача для второй части учебного занятия по проекту: закончить разработку проекта, сделать выводы и внести свои предложения, организовать презентацию результатов.

4. Задания для работы в группах.

Задания для 1 группы.

  1. Совершить рейд по селу и его окрестностям, выяснить с каких территорий вода стекает в водоём.

  2. Составить карту водного бассейна водоёма.

Задания для 2 группы.

    1. Провести экскурсию по селу, выявить основные источники загрязнения воды в водоёме.

2.Сделать фотографии источников загрязнения.

Задания для 3 группы.

  1. Сделать отбор проб воды из водоёма по методике Боголюбова.

  2. Провести физические наблюдения: температура, цветность, мутность, запах, прозрачность.

  3. Оформить отчёт в виде таблицы.

Задания для 4 группы.

  1. Сделать отбор проб воды из водоёма согласно методике Боголюбова.

    1. Провести химический анализ проб воды: содержание хлоридов, сульфатов, нитратов, фенолов, определить общую жесткость воды. 3.Оформить отчёт в виде таблицы.

Описанное учебное занятие, организованное по проектной технологии на основе системного подхода, способствует экологическому образованию учащихся, имеет практико-ориентированный характер. Участие в работе над проектом позволяет ученикам приобрести не только экологические знания, но и умения проводить исследования в природной среде, сравнивать, анализировать, делать выводы, развивает экологическое мышление учащихся. Формируются качества личности, обеспечивающие решение познавательных, коммуникативных, развивающих, творческих задач, опираясь на социально - деятельностный опыт.


Список литературы.

1.Обуховская А. С. Ода учебному проекту // Журнал « Биология в школе». – 2004. № 8.

2.Рыжов И. Н. Оценка состояния водных объектов // Журнал « Биология в школе». - 1996. - №5.

3.Речкалова Н. И., Сысоева Л. И. Какую воду мы пьём // Журнал « Химия в школе». - 2004. - №3.

4.Боголюбов А. С. Изучение физико-химических свойств природных вод.: "Экосистема", 2001.

5.Корнилов А. Г., Петин А. Н., Голеусов П. В. Общая экология: Учебное пособие. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2004. - 176с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Экологическое образование и проектно-исследовательская деятельность учащихся

Автор: Журавлева Ольга Васильевна

Дата: 18.10.2015

Номер свидетельства: 240889

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Рабочая учебная программа "Технология. Технологии ведения дома" 6 класс ФГОС"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaiauchiebnaiaproghrammatiekhnologhiiatiekhnologhiiviedieniiadoma6klassfgos"
    ["file_id"] => string(6) "306051"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458043186"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства