Приёмы создания проблемных ситуаций в начальной школе в рамках
реализации системно-деятельностного подхода.
Долотина Елена Александровна, учитель начальных классов
Этап урока
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Данный этап предполагает, во-первых, подготовку мышления детей к проектировочной деятельности:
1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий;
2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.
Этап подразумевает возникновение проблемной ситуации.
Какими способами можно создать проблемную ситуацию?
1. Классические.
-проблемная ситуация с удивлением.
Детям одновременно предъявляются противоречивые факты, разные точки зрения, сталкивают разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.
Пример:
Урок математики, 3 класс.
Тема: порядок действий в выражении со скобками.
Детям предлагаюситуацию: Два мальчика находили значение выражения 3*5-4 и получили следующие результаты: 11 и 3. Почему получились разные ответы? (Действия выполняли в разном порядке). Кто из мальчиков прав? Рассуждая, дети определяют тему урока.
- проблемная ситуация с затруднением.
Её смысл состоит в том, чтобы дать практическое задание не выполнимое вообще,
дать задание не сходное с предыдущим или
дать невыполнимое задание, сходное с предыдущим.
Пример: (практическое задание не выполнимое вообще для детей данного возраста, т.к. не изучали числа больше 100)
Урок математики, 2 класс.
Тема: конкретный смысл умножения.
Детям предлагаю решить задачу:
« В альбоме 8 листов. Сколько листов в 3-х таких альбомах?» Дети находят результат приемом сложения одинаковых слагаемых: 8+8+8=24. Далее детям предлагаю ответить на вопрос: сколько листов в 30 таких альбомах?
Ученики приходят к выводу, что задачу можно решить и записать решение при помощи сложения, но запись получается слишком длинная. Обнаруживая границу своего незнания, определяют тему урока.
Урок математики, 3 класс.(невыполнимое задание, сходное с предыдущим)
Тема: Умножение на 0.
Предлагаю вычислить значения выражений:
12*2; 31*3; 15*4; 18*0
Дети вычисляют значения первых трёх выражений и останавливаются на последнем. Почему это выражение вызывает затруднения? ( Его нельзя вычислить, заменив умножение сложением, так как в сумме не может быть ноль слагаемых)Обнаруживая границу своего незнания, определяют тему урока.
2. Проблемно-диалогические:
- побуждающий диалог.
Заключается в подаче учителем отдельных стимулирующих реплик, вопросов, которые помогают школьникам осознать противоречие и сформулировать учебную проблему.
Пример:
Урок русского языка, 3 класс.
Тема: Что такое имя числительное?
Прочитайте пословицу, объясните её смысл:
Один в поле не воин.
Определите части речи. У какого слова вы затруднились это сделать?(Один) Что называет это слово? (Число) Подумайте, как может называться такая часть речи?
- подводящий проблемный диалог.
Это логически выстроенная цепочка вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к созданию темы урока.
Пример:
Урок русского языка, 1 класс.
Тема: слова, которые обозначают действия предметов.
На доске записаны имена существительные и глаголы: девочка, скачет, летит, птица, ученик, читает. Запишите в один столбик слова, отвечающие на вопросы кто? что? В другой – остальные слова. Задайте вопросы к словам второго столбика и объясните, что обозначают эти слова? Если возникнет трудность, можно предложить соотнести слова-предметы с подходящими словами, обозначающими их действие.
Пример:
Урок русского языка, 3 класс.
Тема: Род имён прилагательных.
Прочитайте словосочетания: Зелёный лист, зелёная трава, зелёное платье.
Что вы заметили? (Прилагательное повторяется) Оно одинаково во всех словосочетаниях? (Нет.Изменяются окончания) Почему окончания имён прилагательных изменяются?
3. Мотивирующие.
Использую следующие приемы:
- сообщение темы урока с использованием приема «яркое пятно».
Суть приема в сообщении интересного интригующего материала: сказки, легенды, отрывки из художественной литературы.
Пример:
Урок математики, 3 класс.
Тема:Единицы времени: год, месяц, сутки.
Сказка-загадка В.Даля «Старик-годовик»
Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь. Махнул старик-годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туман. А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина крыла белая, другая – черная. Махнет птица раз – станет светлым-светло, махнет другой - станет темным-темно.
Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?
Какие это четыре крыла у каждой птицы?
Какие семь перьев в каждом крыле?
Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая – черная?
Дети заинтересованы, пытаясь ответить на вопросы приходят к теме урока
- сообщение темы урока с использованием приема «актуальность».
Суть - в обнаружении смысла значимости проблемы для обучающихся.
Пример:
Урок математики, 1 класс.
Тема: «Числа от 1 до 20»
- Мы с вами научились читать и записывать числа от 1 до 10, складывать их и вычитать. А какое сегодня число? Сможете ли вы его записать? Хватит ли нам изученных чисел, чтобы записать любое число месяца? Что необходимо знать для того, чтобы выполнить это задание?
Дети подводятся к выводу том, что им необходимо узнать числа больше 10.
Урок математики, 3 класс.
Тема: Решение задач с величинами «цена», «количество», «стоимость».
Поднимите руки те, кто покупал что-нибудь в магазине. Кто из вас оказывался в ситуации, когда не знал, хватит ли ему денег на покупку?
Предлагаюрешить задачу:
Ты хочешь купить 3 тетради по 6 рублей каждая и 4 карандаша по 5 рублей каждый. Хватит ли тебе денег, если у тебя 36 рублей?
Дети затрудняются это сделать, так как с таким видом задач ещё не встречались. Делают вывод о необходимости научиться решать задачи такого вида, так как это понадобится в жизни.
Главная ценность создания проблемных ситуаций на уроке в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Изменения, происходящие в детях, указывают на то, что учебные проблемы создают благоприятные условия для общего развития каждого ребёнка.