Мастер-класс
«Активизация познавательной деятельности через технологию проблемного диалога»
Сл.1 Цель: ознакомление с технологией проблемного диалога, обучение участников мастер-класса созданию проблемной ситуации.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мне хотелось бы представить вам в действии технологию проблемного диалога. Она даёт возможность учителю создать условия, для того чтобы ученик сам добывал знания, учился самостоятельно решать поставленные перед ним задачи. Всё это позволяет обучать ребёнка в режиме деятельностного подхода. Что соответствует требованиям стандартов нового поколения.
сл.2можно применять при изучении любой школьной дисциплины и на любой образовательной ступени и потому необходима каждому учителю.
Сл 3 Что нужно учителю для освоения технологии?
Всего две вещи нужны учителю для осознанного освоения технологии проблемного диалога: знания и желание их применять.
Сл.4 АВТОРОМ ЭТОЙ ТЕХНОЛОГИИ ЯВЛЯЕТСЯ Мельникова Елена Леонидовна
(Сл.5 )3. Из каких этапов состоит
проблемно-диалогический урок?
(распечатка на столах)№1
Этапы урока по технологии проблемного диалога
1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками.
2. Выдвижение версий решения проблемы.
3. Актуализация имеющихся знаний.
4. Составление плана решения проблемы.
5. Поиск решения проблемы – открытие нового знания.
6. Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике.
! Модель не жёсткая. В рамках каждой темы возможны существенные вариации при сохранении основных этапов.
(Сл. 6)4. Я сегодня остановлюсь на первом этапе: создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками.
Учитель создал проблемную ситуацию.(распечатка на столах)№2
(сл.7 ) Проблемная ситуация — состояние умственного затруднения, вызванного в определенной учебной ситуации объективной недостаточностью ранее усвоенных учащимися знаний и способов умственной и практической деятельности для решения возникшей познавательной задачи.
(сл. 8) Типы проблемной ситуации:
с удивлением и с затруднением(распечатка на столах)№3.
Тема: Правописание существительных с суффиксами –чик, -щик-( 5 класс)
- От данных слов образуйте новые слова при помощи суффиксов
– чик, -щик.
груз камень
грузчик каменщик
- Суффиксы звучат одинаково, а пишутся по-разному.
- Почему так вышло?
- Чего мы не знаем? ( с удивлением)
№4.Тема: Дефис в наречиях (7 класс)
Раскройте скобки. Аргументируйтесвой ответ.
- Он (по) прежнему красиво пишет.
- (По) прежнему пути иди было легче.
Смогли выполнить задание?Почему не смогли?Какие трудности испытали?Что нужно для этого сделать?( с затруднением)
- 5. Ученик должен сформулировать проблему. А учитель должен создать для этого условия. А делает он это с помощью двух диалогов.
(сл.10) Виды диалогов (распечатка на столах)№5.
- Побуждающий диалог
- Вопросы учителя, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемы
- Подводящий диалог
- Цепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем
6. Сегодня я остановлюсь на побуждающем диалоге. Чтоб создать его, учитель использует следующие приёмы (их 4) (распечатка на столах)№6
(сл.11)
Приёмы создания проблемной ситуации(распечатка на столах) их 4
(сл. 12) Побуждающий диалог. Приём №1.Тип с удивлением. (распечатка на столах)№7
Русский язык 6 класс
Учитель предлагает ученикам на доске и в тетради записать слова.
Зарево З(а.о)ря
Зорька
Посмотрите на запись. Вас что-то удивляет? (Осознание затруднения).
- Какие вопросы у вас возникают?
УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА:
-Как называется орфограмма и как правильно писать слова в этом случае?
РЕШЕНИЕ:
-Это слова с чередующимися гласными; правило написания слов с чередованием гласных а–о в корне гор –гар.
Чем дальше от теории, тем ближе к Нобелевской премии
(сл.13)7. Переходим к практической части.
Определите
- тип проблемной ситуации
- вид диалога
- приём создания диалога
(Сл.14)Тема: "Склонение имен существительных" (5 класс)
Старая женщина волновалась о сестре и дочери.
