ТЕМА: Пунктуация в простом предложении. Тире между подлежащим и сказуемым.
ЦЕЛИ: Закреплять знания учащихся о постановке тире между подлежащим и сказуемым, выраженными именем существительным в именительном падеже; формировать навыки точного определения подлежащего и сказуемого; закреплять умение учащихся определять лексическое и этимологическое значение слов по лингвистическим словарям.
Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, речь, внимание, навыки исследовательской культуры образовательного процесса, умение работать в паре.
Воспитывать стремление постоянно повышать уровень своих знаний, чувство гордости за свою школу и бережное к ней отношение.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, карточки с дидактическими заданиями, портрет Н.М. Карамзина, «Этимологический словарик школьника» О.Д.Ушакова.
Тип урока: урок применения предметных умений.
Ход урока
1. Оргмомент
Каждый день нам школа дарит встречу
С другом, знаниями, радостью, мечтой.
Каждый миг здесь мудростью отмечен,
Если не заполнен пустотой.
_-Ребята, я рада вас видеть, желаю хорошего рабочего дня и призываю не терять время впустую на нашем уроке.
2. Орфографическая разминка.
Соедините слова парами с учётом одинаковой орфограммы, вспомните правило и запишите словосочетания без ошибок. (Методика Г.А. Бакулиной «Интеллектуальное развитие школьников»)
Стараю(тся, ться), ко(л,лл)ектив, к..бинет, встр..чает, пр..сторный, уч..ников, кла(с,сс)а, научи(тся, ться)
-Назовите первую пару слов. Какая орфограмма их объединяет?
-Какие ещё слова можно соединить?
-Какая орфограмма в словосочетании встречает учеников?
- Назовите последнюю пару слов. Какие буквы записали на месте точек?
3. Актуализация знаний учащихся.
Если получившиеся словосочетания мы включили бы в текст, то о чем бы он был, какова была бы его тема? ( школа)
- Что такое школа, на ваш взгляд?
- Вы будете удивлены, но этимологический словарь рассказывает совсем обратное. Что изучает этимология?
Сообщение ученицы.
«Слово имеет греческое происхождение и в переводе означает «отдых, досуг». Согласитесь, очень непривычное для нас сочетание слова и его значения. А дело в том, что первые школы появились в Древней Греции. Греки под досугом подразумевали не безделье, не развлечение, а свободные (на досуге) беседы мудрецов-философов со своими учениками. Учителя и ученики в это время говорили о разных науках, обсуждали разные философские проблемы. Уже гораздо позднее появилась привычная школа с уроками и домашними заданиями.»
- Что же происходило во время бесед? Чем делились философы с учениками?
На доске слова древнегреческого философа Аристотеляо такой школе, но нужно восстановить предложение, построив его по схеме.
Мудрости, хорошая, дом, школа.
4. Сообщение темы урока, целей.
Прочитайте получившееся предложение. Что оно говорит о школе? Школа это что? В чем особенность подлежащего и сказуемого? Какого знака требует такая форма?
Индивидуальные лингвистические исследования учащихся «История тире»
- Сегодня мы продолжим работу по этой теме, сформулируйте её. Какие задачи нужно решить( приём незаконченного предложения)
5. Синтаксический разбор.
Хорошая школа – дом мудрости. Аристотель
6. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения лингвистических задач.
- А когда появились первые школы на Руси? Как они назывались сначала? Прочитаем об этом. ( текст распечатан для каждого ученика)
Работа с текстом
Первые школы создавались в Киеве вскоре после Крещения Руси. Их основателем стал князь Владимир Красное Солнышко. Он приказал брать «лучших людей и ребят и отдавать их в научение книжное». Но царский наказ было трудно исполнить. Народ в то далёкое время боялся грамоты. Матери сильно оплакивали своих детей, словно посылали на верную погибель.
Дело Владимира продолжил его сын – Ярослав Мудрый. Он собрал в Новгороде 300 детей и велел «учити их книгам». Это было первое большое училище. В некоторых областях оно называлось «учило, учельня». А термин школа появился на Руси в 1382 году.
Постепенно число школ росло, они открывались при церквях и монастырях. Книги для школ переводили с греческого языка, они пользовались почётом и уважением. При пожаре их в первую очередь выносили из огня. О них говорили: «Книги суть те же реки, наполняющие вселенную».
- Как назывались первые учебные заведения?
-Когда появилось слово «школа» Руси? Сколько лет слово «школа» живёт на Руси?
- Почему самой ценной вещью считались книги?
Конструирование предложения.
- Перечитайте последнее предложение. Перестройте его так, чтобы между подлежащим и сказуемым стояло тире. Запишите.
Работа по учебнику
Значимость книги, знаний русский народ понимал всегда. Вы в этом убедитесь, выполняя упражнение № 426.
Дифференцированное задание: 1В-1,3 2В – 2,4 (начертите схему)
Слайд 8 - самопроверка
Работа по картине Б.М. Кустодиева ««Земская школа в московской Руси» 1907 г. слайд 9
Борис Михайлович Кустодиев – знаменитый русский художник. Он рисовал интересные портреты, но не менее известна его картина, представленная на слайде.
-Что вы скажете о земской школе? Какая обстановка в ней царит? (домашняя) Как вы поняли это?
Обустройство школ предполагало, что за каждым учителем закреплялось от 6 до 12 учеников. Всё убранство школы, несмотря на домашнюю обстановку. Настраивает на серьёзный лад. Комната светлая и чистая.. Под образами сидит седовласый учитель, его взгляд сосредоточен на учениках, он внимательно следит за их работой и готов в любой момент помочь и направить.
- Почему двое учеников стоят на коленях?
- Хотели бы учиться в такой школе? Почему? Вы правы, правила поведения и учения в то время были гораздо строже.
- Пхания друг друга и бития, и резвого бегания, и всяких ненадобных детских глумлений да не водворится у вас
- Не шуметь, не глумиться и не дразнить товарищей, шапку и одежду снимать, школьный сор вон выносить
- Розга разум детям в голову вгоняет,
Учит молитве и злых всех стегает.
Розга хоть и бьет, но не ломит кости,
А детей отучает от всякой злости.
7. Просмотр видеоролика «Наша школа» (физкультминутка)
8. Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков.
Работа в группах над созданием текста (текст на слайде для проверки и распечатан для работы в группах)
На месте пропусков запишите подходящие по смыслу слова. Подумайте, в каких 3 предложениях нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым, докажите свой выбор.
В слабом классе слова для справки: гардероб, помещение, просторное, большое, здание, роскошные, интересные, расписание.
Наша школа это большое и красивое ___?_________ в центре села. С __?___ года школа распахивает двери перед учениками, педагогами и гостями.
Каждое утро уютный вестибюль наполняется весёлым гомоном ребят. Наш вестибюль это ______?______ и светлое ______?_______перед входом во внутреннюю часть школы. Здесь вы увидите много _________ комнатных цветов, познакомитесь с разными объявлениями на информационном стенде. Тут же _________?_____ место для хранения одежды. В гардеробе школьники успевают не только снять верхнюю одежду, но и обменяться новостями, шутками. Уточнив ________, ученики торопятся в классы. Навстречу _____________ урокам.
9. Этап контроля за процессом и результатом учебной деятельности
Тестирование
Укажите номера предложений, в которых необходимо поставить знак тире.
1. Доброе слово дверь в душу.
2. Ум великое дело.
3.Голова научит, руки сделают.
4.Умный товарищ половина дороги.
5.Умный молчит, когда дурак ворчит.
10. Рефлексия.
На столах у вас – ладошка, внутри которой написано: Сегодняшний урок для меня – это…. Запишите свои ощущения, используя существительные (отдых, сплошные трудности, открытие, новые знания, скука, удовольствие)
11. Домашнее задание.
Дифференцированная работа:
А: подобрать 5-6 пословиц или предложений из научного текста, в которых стоит тире между подлежащим и сказуемым, выраженными сущ. В И.п.
Б: написать мини-сочинение на тему «Наш кабинет», в котором предложения будут содержать изученную пунктограмму.