kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Материалы по организации общественно-полезного труда учащихся в школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью нравственного воспитания к труду, осуществляемого в рамках школы, является вооружение у  учащихся совокупности определенных общеобразовательных, политехнических и общетехнических знаний, умений, навыков, необходимых для участия в производительном труде, а также воспитания трудолюбия как нравственной черты.

Все компоненты трудовой подготовки осуществляются в школе поэтапно, с учетом возраста, на основе принципов целостности, непрерывности и направлены на достижение целей и решения задач:

  1. формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства;
  2. формирование условий для развития возможностей обучающихся с ранних лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как непременного условия экономического и социального бытия человека;
  3. формирование компетенций, связанных с процессом выбора будущей профессиональной подготовки и деятельности, с процессом определения и развития индивидуальных способностей и потребностей в сфере труда и творческой деятельности;
  4. формирование лидерских качеств и развитие организаторских способностей, умения работать в коллективе, воспитание ответственного отношения к осуществляемой трудовой и творческой деятельности.

Трудовая культура требует выработки следующих основных навыков:

  • правильно содержать рабочее место и инструменты;
  • умело планировать работу;
  • правильно использовать различную техническую документацию;
  • добиваться высокого качества работы;
  • экономить время;
  • беречь материалы и инструменты.

Программа предназначена для обучающихся 1-11 классов общеобразовательной школы в соответствии с требованиями государственного стандарта.

Программа соответствует основным принципам государственной политики республики Казахстан в области образования:

1) равенство прав всех граждан Республики Казахстан;

2) доступность образования всех уровней для населения с учетом интеллектуального развития, психофизиологических и индивидуальных особенностей каждого гражданина;

3) стимулирование образованности личности и ее развитие;

4) непрерывность процесса образования, обеспечивающего преемственность его ступеней;

5) единство обучения и воспитания;

6) разнообразие организаций образования по формам собственности, по формам обучения и воспитания, направлениям образования;

7) гуманистический и развивающий характер образования;

8) формирование уважения прав и свобод человека;

9) интеграция образования, науки и производства;

10) профессиональная ориентация обучающихся;

Основополагающим принципом при решении вопроса о привлечении  учащихся к труду является добровольность.

Общественно-полезный труд воспитывает у детей трудолюбие, стремление к созиданию, творческую инициативу и другие нравственные качества. Правильно организованный труд учащихся во внеурочное время способствует укреплению здоровья школьников, приводит к улучшению функционального состояния нервной системы, повышает их активность, помогает соблюдать гигиенический режим  дня, развивает умение выражать собственные мысли, умение проявлять чувство уважения к партнерам и сотрудничать в процессе труда. 

Привлечение к общественно-полезному труду обучающихся осуществляется с письменного  согласия родителей (законных представителей) обучающихся.

Общественные работы организует классный руководитель. План и графики проведения работ определяет классный руководитель при согласовании с администрацией школы.

План и графики общественно-полезного труда школьников в период летних каникул  утверждается ежегодно Приказом по школе за 2 недели до начала  летних каникул. График работ может корректироваться с учетом погодных условий, вида проводимых работ и занятости учащихся.

Классные руководители и руководители-организаторы общественно-полезной работы ведут документацию:

  • план общественно-полезной работы (на учебный год/период)
  • графики
  • журнал по технике безопасности;
  • журнал учёта посещаемости (в учебное время в 5-11 классах – учет ведется в классном журнале, в 1-4 классах в журнале установленной форме);
  • журнал учёта проделанной работы.

Учащиеся могут быть освобождены от общественно полезного труда на основании медицинских справок и иных уважительных причин. В качестве альтернативы им может быть предложен интеллектуальный труд, выполнение разовых легких поручений по согласованию с родителями.

Эффективность воспитательной работы во многом зависит от подбора видов труда и места трудовой деятельности с учетом возрастных особенностей школьников. Прежде всего, труд учащихся должен быть осмысленным, посильным и разнообразным. Если учащимся понятны цели и общественное значение их труда, они будут охотно и с интересом трудиться. Убежденность в полезности выполненной работы вызывает чувство морального удовлетворения, на основе которого формируется положительное отношение к труду.

Воспитательные возможности коллективного труда школьников реализуются в трех взаимосвязанных этапах организации трудовой деятельности: подготовке к труду, трудовом процессе и подведении итогов, анализе и оценке его результатов. Именно на проведении этих этапов организации общественно-полезного труда сосредоточено внимание учителей.

По итогам общественно-полезной работы классными руководителями проводится мониторинг участия классных коллективов, индивидуального участия учащихся в общественно полезном труде и фиксируется ими в портфолио класса и портфолио учащихся. Итоги летней трудовой практики учащихся подводятся на педагогическом совете.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«положение»

Утверждаю

Директор КГУ «Первомайская

средняя школа»

_____________ Рыбина Н.Н.

«_____» ____________ 2014 г



ПОЛОЖЕНИЕ

о дежурстве по школе

1. Ответственные за дежурство

1.1. Ответственными за дежурство по школе являются:

  • Дежурный администратор;

  • Дежурный классный руководитель;

  • Старший дежурный (выбирается из числа учащихся дежурного класса).

1.2. Дежурный класс назначается заместителем директора по воспитательной работе согласно графику дежурства.

Дежурный класс – это структурное подразделение внутришкольной системы управления воспитательным процессом. В случае, когда у дежурного класса занятия заканчиваются раньше, чем у других, дежурство по школе возлагается на старшего дежурного, дежурного классного руководителя и дежурного администратора.

2. Обязанности дежурного администратора

2.1. Приходить в школу не позднее 7 ч 40 мин

2.2. Дежурить с 8 до 17 ч каждый день в течение учебной недели.

2.3. Контролировать дежурство дежурного класса в течение дня.

2.4. При обращении дежурных применять меры по устранению нарушений.

2.5. Ежедневно оценивать работу дежурных по восьмибалльной системе, отмечать недостатки и записывать рекомендации в журнал дежурных по школе.

2.5. При появлении подозрительных посторонних лиц или подозрительных предметов на территории школы или в самом здании школы принимать действенные решения.

3. Обязанности дежурного классного руководителя

3.1. Проводить инструктаж о дежурстве класса на основании данного положения, объяснить обязанности дежурных по школе.

3.2. Распределять по постам учащихся класса и объяснять обязанности дежурных на каждом посту.

3.3. Контролировать выполнение обязанностей дежурных на постах.

3.4. При появлении подозрительных посторонних лиц или подозрительных предметов на территории школы или в самом здании школы сообщать об этом дежурному администратору.

3.5. При выявлении грубых нарушений порядка и дисциплины учащимися школы или посторонними лицами ставить в известность об этом администрацию школы.

3.6. В конце недели сдавать объекты следующему дежурному классу (по графику).

3.7. Производить своевременную передачу атрибутов дежурного класса (журнал, отчет с рекомендациями).

3.8. Совместно с дежурным администратором ежедневно оценивать качество дежурства, оценку по десятибалльной системе заносить в журнал дежурного по школе.

4. Обязанности старшего дежурного

4.1. Отвечать за наличие отличительных знаков дежурного класса и за их сохранность.

4.2. Осуществлять учет вышедших на дежурство, замену заболевших дежурных.

4.3. Следить и оценивать дежурство на постах своих одноклассников.

4.4. По окончанию дежурства вместе с классным руководителем подводить итог дежурства, отмечать лучших.

4.5. Готовить материал для передачи дежурства.

4.6. В конце недели подводить итоги дежурства класса и передавать дежурство старшему дежурному следующего класса.

5. Обязанности учащихся дежурного класса

5.1. Заботиться о санитарном состоянии школы и соблюдении учащимися норм этического поведения.

5.2. Обеспечивать связь между педагогическим и ученическим коллективом, посетителями школы для решения текущих вопросов.

5.3. Демонстрировать образец этики отношений с окружающими. Доброта и доброжелательность, внимание и уважение (особенно к младшим и гостям школы), тактичность и терпимость — вот что отличает хозяев школы.

5.4. Приходить в школу не позднее 7 ч 45 мин, иметь знаки отличия и обеспечивать их сохранность.

5.5. Утром и на переменах находиться на постах и добросовестно выполнять свои обязанности.

5.6. До начала занятий проверять порядок на своем посту: обо всех замечаниях сообщать старшему дежурному (делаются записи в журнале дежурного). При невозможности устранить нарушения своими силами сообщить дежурному классному руководителю.

5.7. Следить за сохранностью окрашенных поверхностей (стен, перил, полов) и школьного имущества.

По итогам дежурства старшим дежурным делаются выводы в журнале дежурного:

  • какие были трудности во время дежурства, и какие были приняты меры;

  • что получилось и что не получилось во время дежурства;

  • на что надо обратить особое внимание.

5.8. На постах:

  • следить за чистотой и порядком;

  • останавливать бегающих детей;

  • следить за тем, чтобы школьники не применяли физическую силу для решения споров, не употребляли непристойные выражения;

  • в вестибюле (у входа, в фойе) доброжелательно встречать учащихся, проверять чистоту обуви, наличие сменной обуви;

6. Дежурство на дискотеках и вечерах

6.1. дежурство обеспечивает класс, который дежурит по школе.

6.2. дежурный классный руководитель обязан:

  • до начала мероприятия:

  • проводить беседу по технике безопасности во время проведения дискотек, вечеров и т. п.;

  • знакомить с обязанностями дежурных на дискотеке и уточнять, кто из родителей будет помогать в дежурстве класса;

  • распределять дежурных по постам;

  • при необходимости организовывать дежурство в гардеробе;

  • заступать на дежурство за 30 мин до начала мероприятия;

  • в течение мероприятия:

  • следить за порядком;

  • не допускать на мероприятие лиц в нетрезвом или наркотическом состоянии;

  • контролировать выполнение дежурными своих обязанностей;

  • по окончании дежурства проверять порядок в школе.

6.3. Учащиеся дежурного класса:

  • заступают на дежурство за 30 мин до начала мероприятия;

  • помогают и непосредственно сами участвуют в обеспечении порядка;

  • находятся на постах:

  • у входа в вестибюль — проверяют наличие чистой обуви;

  • у входа в танцевальный зал — не пропускают в него лиц в верхней одежде;

  • в танцевальном зале и в школе — следят за чистотой и порядком;

  • после окончания дискотеки (мероприятия) наводят порядок в школе и сдают дежурство классному руководителю и дежурному администратору.

7. Подведение окончательных итогов дежурства

Максимальная оценка, выставляемая по итогам дежурства, — 8 баллов. При ее определении учитываются:

  • наличие отличительной формы у дежурных (2 балла);

  • постоянное присутствие дежурных на постах (1 балл);

  • обеспечение чистоты и порядка на постах (2 балла);

  • Подготовка отчета дежурными (3 балла).


Просмотр содержимого документа
«o_privlechenie_k_obshhestvenno-poleznomu_trudu»

РАССМОТРЕНО

на заседании Педагогического совета

Протокол № 8 от 01.09.2012г




СОГЛАСОВАНО

на заседании Попечительского совета Протокол №1 от 10.09.2012г.

Председатель: ____________Харина Т.И.


УТВЕРЖДАЮ

Директор КГУ «Первомайская

средняя школа»

___________ Рыбина Н.Н.

«___» _____________2012г


Положение

об организации общественно полезного труда учащихся

КГУ «Первомайская средняя школа»

 

  1. Общие положения.

1.1. Труд является фундаментом воспитания у каждого народа. Труд есть сознательная, целесообразная, созидательная деятельность человека, направленная на удовлетворение его материальных и духовных потребностей, развивающая его физические и духовные сущностные силы а также нравственные качества.

1.2. Трудолюбие – моральное качество, выражающее положительное отношение к труду, проявляющееся в трудовой активности стараний и усердия работника. Воспитание детей и молодежи в современном обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения.  Очень важно развивать у молодых людей духовную потребность в труде, умение преодолевать трудности, чувство ответственности, долга, заинтересованности в их будущем.

1.3. Целью нравственного воспитания к труду, осуществляемого в рамках школы, является вооружение у учащихся совокупности определенных общеобразовательных, политехнических и общетехнических знаний, умений, навыков, необходимых для участия в производительном труде, а также воспитания трудолюбия как нравственной черты.

1.4. Все компоненты трудовой подготовки осуществляются в школе поэтапно, с учетом возраста, на основе принципов целостности, непрерывности и направлены на решение основной цели:

- сформировать устойчивые ориентации на трудовой образ жизни, трудовую культуру личности;

- обеспечить практическую и нравственно-психологическую готовность к творческому труду;

- воспитать нравственное отношение учащихся к трудовой деятельности, развить творческие способности, интеллектуальные, психиатрические и физические качества личности.

1.5. Трудовая культура требует выработки следующих основных навыков:

- правильно содержать рабочее место и инструменты;

- умело планировать работу;

- правильно использовать различную техническую документацию;

- добиваться высокого качества работы;

- экономить время;

- беречь материалы и инструменты.

1.6. Трудовое воспитание есть процесс вовлечения школьников  в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудолюбия и сознания рабочего человека.

1.7. Основополагающим принципом при решении вопроса о привлечении учащихся к труду является добровольность.


2. Нормативные документы, регламентирующие использование детского труда в школе

Нормативными актами, непосредственно касающимися организации детского труда в общеобразовательном учреждении, являются:

- Конституция Республики Казахстан

- Трудовой Кодекс РК

- Закон Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан»

- Закон Республики Казахстан «Об образовании»

- Постановление Правительства РК 23.08.2012г. №1080 «Об утверждении государственного общеобязательного стандарта среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования)

- Приказ и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 23.10.2007 года №502 «Об утверждении формы документов строгой отчетности, используемых организациями образования в образовательной деятельности»


3. Организация общественно-полезного труда

3.1.Общественно полезный труд (ОПТ)  организуется в соответствии с настоящим положением, проводится на добровольной основе и с письменного согласия (разрешения) родителей (законных представителей) (Приложение 1 к данному Положению).

3.2.Общественно полезный труд учащихся - составная часть учебно-воспитательного процесса, способствующая личностному и профессиональному становлению учащихся в условиях современного обучения. Его основными целями и задачами являются:

  • формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства;

  • формирование условий для развития возможностей обучающихся с ранних лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как непременного условия экономического и социального бытия человека;

  • формирование компетенций, связанных с процессом выбора будущей профессиональной подготовки и деятельности, с процессом определения и развития индивидуальных способностей и потребностей в сфере труда и творческой деятельности;

  • формирование лидерских качеств и развитие организаторских способностей, умения работать в коллективе, воспитание ответственного отношения к осуществляемой трудовой и творческой деятельности.

3.3. Организация общественно полезного труда школьников возлагается на заместителя директора по воспитательной работе, в классе – на классного руководителя.

3.2. Классные руководители под руководством заместителя директора по воспитательной работе разрабатывают ежегодно план мероприятий общественно полезного труда. 3.3.Общественно полезный труд представлен в школе индивидуальными, групповыми, массовыми формами организации трудовой деятельности.

3.4. Общественно полезный труд в школе представлен следующими направлениями:

- самообслуживание (1-11 классы);

- экологические акции (1-11 классы);

- патриотические акции (1-11 классы)

- деятельность бригад овощеводов и озеленителей (4-10 классы);

- социально значимые практики (1-10 классы).

3.5. Самообслуживание представлено следующими видами:

3.5.1. Дежурство по школе осуществляется в соответствии с Положением о дежурстве. Дежурство по классу: классный руководитель составляет график дежурства учащихся. Дежурные выполняют уборку классного кабинета (сухая уборка мелкого мусора, влажная уборка доски, раз в месяц – влажная уборка парт), поливают цветы, ухаживают за ними, проветривают класс во время перемен, следят за порядком и дисциплиной в классе во время перемен.

3.5.2. Экологические акции:

- акции «Чистый школьный двор», «Чистый поселок», «Чистый берег» - уборка и благоустройство школьной/пришкольной территории и территории, закрепленной за Школой Акиматом (сентябрь, апрель - май);

- уход за насаждениями, уборка на пришкольной и поселковой территории в осенний и весенний период (уборка мусора, листвы, окапывание деревьев и т.д.);

- акции по пропаганде экологических знаний: составление, оформление и распространение листовок, памяток, блиц-опросов, видеороликов, специальных номеров школьной газеты.

- участие в экологических акциях поселкового и иных уровней;

- работа бригады озеленителей: уход за растениями, за цветочными клумбами.

3.6. Патриотические акции: участие в волонтерских движениях патриотической направленности (Акция «Ветераны не забыты», «Поздравительная открытка» и другие)

3.7. Деятельность бригад овощеводов и озеленителей организуется в летнее время с целью отработки практических умений, полученных на уроках естественнонаучного цикла, технологии и предполагает организацию деятельности в следующих направлениях:

- работа на пришкольном участке (наблюдение за растениями, уход за зелеными насаждениями, уборка сухого мусора, выращивание овощей);

- работа по благоустройству школьного здания и территории школы.

Деятельность бригад овощеводов и озеленителей осуществляется в летний период с 26 мая по 31 августа на основании графика работы, утвержденного приказом  директора школы. Продолжительность деятельности бригад овощеводов и озеленителей определяется с учетом желания, возраста учащегося.

4 - 5 классы - не более 12 дней и не более 2 часов;

6 - 8 классы – не более 12 дней  и не более 3 часов;

10 класс - не более 12 дней и не более 6 часов.

Выпускники 9-х классов участвуют в трудовой практике по желанию не более 12 дней и не более 4 часов в августе.

3.8. Социальные практики: участие в волонтерских движениях различной направленности, работа пресс-центра (сбор, оформление материала, выпуск школьной газеты, выпуск праздничных экспресс-газет, видеороликов, коллажей), художественно-прикладной труд (оформление общешкольных праздничных мероприятий), работа по благоустройству школы.

3.9. По итогам общественно-полезной работы классными руководителями проводится мониторинг участия классных коллективов, индивидуального участия учащихся в общественно полезном труде и фиксируется ими в портфолио класса и портфолио учащихся. Итоги летней трудовой практики учащихся подводятся на педагогическом совете.

3.10. При организации летнего общественно полезного труда учащиеся старше 14 лет могут трудоустроиться на временную работу через центр занятости по их личному  заявлению в порядке, установленном действующим законодательством.

3.11. Привлечение к общественно полезному труду обучающихся осуществляется с письменного  согласия родителей (законных представителей) обучающихся.

3.12. Общественные работы организует классный руководитель. График проведения работ определяет классный руководитель при согласовании с администрацией школы.

3.13. График общественно полезного труда школьников в период летних каникул  утверждается ежегодно Приказом по школе за 2 недели до начала  летних каникул. График работ может корректироваться с учетом погодных условий, вида проводимых работ и занятости учащихся.

3.14. Руководители трудовых бригад, классные руководители ведут документацию:

- журнал по технике безопасности;

- журнал учёта посещаемости (в учебное время – учет ведется в классном журнале);

- журнал учёта проделанной работы.

3.15. Учащиеся могут быть освобождены от общественно - полезного труда на основании медицинских справок и иных уважительных причин. В качестве альтернативы им может быть предложен интеллектуальный труд, выполнение разовых легких поручений по согласованию с родителями.

4. Охрана труда

4.1. Администрация школы, классные руководители, руководители бригад озеленителей и овощеводов организуют общественно полезный труд обучающихся  в строгом соответствии с правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии, согласовывают виды работ, условия труда и несут личную ответственность за безопасные условия труда учащихся.

4.2.Учающиеся допускаются к участию в общественно полезном труде после обучения безопасным приемам труда, проведения с ними инструктажа с регистрацией в журнале установленного образца.

4.3.Запрещается привлечение учащихся к работам, противопоказанным их возрасту, опасным в эпидемиологическом отношении, связанным с подъемом и перемещением тяжестей свыше норм, установленных для подростков.

4.4. Контроль за обеспечением здоровых и безопасных условий общественно полезного труда обучающихся осуществляет администрация школы

5. Ответственность участников за прохождение летних практических работ.

5.1. Учащиеся обязаны соблюдать технику безопасности при проведении работ, неукоснительно выполнять все требования руководителя, других работников школы. Прохождение летних практически работ является обязательным для всех учащихся, за исключением учащихся, обучающихся на дому или освобожденных от ОПТ по состоянию здоровья при наличии медицинского заключения.

5.2. В случае не отработки летней трудовой практики, учащийся обязан отработать ее  в полном объеме в сентябре месяце следующего учебного года.

5.3.Классные руководители несут ответственность за учёт и контроль за прохождением учащимися летних практических работ.

5.4. Классные  руководители организует  труд учащихся, несут ответственность и непосредственно руководят отработкой практики в сентябре месяце.

5.5. Классные  руководители несут ответственность за принимаемые решения, связанные с организацией деятельности детей и подростков в рамках программы отработки практики.

5,6. Классные  руководители несет персональную ответственность за качество и своевременность исполнения обязанностей, возложенных на   него данным локальным актом.

5.7. Невыполнение или выполнение не надлежащим образом функций, оговоренных в данном «Положении», классным руководителем наказываются согласно Трудовому кодексу.

5.8. Руководитель ОПТ несёт персональную ответственность за режим труда и отдыха учащихся, соответствующий требованиям нормативных документов по охране труда.

5.9. Руководитель ОПТ несёт персональную ответственность за инструктаж, проверку знаний по охране труда учащихся и осуществляет систематический контроль за выполнением ими инструкций, правил и норм по охране труда и безопасности жизнедеятельности.



 





















Приложение 1



Директору

КГУ «Первомайская средняя школа»

Рыбиной Н.Н.


________________________________

________________________________

Ф.И.О. заявителя



Заявление-согласие родителей

на привлечение ребенка к общественно-полезному труду,

не предусмотренному образовательной программой


Я,________________________________________________________________,

(Фамилия Имя Отчество родителя (законного представителя)

Даю согласие (не согласен) на привлечение моего ребенка________________

__________________________________________________________________

(Фамилия Имя Отчество ребенка, класс)

к общественно-полезному труду, не предусмотренному образовательной программой.


С направлениями общественно-полезного труда:

- самообслуживание (1-11 классы);

- экологические акции (1-11 классы);

- патриотические акции (1-11 классы)

- деятельность бригад овощеводов и озеленителей (4-10 классы);

- социально значимые практики (1-10 классы).


ознакомлен (а) ________________/_____________________________ 




«____»_____20___г.



