kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технология проблемно-диалогического обучения как средство реализации ФГОС. Тема: «Представление информации в виде таблиц» 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология проблемно-диалогического обучения как средство реализации ФГОС.

 Тема: «Представление информации в виде таблиц».

Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата.

Перед современной школой встала проблема: найти такую технологию обучения детей, которая позволила бы ученикам не быть объектом обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, а быть активными её субъектами, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи.

В связи с переходом на новые ФГОС внимание учителей активизируют на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые помогут обеспечить развитие школьников. Не случайно, именно использование передовых технологий становится важнейшим критерием успешности учителя.

Одной из таких технологий является проблемно-диалогическое обучение.

Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоения знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.

В словосочетании проблемный диалог первое слово «проблемный» означает, что на уроке изучения нового материала обязательно должны быть проработаны два звена: «постановка проблемы» и «поиск решения». Постановка проблемы - это этап формулирования темы урока или вопросов для исследования. Поиск решения - это этап формулирования нового знания.

Слово «диалог» означает, что и постановку проблемы, и поиск решения должны выполнить ученики в специально организованном учителем диалоге. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они по-разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и имеют разный развивающий эффект.

Информатика 5 класс.

Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом

Оборудование: Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся.

Цель учителя: На основе новых знаний способствовать формированию приемов представления информации в виде таблиц.

Цель учащихся: Научиться представлять текстовую информацию в виде таблицы. Научиться объяснять преимущества информации, представленной в табличной форме от текстовой информации.

I Планируемые результаты:

  Личностные: Мотивация к познанию, учебе. Оценка своей деятельности на уроке. Где тебе понадобится знание составления таблицы?

Метапредметные:

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности. Понимание причины своего неуспеха и нахождение способов выхода из этой ситуации.

Познавательные УУД: Выполнять сравнение текстовой информации и информации, представленной в табличной форме. Умение составлять таблицу.

Коммуникативные УУД: Организовывать учебное взаимодействие в группе, договариваться друг с другом. Отстаивать свою точку зрения, аргументируя её, слушать других, быть готовым изменить свою точку зрения.

II Предметные результаты:

Знать и понимать, что такое:

  1. Таблица
  2. Строка
  3. Столбец
  4. Ячейка
  5. Головка
  6. Боковик
  7. Прографка

Технологическая карта  урока информатики в 5 классе, тема «Представление информации в виде таблиц» 

Этапы урока,

время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Формируемые УУД

Актуализация знаний

5–7 минут

Приветствие учащихся.

Групповое разгадывание кроссворда.

Кроссворд на экране и в рабочих тетрадях.

Приветствие учителя.

Одни ученики задают вопросы. Другие отвечают, исправляют и дополняют ответы одноклассников.

 Ученики оценивают свои ответы и ответы одноклассников.

Электронное приложение к учебнику:

1)  презентация «Представление информации в форме таблиц»

Что называется, текстом?

Текстовая информация — это что?

Что такое документ?

Что значит подготовить документ на компьютере? И др.

Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе, договариваться друг с другом (Проведите коллективное обсуждение своей части кроссворда и выскажите свою точку зрения).

Личностные: мотивация к познанию, учебе. Оценка своей деятельности на уроке (Дай оценку своей деятельности при отгадывании кроссворда).

Создание проблемной ситуации

3–5 минут

Ученикам предлагается выполнить задание:

Прочитать текст «Оценки за год» на стр.64 учебника и ответить на находящиеся под ним вопросы.

Пятиклассники затрудняются быстро дать ответы на эти вопросы.

Прочитать текст «Оценки за год» на стр.64 учебника и ответить на находящиеся под ним вопросы.

Коммуникативные: Отстаивать свою точку зрения, аргументируя её, слушать других, быть готовым изменить свою точку зрения (объясни, почему ты считаешь, что, имея текстовую информацию трудно ответить сразу на поставленные вопросы).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технология проблемно-диалогического обучения как средство реализации ФГОС. Тема: «Представление информации в виде таблиц» 5 класс»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 36»












Урок информатики

5 класс


ТЕМА

«Представление информации в виде таблиц»

















Выполнила:

учитель информатики

Лавыгина Н.Ф.













Новокузнецк, 2015



Технология проблемно-диалогического обучения как средство реализации ФГОС.


Тема: «Представление информации в виде таблиц».


Информатика 5 класс.


Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом


Оборудование: Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся.


Цель учителя: На основе новых знаний способствовать формированию приемов представления информации в виде таблиц.


Цель учащихся: Научиться представлять текстовую информацию в виде таблицы. Научиться объяснять преимущества информации, представленной в табличной форме от текстовой информации.


I Планируемые результаты:

Личностные: Мотивация к познанию, учебе. Оценка своей деятельности на уроке. Где тебе понадобится знание составления таблицы?

Метапредметные:

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности. Понимание причины своего неуспеха и нахождение способов выхода из этой ситуации.

Познавательные УУД: Выполнять сравнение текстовой информации и информации, представленной в табличной форме. Умение составлять таблицу.

Коммуникативные УУД: Организовывать учебное взаимодействие в группе, договариваться друг с другом. Отстаивать свою точку зрения, аргументируя её, слушать других, быть готовым изменить свою точку зрения.

II Предметные результаты:

Знать и понимать, что такое:

  1. Таблица

  2. Строка

  3. Столбец

  4. Ячейка

  5. Головка

  6. Боковик

  7. Прографка




Технологическая карта

урока информатики в 5 классе, тема «Представление информации в виде таблиц»


Этапы урока,

время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Формируемые УУД

Актуализация знаний

5–7 минут

Приветствие учащихся.




Групповое разгадывание кроссворда.

Кроссворд на экране и в рабочих тетрадях.

Приветствие учителя.




Одни ученики задают вопросы. Другие отвечают, исправляют и дополняют ответы одноклассников.

Ученики оценивают свои ответы и ответы одноклассников.

Электронное приложение к учебнику:

  1. презентация «Представление информации в форме таблиц»

Что называется, текстом?

Текстовая информация — это что?

Что такое документ?

Что значит подготовить документ на компьютере? И др.


Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе, договариваться друг с другом (Проведите коллективное обсуждение своей части кроссворда и выскажите свою точку зрения).

Личностные: мотивация к познанию, учебе. Оценка своей деятельности на уроке (Дай оценку своей деятельности при отгадывании кроссворда).

Создание проблемной ситуации

3–5 минут

Ученикам предлагается выполнить задание:

Прочитать текст «Оценки за год» на стр.64 учебника и ответить на находящиеся под ним вопросы.


Пятиклассники затрудняются быстро дать ответы на эти вопросы.

Прочитать текст «Оценки за год» на стр.64 учебника и ответить на находящиеся под ним вопросы.

Коммуникативные: Отстаивать свою точку зрения, аргументируя её, слушать других, быть готовым изменить свою точку зрения (объясни, почему ты считаешь, что, имея текстовую информацию трудно ответить сразу на поставленные вопросы).

Формулирование проблемы (темы и целей урока)

1–2 мину

ты

Выполнили? Возникли трудности?

Акцентировать внимание учащихся на недостатках текстовой

формы представления информации.


Какова будет цель нашего урока? Что предстоит нам узнать сегодня? Чему мы должны научиться на сегодняшнем уроке? Кто думает иначе? Кто может выразить мысль точнее?

Озвучивают возникшие трудности – формулируют вопросы и выходят на проблему.


Представление информации в другой форме, в виде таблицы, более удобной для ответов на вопросы.


На доске записать тему: «Представление информации в виде таблиц»

Цель урока: Формирование приемов представления информации в виде таблиц.

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности. Понимание причины своего неуспеха и нахождение способов выхода из этой ситуации.

Коммуникативные: Отстаивать свою точку зрения, аргументируя её, слушать других, быть готовым изменить свою точку зрения (объясни, почему ты считаешь, что табличная форма представления информации более удобная ля ответов на вопросы).

Открытие нового знания

3–5 минут

Направляет на поиск ответа – обраться к таблице учебника на стр.65

Как вы думаете в таблице представлена другая информация по сравнению с текстом?

А теперь вы сможете ответить на вопросы?

Самостоятельно читают учебник.

в таблице представлена та же информация что и в тексте, но в другой форме.

Ответить на вопросы не составляет труда.



Отвечают на поставленные вопросы, используя таблицу из учебника на стр.65.


Познавательные: Выполнять сравнение текстовой информации и информации, представленной в табличной форме (Как вы думаете в таблице представлена другая информация по сравнению с текстом?).

Формулирование нового знания 1–2 минуты

Какой вывод можно из этого сделать?

Учитель обращает внимание ребят на

структуру таблицы. Вводятся новые понятия:

  1. Строка

  2. Столбец

  3. Ячейка

  4. Головка

  5. Боковик

  6. Прографка


Таблица является очень удобной

формой для представления однотипных данных.

Электронное приложение к учебнику:

  1. презентация «Представление информации в форме таблиц»


Познавательные: Выполнять сравнение текстовой информации и информации, представленной в табличной форме. (Чем отличается табличная форма представления информации от текстовой?)

Первичное применение нового

знания

2–3 минуты

1.А в школьной жизни вы сталкивались с таблицами?

Приходилось ли вам самим заполнять таблицы?


2.Закрепляется данный материал при выполнении задания №121

в РТ (рабочей тетради).

3.Сравните свою таблицу с таблицей на экране. Есть отличия?

1.Учащиеся называют примеры таблиц, с которыми они сталкивались в школьной жизни:

  • Школьный дневник представляет собой таблицу.

  • Таблица умножения.

  • Общешкольное расписание – таблица.

  • На уроках окружающего мира заполняли календарь погоды

2. Задание №121

в РТ (рабочей тетради).

3.Поменяли местами названия столбцов: «Вес, караты», «Когда был найден, год (век)». Не написали название столбца «Название алмаза».

1.Электронное приложение к учебнику:

презентация «Представление информации в форме таблиц»

2.Задание №121 в РТ (рабочей тетради).


3.Таблица «Самые крупные алмазы»


Познавательные: Умение составлять таблицу (Представь текстовую информацию в виде таблицы. Сравните свою таблицу с таблицей на экране. Есть отличия?).

Коммуникативные: Отстаивать свою точку зрения, аргументируя её, слушать других, быть готовым изменить свою точку зрения.

Самостоятельная работа

3–5 минут

Практическая часть – выполнение работы № 9 «Создаём простые таблицы», задания1 и 2.

Читаем условия заданий в учебнике. Создаем простые таблицы средствами текстового процессора MS Word.


Выполняют задание по плану практической работы № 9 «Создаём простые таблицы».

Задание 1. Создание таблицы «Оценки за год» с использованием таблицы учебника на стр.65.

Задание 2. Создание таблицы «Семь чудес света» с использованием готового текста из папки Заготовки.

Задание 1. Создание таблицы «Оценки за год» с использованием таблицы учебника на стр.65.

Задание 2. Создание таблицы «Семь чудес света» с использованием готового текста из папки «Заготовки 5 класс».

Сохранение заданий в именных папках на ПК учащихся.

Познавательные: Умение составлять таблицу (Представьте текстовую информацию в виде таблицы). Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности.

Рефлексия

Итог урока

1–2 минуты


Возвращаемся к началу урока.


Теперь звучит – какая была цель урока?

Что узнали на уроке?

Чему научились?



Отвечая на вопросы, самостоятельно оценивают свою работу на уроке – определяют достигли ли они цели урока, или на сколько достигли.


Личностные: Оценка своей деятельности на уроке (Где тебе понадобится знание составления таблицы?) Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности (Соотнеси результат своей деятельности с целью и оцени его)

Домашнее задание

1–2 минуты


1 часть (для всех):

§9 (1); РТ: №120, №123.

2 часть (по желанию): Р.Т. № 122, 124.



Определяют для себя объем домашнего задания (1 или 1,2 части).


1 часть (для всех):

§9 (1); РТ: №120, №123.

2 часть (по желанию): Р.Т. № 122, 124.


Познавательные: Умение составлять таблицу (Представьте текстовую информацию в виде таблицы). Регулятивные: определять цель деятельности.




Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.

  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.

  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.

  4. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).

  5. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).

  6. CD диск Д.А. Тарасов проект "Информатика 5 класс".

  7. Представление информации в форме таблиц

  8. http://nachalka1-4.ucoz.ru/tehnologiya_problemnogo_dialoga.pdf

  9. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2014/04/08/realizatsiya-problemno



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Лавыгина Наталия Федоровна

Дата: 22.12.2015

Номер свидетельства: 269294


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства