kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организация проблемного диалога на уроках в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

  Александрова Диана Николаевна,

 Кормановская Ирина Сергеевна,

учителя начальной школы

ГБОУ лицей № 144 г. Санкт-Петербурга

 

Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. В термине «проблемно-диалогическое», по мнению Е.Л. Мельниковой, первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения.(1, с. 3) Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – это этап формулирования нового знания. В этом случае слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога. Проблемный диалог помогает ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы учителем создается проблемная ситуация, а затем организуется осознание противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

                        Виды проблемных диалогов:

  • Через использование цитат.
  • Через ключевой вопрос урока
  • Через использование «отрицательной» цитаты или карикатуры
  • Через столкновение мнений
  • Через грамматическую сказку
  • Через ошибку
  • Проблема «лёгкой темы»
  • Прием сравнения
  • Прием сопоставления репродукций
  • Урок-портрет с чистого листа или задача со всеми неизвестными
  • Использование иностранного языка

 

Первый – это использование цитат. В начальной школе знакомство с цитатой начинается во 2 –ом классе. Мы предлагали цитаты при изучении произведений Алана Милна «Винни-Пух и все-все-все», Заходера «Считалия» , Туве Янсонн и др.

Наиболее часто употребляемым является ключевой вопрос урока. Примером могут служить такие темы уроков: «Н. Рыленков « Всё в тающей дымке»( 3 класс)»( Программа Занкова).

- Почему, какой бы ни была природа родного края она любима поэтами и художниками?

Сейчас у нас 1 класс, мы с детьми делаем проекты «Моя тематическая азбука». При изучении темы ударение, ребёнок выходит защищать свою азбуку и задаёт проблему другим первоклассникам:

МАМА ИСПЕКЛА ГРУШОВЫЙ ПИРОГ.(Ребёнок показывает на схему.)

А может так?

МАМА ИСПЕКЛА ГРУШЕВЫЙ пирог.

Ребята, а как правильно ГРУШЕВЫЙ ИЛИ ГРУШОВЫЙ .(Звучат высказывания детей)

Я посмотрела в словаре и узнала…..

Очень эффективным приемом организации проблемного диалога является использование «отрицательной» цитаты, эпиграммы или карикатуры. Например, при изучении стихотворения  Н.А. Некрасова « Дед Мазай и зайцы» используем отзыв критику Андриевского, который назвал некрасовские стихи – «скорее историей поэзии, чем самой поэзией». Неминуемо на уроке возникнет вопрос «почему?», ученики будут вынуждены провести исследование и выяснить: так ли это?

На уроках русского языка в качестве приема, организующего проблемно-диалогическое обучение, можно использовать грамматические сказки. Например, при изучении темы «Корень слова»: Как-то много лет назад посадили корень – сад -, не был сад фруктовым: был он просто словом…»

Создание проблемной ситуации возможно на использовании ошибки. К этому приему примыкает и использование мнимой ошибки. Как вариант, на доске учитель пишет 2 словосочетания: «подберите ключЕк» и «подберите ключИк» и задает вопрос обучающимся: «В каком случае я ошиблась и почему?» Предлагая и проверяя различные гипотезы, ученики придут к нужному Вам выводу.

Иногда организовать диалогическую деятельность обучающихся помогает проблема «легкой» темы, когда учитель начинает урок со слов о том, что сегодня ей стыдно предлагать таким способным ученика новую тему, и предлагает подумать, как можно сделать этот урок интересным. Это возможно при изучении таких тем, как  «Мягкий знак на конце существительных ж. р. после шипящих.» 3 класс»,.

Одним из самых эффективных приемов организации проблемно-диалогического обучения можно считать прием сравнения. На уроках внеклассного чтения по литературному чтению можно предложить детям сравнить: «Как вы понимаете выражение «хороший писатель» и «хороший читатель»? Кем легче быть: хорошим писателем или хорошим читателем? Какие качества самые важные для них?.»

  •  

хороший писатель

хороший читатель

 

 

Сравнивая полученные в каждой колонке результаты, ученик должны будут прийти к выводу о том, что читательский талант не менее важен при чтении художественно произведения, чем талант писателя.

Менее употребительным, но не менее интересным может быть прием сопоставления репродукций. К примеру, при изучении темы: «Исторические источники»( История Отечества 3 класс). Жанр жития. Образ святого. «Житие Преподобного Сергия Радонежского» можно предложить обучающимся сопоставить репродукции иконы «Богоматерь Владимирская XII в.» и картины «Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи. (Задание: «Определите, какое из полотен относится к периоду Древней Руси, ответ обоснуйте. Какие признаки и детали позволяют отнести это полотно к данному периоду? Что кажется важным древнерусскому иконописцу и как он это показывает? Что старается скрыть неизвестный художник? Почему имя автора не сохранилось? Какие детали иконы вы бы перенесли в древнерусский литературный текст? Что и почему древнерусский автор был бы взять не вправе?») . Подобный приём можно использовать на литературном чтении в 4 классе при изучении раздела «У истоков литературы»

Разговор о малоизвестных обучающимся авторах можно построить как урок-портрет с чистого листа или задача со всеми неизвестными. Например, при изучении творчества Астрид Линдгрен мы начинали  урок с того, что, к сожалению, не смогла найти полной информации о жизни и творчестве этой писательницы. Но есть множество аннотаций к его книгам. А далее организуется поисковая деятельность ребят в группах, когда ребята, анализируя, предложенные аннотации, находят информацию о личности писателя, его творческой деятельности.  (Задание: «Проанализируйте аннотации к книгам. Что вы можете сказать о профессии, интересах, занятиях, характере, образе жизни? Захотелось ли вам прочитать эти книги? Почему?) В результате такой поисковой деятельности возникает устойчивый интерес к творчеству писателя и мотивация к его изучению. Естественно позднее мы признаёмся, что схитрили и прилагаем ребятам материалы по биографии писательницы, и её произведения. Во внеклассной работе мы проводили мастерские, на которых предлагали детям по портретам известных, но незнакомых детям людей определить, кем могли бы быть эти люди, какой у них может быть характер и т. д. Отметим, что среди людей были и антогонисты (Софья Блюфштейн, Бони Паркер).

Использование иностранного языка помогло при изучении темы урока литературного чтения « Б. Заходер. Считалия» 2 класс.

Проблемно-диалогическое обучение, на наш  взгляд, является одной из самых эффективных технологий, позволяющий реализовать системно-деятельностный подход в обучении и воспитании. При этом  имеется возможность повышения этой эффективности при условии сочетания данной технологии с другими технологиями и методами.

Так же мы используем проблемно-диалогическое обучение в сочетании с дифференцированным и индивидуальным подходом к обучению. Часто более способные и мотивированные обучающиеся получают задания опережающего характера, а результаты их работы становятся отправной точкой для организации деятельности других ребят в классе.

Конечно, организация проблемного диалога на уроке и во внеурочной деятельность должно быть связано с рефлексией, так как ученик должен научиться фиксировать результаты своей учебной и внеурочной деятельности. Только в этом случае можно говорить о высокой эффективности использования технологии проблемно-диалогического обучения.

Литература:

  1. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002 г.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Организация проблемного диалога на уроках в начальной школе »

Технология проблемного диалога в начальной школе

Технология проблемного диалога в начальной школе

Системно-деятельностный подход: этапы учебной деятельности:

Системно-деятельностный подход: этапы учебной деятельности:

  • Постановка проблемы
  • Анализ проблемы
  • Поиск информации
  • Анализ информации
  • Выработка решения проблемы
  • Презентация решения проблемы
  • Рефлексия
Виды проблемных диалогов: •  Через ключевой вопрос урока •  Через использование цитаты, или карикатуры •  Через столкновение мнений •  Через грамматическую сказку •  Через ошибку •  Проблема «лёгкой темы» •  Прием сравнения •  Прием сопоставления репродукций •  Урок-портрет с чистого листа или задача со всеми  неизвестными •  Использование иностранного языка

Виды проблемных диалогов:

• Через ключевой вопрос урока

• Через использование цитаты, или карикатуры

• Через столкновение мнений

• Через грамматическую сказку

• Через ошибку

• Проблема «лёгкой темы»

• Прием сравнения

• Прием сопоставления репродукций

• Урок-портрет с чистого листа или задача со всеми

неизвестными

• Использование иностранного языка

Ключевой вопрос

Ключевой вопрос

Через цитату или карикатуру ?

Через цитату или карикатуру

?

Через грамматическую сказку

Через грамматическую сказку

Через ошибку

Через ошибку

Прием сравнения Хороший писатель Хороший читатель ?

Прием сравнения

Хороший писатель

Хороший читатель

?

Сопоставление репродукций

Сопоставление репродукций

Портрет со всеми неизвестными

Портрет со всеми неизвестными

Спасибо за внимание!

Спасибо

за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Организация проблемного диалога на уроках в начальной школе

Автор: Александрова Диана Николаевна, Кормановская Ирина сергеевна

Дата: 18.06.2014

Номер свидетельства: 106850

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "«Актуальность технологии проблемного обучения  в начальной школе» "
    ["seo_title"] => string(72) "aktual-nost-tiekhnologhii-probliemnogho-obuchieniia-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "151445"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420708425"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Проблемное обучение в начальной школе, из опыта работы "
    ["seo_title"] => string(61) "probliemnoie-obuchieniie-v-nachal-noi-shkolie-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "239219"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444742336"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в 1 классе по программе "Перспективная начальная школа". "
    ["seo_title"] => string(150) "formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-na-urokakh-litieraturnogho-chtieniia-v-1-klassie-po-proghrammie-pierspiektivnaia-nachal-naia-shkola"
    ["file_id"] => string(6) "111269"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1407313804"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"  ФГОС "
    ["seo_title"] => string(84) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-4-klass-umk-nachal-naia-shkola-21-vieka-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "104046"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402661091"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "«Работа с одаренными детьми в начальной школе» "
    ["seo_title"] => string(49) "rabota-s-odariennymi-diet-mi-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "208381"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430804798"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства