kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Приёмы создания проблемных ситуаций в начальной школе в рамках реализации системно-деятельностного подхода

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приёмы создания проблемных ситуаций в начальной школе в рамках

реализации системно-деятельностного подхода.

                       Долотина Елена Александровна, учитель начальных классов

Этап урока

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Данный этап предполагает, во-первых, подготовку мышления детей к проектировочной деятельности:

1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий;

2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.

Этап подразумевает возникновение проблемной ситуации.

Какими способами можно создать проблемную ситуацию?

1. Классические.

   -проблемная ситуация с удивлением.

 Детям  одновременно предъявляются противоречивые факты, разные точки зрения, сталкивают разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.

            Пример:

  Урок математики, 3 класс.

Тема: порядок действий в выражении со скобками.

Детям предлагаюситуацию: Два мальчика находили значение выражения 3*5-4 и получили следующие результаты: 11 и 3. Почему получились разные ответы? (Действия выполняли в разном порядке). Кто из мальчиков прав? Рассуждая, дети определяют тему урока.

  - проблемная ситуация с затруднением.

Её смысл состоит в том, чтобы дать практическое задание не выполнимое вообще,

дать задание не сходное с предыдущим или

 дать невыполнимое задание, сходное с предыдущим.  

Пример: (практическое задание не выполнимое вообще для детей данного возраста, т.к. не изучали числа больше 100)

  Урок математики, 2 класс.

Тема: конкретный смысл умножения.

Детям предлагаю решить задачу:

« В альбоме 8 листов. Сколько листов в 3-х таких альбомах?» Дети находят результат приемом сложения одинаковых слагаемых: 8+8+8=24. Далее детям предлагаю ответить на вопрос: сколько листов в 30 таких альбомах?

Ученики приходят к выводу, что задачу можно решить и записать решение при помощи сложения, но запись получается слишком длинная. Обнаруживая границу своего незнания, определяют тему урока.

  Урок математики, 3 класс.(невыполнимое задание, сходное с предыдущим)

Тема: Умножение на 0.

Предлагаю вычислить значения выражений:

12*2; 31*3; 15*4; 18*0

Дети вычисляют значения первых трёх выражений  и останавливаются на последнем. Почему это выражение вызывает затруднения? ( Его нельзя вычислить, заменив умножение сложением, так как в сумме не может быть ноль слагаемых)Обнаруживая границу своего незнания, определяют тему урока.

2. Проблемно-диалогические:

- побуждающий диалог.

Заключается в подаче учителем отдельных стимулирующих реплик, вопросов, которые помогают школьникам осознать противоречие и сформулировать учебную проблему.

     Пример:

  Урок русского языка, 3 класс.

Тема: Что такое имя числительное?

Прочитайте пословицу, объясните её смысл:

Один в поле не воин.

Определите части речи. У какого слова вы затруднились это сделать?(Один) Что называет это слово? (Число) Подумайте, как может называться такая часть речи?

- подводящий проблемный диалог.

 Это логически выстроенная цепочка вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к созданию темы урока.

     Пример:

 Урок русского языка, 1 класс.

Тема: слова, которые обозначают действия предметов.

На доске записаны имена существительные и глаголы: девочка, скачет, летит, птица, ученик, читает. Запишите в один столбик слова, отвечающие на вопросы кто? что? В другой – остальные слова. Задайте вопросы к словам второго столбика и объясните, что обозначают эти слова? Если возникнет трудность, можно предложить соотнести слова-предметы с подходящими словами, обозначающими их действие.

Пример:

 Урок русского языка, 3 класс.

Тема: Род имён прилагательных.

Прочитайте словосочетания: Зелёный лист, зелёная трава, зелёное платье.

Что вы заметили? (Прилагательное повторяется)  Оно одинаково во всех словосочетаниях? (Нет.Изменяются окончания)  Почему окончания имён прилагательных изменяются?

3. Мотивирующие.

Использую следующие приемы:

     - сообщение темы урока с использованием приема «яркое пятно».

Суть приема в сообщении интересного интригующего материала: сказки, легенды, отрывки из художественной литературы.

Пример:

  Урок математики, 3 класс.

Тема:Единицы времени: год, месяц, сутки.

Сказка-загадка В.Даля «Старик-годовик»

Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь. Махнул старик-годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туман. А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина крыла белая, другая – черная. Махнет птица раз – станет светлым-светло, махнет другой - станет темным-темно.

Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?

Какие это четыре крыла у каждой птицы?

Какие семь перьев в каждом крыле?

Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая – черная?

Дети заинтересованы, пытаясь ответить на вопросы приходят к теме урока

 - сообщение темы урока с использованием приема «актуальность».

Суть - в обнаружении смысла значимости проблемы для обучающихся.

Пример:

  Урок математики, 1 класс.

 Тема:  «Числа от 1 до 20»

- Мы с вами научились читать и записывать числа от 1 до 10, складывать их и вычитать. А какое сегодня число? Сможете ли вы его записать? Хватит ли нам изученных чисел, чтобы записать любое число месяца? Что необходимо знать для того, чтобы выполнить это задание?

Дети подводятся к выводу том, что им необходимо узнать числа больше 10.

Урок математики, 3 класс.

Тема: Решение задач с величинами «цена», «количество», «стоимость».

Поднимите руки те, кто покупал что-нибудь в магазине. Кто из вас оказывался в ситуации, когда не знал, хватит ли ему денег на покупку?

 Предлагаюрешить задачу: 

Ты хочешь купить 3 тетради по 6 рублей  каждая и 4 карандаша по 5 рублей каждый. Хватит ли тебе денег, если у тебя 36 рублей?

Дети затрудняются это сделать, так как с таким видом задач ещё не встречались. Делают вывод о необходимости научиться решать задачи такого вида, так как это понадобится в жизни.

Главная ценность создания проблемных ситуаций на уроке в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Изменения, происходящие в детях, указывают на то, что учебные проблемы создают благоприятные условия для общего развития каждого ребёнка. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Приёмы создания проблемных ситуаций в начальной школе в рамках реализации системно-деятельностного подхода »

Приёмы создания проблемных ситуаций в начальной школе в рамках

реализации системно-деятельностного подхода.



Долотина Елена Александровна, учитель начальных классов


Этап урока


Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Данный этап предполагает, во-первых, подготовку мышления детей к проектировочной деятельности:

1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий;

2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.


Этап подразумевает возникновение проблемной ситуации.

Какими способами можно создать проблемную ситуацию?


1. Классические.

-проблемная ситуация с удивлением.

Детям одновременно предъявляются противоречивые факты, разные точки зрения, сталкивают разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.

Пример:

  • Урок математики, 3 класс.

Тема: порядок действий в выражении со скобками.

Детям предлагаюситуацию: Два мальчика находили значение выражения 3*5-4 и получили следующие результаты: 11 и 3. Почему получились разные ответы? (Действия выполняли в разном порядке). Кто из мальчиков прав? Рассуждая, дети определяют тему урока.

- проблемная ситуация с затруднением.

Её смысл состоит в том, чтобы дать практическое задание не выполнимое вообще,

дать задание не сходное с предыдущим или

дать невыполнимое задание, сходное с предыдущим.

Пример: (практическое задание не выполнимое вообще для детей данного возраста, т.к. не изучали числа больше 100)

  • Урок математики, 2 класс.

Тема: конкретный смысл умножения.

Детям предлагаюрешить задачу:

« В альбоме 8 листов. Сколько листов в 3-х таких альбомах?» Дети находят результат приемом сложения одинаковых слагаемых: 8+8+8=24. Далее детям предлагаю ответить на вопрос: сколько листов в 30 таких альбомах?

Ученики приходят к выводу, что задачу можно решить и записать решение при помощи сложения, но запись получается слишком длинная. Обнаруживая границу своего незнания, определяют тему урока.

  • Урок математики, 3 класс.(невыполнимое задание, сходное с предыдущим)

Тема: Умножение на 0.

Предлагаю вычислить значения выражений:

12*2; 31*3; 15*4; 18*0

Дети вычисляют значения первых трёх выражений и останавливаются на последнем. Почему это выражение вызывает затруднения? ( Его нельзя вычислить, заменив умножение сложением, так как в сумме не может быть ноль слагаемых)Обнаруживая границу своего незнания, определяют тему урока.


2. Проблемно-диалогические:

- побуждающий диалог.

Заключается в подаче учителем отдельных стимулирующих реплик, вопросов, которые помогают школьникам осознать противоречие и сформулировать учебную проблему.

Пример:

  • Урок русского языка, 3 класс.

Тема: Что такое имя числительное?

Прочитайте пословицу, объясните её смысл:

Один в поле не воин.

Определите части речи. У какого слова вы затруднились это сделать?(Один) Что называет это слово? (Число)Подумайте, как может называться такая часть речи?

- подводящий проблемный диалог.

Это логически выстроенная цепочка вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к созданию темы урока.

Пример:

  • Урок русского языка, 1 класс.

Тема: слова, которые обозначают действия предметов.

На доске записаны имена существительные и глаголы: девочка, скачет, летит, птица, ученик, читает. Запишите в один столбик слова, отвечающие на вопросы кто? что? В другой – остальные слова. Задайте вопросы к словам второго столбика и объясните, что обозначают эти слова? Если возникнет трудность, можно предложить соотнести слова-предметы с подходящими словами, обозначающими их действие.

Пример:

  • Урок русского языка, 3 класс.

Тема: Род имён прилагательных.

Прочитайте словосочетания: Зелёный лист, зелёная трава, зелёное платье.

Что вы заметили? (Прилагательное повторяется) Оно одинаково во всех словосочетаниях? (Нет.Изменяются окончания) Почему окончания имён прилагательных изменяются?

3. Мотивирующие.

Использую следующие приемы:

- сообщение темы урока с использованием приема «яркое пятно».

Суть приема в сообщении интересного интригующего материала: сказки, легенды, отрывки из художественной литературы.

Пример:

  • Урок математики, 3 класс.

Тема:Единицы времени: год, месяц, сутки.

Сказка-загадка В.Даля «Старик-годовик»

Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь. Махнул старик-годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туман. А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина крыла белая, другая – черная. Махнет птица раз – станет светлым-светло, махнет другой - станет темным-темно.

Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?

Какие это четыре крыла у каждой птицы?

Какие семь перьев в каждом крыле?

Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая – черная?

Дети заинтересованы, пытаясь ответить на вопросы приходят к теме урока

- сообщение темы урока с использованием приема «актуальность».

Суть - в обнаружении смысла значимости проблемы для обучающихся.

Пример:

  • Урок математики, 1 класс.

Тема: «Числа от 1 до 20»

- Мы с вами научились читать и записывать числа от 1 до 10, складывать их и вычитать. А какое сегодня число? Сможете ли вы его записать? Хватит ли нам изученных чисел, чтобы записать любое число месяца? Что необходимо знать для того, чтобы выполнить это задание?

Дети подводятся к выводу том, что им необходимо узнать числа больше 10.


  • Урок математики, 3 класс.

Тема: Решение задач с величинами «цена», «количество», «стоимость».

Поднимите руки те, кто покупал что-нибудь в магазине. Кто из вас оказывался в ситуации, когда не знал, хватит ли ему денег на покупку?

Предлагаюрешить задачу:

Ты хочешь купить 3 тетради по 6 рублей каждая и 4 карандаша по 5 рублей каждый. Хватит ли тебе денег, если у тебя 36 рублей?

Дети затрудняются это сделать, так как с таким видом задач ещё не встречались. Делают вывод о необходимости научиться решать задачи такого вида, так как это понадобится в жизни.

Главная ценность создания проблемных ситуаций на уроке в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Изменения, происходящие в детях, указывают на то, что учебные проблемы создают благоприятные условия для общего развития каждого ребёнка.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Долотина Елена Александровна

Дата: 31.03.2015

Номер свидетельства: 194650


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства