Статья содержит описание технологии проблемно-диалогового обучения, поясняет почему она является актуальной в настоящее время.В описании технологии присутствуют примеры, которые делают смысл технологии более понятным. Статья обращена к учителям, работающим в разных предметных областях и на разных образовательных уровнях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Почему проблемный диалог?»
Почему проблемный диалог ?
Не мыслям надобно учить, а мыслям
И.Кант
Мы живем в сложном, противоречивом, насыщенном проблемами мире. И эти противоречия заставляют нас думать, размышлять, и, в конечном итоге, принимать решения. А проблемы, которые мы должны преодолевать, заставляют нас быть активными, деятельностными.
Как важно к этой жизни быть готовым! Очевидно, поэтому основное требование к школе – превратить каждого ученика быть личностью, не только насыщенной знаниями, но личностью, способной эти знания применять, способной противостоять препятствиям и трудностям, способной к осознанному, осмысленному действию.
В связи с необходимостью выполнить социальный заказ, следовать веяниям времени, учителя активно переходят к использованию интерактивных методов обучения, которые способны обеспечить необходимое развитие личности.
Одной из таких технологий является проблемно-диалоговое обучение.
В данном типе обучения происходит творческое овладение знаниями через активное общение, диалог, организованный учителем. На данном уроке учитель является «первым среди равных», «открывая знания вместе с учениками.
На уроке должны быть проработаны две задачи: «постановка проблемы» и «поиск решения». В первом случае имеется ввиду этап формулирования темы урока или вопроса для исследования, а во втором – этап формулирования нового знания.
Постановка проблемы и ее решение осуществляются учениками в ходе специально организованного учителем диалога.
С чего начать? В каждом конкретном случае (исходя из предметной области, возраста учеников, их подготовленности) учитель решает как лучше это сделать.
Существуют три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, сообщение темы с мотивирующим приемом.
Самым простым способом является объявление темы с мотивирующимприемом, что позволяет сделать тему, предложенную ученикам более значимой и интересной, а это, безусловно, поощряет учеников отправиться по пути знаний. Например, в начале урока по теме «Церковный раскол» предлагается картина В.Сурикова «Боярыня Морозова», которая позволяет сразу увидеть смысл понятия «раскол». В начале урока « Иван Грозный: жестокий тиран или мудрый правитель» вниманию учеников предлагается видеоролик «Иван Грозный» (телепроект «Имя России»). Такой метод называется методом «яркого пятна», в качестве которого может быть, например, притча, стихотворение, картина, фрагмент фильма…Так же может быть применен метод «актуальности», когда ученикам объясняется важность данной темы в настоящее время. Например, урок «Противоречивость НТП» начинается словами: «Большинство событий (явлений) можно оценить с разных, противоречивых точек зрения. Таким образом, НТП – зло или добро».
Самым сложным является побуждающий от проблемной ситуации диалог, который требует последовательного выполнения четырех последовательных действий: создание проблемной ситуации; побуждение к осознанию противоречия; побуждение к формулированию учебной проблемы; принятие предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
При создании проблемной ситуации необходимо создать либо ситуацию «удивления» либо «затруднения», чтобы заинтересовать детей и поощрить мыслительную деятельность. Проблемная ситуация может возникать из противоречия ( разные факты, точки зрения, характеристики), столкновения мнений учеников на один вопрос , столкновения житейского мнения и научного факта. Например, на уроке истории России на слайде портрет П.А.Столыпина, с обеих сторон от которого противоположные точки зрения о нем. В результате основным вопросом для исследования становится вопрос о том, какой же он, на самом деле, П.А.Столыпин. (Урок «П.А.Столыпин и его реформы»).
Подводящий к теме диалог позволяет гораздо проще и быстрее дойти до формулировки темы. Этот метод менее творческий, но более логический. Недаром его сравнивают с локомотивом, который ведет за собой весь состав.
Методы поиска решения учебной проблемы тоже строятся на диалоге побуждающего или подводящего типа, с помощью которых выдвигаются гипотезы (предположения). В проверке выдвигаемых гипотез важно не сорваться на назидательность, не забывая, что ученики имеют право на свою точку зрения и на предложение своего пути в нахождении пути к обретению истины.
Различие методов – в характере учебной деятельности учащихся, а, значит, в развивающем эффекте. Побуждающий диалог, путь «проб и ошибок», обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности. Подводящий к знанию диалог, «царственная дорога познания», лишь имитирует творчество, формирует логическое мышление.
Данная технология весьма результативна, являясь важнейшим направлением реализации парадигмы компетенстного обучения в образовании, который имеет полное право на активное применение педагогами.. Кроме того, она является результативной, т.к обеспечивает высокое качество усвоения знаний, развитие интеллекта и творческих способностей. Технология имеет общепедагогический характер и может быть реализована на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.