kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Совершенствование преподавания русского языка посредством введения уроков проблемного диалога

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМА: Пунктуация в простом предложении.  Тире между подлежащим и сказуемым.

ЦЕЛИ: Закреплять знания учащихся о  постановке тире между подлежащим и сказуемым,   выраженными именем существительным в именительном падеже; формировать навыки точного определения подлежащего и сказуемого; закреплять умение учащихся определять лексическое и этимологическое значение слов по  лингвистическим словарям.

 Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, речь, внимание, навыки исследовательской культуры  образовательного процесса, умение работать в паре.

 Воспитывать стремление постоянно повышать уровень своих знаний, чувство гордости  за свою школу и бережное к ней отношение.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, карточки с дидактическими заданиями, портрет Н.М. Карамзина, «Этимологический словарик школьника» О.Д.Ушакова.

Тип урока: урок применения предметных умений.

Ход урока

1. Оргмомент     

Каждый день нам школа дарит встречу

С другом, знаниями, радостью, мечтой.

Каждый миг здесь мудростью  отмечен,

Если не заполнен пустотой.

_-Ребята, я рада вас видеть, желаю хорошего рабочего дня и  призываю не терять время  впустую  на нашем уроке.

2. Орфографическая разминка.    

Соедините слова парами с учётом одинаковой орфограммы, вспомните правило и запишите словосочетания без ошибок. (Методика Г.А. Бакулиной «Интеллектуальное развитие школьников»)

Стараю(тся, ться),  ко(л,лл)ектив, к..бинет, встр..чает, пр..сторный,  уч..ников,  кла(с,сс)а, научи(тся, ться)

-Назовите первую пару слов. Какая орфограмма их объединяет?

-Какие ещё слова можно соединить?

-Какая орфограмма в словосочетании встречает учеников?

- Назовите последнюю пару слов. Какие буквы записали на месте точек?

 3. Актуализация знаний учащихся.

Если получившиеся словосочетания мы включили бы в текст, то о чем бы он  был, какова была бы его тема? ( школа)

- Что такое школа, на ваш взгляд?

- Вы будете удивлены, но этимологический словарь рассказывает совсем обратное.  Что изучает этимология?

Сообщение ученицы.  

«Слово имеет греческое происхождение и в переводе означает «отдых, досуг». Согласитесь, очень непривычное для нас сочетание слова и его значения. А дело в том, что первые школы появились в Древней Греции. Греки под досугом подразумевали не безделье, не развлечение, а свободные (на досуге) беседы мудрецов-философов со своими учениками. Учителя и ученики в это время говорили о разных науках, обсуждали разные философские проблемы. Уже гораздо позднее появилась привычная школа с уроками и домашними заданиями.»

 - Что же происходило во время бесед? Чем  делились философы с учениками?

 На доске слова древнегреческого философа Аристотеляо такой школе, но нужно восстановить предложение, построив его по  схеме.

Мудрости, хорошая, дом, школа.

4. Сообщение темы урока, целей.

Прочитайте получившееся предложение. Что оно говорит о школе? Школа это что? В чем особенность подлежащего и сказуемого? Какого знака требует такая форма?

Индивидуальные лингвистические исследования учащихся «История тире»

- Сегодня мы продолжим работу по этой теме, сформулируйте её. Какие задачи нужно решить( приём незаконченного предложения)

5. Синтаксический разбор.

Хорошая школа – дом мудрости. Аристотель

6. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения лингвистических задач.

- А когда появились первые школы на Руси? Как они назывались сначала? Прочитаем об этом.    ( текст распечатан для каждого ученика)  

Работа с текстом

Первые школы создавались в Киеве вскоре после Крещения Руси. Их основателем стал князь Владимир Красное Солнышко. Он  приказал брать  «лучших людей и ребят и отдавать их в научение книжное». Но царский наказ было трудно исполнить. Народ в то далёкое время боялся грамоты. Матери сильно оплакивали своих детей, словно посылали на верную погибель.

Дело Владимира продолжил его сын – Ярослав Мудрый. Он собрал  в Новгороде  300 детей и велел «учити их книгам». Это было первое большое училище. В некоторых областях оно называлось «учило, учельня». А термин школа  появился на Руси в 1382 году.

Постепенно число школ росло, они открывались при церквях и монастырях. Книги для школ переводили с греческого языка, они пользовались почётом и уважением. При пожаре их в первую очередь  выносили из огня. О них говорили: «Книги суть те же реки, наполняющие вселенную».

- Как назывались первые учебные заведения?

-Когда появилось слово «школа» Руси? Сколько лет слово «школа» живёт на Руси?

 - Почему  самой ценной вещью считались книги?

 Конструирование предложения.  

- Перечитайте последнее предложение. Перестройте его так, чтобы между подлежащим и сказуемым  стояло тире. Запишите.

Работа по учебнику

Значимость книги, знаний   русский народ  понимал всегда. Вы в этом убедитесь, выполняя упражнение № 426.

 Дифференцированное задание: 1В-1,3   2В – 2,4  (начертите схему)

Слайд 8 - самопроверка

 

Работа по картине Б.М. Кустодиева ««Земская школа в московской Руси» 1907 г. слайд 9

 Борис Михайлович Кустодиев – знаменитый русский художник. Он рисовал интересные портреты, но не менее известна его картина, представленная на слайде.

-Что вы скажете о земской школе? Какая обстановка в ней царит? (домашняя) Как вы поняли это?

Обустройство школ предполагало, что за каждым учителем закреплялось от 6 до 12 учеников. Всё убранство школы, несмотря на домашнюю обстановку. Настраивает на серьёзный лад.  Комната светлая и чистая.. Под образами сидит седовласый учитель, его взгляд сосредоточен на учениках, он внимательно следит за их работой и готов в любой момент помочь и направить.

- Почему двое учеников стоят на коленях?

 - Хотели бы учиться в такой школе? Почему? Вы правы, правила поведения и учения в то время были гораздо строже.

  • Пхания друг друга и бития, и резвого бегания, и всяких ненадобных детских глумлений да не водворится у вас
  • Не шуметь, не глумиться и не дразнить товарищей, шапку и одежду снимать, школьный сор вон выносить
  • Розга разум детям в голову вгоняет,

    Учит молитве и злых всех стегает.

         Розга хоть и бьет, но не ломит кости,

   А детей отучает от всякой злости.

 

7. Просмотр видеоролика «Наша школа» (физкультминутка)

8. Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков.

  Работа  в группах над созданием текста (текст на слайде для проверки и распечатан для работы в группах)

На месте пропусков запишите подходящие по смыслу слова. Подумайте, в каких 3 предложениях нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым, докажите свой выбор.

В слабом классе слова для справки:  гардероб, помещение, просторное, большое, здание, роскошные, интересные, расписание.

Наша школа    это   большое и красивое ___?_________ в центре села. С __?___    года школа распахивает  двери перед учениками,  педагогами  и гостями.

Каждое утро уютный   вестибюль наполняется весёлым гомоном ребят. Наш вестибюль   это ______?______ и светлое ______?_______перед входом во внутреннюю часть школы.  Здесь  вы увидите много  _________ комнатных  цветов,  познакомитесь  с  разными объявлениями  на информационном стенде.       Тут же   _________?_____           место для хранения одежды.  В гардеробе  школьники успевают не только снять верхнюю одежду, но и обменяться новостями, шутками. Уточнив ________, ученики торопятся в классы.  Навстречу  _____________ урокам.

9. Этап контроля за процессом и результатом учебной деятельности

Тестирование

Укажите номера предложений, в которых необходимо поставить знак тире.

 1. Доброе слово дверь в душу.

 2. Ум великое дело.

 3.Голова научит, руки сделают.

 4.Умный товарищ половина дороги.

 5.Умный молчит, когда дурак ворчит.

10. Рефлексия.

На столах у вас – ладошка, внутри которой написано: Сегодняшний урок для меня – это…. Запишите свои ощущения, используя существительные (отдых, сплошные трудности, открытие, новые знания, скука, удовольствие)

11. Домашнее задание.

Дифференцированная работа: 

А: подобрать 5-6 пословиц или предложений из  научного текста, в которых стоит тире между подлежащим и сказуемым, выраженными сущ. В И.п.

Б: написать мини-сочинение на тему «Наш кабинет», в котором предложения будут содержать изученную пунктограмму. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Совершенствование преподавания русского языка посредством введения уроков проблемного диалога »

ТЕМА: Пунктуация в простом предложении. Тире между подлежащим и сказуемым.

ЦЕЛИ: Закреплять знания учащихся о постановке тире между подлежащим и сказуемым, выраженными именем существительным в именительном падеже; формировать навыки точного определения подлежащего и сказуемого; закреплять умение учащихся определять лексическое и этимологическое значение слов по лингвистическим словарям.

Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, речь, внимание, навыки исследовательской культуры образовательного процесса, умение работать в паре.

Воспитывать стремление постоянно повышать уровень своих знаний, чувство гордости за свою школу и бережное к ней отношение.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, карточки с дидактическими заданиями, портрет Н.М. Карамзина, «Этимологический словарик школьника» О.Д.Ушакова.

Тип урока: урок применения предметных умений.

Ход урока

1. Оргмомент

Каждый день нам школа дарит встречу

С другом, знаниями, радостью, мечтой.

Каждый миг здесь мудростью отмечен,

Если не заполнен пустотой.

_-Ребята, я рада вас видеть, желаю хорошего рабочего дня и призываю не терять время впустую на нашем уроке.

2. Орфографическая разминка.

Соедините слова парами с учётом одинаковой орфограммы, вспомните правило и запишите словосочетания без ошибок. (Методика Г.А. Бакулиной «Интеллектуальное развитие школьников»)

Стараю(тся, ться), ко(л,лл)ектив, к..бинет, встр..чает, пр..сторный, уч..ников, кла(с,сс)а, научи(тся, ться)

-Назовите первую пару слов. Какая орфограмма их объединяет?

-Какие ещё слова можно соединить?

-Какая орфограмма в словосочетании встречает учеников?

- Назовите последнюю пару слов. Какие буквы записали на месте точек?

3. Актуализация знаний учащихся.

Если получившиеся словосочетания мы включили бы в текст, то о чем бы он был, какова была бы его тема? ( школа)

- Что такое школа, на ваш взгляд?

- Вы будете удивлены, но этимологический словарь рассказывает совсем обратное. Что изучает этимология?

Сообщение ученицы.

«Слово имеет греческое происхождение и в переводе означает «отдых, досуг». Согласитесь, очень непривычное для нас сочетание слова и его значения. А дело в том, что первые школы появились в Древней Греции. Греки под досугом подразумевали не безделье, не развлечение, а свободные (на досуге) беседы мудрецов-философов со своими учениками. Учителя и ученики в это время говорили о разных науках, обсуждали разные философские проблемы. Уже гораздо позднее появилась привычная школа с уроками и домашними заданиями.»

- Что же происходило во время бесед? Чем делились философы с учениками?

На доске слова древнегреческого философа Аристотеляо такой школе, но нужно восстановить предложение, построив его по схеме.

Мудрости, хорошая, дом, школа.

4. Сообщение темы урока, целей.

Прочитайте получившееся предложение. Что оно говорит о школе? Школа это что? В чем особенность подлежащего и сказуемого? Какого знака требует такая форма?

Индивидуальные лингвистические исследования учащихся «История тире»

- Сегодня мы продолжим работу по этой теме, сформулируйте её. Какие задачи нужно решить( приём незаконченного предложения)

5. Синтаксический разбор.

Хорошая школа – дом мудрости. Аристотель

6. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения лингвистических задач.

- А когда появились первые школы на Руси? Как они назывались сначала? Прочитаем об этом. ( текст распечатан для каждого ученика)

Работа с текстом

Первые школы создавались в Киеве вскоре после Крещения Руси. Их основателем стал князь Владимир Красное Солнышко. Он приказал брать «лучших людей и ребят и отдавать их в научение книжное». Но царский наказ было трудно исполнить. Народ в то далёкое время боялся грамоты. Матери сильно оплакивали своих детей, словно посылали на верную погибель.

Дело Владимира продолжил его сын – Ярослав Мудрый. Он собрал в Новгороде 300 детей и велел «учити их книгам». Это было первое большое училище. В некоторых областях оно называлось «учило, учельня». А термин школа появился на Руси в 1382 году.

Постепенно число школ росло, они открывались при церквях и монастырях. Книги для школ переводили с греческого языка, они пользовались почётом и уважением. При пожаре их в первую очередь выносили из огня. О них говорили: «Книги суть те же реки, наполняющие вселенную».

- Как назывались первые учебные заведения?

-Когда появилось слово «школа» Руси? Сколько лет слово «школа» живёт на Руси?

- Почему самой ценной вещью считались книги?

Конструирование предложения.

- Перечитайте последнее предложение. Перестройте его так, чтобы между подлежащим и сказуемым стояло тире. Запишите.

Работа по учебнику

Значимость книги, знаний русский народ понимал всегда. Вы в этом убедитесь, выполняя упражнение № 426.

Дифференцированное задание: 1В-1,3 2В – 2,4 (начертите схему)

Слайд 8 - самопроверка



Работа по картине Б.М. Кустодиева ««Земская школа в московской Руси» 1907 г. слайд 9

Борис Михайлович Кустодиев – знаменитый русский художник. Он рисовал интересные портреты, но не менее известна его картина, представленная на слайде.

-Что вы скажете о земской школе? Какая обстановка в ней царит? (домашняя) Как вы поняли это?

Обустройство школ предполагало, что за каждым учителем закреплялось от 6 до 12 учеников. Всё убранство школы, несмотря на домашнюю обстановку. Настраивает на серьёзный лад. Комната светлая и чистая.. Под образами сидит седовласый учитель, его взгляд сосредоточен на учениках, он внимательно следит за их работой и готов в любой момент помочь и направить.

- Почему двое учеников стоят на коленях?

- Хотели бы учиться в такой школе? Почему? Вы правы, правила поведения и учения в то время были гораздо строже.

  • Пхания друг друга и бития, и резвого бегания, и всяких ненадобных детских глумлений да не водворится у вас

  • Не шуметь, не глумиться и не дразнить товарищей, шапку и одежду снимать, школьный сор вон выносить

  • Розга разум детям в голову вгоняет,

Учит молитве и злых всех стегает.

Розга хоть и бьет, но не ломит кости,

А детей отучает от всякой злости.

7. Просмотр видеоролика «Наша школа» (физкультминутка)

8. Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков.

Работа в группах над созданием текста (текст на слайде для проверки и распечатан для работы в группах)

На месте пропусков запишите подходящие по смыслу слова. Подумайте, в каких 3 предложениях нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым, докажите свой выбор.

В слабом классе слова для справки: гардероб, помещение, просторное, большое, здание, роскошные, интересные, расписание.

Наша школа это большое и красивое ___?_________ в центре села. С __?___ года школа распахивает двери перед учениками, педагогами и гостями.

Каждое утро уютный вестибюль наполняется весёлым гомоном ребят. Наш вестибюль это ______?______ и светлое ______?_______перед входом во внутреннюю часть школы. Здесь вы увидите много _________ комнатных цветов, познакомитесь с разными объявлениями на информационном стенде. Тут же _________?_____ место для хранения одежды. В гардеробе школьники успевают не только снять верхнюю одежду, но и обменяться новостями, шутками. Уточнив ________, ученики торопятся в классы. Навстречу _____________ урокам.

9. Этап контроля за процессом и результатом учебной деятельности

Тестирование

Укажите номера предложений, в которых необходимо поставить знак тире.

1. Доброе слово дверь в душу.

2. Ум великое дело.

3.Голова научит, руки сделают.

4.Умный товарищ половина дороги.

5.Умный молчит, когда дурак ворчит.

10. Рефлексия.

На столах у вас – ладошка, внутри которой написано: Сегодняшний урок для меня – это…. Запишите свои ощущения, используя существительные (отдых, сплошные трудности, открытие, новые знания, скука, удовольствие)

11. Домашнее задание.

Дифференцированная работа:

А: подобрать 5-6 пословиц или предложений из научного текста, в которых стоит тире между подлежащим и сказуемым, выраженными сущ. В И.п.

Б: написать мини-сочинение на тему «Наш кабинет», в котором предложения будут содержать изученную пунктограмму.

4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Рыжкова Лилия Викторовна

Дата: 11.01.2015

Номер свидетельства: 153423


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства