kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектная деятельность младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Проектная деятельность младших школьников

Аннотация

В статье  особенности формирования проектной деятельности младших школьников, а так же  выделяются умения необходимые младшим школьникам для реализации проектной деятельности.

Ключевые слова: младший школьный возраст, проектная деятельность, проектные умения и навыки, коммуникативные умения, исследовательские умения.

           Современной российской системе образования необходимы новые образовательные технологии, способствующие формированию у учащихся активной жизненной позиции и поддерживающие связь обучения учеников с их жизнью. Сейчас одной из основных задач каждого учителя является  не только передача существующих  знаний, но и обучение способам организации познавательной деятельности, самостоятельному планированию учебного времени учащимися, формированию умений переносить полученные знания в реальные жизненные ситуации.

По мнению А.А. Вербицкого основная задача современной школы заключается  не только в  обеспечении  высокого уровня образования учащихся, но и во всестороннем развитии их мышления, умений самостоятельно получать знания. Проектная деятельность  при этом дает учителю и ученикам самые широкие возможности. Исключительной особенностью проектной деятельности является ее активизирующее влияние на развитие творческой направленности личности и обеспечение творческого характера освоения действительности[2].

Главное предназначение проектной деятельности, прежде всего, заключается в формировании у учащихся познавательного интереса к проведению работ исследовательского характера, умения самостоятельно приобретать необходимые знания, применять их на практике.

При организации проектной деятельности с детьми разных возрастов, начиная от младших школьников и заканчивая старшеклассниками,  необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей, на которых она направлена.

Во время учебной деятельности у младших школьников происходит развитие  психических процессов непосредственного познания окружающего мира, а именно, ощущений и восприятий.  Младший  школьный возраст определяется  остротой и свежестью восприятия, созерцательной любознательностью. Младший школьник отличается  живым любопытством, с которым беспрерывно познает окружающую среду, с каждым днём раскрывающая перед ним всё новые и новые стороны.

 Младший школьный возраст – это период достаточно заметного формирования личности, для которого характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности - учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику.

         Проектная деятельность  с детьми младшего школьного возраста  имеет ряд  специфических особенностей. Отечественный педагог М.В. Хохлова утверждает, что проектная деятельность с младшими школьниками является, прежде всего, совместной учебно-познавательной, творческой или игровой деятельностью учащихся, у которой есть общая цель, согласованные методы, способы деятельности [1]. 

М.А. Ступницкая подчеркивает, что главное отличие учебной проектной деятельности от научной, заключающееся в том, что в результате её школьники не производят новые знания, а приобретают  навыки исследования как универсального способа освоения действительности, развивают в себе способности к исследовательскому типу мышления, а также у них активизируется личностная позиция учащегося [6].

Отечественные ученые Н.В. Иванова и  Г.Н. Марунина  сходятся во мнении, что для выполнения младшими школьниками учебных и внеучебных проектов им необходим определённый первоначальный багаж знаний, умений и навыков в сфере различных предметов. Этими учеными были выделены группы умений и навыков, необходимых младшим школьникам для реализации ими проектной деятельности.

Первую группу умений готовности к проектной деятельности младших школьников составляют следующие коммуникативные умения:

- умение слушать, получать информацию (не перебивая, внимательно и уважительно выслушивать любого отвечающего, говорящего на уроке: учителя, одноклассника, соотнося содержание его высказывания со своим мнением);

- умение инициировать общение, обмениваться информацией, выяснять точки зрения других учеников, обращаться с вопросом к учителю, консультанту для уточнения сведений или способов действий;

- умение управлять голосом (говорить чётко, регулируя громкость, силу голоса в зависимости от ситуации: чтобы все слышали, при выступлении перед классом и чтобы не мешать другим при групповой работе);

- умение направлять своё высказывание (обращаясь к кому-либо, стараться смотреть на него и употреблять в своей речи местоимения «ты», «вы», а не «он(а)» и «они»);

- умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать своё мнение, аргументировано его объяснять и доказывать);

- умение договариваться, находить компромисс (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Эти коммуникативные умения необходимо формировать у младших школьников с первых дней обучения, так как именно от  их развития или не развития  зависит успешность адаптации учащихся к школьному режиму.

Вторая группа умений, которые должны быть сформированы для реализации  любого проекта – это специальные проектные умения:

- умение прогнозировать, представлять продукт, итог работы (Что я хочу сделать, придумать, узнать? Как это будет или может выглядеть?);

- умение анализировать имеющиеся возможности и ресурсы для выполнения деятельности (Что у меня есть для работы и чего не хватает? Какие нужны информация, материалы, инструменты, технические средства?);

- умение составлять план своей работы и следовать ему;

- умение искать необходимую информацию в различных источниках;

- умение предъявлять процесс выполненной работы и ее результат [5].

Необходимо понимать, что  каждое из перечисленных проектных умений следует формировать  по отдельности  в процессе решения различных учебных задач. Существует  множество приемов по формированию этих проектных умений, которые органично вписываются в учебный процесс и могут применяться на уроках по разным дисциплинам. Необходимо назвать некоторые из них:

  1. решение поливариантных задач (со множеством возможных ответов); выбор самых удачных, красивых, интересных вариантов решения учебных задач; доведение предложенного продукта до представляемого идеала; решение творческих задач, связанных с фантазированием свойств объектов, их применения;
  2. вычленение недостающих и лишних данных для решения учебных задач; выбор самых нужных, точных, качественных сведений, материалов, инструментов из предлагаемого набора для выполнения конкретных заданий; составление перечня необходимого для предстоящей деятельности;
  3. дополнение предложенных педагогом планов выполнения конкретных учебных заданий; преобразование деформированных планов; самостоятельное составление планов решения учебных задач и их фиксация разными способами (схематично-наглядный план, вопросный, назывной);
  4. подбор детьми дополнительных материалов на заданную тему, информации по интересующим вопросам из книг, журналов, словарей, справочной литературы и иллюстраций к ней; выяснение необходимых сведений из беседы со взрослыми (педагогами, родителями) и сверстниками;
  5. построение устных кратких сообщений о проделанной индивидуальной или групповой работе по предложенному плану или самостоятельно; рассказ о решенной учебной задаче группе или всему классу; формулировка вопросов к выступающему[4].

Данные проектные умения можно сформировать только при условии постепенного повышения степени детской самостоятельности.  Нужно отметить тот факт, что  даже если  названные проектные умения сформированы у младших школьников на самом элементарном уровне, то в будущем они будут постоянно совершенствоваться и развиваться в процессе дальнейшей проектной деятельности учащихся[47].

 Отечественным педагогом Е.Н. Землянской были разработаны следующие практические рекомендации по организации проектной деятельности младших школьников:

  1. учитывать  психофизиологические  особенности младших школьников. Организуя проектную деятельность, учитель должен предложить учащимся самостоятельно выбрать проблемный вопрос. В случае возникновения сложностей у школьников, учитель может сам предложить тему проекта или  просто помочь своим подопечным во время ее формулирования.
  2. постепенно увеличивать продолжительность работы над проектом: от краткосрочных недолговременных проектов – к проектам средней продолжительности и долговременным, что связано с первоначальными трудностями учащихся начальной школы в планировании собственной деятельности на большие временные промежутки и ее самоконтроле;
  3. способствовать максимальной детской самостоятельности при выполнении и презентации проектов: от проектов с максимально возможной в рамках метода поддержкой и участием со стороны педагога и родителей – к проектам с минимальной помощью взрослых;
  4. увеличить сферу коммуникаций учащихся с одноклассниками в процессе проектной деятельности: от минигрупповых и индивидуальных проектов – к групповым и общеклассным, что обосновано постепенным усвоением младшими школьниками необходимых для продуктивного взаимодействия друг с другом коммуникативных умений и навыков;
  5. Создавать группу не более 5-8 человек.  В процессе проектной деятельности класс разбивается на группы. Каждая из этих  групп  будет  работать  над  одним  из   проблемных вопросов проекта, в дальнейшем с последующим анализом выполненной работы;
  6. постепенно проводить  проекты, требующие для своего осуществления интеграции знаний, умений и навыков, усвоенных в процессе изучения различных учебных предметов: от монодисциплинарных или однопредметных проектов – к межпредметным мультипроектам;
  7. учитывать  возможность  учебных  предметов  для  реализации проектной деятельности.   Такие школьные  предметы,  как  родной  язык, литературное чтение, математика обладают низкой эффективностью реализации проектной деятельности. Наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий  мир  (природоведение),  иностранные  языки,  информатика, изо, технология [3].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что для успешной реализации проектной деятельности  младших школьников учителю необходимо, прежде всего, сформировать у детей вышеуказанные умения и навыки, определяющие их готовность к проектной деятельности в ее простейших модификациях на второй ступени начального звена (в третьих и четвертых классах). Также необходимо помнить, что младшие школьники по  природе своей исследователи  и с большим интересом  участвуют в различных  исследовательских делах.  Выбранная проблема исследования должна быть актуальна и интересна, в первую очередь, для ребенка.

Список использованной литературы:

  1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя.– М.: Просвещение, 2010. – 152 с.
  2. Вербицкий А. А. Новая образовательная         парадигма и контекстное обучение/М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. — 75 с.
  3. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников: роль родителей / Е.Н. Землянская, М.К, Чугреева // Начальное образование. – 2006. – №5. – С. 31-36.
  4. Землянская Е.Н. Учебное сотрудничество младших школьников на уроках / Е.Н. Землянская // Начальная школа. – 2008. – №1. – С. 17-23.
  5. Иванова Н.В., Марунина Г.Н. Как организовать проектную деятельность в начальной школе: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2013. – 128 с.: ил.
  6. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? // Первое сентября. – №2. – 2010. – 34 с.

©Мажаровская А.С. 2021

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность младших школьников»


Проектная деятельность младших школьников


Аннотация

В статье особенности формирования проектной деятельности младших школьников , а так же выделяются умения необходимые младшим школьникам для реализации проектной деятельности.


Ключевые слова: младший школьный возраст, проектная деятельность, проектные умения и навыки, коммуникативные умения, исследовательские умения.



Современной российской системе образования необходимы новые образовательные технологии, способствующие формированию у учащихся активной жизненной позиции и поддерживающие связь обучения учеников с их жизнью. Сейчас одной из основных задач каждого учителя является не только передача существующих знаний, но и обучение способам организации познавательной деятельности, самостоятельному планированию учебного времени учащимися, формированию умений переносить полученные знания в реальные жизненные ситуации.

По мнению А.А. Вербицкого основная задача современной школы заключается не только в обеспечении высокого уровня образования учащихся, но и во всестороннем развитии их мышления, умений самостоятельно получать знания. Проектная деятельность при этом дает учителю и ученикам самые широкие возможности. Исключительной особенностью проектной деятельности является ее активизирующее влияние на развитие творческой направленности личности и обеспечение творческого характера освоения действительности[2].

Главное предназначение проектной деятельности, прежде всего, заключается в формировании у учащихся познавательного интереса к проведению работ исследовательского характера, умения самостоятельно приобретать необходимые знания, применять их на практике.

При организации проектной деятельности с детьми разных возрастов, начиная от младших школьников и заканчивая старшеклассниками, необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей, на которых она направлена.

Во время учебной деятельности у младших школьников происходит развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира, а именно, ощущений и восприятий. Младший школьный возраст определяется остротой и свежестью восприятия, созерцательной любознательностью. Младший школьник отличается живым любопытством, с которым беспрерывно познает окружающую среду, с каждым днём раскрывающая перед ним всё новые и новые стороны.

Младший школьный возраст – это период достаточно заметного формирования личности, для которого характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности - учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику.

Проектная деятельность с детьми младшего школьного возраста имеет ряд специфических особенностей. Отечественный педагог М.В. Хохлова утверждает, что проектная деятельность с младшими школьниками является, прежде всего, совместной учебно-познавательной, творческой или игровой деятельностью учащихся, у которой есть общая цель, согласованные методы, способы деятельности [1].

М.А. Ступницкая подчеркивает, что главное отличие учебной проектной деятельности от научной, заключающееся в том, что в результате её школьники не производят новые знания, а приобретают навыки исследования как универсального способа освоения действительности, развивают в себе способности к исследовательскому типу мышления, а также у них активизируется личностная позиция учащегося [6].

Отечественные ученые Н.В. Иванова и Г.Н. Марунина сходятся во мнении, что для выполнения младшими школьниками учебных и внеучебных проектов им необходим определённый первоначальный багаж знаний, умений и навыков в сфере различных предметов. Этими учеными были выделены группы умений и навыков, необходимых младшим школьникам для реализации ими проектной деятельности.

Первую группу умений готовности к проектной деятельности младших школьников составляют следующие коммуникативные умения:

- умение слушать, получать информацию (не перебивая, внимательно и уважительно выслушивать любого отвечающего, говорящего на уроке: учителя, одноклассника, соотнося содержание его высказывания со своим мнением);

- умение инициировать общение, обмениваться информацией, выяснять точки зрения других учеников, обращаться с вопросом к учителю, консультанту для уточнения сведений или способов действий;

- умение управлять голосом (говорить чётко, регулируя громкость, силу голоса в зависимости от ситуации: чтобы все слышали, при выступлении перед классом и чтобы не мешать другим при групповой работе);

- умение направлять своё высказывание (обращаясь к кому-либо, стараться смотреть на него и употреблять в своей речи местоимения «ты», «вы», а не «он(а)» и «они»);

- умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать своё мнение, аргументировано его объяснять и доказывать);

- умение договариваться, находить компромисс (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Эти коммуникативные умения необходимо формировать у младших школьников с первых дней обучения, так как именно от их развития или не развития зависит успешность адаптации учащихся к школьному режиму.

Вторая группа умений, которые должны быть сформированы для реализации любого проекта – это специальные проектные умения:

- умение прогнозировать, представлять продукт, итог работы (Что я хочу сделать, придумать, узнать? Как это будет или может выглядеть?);

- умение анализировать имеющиеся возможности и ресурсы для выполнения деятельности (Что у меня есть для работы и чего не хватает? Какие нужны информация, материалы, инструменты, технические средства?);

- умение составлять план своей работы и следовать ему;

- умение искать необходимую информацию в различных источниках;

- умение предъявлять процесс выполненной работы и ее результат [5].

Необходимо понимать, что каждое из перечисленных проектных умений следует формировать по отдельности в процессе решения различных учебных задач. Существует множество приемов по формированию этих проектных умений, которые органично вписываются в учебный процесс и могут применяться на уроках по разным дисциплинам. Необходимо назвать некоторые из них:

  1. решение поливариантных задач (со множеством возможных ответов); выбор самых удачных, красивых, интересных вариантов решения учебных задач; доведение предложенного продукта до представляемого идеала; решение творческих задач, связанных с фантазированием свойств объектов, их применения;

  2. вычленение недостающих и лишних данных для решения учебных задач; выбор самых нужных, точных, качественных сведений, материалов, инструментов из предлагаемого набора для выполнения конкретных заданий; составление перечня необходимого для предстоящей деятельности;

  3. дополнение предложенных педагогом планов выполнения конкретных учебных заданий; преобразование деформированных планов; самостоятельное составление планов решения учебных задач и их фиксация разными способами (схематично-наглядный план, вопросный, назывной);

  4. подбор детьми дополнительных материалов на заданную тему, информации по интересующим вопросам из книг, журналов, словарей, справочной литературы и иллюстраций к ней; выяснение необходимых сведений из беседы со взрослыми (педагогами, родителями) и сверстниками;

  5. построение устных кратких сообщений о проделанной индивидуальной или групповой работе по предложенному плану или самостоятельно; рассказ о решенной учебной задаче группе или всему классу; формулировка вопросов к выступающему[4].

Данные проектные умения можно сформировать только при условии постепенного повышения степени детской самостоятельности. Нужно отметить тот факт, что даже если названные проектные умения сформированы у младших школьников на самом элементарном уровне, то в будущем они будут постоянно совершенствоваться и развиваться в процессе дальнейшей проектной деятельности учащихся[47].

Отечественным педагогом Е.Н. Землянской были разработаны следующие практические рекомендации по организации проектной деятельности младших школьников:

  1. учитывать психофизиологические особенности младших школьников. Организуя проектную деятельность, учитель должен предложить учащимся самостоятельно выбрать проблемный вопрос. В случае возникновения сложностей у школьников, учитель может сам предложить тему проекта или просто помочь своим подопечным во время ее формулирования.

  2. постепенно увеличивать продолжительность работы над проектом: от краткосрочных недолговременных проектов – к проектам средней продолжительности и долговременным, что связано с первоначальными трудностями учащихся начальной школы в планировании собственной деятельности на большие временные промежутки и ее самоконтроле;

  3. способствовать максимальной детской самостоятельности при выполнении и презентации проектов: от проектов с максимально возможной в рамках метода поддержкой и участием со стороны педагога и родителей – к проектам с минимальной помощью взрослых;

  4. увеличить сферу коммуникаций учащихся с одноклассниками в процессе проектной деятельности: от минигрупповых и индивидуальных проектов – к групповым и общеклассным, что обосновано постепенным усвоением младшими школьниками необходимых для продуктивного взаимодействия друг с другом коммуникативных умений и навыков;

  5. Создавать группу не более 5-8 человек. В процессе проектной деятельности класс разбивается на группы. Каждая из этих групп будет работать над одним из проблемных вопросов проекта, в дальнейшем с последующим анализом выполненной работы;

  6. постепенно проводить проекты, требующие для своего осуществления интеграции знаний, умений и навыков, усвоенных в процессе изучения различных учебных предметов: от монодисциплинарных или однопредметных проектов – к межпредметным мультипроектам;

  7. учитывать возможность учебных предметов для реализации проектной деятельности. Такие школьные предметы, как родной язык, литературное чтение, математика обладают низкой эффективностью реализации проектной деятельности. Наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий мир (природоведение), иностранные языки, информатика, изо, технология [3].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что для успешной реализации проектной деятельности младших школьников учителю необходимо, прежде всего, сформировать у детей вышеуказанные умения и навыки, определяющие их готовность к проектной деятельности в ее простейших модификациях на второй ступени начального звена (в третьих и четвертых классах). Также необходимо помнить, что младшие школьники по  природе своей исследователи  и с большим интересом  участвуют в различных  исследовательских делах. Выбранная проблема исследования должна быть актуальна и интересна, в первую очередь, для ребенка.


Список использованной литературы:

  1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя.– М.: Просвещение, 2010. – 152 с.

  2. Вербицкий А. А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение/М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. — 75 с.

  3. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников: роль родителей / Е.Н. Землянская, М.К, Чугреева // Начальное образование. – 2006. – №5. – С. 31-36.

  4. Землянская Е.Н. Учебное сотрудничество младших школьников на уроках / Е.Н. Землянская // Начальная школа. – 2008. – №1. – С. 17-23.

  5. Иванова Н.В., Марунина Г.Н. Как организовать проектную деятельность в начальной школе: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2013. – 128 с.: ил.

  6. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? // Первое сентября. – №2. – 2010. – 34 с.



©Мажаровская А.С. 2021



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Проектная деятельность младших школьников

Автор: Алёна Сергеевна Мажаровская

Дата: 08.06.2021

Номер свидетельства: 582863

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Организация проектной деятельности младших школьников "
    ["seo_title"] => string(63) "orghanizatsiia-proiektnoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "184184"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426003343"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Проектной деятельности младших школьников "
    ["seo_title"] => string(48) "proiektnoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "184194"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426004029"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Особенности формирования проектной деятельности младших школьников"
    ["seo_title"] => string(69) "osobennosti_formirovaniia_proektnoi_deiatelnosti_mladshikh_shkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "568788"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1609141418"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "«Проектная деятельность младших школьников как средство повышения качества обучения на уроках окружающего мира»"
    ["seo_title"] => string(133) "proiektnaia-dieiatiel-nost-mladshikh-shkol-nikov-kak-sriedstvo-povyshieniia-kachiestva-obuchieniia-na-urokakh-okruzhaiushchiegho-mira"
    ["file_id"] => string(6) "250259"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447063324"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(271) "Презентация по теме "Формирование личностных универсальных учебных действий посредством организации проектной деятельности младших школьников " "
    ["seo_title"] => string(165) "priezientatsiia-po-tiemie-formirovaniie-lichnostnykh-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-posriedstvom-orghanizatsii-proiektnoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "232240"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1442774230"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства