РАССМОТРЕНО
на заседании Педагогического совета
Протокол № 8 от 01.09.2012г
СОГЛАСОВАНО
на заседании Попечительского совета Протокол №1 от 10.09.2012г.
Председатель: ____________Харина Т.И.
УТВЕРЖДАЮ
Директор КГУ «Первомайская
средняя школа»
___________ Рыбина Н.Н.
«___» _____________2012г
Положение
об организации общественно полезного труда учащихся
КГУ «Первомайская средняя школа»
Общие положения.
1.1. Труд является фундаментом воспитания у каждого народа. Труд есть сознательная, целесообразная, созидательная деятельность человека, направленная на удовлетворение его материальных и духовных потребностей, развивающая его физические и духовные сущностные силы а также нравственные качества.
1.2. Трудолюбие – моральное качество, выражающее положительное отношение к труду, проявляющееся в трудовой активности стараний и усердия работника. Воспитание детей и молодежи в современном обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения. Очень важно развивать у молодых людей духовную потребность в труде, умение преодолевать трудности, чувство ответственности, долга, заинтересованности в их будущем.
1.3. Целью нравственного воспитания к труду, осуществляемого в рамках школы, является вооружение у учащихся совокупности определенных общеобразовательных, политехнических и общетехнических знаний, умений, навыков, необходимых для участия в производительном труде, а также воспитания трудолюбия как нравственной черты.
1.4. Все компоненты трудовой подготовки осуществляются в школе поэтапно, с учетом возраста, на основе принципов целостности, непрерывности и направлены на решение основной цели:
- сформировать устойчивые ориентации на трудовой образ жизни, трудовую культуру личности;
- обеспечить практическую и нравственно-психологическую готовность к творческому труду;
- воспитать нравственное отношение учащихся к трудовой деятельности, развить творческие способности, интеллектуальные, психиатрические и физические качества личности.
1.5. Трудовая культура требует выработки следующих основных навыков:
- правильно содержать рабочее место и инструменты;
- умело планировать работу;
- правильно использовать различную техническую документацию;
- добиваться высокого качества работы;
- экономить время;
- беречь материалы и инструменты.
1.6. Трудовое воспитание есть процесс вовлечения школьников в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудолюбия и сознания рабочего человека.
1.7. Основополагающим принципом при решении вопроса о привлечении учащихся к труду является добровольность.
2. Нормативные документы, регламентирующие использование детского труда в школе
Нормативными актами, непосредственно касающимися организации детского труда в общеобразовательном учреждении, являются:
- Конституция Республики Казахстан
- Трудовой Кодекс РК
- Закон Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан»
- Закон Республики Казахстан «Об образовании»
- Постановление Правительства РК 23.08.2012г. №1080 «Об утверждении государственного общеобязательного стандарта среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования)
- Приказ и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 23.10.2007 года №502 «Об утверждении формы документов строгой отчетности, используемых организациями образования в образовательной деятельности»
3. Организация общественно-полезного труда
3.1.Общественно полезный труд (ОПТ) организуется в соответствии с настоящим положением, проводится на добровольной основе и с письменного согласия (разрешения) родителей (законных представителей) (Приложение 1 к данному Положению).
3.2.Общественно полезный труд учащихся - составная часть учебно-воспитательного процесса, способствующая личностному и профессиональному становлению учащихся в условиях современного обучения. Его основными целями и задачами являются:
формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства;
формирование условий для развития возможностей обучающихся с ранних лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как непременного условия экономического и социального бытия человека;
формирование компетенций, связанных с процессом выбора будущей профессиональной подготовки и деятельности, с процессом определения и развития индивидуальных способностей и потребностей в сфере труда и творческой деятельности;
формирование лидерских качеств и развитие организаторских способностей, умения работать в коллективе, воспитание ответственного отношения к осуществляемой трудовой и творческой деятельности.
3.3. Организация общественно полезного труда школьников возлагается на заместителя директора по воспитательной работе, в классе – на классного руководителя.
3.2. Классные руководители под руководством заместителя директора по воспитательной работе разрабатывают ежегодно план мероприятий общественно полезного труда. 3.3.Общественно полезный труд представлен в школе индивидуальными, групповыми, массовыми формами организации трудовой деятельности.
3.4. Общественно полезный труд в школе представлен следующими направлениями:
- самообслуживание (1-11 классы);
- экологические акции (1-11 классы);
- патриотические акции (1-11 классы)
- деятельность бригад овощеводов и озеленителей (4-10 классы);
- социально значимые практики (1-10 классы).
3.5. Самообслуживание представлено следующими видами:
3.5.1. Дежурство по школе осуществляется в соответствии с Положением о дежурстве. Дежурство по классу: классный руководитель составляет график дежурства учащихся. Дежурные выполняют уборку классного кабинета (сухая уборка мелкого мусора, влажная уборка доски, раз в месяц – влажная уборка парт), поливают цветы, ухаживают за ними, проветривают класс во время перемен, следят за порядком и дисциплиной в классе во время перемен.
3.5.2. Экологические акции:
- акции «Чистый школьный двор», «Чистый поселок», «Чистый берег» - уборка и благоустройство школьной/пришкольной территории и территории, закрепленной за Школой Акиматом (сентябрь, апрель - май);
- уход за насаждениями, уборка на пришкольной и поселковой территории в осенний и весенний период (уборка мусора, листвы, окапывание деревьев и т.д.);
- акции по пропаганде экологических знаний: составление, оформление и распространение листовок, памяток, блиц-опросов, видеороликов, специальных номеров школьной газеты.
- участие в экологических акциях поселкового и иных уровней;
- работа бригады озеленителей: уход за растениями, за цветочными клумбами.
3.6. Патриотические акции: участие в волонтерских движениях патриотической направленности (Акция «Ветераны не забыты», «Поздравительная открытка» и другие)
3.7. Деятельность бригад овощеводов и озеленителей организуется в летнее время с целью отработки практических умений, полученных на уроках естественнонаучного цикла, технологии и предполагает организацию деятельности в следующих направлениях:
- работа на пришкольном участке (наблюдение за растениями, уход за зелеными насаждениями, уборка сухого мусора, выращивание овощей);
- работа по благоустройству школьного здания и территории школы.
Деятельность бригад овощеводов и озеленителей осуществляется в летний период с 26 мая по 31 августа на основании графика работы, утвержденного приказом директора школы. Продолжительность деятельности бригад овощеводов и озеленителей определяется с учетом желания, возраста учащегося.
4 - 5 классы - не более 12 дней и не более 2 часов;
6 - 8 классы – не более 12 дней и не более 3 часов;
10 класс - не более 12 дней и не более 6 часов.
Выпускники 9-х классов участвуют в трудовой практике по желанию не более 12 дней и не более 4 часов в августе.
3.8. Социальные практики: участие в волонтерских движениях различной направленности, работа пресс-центра (сбор, оформление материала, выпуск школьной газеты, выпуск праздничных экспресс-газет, видеороликов, коллажей), художественно-прикладной труд (оформление общешкольных праздничных мероприятий), работа по благоустройству школы.
3.9. По итогам общественно-полезной работы классными руководителями проводится мониторинг участия классных коллективов, индивидуального участия учащихся в общественно полезном труде и фиксируется ими в портфолио класса и портфолио учащихся. Итоги летней трудовой практики учащихся подводятся на педагогическом совете.
3.10. При организации летнего общественно полезного труда учащиеся старше 14 лет могут трудоустроиться на временную работу через центр занятости по их личному заявлению в порядке, установленном действующим законодательством.
3.11. Привлечение к общественно полезному труду обучающихся осуществляется с письменного согласия родителей (законных представителей) обучающихся.
3.12. Общественные работы организует классный руководитель. График проведения работ определяет классный руководитель при согласовании с администрацией школы.
3.13. График общественно полезного труда школьников в период летних каникул утверждается ежегодно Приказом по школе за 2 недели до начала летних каникул. График работ может корректироваться с учетом погодных условий, вида проводимых работ и занятости учащихся.
3.14. Руководители трудовых бригад, классные руководители ведут документацию:
- журнал по технике безопасности;
- журнал учёта посещаемости (в учебное время – учет ведется в классном журнале);
- журнал учёта проделанной работы.
3.15. Учащиеся могут быть освобождены от общественно - полезного труда на основании медицинских справок и иных уважительных причин. В качестве альтернативы им может быть предложен интеллектуальный труд, выполнение разовых легких поручений по согласованию с родителями.
4. Охрана труда
4.1. Администрация школы, классные руководители, руководители бригад озеленителей и овощеводов организуют общественно полезный труд обучающихся в строгом соответствии с правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии, согласовывают виды работ, условия труда и несут личную ответственность за безопасные условия труда учащихся.
4.2.Учающиеся допускаются к участию в общественно полезном труде после обучения безопасным приемам труда, проведения с ними инструктажа с регистрацией в журнале установленного образца.
4.3.Запрещается привлечение учащихся к работам, противопоказанным их возрасту, опасным в эпидемиологическом отношении, связанным с подъемом и перемещением тяжестей свыше норм, установленных для подростков.
4.4. Контроль за обеспечением здоровых и безопасных условий общественно полезного труда обучающихся осуществляет администрация школы
5. Ответственность участников за прохождение летних практических работ.
5.1. Учащиеся обязаны соблюдать технику безопасности при проведении работ, неукоснительно выполнять все требования руководителя, других работников школы. Прохождение летних практически работ является обязательным для всех учащихся, за исключением учащихся, обучающихся на дому или освобожденных от ОПТ по состоянию здоровья при наличии медицинского заключения.
5.2. В случае не отработки летней трудовой практики, учащийся обязан отработать ее в полном объеме в сентябре месяце следующего учебного года.
5.3.Классные руководители несут ответственность за учёт и контроль за прохождением учащимися летних практических работ.
5.4. Классные руководители организует труд учащихся, несут ответственность и непосредственно руководят отработкой практики в сентябре месяце.
5.5. Классные руководители несут ответственность за принимаемые решения, связанные с организацией деятельности детей и подростков в рамках программы отработки практики.
5,6. Классные руководители несет персональную ответственность за качество и своевременность исполнения обязанностей, возложенных на него данным локальным актом.
5.7. Невыполнение или выполнение не надлежащим образом функций, оговоренных в данном «Положении», классным руководителем наказываются согласно Трудовому кодексу.
5.8. Руководитель ОПТ несёт персональную ответственность за режим труда и отдыха учащихся, соответствующий требованиям нормативных документов по охране труда.
5.9. Руководитель ОПТ несёт персональную ответственность за инструктаж, проверку знаний по охране труда учащихся и осуществляет систематический контроль за выполнением ими инструкций, правил и норм по охране труда и безопасности жизнедеятельности.
Приложение 1
Директору
КГУ «Первомайская средняя школа»
Рыбиной Н.Н.
________________________________
________________________________
Ф.И.О. заявителя
Заявление-согласие родителей
на привлечение ребенка к общественно-полезному труду,
не предусмотренному образовательной программой
Я,________________________________________________________________,
(Фамилия Имя Отчество родителя (законного представителя)
Даю согласие (не согласен) на привлечение моего ребенка________________
__________________________________________________________________
(Фамилия Имя Отчество ребенка, класс)
к общественно-полезному труду, не предусмотренному образовательной программой.
С направлениями общественно-полезного труда:
- самообслуживание (1-11 классы);
- экологические акции (1-11 классы);
- патриотические акции (1-11 классы)
- деятельность бригад овощеводов и озеленителей (4-10 классы);
- социально значимые практики (1-10 классы).
ознакомлен (а) ________________/_____________________________
«____»_____20___г.
8