- Прочитайте предложение.
- Найдите однородные члены предложения.
- К какой части речи они относятся?
- Определите их род и падеж.
- Выделите их окончания.
(Возникает ПС)
- Что интересного заметили? (побуждение к осознанию
противоречия)
- Какой возникает вопрос?
(побуждение к формулированию проблемы)
(сл.15)Работа в группах (3 группы)(распечатка №8.п1)
Тема: Дефис в наречиях (7 класс)
Задание: вы в роли учителя, ваша задача: создать проблемную ситуацию с помощью побуждающего диалог (приём выберите сами)
Сл 16. (Еле)еле, (во)первых, (по)русски, (светло)зелёный, одеться (по)весеннему, (кое)где, (юго)запад, как (то).
1. Задание для учащихся: раскройте скобки, аргументируйте свой ответ.
(сл.17) Ответ
№8.п2.Тема: -Н-, -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных (7 класс)
Задание: создать проблемную ситуацию, используя побуждающий диалог, приём 4
- Румяный, звериный, кожаный (В отымённых прилагательных, образованных с помощью суффиксов –ин, -ан, -ян пишется –Н-)
- Задание для учащихся: раскройте скобки, аргументируйте свой выбор.
- Вяза(н,нн) кофта. Вяза(н,нн)ая мамой кофта.Связа(н,нн)ая кофта.
Сл.18 Ответ
?Сл.19 ПО МНЕНИЮ АВТОРОВ технологии, побуждающий и подводящй диалоги имеют достоинства и недостатки.
Виды диалогов
- Побуждающий диалог
- Вопросы учителя, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемы
- + Развивает творческое мышление.
- + Максимально близок к жизненным ситуациям.
- - Ученики могут увести в сторону от темы.
- - Невозможно рассчитать время на уроке.
- Подводящий диалог
- Цепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем
- + Развивает логическое мышление.
- + Просчитывается по времени.
- + Ведет к нужному результату коротким путем.
- - В меньшей степени развивает творчество и инициативу.
! Принципиально важно при этом:Сл.20
- 1) Чередовать формы работы: индивидуальную, парную, групповую с общей беседой;
- 2) Предлагать ученикам рассказывать о результатах выполнения задания, чтобы развивалась и монологическая речь.
Преимущества технологии проблемного диалога(Сл.21)
- Проблемный диалог является мощным источником мотивации познавательной деятельности учащихся.
- Проблемный диалог реализуется на любой ступени обучения.
- Проблемный диалог дает учителю широкие возможности выбора методов, форм и средств обучения.
- В работу включается практически весь класс, что гарантирует усвоение нового материала большинством учеников.
- Обеспечивает более качественное усвоение знаний, приучает учащихся мыслить, развивает их интеллектуальные способности и активность.
Сл.22Какие образовательные результаты обеспечивает проблемно-диалогическая технология?
- Регулятивные: умение решать проблемы.
Целеполагание, составление плана действий, контроль, коррекция, оценка и самооценка и т.п
- Коммуникативные: умение вести диалог.
Умение слушать и вступать в диалог, сотрудничество со сверстниками и взрослыми, разрешение конфликтов, принятие решений и его реализация и т.д.
- Познавательные: извлекать информацию, делать выводы и т.п.
Исследование, поиск, отбор необходимой информации, смысловое чтение и т.д.
- Личностные: в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора.
(Сл.23)5. . Данная технология является здоровьесберегающей:
- исключает пассивное восприятие учебного материала, утомляющее детей;
- обеспечивает для каждого ребёнка адекватную нагрузку;
-снимает стрессовые факторы во взаимодействии между учениками и учителями;
- создаёт атмосферу доброжелательности и взаимной поддержки.
Получается, что технология проблемного диалога действительно обеспечивает творческое усвоение знаний: «Спросил, открыл, создал»
Литература
1.Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. - М., 2002.
2.Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения // Образовательные технологии. Сборник материалов. М., Баласс, 2008.