8


Просмотр содержимого документа
«obshchest.polezn.trud_1_kl»

РАССМОТРЕНО

на заседании Педагогического совета

Протокол № 8 от 01.09.2012г




СОГЛАСОВАНО

на заседании Попечительского совета Протокол №1 от 10.09.2012г.

Председатель: ____________Харина Т.И.


УТВЕРЖДАЮ

Директор КГУ «Первомайская

средняя школа»

___________ Рыбина Н.Н.

«___» _____________2012г






ПРОГРАММА

«ОРГАНИЗАЦИЯ

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛЕЗНОГО

ТРУДА УЧАЩИХСЯ»








КГУ «Первомайская средняя школа», 2012г.


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Полное название программы

ПРОГРАММА «Организация общественно-полезного труда учащихся»

Авторы программы

Алейникова Е.В. – заместитель директора по УВР

Организация, реализующая программу

Коммунальное государственное учреждение «Первомайская средняя школа»

Адрес организации

070822

ВКО, Зыряновский район, п. Прибрежный, квартал 3 дом 14

Телефон, факс, электронная почта

8 (72359)26519

8(72359)26512

[email protected]

Цель и задачи программы

  • формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства;

  • формирование условий для развития возможностей обучающихся с ранних лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как непременного условия экономического и социального бытия человека;

  • формирование компетенций, связанных с процессом выбора будущей профессиональной подготовки и деятельности, с процессом определения и развития индивидуальных способностей и потребностей в сфере труда и творческой деятельности;

  • формирование лидерских качеств и развитие организаторских способностей, умения работать в коллективе, воспитание ответственного отношения к осуществляемой трудовой и творческой деятельности.

Участники программы

учащиеся и педагоги КГУ «Первомайская средняя школа», родительская общественность

Концепция

Труд является фундаментом воспитания у каждого народа. Труд есть сознательная, целесообразная, созидательная деятельность человека, направленная на удовлетворение его материальных и духовных потребностей, развивающая его физические и духовные сущностные силы, а также нравственные качества. Трудолюбие – моральное качество, выражающее положительное отношение к труду, проявляющееся в трудовой активности стараний и усердия работника. Воспитание детей и молодежи в современном обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения.  Очень важно развивать у молодых людей духовную потребность в труде, умение преодолевать трудности, чувство ответственности, долга, заинтересованности в их будущем.


Основание для разработки

(нормативные документы, регламентирующие привлечение детей к труду):


Нормативными актами, непосредственно касающимися организации детского труда в общеобразовательном учреждении, являются:

- Конституция Республики Казахстан

- Трудовой Кодекс РК

- Закон Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан»

- Закон Республики Казахстан «Об образовании»

- Постановление Правительства РК 23.08.2012г. №1080 «Об утверждении государственного общеобязательного стандарта среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования)

- Приказ и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 23.10.2007 года №502 «Об утверждении формы документов строгой отчетности, используемых организациями образования в образовательной деятельности»


Пояснительная записка


Целью нравственного воспитания к труду, осуществляемого в рамках школы, является вооружение у учащихся совокупности определенных общеобразовательных, политехнических и общетехнических знаний, умений, навыков, необходимых для участия в производительном труде, а также воспитания трудолюбия как нравственной черты.

Все компоненты трудовой подготовки осуществляются в школе поэтапно, с учетом возраста, на основе принципов целостности, непрерывности и направлены на достижение целей и решения задач:

  1. формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства;

  2. формирование условий для развития возможностей обучающихся с ранних лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как непременного условия экономического и социального бытия человека;

  3. формирование компетенций, связанных с процессом выбора будущей профессиональной подготовки и деятельности, с процессом определения и развития индивидуальных способностей и потребностей в сфере труда и творческой деятельности;

  4. формирование лидерских качеств и развитие организаторских способностей, умения работать в коллективе, воспитание ответственного отношения к осуществляемой трудовой и творческой деятельности.

Трудовая культура требует выработки следующих основных навыков:

  • правильно содержать рабочее место и инструменты;

  • умело планировать работу;

  • правильно использовать различную техническую документацию;

  • добиваться высокого качества работы;

  • экономить время;

  • беречь материалы и инструменты.

Программа предназначена для обучающихся 1-11 классов общеобразовательной школы в соответствии с требованиями государственного стандарта.

Программа соответствует основным принципам государственной политики республики Казахстан в области образования:

1) равенство прав всех граждан Республики Казахстан;

2) доступность образования всех уровней для населения с учетом интеллектуального развития, психофизиологических и индивидуальных особенностей каждого гражданина;

3) стимулирование образованности личности и ее развитие;

4) непрерывность процесса образования, обеспечивающего преемственность его ступеней;

5) единство обучения и воспитания;

6) разнообразие организаций образования по формам собственности, по формам обучения и воспитания, направлениям образования;

7) гуманистический и развивающий характер образования;

8) формирование уважения прав и свобод человека;

9) интеграция образования, науки и производства;

10) профессиональная ориентация обучающихся;

Основополагающим принципом при решении вопроса о привлечении учащихся к труду является добровольность.

Общественно-полезный труд воспитывает у детей трудолюбие, стремление к созиданию, творческую инициативу и другие нравственные качества. Правильно организованный труд учащихся во внеурочное время способствует укреплению здоровья школьников, приводит к улучшению функционального состояния нервной системы, повышает их активность, помогает соблюдать гигиенический режим дня, развивает умение выражать собственные мысли, умение проявлять чувство уважения к партнерам и сотрудничать в процессе труда.

Привлечение к общественно-полезному труду обучающихся осуществляется с письменного  согласия родителей (законных представителей) обучающихся.

Общественные работы организует классный руководитель. План и графики проведения работ определяет классный руководитель при согласовании с администрацией школы.

План и графики общественно-полезного труда школьников в период летних каникул  утверждается ежегодно Приказом по школе за 2 недели до начала  летних каникул. График работ может корректироваться с учетом погодных условий, вида проводимых работ и занятости учащихся.

Классные руководители и руководители-организаторы общественно-полезной работы ведут документацию:

  • план общественно-полезной работы (на учебный год/период)

  • графики

  • журнал по технике безопасности;

  • журнал учёта посещаемости (в учебное время в 5-11 классах – учет ведется в классном журнале, в 1-4 классах в журнале установленной форме);

  • журнал учёта проделанной работы.

Учащиеся могут быть освобождены от общественно полезного труда на основании медицинских справок и иных уважительных причин. В качестве альтернативы им может быть предложен интеллектуальный труд, выполнение разовых легких поручений по согласованию с родителями.

Эффективность воспитательной работы во многом зависит от подбора видов труда и места трудовой деятельности с учетом возрастных особенностей школьников. Прежде всего, труд учащихся должен быть осмысленным, посильным и разнообразным. Если учащимся понятны цели и общественное значение их труда, они будут охотно и с интересом трудиться. Убежденность в полезности выполненной работы вызывает чувство морального удовлетворения, на основе которого формируется положительное отношение к труду.

Воспитательные возможности коллективного труда школьников реализуются в трех взаимосвязанных этапах организации трудовой деятельности: подготовке к труду, трудовом процессе и подведении итогов, анализе и оценке его результатов. Именно на проведении этих этапов организации общественно-полезного труда сосредоточено внимание учителей.

По итогам общественно-полезной работы классными руководителями проводится мониторинг участия классных коллективов, индивидуального участия учащихся в общественно полезном труде и фиксируется ими в портфолио класса и портфолио учащихся. Итоги летней трудовой практики учащихся подводятся на педагогическом совете.

Формы организации общественно-полезного труда в школе


Общественно-полезный труд представлен в школе индивидуальными, групповыми, массовыми формами организации трудовой деятельности:

  • самообслуживание (1-11 классы);

  • экологические акции (1-11 классы);

  • патриотические акции (1-11 классы);

  • деятельность бригад овощеводов и озеленителей (4-10 классы);

  • социально значимые практики (1-10 классы).


Самообслуживание

Представлено следующими видами: дежурство по школе, дежурство по классу

Дежурство по школе. Ответственными за дежурство по школе являются:

  • Дежурный администратор;

  • Дежурный классный руководитель;

  • Старший дежурный (выбирается из числа учащихся дежурного класса).

Дежурный класс назначается заместителем директора по воспитательной работе согласно графику дежурства. Дежурный класс – это структурное подразделение внутришкольной системы управления воспитательным процессом. В случае, когда у дежурного класса занятия заканчиваются раньше, чем у других, дежурство по школе возлагается на старшего дежурного, дежурного классного руководителя и дежурного администратора.

Обязанности дежурного администратора

  1. Приходить в школу не позднее 7 ч 40 мин

  2. Дежурить с 8 до 17 ч каждый день в течение учебной недели.

  3. Контролировать дежурство дежурного класса в течение дня.

  4. При обращении дежурных применять меры по устранению нарушений.

  5. Ежедневно оценивать работу дежурных по восьмибалльной системе, отмечать недостатки и записывать рекомендации в журнал дежурных по школе.

  6. При появлении подозрительных посторонних лиц или подозрительных предметов на территории школы или в самом здании школы принимать действенные решения.

Обязанности дежурного классного руководителя

  1. Проводить инструктаж о дежурстве класса на основании данного положения, объяснить обязанности дежурных по школе.

  2. Распределять по постам учащихся класса и объяснять обязанности дежурных на каждом посту.

  3. Контролировать выполнение обязанностей дежурных на постах.

  4. При появлении подозрительных посторонних лиц или подозрительных предметов на территории школы или в самом здании школы сообщать об этом дежурному администратору.

  5. При выявлении грубых нарушений порядка и дисциплины учащимися школы или посторонними лицами ставить в известность об этом администрацию школы.

  6. В конце недели сдавать объекты следующему дежурному классу (по графику).

  7. Производить своевременную передачу атрибутов дежурного класса (журнал, отчет с рекомендациями).

  8. Совместно с дежурным администратором ежедневно оценивать качество дежурства, оценку заносить в журнал дежурного по школе.

Обязанности старшего дежурного

  1. Отвечать за наличие отличительных знаков дежурного класса и за их сохранность.

  2. Осуществлять учет вышедших на дежурство, замену заболевших дежурных.

  3. Следить и оценивать дежурство на постах своих одноклассников.

  4. По окончанию дежурства вместе с классным руководителем подводить итог дежурства, отмечать лучших.

  5. Готовить материал для передачи дежурства.

  6. В конце недели подводить итоги дежурства класса и передавать дежурство старшему дежурному следующего класса.

Обязанности учащихся дежурного класса

  1. Заботиться о санитарном состоянии школы и соблюдении учащимися норм этического поведения.

  2. Обеспечивать связь между педагогическим и ученическим коллективом, посетителями школы для решения текущих вопросов.

  3. Демонстрировать образец этики отношений с окружающими. Доброта и доброжелательность, внимание и уважение (особенно к младшим и гостям школы), тактичность и терпимость — вот что отличает хозяев школы.

  4. Приходить в школу не позднее 7 ч 45 мин, иметь знаки отличия и обеспечивать их сохранность.

  5. Утром и на переменах находиться на постах и добросовестно выполнять свои обязанности.

  6. До начала занятий проверять порядок на своем посту: обо всех замечаниях сообщать старшему дежурному (делаются записи в журнале дежурного). При невозможности устранить нарушения своими силами сообщить дежурному классному руководителю.

  7. Следить за сохранностью окрашенных поверхностей (стен, перил, полов) и школьного имущества.

По итогам дежурства старшим дежурным делаются выводы в журнале дежурного: какие были трудности во время дежурства, и какие были приняты меры, что получилось и что не получилось во время дежурства, на что надо обратить особое внимание.

На постах: следить за чистотой и порядком, останавливать бегающих детей, следить за тем, чтобы школьники не применяли физическую силу для решения споров, не употребляли непристойные выражения, в вестибюле (у входа, в фойе) доброжелательно встречать учащихся, проверять чистоту обуви, наличие сменной обуви.

Дежурство на дискотеках и вечера. Дежурство обеспечивает класс, который дежурит по школе. Дежурный классный руководитель обязан до начала мероприятия:

  1. проводить беседу по технике безопасности во время проведения дискотек, вечеров и т. п.;

  2. знакомить с обязанностями дежурных на дискотеке и уточнять, кто из родителей будет помогать в дежурстве класса;

  3. распределять дежурных по постам;

  4. при необходимости организовывать дежурство в гардеробе;

  5. заступать на дежурство за 30 мин до начала мероприятия;

В течение мероприятия:

  1. следить за порядком;

  2. не допускать на мероприятие лиц в нетрезвом или наркотическом состоянии;

  3. контролировать выполнение дежурными своих обязанностей;

По окончании дежурства проверять порядок в школе.

Учащиеся дежурного класса: заступают на дежурство за 30 мин до начала мероприятия, помогают и непосредственно сами участвуют в обеспечении порядка, находятся на постах: у входа в вестибюль — проверяют наличие чистой обуви, у входа в танцевальный зал — не пропускают в него лиц в верхней одежде, в танцевальном зале и в школе — следят за чистотой и порядком, после окончания дискотеки (мероприятия) наводят порядок в школе и сдают дежурство классному руководителю и дежурному администратору.

Дежурство по классу: классный руководитель составляет график дежурства учащихся класса в классе и столовой, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей и т.д., для чего выбирается актив класса. Уборка класса, школьного двора, игровых площадок. Изготовление и ремонт наглядных пособий, книг и учебных принадлежностей. Дежурные выполняют уборку кабинета до начала урока (сухая уборка мелкого мусора, влажная уборка доски), проветривают кабинет во время перемен, следят за порядком и дисциплиной в классе, раз в месяц проводят влажную уборку парт в закрепленном за классом кабинете, в течение недели поливают цветы, ухаживают за ними.


Экологические акции.

Цель проведения экологической акции: формирование экологической культуры, сознания и мировоззрения, благоустройство территории школы.

Задачи: формировать познавательный интерес, коммуникативные способности, гуманистическое отношение, эстетическую отзывчивость, привитие трудовых навыков.

Представлены следующими формами:

  • Акции «Чистый школьный двор», «Чистый поселок», «Чистый берег» - уборка и благоустройство школьной/пришкольной территории и территории, закрепленной за Школой Акиматом (сентябрь, апрель - май);

  • Уход за насаждениями, уборка на пришкольной и поселковой территории в осенний и весенний период (уборка мусора, листвы, окапывание деревьев и т.д.);

  • Акции по пропаганде экологических знаний: составление, оформление и распространение листовок, памяток, блиц-опросов, видеороликов, специальных номеров школьной газеты.

  • Участие в экологических акциях поселкового и иных уровней;

  • Работа бригады озеленителей: уход за растениями, за цветочными клумбами.




Патриотические акции

Участие в волонтерских движениях патриотической направленности (Акция «Ветераны не забыты», «Поздравительная открытка» и другие). Забота о тружениках тыла, ветеранах и участниках ВОВ, одиноко проживающих пожилых людях, ветеранах труда.


Бригады овощеводов и озеленителей.

Деятельность бригад овощеводов и озеленителей организуется в летнее время с целью отработки практических умений, полученных на уроках естественнонаучного цикла, технологии и предполагает организацию деятельности в следующих направлениях:

  • работа на пришкольном участке (наблюдение за растениями, уход за зелеными насаждениями, уборка сухого мусора, выращивание овощей);

  • работа по благоустройству школьного здания и территории школы.

Деятельность бригад овощеводов и озеленителей осуществляется в летний период с 26 мая по 31 августа на основании графика работы, утвержденного приказом  директора школы. Продолжительность деятельности бригад овощеводов и озеленителей определяется с учетом желания, возраста учащегося:

  • 4 - 5 классы - не более 12 дней и не более 2 часов;

  • 6 - 8 классы – не более 12 дней  и не более 3 часов;

  • 10 класс - не более 12 дней и не более 6 часов.

  • Выпускники 9-х классов участвуют в трудовой практике по желанию не более 12 дней и не более 4 часов в августе.


Социальные практики

Участие в волонтерских движениях различной направленности, работа пресс-центра (сбор, оформление материала, выпуск школьной газеты, выпуск праздничных экспресс-газет, видеороликов, коллажей), художественно-прикладной труд (оформление общешкольных праздничных мероприятий), работа по благоустройству школы. Шефство над детским садом, над первоклассниками. Помощь в заготовке корма для птиц и животных.


Универсальные учебные действия, которыми должны овладеть обучающиеся


Личностные:

  • принимают и выполняют правила школьной жизни;

  • соблюдают основные моральные нормы и ориентируются на их выполнение с помощью учителя, по образцу, самостоятельно (в зависимости от возраста);

  • проявляют познавательный интерес к трудовому процессу;

  • ориентируются в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

  • знают о факторах, наносящих вред здоровью.


Регулятивные:

  • принимают задачу под руководством учителя;

  • учитывают выделенные учителем ориентиры действия в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

  • принимают элементарный план действий при работе в группе;

  • определяют последовательность работы выполнения практического действия под руководством учителя;

  • составляют элементарный план действий при работе в группе;

  • вносят коррективы в конкретное действие после его завершения на основе оценки учителя с опорой на образец;

  • оценивают свою работу по совместно выбранным критериям в соответствии с образцом;

  • организовывают рабочее место;

  • эмоционально рефлексируют свои действия;

  • готовят необходимые инструменты;

  • удерживают организованное поведение во время деятельности.


Познавательные:

  • отличают новое от уже известного под руководством учителя;

  • устанавливают очевидные причинно–следственные связи под руководством учителя;

  • владеют элементарными навыками чтения информации;

  • сравнивают и группируют предметы и их образы, классифицируют по заданным признакам, выделяют признаки, обобщают под руководством учителя;

  • выполняют работу практического действия под руководством учителя;

  • используют знаково-символические средства, в том числе владеет действием моделирования;

  • умеют выделять существенные признаки;

  • устанавливают последовательность основных событий;

  • действуют по аналогии;

  • проводят сравнение и классификацию по заданным критериям.


Коммуникативные:

  • вступают в диалог;

  • умеют слушать и понимать речь других;

  • соблюдают нормы речевого этикета;

  • оказывают взаимопомощь в сотрудничестве (в парах) под руководством учителя, принимают правила работы в паре;

  • готовы договариваться и приходить к общему мнению (под руководством учителя);

  • умеют задавать простые вопросы по содержанию и отвечать на них;

  • понимают, что у других людей есть своя точка зрения;

  • умеют выражать свои мысли полно в устной форме.









План организации

общественно-полезной деятельности на учебный год


Направления

деятельности

Виды и формы

деятельности

Сроки


Ответственные

Планируемые

результаты

1

Самообслуживание


Дежурство по школе

Сентябрь-май

(по графику)

Заместитель директора

Классные руководители

Сформировано понимание о роли трудовой деятельности в жизни человека,

понимают правила безопасного поведения и гигиены, экологическое воспитание

Дежурство в классе


Сентябрь-май


Классные руководители

2

Экологические акции

Чистый школьный двор

Сентябрь, апрель-август

Администрация, Классные руководители

Сформировано добросовестное отношение к труду; ответственность, исполнительность.

Чистый поселок

Сентябрь, апрель-май

Администрация, классные руководители

Чистый берег

Июнь-август

Руководители бригад озеленения, пришкольного лагеря

Акции по пропаганде экологических знаний

В течение года

Классные руководители, учителя начальных классов, биологии, географии, химии

Экологическое воспитание. Сформировано творческое отношение к труду.

Бригада озеленителей

Май-август

Руководители бригад озеленения

Сформировано понимание о роли трудовой деятельности в жизни человека. Привитие эстетического вкуса посредством ухода за растениями, цветочными клумбами, благоустройства школьной территории.

3

Патриотические акции

Акция «Ветераны не забыты»

В течение года

Организатор НВП, Вожатый

Классные руководители

Развито чувство патриотизма, гордости за Родину.

Акция «Поздравительная открытка»

В течение года

Вожатый

Классные руководители

4

Работа бригад озеленителей и овощеводов

Бригада озеленителей

Май-август

Руководители бригад озеленения

Отработаны практические знания и умения, полученные на уроках естественнонаучного цикла и технологии

Бригада овощеводов

Май-август

Руководители бригад овощеводов

5

Социальные практики

Участие в волонтерских движениях различной направленности, шефство, благоустройство школы и школьного двора

В течение года

Классные руководители, педагоги

Дети умеют работать в коллективе сообща,

проявлять товарищескую взаимопомощь,

умеют планировать свою работу, координировать действия, быть аккуратными и точными.





Просмотр содержимого документа
«заявление»

Директору

КГУ «Первомайская средняя школа»

Рыбиной Н.Н.


________________________________

________________________________

Ф.И.О. заявителя



Заявление-согласие родителей

на привлечение ребенка к общественно-полезному труду,

не предусмотренному образовательной программой


Я,________________________________________________________________,

(Фамилия Имя Отчество родителя (законного представителя)

Даю согласие (не согласен) на привлечение моего ребенка________________

__________________________________________________________________

(Фамилия Имя Отчество ребенка, класс)

к общественно-полезному труду, не предусмотренному образовательной программой.


С направлениями общественно-полезного труда:

- самообслуживание (1-11 классы);

- экологические акции (1-11 классы);

- патриотические акции (1-11 классы)

- деятельность бригад овощеводов и озеленителей (4-10 классы);

- социально значимые практики (1-10 классы).


ознакомлен (а) ________________/_____________________________ 




«____»_____20___г.

















Директору

КГУ «Первомайская средняя школа»

Рыбиной Н.Н.


________________________________

________________________________

Ф.И.О. заявителя



Заявление-согласие родителей

на привлечение ребенка к общественно-полезному труду,

не предусмотренному образовательной программой


Я,________________________________________________________________,

(Фамилия Имя Отчество родителя (законного представителя)

Даю согласие (не согласен) на привлечение моего ребенка________________

__________________________________________________________________

(Фамилия Имя Отчество ребенка, класс)

к общественно-полезному труду, не предусмотренному образовательной программой.


С направлениями общественно-полезного труда:

- самообслуживание (1-11 классы);

- экологические акции (1-11 классы);

- патриотические акции (1-11 классы)

- деятельность бригад овощеводов и озеленителей (4-10 классы);

- социально значимые практики (1-10 классы).


ознакомлен (а) ________________/_____________________________ 




«____»_____20___г.





4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Материалы по организации общественно-полезного труда учащихся в школе

Автор: Рыбина Наталья Николаевна, Алейникова Елена Виниаминовна

Дата: 09.02.2016

Номер свидетельства: 290758


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства