kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс «Активизация познавательной деятельности через технологию проблемного диалога»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс

«Активизация познавательной деятельности через технологию проблемного диалога»

Сл.1 Цель: ознакомление с технологией проблемного диалога, обучение участников мастер-класса созданию проблемной ситуации.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мне хотелось бы представить вам в действии технологию проблемного диалога. Она даёт возможность учителю создать условия, для  того чтобы  ученик сам добывал знания, учился самостоятельно решать поставленные перед ним задачи. Всё это позволяет обучать ребёнка в режиме деятельностного подхода. Что соответствует требованиям стандартов нового поколения.

              сл.2можно применять при изучении любой школьной дисциплины  и на любой образовательной ступени и потому необходима каждому учителю.

Сл 3 Что нужно учителю для освоения технологии?

Всего две вещи нужны учителю для осознанного освоения технологии проблемного диалога: знания и желание их применять.

Сл.4 АВТОРОМ ЭТОЙ ТЕХНОЛОГИИ ЯВЛЯЕТСЯ  Мельникова Елена Леонидовна

(Сл.5 )3. Из каких этапов состоит
проблемно-диалогический урок?

(распечатка на столах)№1

Этапы урока по технологии проблемного диалога

1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками.

2. Выдвижение версий решения проблемы.

3. Актуализация имеющихся знаний.

4. Составление плана решения проблемы.

5. Поиск решения проблемы – открытие нового знания.

6. Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике.

! Модель не жёсткая. В рамках каждой темы возможны существенные вариации при сохранении основных этапов.

(Сл. 6)4. Я сегодня остановлюсь на первом этапе: создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками.

Учитель создал проблемную ситуацию.(распечатка на столах)№2

(сл.7 ) Проблемная ситуация — состояние умственного затруднения, вызванного в определенной учебной ситуации объективной недостаточностью ранее усвоенных учащимися знаний и способов умственной и практической деятельности для решения возникшей познавательной задачи.

(сл. 8) Типы проблемной ситуации:

 с удивлением и с затруднением(распечатка на столах)№3.

           Тема: Правописание существительных  с суффиксами –чик, -щик-( 5 класс)

- От данных слов образуйте новые слова при помощи суффиксов

– чик, -щик.

 груз камень
грузчик каменщик

  •  Суффиксы звучат одинаково, а пишутся по-разному.

- Почему так вышло?
- Чего мы не знаем? ( с удивлением)

№4.Тема: Дефис в наречиях (7 класс)

Раскройте скобки. Аргументируйтесвой ответ.

  1. Он (по) прежнему красиво пишет.
  2. (По) прежнему пути иди было легче.

Смогли выполнить задание?Почему не смогли?Какие трудности испытали?Что нужно для этого сделать?( с затруднением)

  • 5. Ученик должен сформулировать проблему. А учитель должен создать для этого условия. А делает он это с помощью двух диалогов.

(сл.10)                  Виды диалогов           (распечатка на столах)№5.

  • Побуждающий диалог
  • Вопросы учителя, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемы
  • Подводящий диалог
  • Цепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем

6. Сегодня я остановлюсь на побуждающем диалоге. Чтоб создать его, учитель  использует следующие  приёмы (их 4)        (распечатка на столах)№6

(сл.11)            

  Приёмы создания проблемной ситуации(распечатка на столах) их 4

 (сл. 12) Побуждающий диалог. Приём №1.Тип с удивлением. (распечатка на столах)№7

Русский язык 6 класс

        Учитель предлагает ученикам на доске и в тетради записать слова.

 

  Зарево                                   З(а.о)ря

 Зорька                                                                    

                                                            Посмотрите на запись. Вас что-то удивляет? (Осознание затруднения).

  • Какие вопросы у вас возникают?

УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА:

-Как называется орфограмма и как правильно писать  слова в этом случае?

РЕШЕНИЕ:

-Это слова с чередующимися гласными; правило написания слов  с чередованием гласных а–о в корне гор –гар.

Чем дальше от теории, тем ближе к Нобелевской премии

(сл.13)7. Переходим к практической части.

Определите

  • тип проблемной ситуации
  • вид диалога
  • приём создания диалога

(Сл.14)Тема: "Склонение имен существительных" (5 класс)

Старая женщина волновалась о сестре и дочери.

- Прочитайте предложение.
- Найдите однородные члены предложения.
- К какой части речи они относятся?
- Определите их род и падеж.
- Выделите их окончания.

(Возникает ПС)
- Что интересного заметили? (побуждение к осознанию

 противоречия)
- Какой возникает вопрос?

 (побуждение к формулированию проблемы)

(сл.15)Работа в группах (3 группы)(распечатка №8.п1)

Тема: Дефис в наречиях (7 класс)

Задание: вы в роли учителя, ваша задача: создать проблемную ситуацию с помощью побуждающего диалог  (приём выберите сами)

Сл 16. (Еле)еле, (во)первых, (по)русски, (светло)зелёный, одеться (по)весеннему, (кое)где, (юго)запад, как (то).

1. Задание для учащихся: раскройте скобки, аргументируйте свой ответ.

(сл.17) Ответ

№8.п2.Тема: -Н-, -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных (7 класс)

Задание: создать проблемную ситуацию, используя побуждающий диалог, приём 4

  1. Румяный, звериный, кожаный (В отымённых прилагательных, образованных с помощью суффиксов –ин, -ан, -ян пишется –Н-)
  2. Задание для учащихся: раскройте скобки, аргументируйте свой выбор.
  3. Вяза(н,нн) кофта. Вяза(н,нн)ая мамой кофта.Связа(н,нн)ая кофта.

Сл.18 Ответ

?Сл.19 ПО МНЕНИЮ АВТОРОВ технологии, побуждающий и подводящй диалоги   имеют достоинства и недостатки.

Виды диалогов

  • Побуждающий диалог
  • Вопросы учителя, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемы
  • + Развивает творческое мышление.
  • + Максимально близок к жизненным ситуациям.
  • - Ученики могут увести в сторону от темы.
  • - Невозможно рассчитать время на уроке.
  • Подводящий диалог
  • Цепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем
  • + Развивает логическое мышление.
  • + Просчитывается по времени.
  • + Ведет к нужному результату коротким путем.
  • - В меньшей степени развивает творчество и инициативу.

! Принципиально важно при этом:Сл.20

  • 1) Чередовать формы работы: индивидуальную, парную, групповую с общей беседой;
  • 2) Предлагать ученикам рассказывать  о результатах выполнения задания, чтобы развивалась и монологическая речь.

Преимущества технологии проблемного диалога(Сл.21)

  • Проблемный диалог является мощным источником мотивации познавательной деятельности учащихся.
  • Проблемный диалог реализуется на любой ступени обучения.
  • Проблемный диалог дает учителю широкие возможности выбора методов, форм и средств обучения.
  • В работу включается практически весь класс, что гарантирует усвоение нового материала большинством учеников.
  • Обеспечивает  более качественное усвоение знаний, приучает учащихся мыслить, развивает их интеллектуальные способности и активность.

Сл.22Какие образовательные результаты обеспечивает проблемно-диалогическая технология?

  1. Регулятивные: умение решать проблемы.

 Целеполагание, составление плана действий, контроль, коррекция, оценка и самооценка и т.п

  1. Коммуникативные: умение вести диалог.

Умение слушать и вступать в диалог, сотрудничество со сверстниками и  взрослыми, разрешение конфликтов, принятие решений и его реализация и т.д.

  1. Познавательные: извлекать информацию, делать выводы и т.п.

Исследование, поиск, отбор необходимой информации, смысловое чтение и т.д.

  1. Личностные: в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора.

(Сл.23)5. . Данная технология является здоровьесберегающей:

- исключает пассивное восприятие учебного материала, утомляющее детей;

- обеспечивает для каждого ребёнка адекватную нагрузку;

-снимает стрессовые факторы во взаимодействии между учениками и учителями;

- создаёт атмосферу доброжелательности и взаимной поддержки.

Получается, что технология проблемного диалога действительно обеспечивает творческое усвоение знаний: «Спросил, открыл, создал»

Литература

1.Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. - М., 2002.

2.Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения // Образовательные технологии. Сборник материалов. М., Баласс, 2008.

 

Просмотр содержимого документа
«разработка мастер-класса»














Мастер-класс

«Активизация познавательной деятельности через технологию проблемного диалога»

































Мастер-класс

«Активизация познавательной деятельности через технологию проблемного диалога»

Сл.1 Цель: ознакомление с технологией проблемного диалога, обучение участников мастер-класса созданию проблемной ситуации.



Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мне хотелось бы представить вам в действии технологию проблемного диалога. Она даёт возможность учителю создать условия, для того чтобы ученик сам добывал знания, учился самостоятельно решать поставленные перед ним задачи. Всё это позволяет обучать ребёнка в режиме деятельностного подхода. Что соответствует требованиям стандартов нового поколения.

слайд

сл.2Только в диалоге развивается способность мыслить.

В беседе, спрашивании

создаются условия

для взаимодействия

понимающих сознаний

говорил М. М. Бахтин (философ, литературовед)

  • 2. Технологию проблемного диалога можно применять при изучении любой школьной дисциплины и на любой образовательной ступени и потому необходима каждому учителю.

Сл 3 Что нужно учителю для освоения технологии?

Всего две вещи нужны учителю для осознанного освоения технологии проблемного диалога: знания и желание их применять.

Сл.4 АВТОРОМ ЭТОЙ ТЕХНОЛОГИИ ЯВЛЯЕТСЯ Мельникова Елена Леонидовна



(Сл.5 )3. Из каких этапов состоит
проблемно-диалогический урок?

(распечатка на столах)№1

Этапы урока по технологии проблемного диалога

1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками.

2. Выдвижение версий решения проблемы.

3. Актуализация имеющихся знаний.

4. Составление плана решения проблемы.

5. Поиск решения проблемы – открытие нового знания.

6. Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике.


!!! Модель не жёсткая. В рамках каждой темы возможны существенные вариации при сохранении основных этапов.



(Сл. 6)4. Я сегодня остановлюсь на первом этапе: создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками.


Учитель создал проблемную ситуацию.


(распечатка на столах)№2


(сл.7 ) Проблемная ситуация состояние умственного затруднения, вызванного в определенной учебной ситуации объективной недостаточностью ранее усвоенных учащимися знаний и способов умственной и практической деятельности для решения возникшей познавательной задачи.


(сл. 8) Типы проблемной ситуации:

с удивлением и с затруднением


(распечатка на столах)№3.


Тема: Правописание существительных

с суффиксами –чик, -щик-( 5 класс)

- От данных слов образуйте новые слова при помощи суффиксов

– чик, -щик.

груз камень
грузчик каменщик

  • Суффиксы звучат одинаково, а пишутся по-разному.

- Почему так вышло?
- Чего мы не знаем? ( с удивлением)


№4.Тема: Дефис в наречиях (7 класс)


Раскройте скобки. Аргументируйте

свой ответ.

  1. Он (по) прежнему красиво пишет.

  2. (По) прежнему пути иди было

легче.


  • Смогли выполнить задание?

  • Почему не смогли?

  • Какие трудности испытали?

  • Что нужно для этого сделать?( с затруднением)


5. Ученик должен сформулировать проблему. А учитель должен создать для этого условия. А делает он это с помощью двух диалогов.


(сл.10) Виды диалогов

(распечатка на столах)№5.

  • Побуждающий диалог

  • Вопросы учителя, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемы

  • Подводящий диалог

  • Цепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем



6. Сегодня я остановлюсь на побуждающем диалоге. Чтоб создать его, учитель использует следующие приёмы (их 4)

(распечатка на столах)№6








(сл.11)

Приёмы создания проблемной ситуации


Прием 1. Проблемная ситуация с противоречивыми положениями создается одновременным предъявлением классу противоречивых фактов, теорий, мнений. В данном случае факт понимается как единичная научная информация, теория – система научных взглядов, мнение – позиция отдельного человека. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из двух возможных реплик по выбору.

Прием 2. Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников класса создается вопросом или практическим заданием на новый материал. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вопрос был один? А мнений сколько?» или «Задание было одно? А выполнили вы его как?». И далее общий текст: «Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.


Прием 3. Проблемная ситуация с противоречием между житейским (т.е. ограниченным или ошибочным) представлением учеников и научным фактом создается в два шага. Сначала (шаг 1) учитель выявляет житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем (шаг 2) сообщением, экспериментом, расчетами или наглядностью предъявляет научный факт. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вы что думали сначала? А что оказывается на самом деле?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.


Прием 4. Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя создается практическим заданием, не сходным с предыдущим. Побуждение к осознанию проблемы осуществляется репликами: «Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.











(сл. 12) Побуждающий диалог. Приём №1 .Тип с удивлением.

(распечатка на столах)№7


Русский язык 6 класс

Учитель предлагает ученикам на доске и в тетради записать слова.


?

З(а,о)ря

Зарево

Зорька


  • Посмотрите на запись. Вас что-то удивляет? (Осознание затруднения).

  • Какие вопросы у вас возникают?

УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА:

-Как называется орфограмма и как правильно писать слова в этом случае?

РЕШЕНИЕ:

-Это слова с чередующимися гласными; правило написания слов с чередованием гласных а–о в корне гор –гар.


Чем дальше от теории, тем ближе к Нобелевской премии



(сл.13)7. Переходим к практической части.


Определите

  • тип проблемной ситуации

  • вид диалога

  • приём создания диалога

(Сл.14)Тема: "Склонение имен существительных" (5 класс)


Старая женщина волновалась о сестре и дочери.

- Прочитайте предложение.
- Найдите однородные члены предложения.
- К какой части речи они относятся?
- Определите их род и падеж.
- Выделите их окончания.

(Возникает ПС)
- Что интересного заметили? (побуждение к осознанию

противоречия)
- Какой возникает вопрос?

(побуждение к формулированию проблемы)


(сл.15)Работа в группах (3 группы)(распечатка №8.п1)

Тема: Дефис в наречиях (7 класс)

Задание: вы в роли учителя, ваша задача: создать проблемную ситуацию с помощью побуждающего диалог (приём выберите сами)

Сл 16. (Еле)еле, (во)первых, (по)русски, (светло)зелёный, одеться (по)весеннему, (кое)где, (юго)запад, как (то).


1. Задание для учащихся: раскройте скобки, аргументируйте свой ответ.


(сл.17) Ответ

  1. Как вы написали эти слова?

  2. Я для вас написала эти слова на доске (открывает доску, все слова написаны через дефис)

  3. Вы как написали сначала?

  4. А как надо на самом деле?

  5. Чтобы грамотно писать эти слова, что нужно знать?

  6. Значит, какая тема нашего урока?



8.п2.Тема: -Н-, -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных (7 класс)


Задание: создать проблемную ситуацию, используя побуждающий диалог, приём 4

  1. Румяный, звериный, кожаный (В отымённых прилагательных, образованных с помощью суффиксов –ин, -ан, -ян пишется –Н-)

  2. Задание для учащихся: раскройте скобки, аргументируйте свой выбор.


Вяза(н,нн) кофта.

Вяза(н,нн)ая мамой кофта.

Связа(н,нн)ая кофта.


Сл.18 Ответ

  1. Вы смогли выполнить задание?

(Нет, не смогли)

  1. В чём испытали затруднение?

(Не знаем, сколько Н писать в этих словах. Какими частями речи они являются)

  1. Чем это задание не похоже на предыдущее?

(Это не отымённые прилагательные. Они не образованы от существительных. Исходным словом является глагол.)

  1. Чтобы правильно написать слова с пропущенными орфограммами, что нужно знать?

(Какими частями речи они являются, уметь отличать эти части речи, изучить правила)

  1. Какая сегодня тема урока?






Сл.19 ПО МНЕНИЮ АВТОРОВ технологии, побуждающий и подводящий диалоги имеют достоинства и недостатки.

Виды диалогов

  • Побуждающий диалог

  • Вопросы учителя, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемы

  • + Развивает творческое мышление.

  • + Максимально близок к жизненным ситуациям.

  • - Ученики могут увести в сторону от темы.

  • - Невозможно рассчитать время на уроке.


  • Подводящий диалог

  • Цепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем

  • + Развивает логическое мышление.

  • + Просчитывается по времени.

  • + Ведет к нужному результату коротким путем.

  • - В меньшей степени развивает творчество и инициативу.

!!! Принципиально важно при этом:Сл.20

  • 1) Чередовать формы работы: индивидуальную, парную, групповую с общей беседой;

  • 2) Предлагать ученикам рассказывать о результатах выполнения задания, чтобы развивалась и монологическая речь.

Преимущества технологии проблемного диалога(Сл.21)

  • Проблемный диалог является мощным источником мотивации познавательной деятельности учащихся.

  • Проблемный диалог реализуется на любой ступени обучения.

  • Проблемный диалог дает учителю широкие возможности выбора методов, форм и средств обучения.

  • В работу включается практически весь класс, что гарантирует усвоение нового материала большинством учеников.

  • Обеспечивает  более качественное усвоение знаний, приучает учащихся мыслить, развивает их интеллектуальные способности и активность.

Сл.22Какие образовательные результаты обеспечивает проблемно-диалогическая технология?

  1. Регулятивные: умение решать проблемы.

Целеполагание, составление плана действий, контроль, коррекция, оценка и самооценка и т.п

  1. Коммуникативные: умение вести диалог.

Умение слушать и вступать в диалог, сотрудничество со сверстниками и взрослыми, разрешение конфликтов, принятие решений и его реализация и т.д.

  1. Познавательные: извлекать информацию, делать выводы и т.п.

Исследование, поиск, отбор необходимой информации, смысловое чтение и т.д.

  1. Личностные: в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора.

(Сл.23)5. . Данная технология является здоровьесберегающей:

- исключает пассивное восприятие учебного материала, утомляющее детей;

- обеспечивает для каждого ребёнка адекватную нагрузку;

-снимает стрессовые факторы во взаимодействии между учениками и учителями;

- создаёт атмосферу доброжелательности и взаимной поддержки.





Получается, что технология проблемного диалога действительно обеспечивает творческое усвоение знаний: «Спросил, открыл, создал»






Литература

1.Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. - М., 2002.

2.Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения // Образовательные технологии. Сборник материалов. М., Баласс, 2008.



Пример подводящего диалога:





Река пенилась, вздымая валы.

Почему поставили запятые?

Что такое деепричастный оборот?( вспоминают, что такое деепричастие, и что оно обозначает)

Как произносятся?( вспоминаем предыдущий урок)

А когда мы выделяем по смыслу и интонационно?

Что такое обособление?

Какой второстепенный член обособляется в этом предложении?

А почему решили, что обстоятельство?

Значит,чем осложнено предложение?

Вывод: обособляется обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом (вывод делают дети)……Ребята делают запись в таблицу( тетрадь с правилами)см.приложение.

Запись 2 предложения

Листья, падая, шепчутся.(анализ по тому же плану)

Вывод: обособляются обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями.

( заносим в таблицу)

Слайд №6

Какова тема нашего урока? ( «Обособленные обстоятельства»)

Каковы задачи нашего урока? Что будем отрабатывать?
















Просмотр содержимого документа
«1приложение к мастер-классу»

1.Этапы урока по технологии проблемного диалога

  1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками.

  2. Выдвижение версий решения проблемы.

  3. Актуализация имеющихся знаний.

  4. Составление плана решения проблемы.

  5. Поиск решения проблемы- открытие нового знания.

  6. Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике.





2.Проблемная ситуация- состояние умственного затруднения, вызванного в определенной учебной ситуации объективной недостаточностью ранее усвоенных учащимися знаний и способов умственной и практической деятельности для возникшей познавательной задачи.



3.С удивлением

Тема: Правописание существительных с суффиксами – чик, -щик-

( 5 класс)

- От данных слов образуйте новые слова при помощи суффиксов –чик, -щик.

Груз, камень.

Грузчик, каменщик.

-Что вы заметили?

-Суффиксы звучат одинаково, а пишутся по- разному.

- Почему так вышло?

-Чего мы не знаем?



4. С затруднением.

Тема: Дефис в наречиях (7 класс)

Раскройте скобки. Аргументируйте свой ответ.

  1. Он (по) прежнему красиво пишет.

  2. ( По) прежнему пути идти было легче.

- Смогли выполнить задание?

-Почему не смогли?

-Какие трудности испытали?

-Что нужно для этого сделать?





5. Побуждающий диалог

-Вопросы учителя, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемы.

Подводящий диалог

-Цепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем.



6. Приёмы создания проблемной ситуации


Прием 1. Проблемная ситуация с противоречивыми положениями создается одновременным предъявлением классу противоречивых фактов, теорий, мнений. В данном случае факт понимается как единичная научная информация, теория – система научных взглядов, мнение – позиция отдельного человека. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из двух возможных реплик по выбору.

Прием 2. Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников класса создается вопросом или практическим заданием на новый материал. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вопрос был один? А мнений сколько?» или «Задание было одно? А выполнили вы его как?». И далее общий текст: «Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.


Прием 3. Проблемная ситуация с противоречием между житейским (т.е. ограниченным или ошибочным) представлением учеников и научным фактом создается в два шага. Сначала (шаг 1) учитель выявляет житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем (шаг 2) сообщением, экспериментом, расчетами или наглядностью предъявляет научный факт. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вы что думали сначала? А что оказывается на самом деле?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.


Прием 4. Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя создается практическим заданием, не сходным с предыдущим. Побуждение к осознанию проблемы осуществляется репликами: «Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.



Русский язык 6 класс

Учитель предлагает ученикам на доске и в тетради записать слова.


Зарево З(а,о)ря

Зорька


  • Посмотрите на запись. Вас что-то удивляет? (Осознание затруднения).

  • Какие вопросы у вас возникают?

УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА:

-Как называется орфограмма и как правильно писать слова в этом случае?

РЕШЕНИЕ:

-Это слова с чередующимися гласными; правило написания слов с чередованием гласных а–о в корне зар –зор.





8.Переходим к практической части.


  1. Работа в группах (3 группы)

Тема: Дефис в наречиях (7 класс)

Задание: вы в роли учителя, ваша задача: создать проблемную ситуацию с помощью побуждающего диалог (приём выберите сами)

(Еле)еле, (во)первых, (по)русски, (светло)зелёный, одеться (по)весеннему, (кое)где, (юго)запад, как (то).


  1. Задание для учащихся: раскройте скобки, аргументируйте свой ответ.

(примечание: учитель с обратной стороны доски уже записал слова)




  1. Тема: -Н-, -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных (7 класс)


Задание: создать проблемную ситуацию, используя побуждающий диалог, приём 4

  1. Румяный, звериный, кожаный (В отымённых прилагательных, образованных с помощью суффиксов –ин, -ан, -ян пишется –Н-)

  2. Задание для учащихся: раскройте скобки, аргументируйте свой выбор.


Вяза(н,нн) кофта.

Вяза(н,нн)ая мамой кофта.

Связа(н,нн)ая кофта.






Просмотр содержимого презентации
«Активизация познавательной деятельности»

Активизация познавательной деятельности  через технологию проблемного  диалога

Активизация познавательной деятельности через технологию проблемного диалога

Только в диалоге развивается способность мыслить.
  • Только в диалоге развивается способность мыслить.

В беседе, спрашивании

создаются условия

для взаимодействия

понимающих сознаний

М. М. Бахтин

Что нужно учителю для освоения технологии?

Что нужно учителю для освоения технологии?

  • Технология проблемного диалога носит общепедагогический характер, т. е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени и потому необходима каждому учителю.
  • Всего две вещи нужны учителю для осознанного освоения технологии проблемного диалога: знания и желание их применять.
Технология проблемного диалога
  • Технология проблемного диалога
  • Мельникова Елена Леонидовна

  • Лауреат премии Правительства РФ в области образования,
  • кандидат психологических наук, доцент,
  • доцент кафедры педагогики и психологии
  • образования Академии ПКиППРО (г. Москва)
Из каких этапов состоит  проблемно-диалогический урок? 1)  Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками. 2)  Выдвижение версий решения проблемы. 3)  Актуализация имеющихся знаний . 4)  Составление плана решения проблемы. 5)  Поиск решения проблемы – открытие нового знания . 6) Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике.

Из каких этапов состоит проблемно-диалогический урок?

  • 1) Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками.
  • 2) Выдвижение версий решения проблемы.
  • 3) Актуализация имеющихся знаний .
  • 4) Составление плана решения проблемы.
  • 5) Поиск решения проблемы – открытие нового знания .
  • 6) Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике.

1) Создание проблемной ситуации учителем и 2)формулирование учебной проблемы учениками
  • 1) Создание проблемной ситуации учителем и
  • 2)формулирование учебной проблемы учениками
Проблемная ситуация — состояние умственного затруднения
  • Проблемная ситуация состояние умственного затруднения , вызванного в определенной учебной ситуации объективной недостаточностью ранее усвоенных учащимися знаний и способов умственной и практической деятельности для решения возникшей познавательной задачи.
Тип проблемной ситуации С удивлением С затруднением

Тип проблемной ситуации

С удивлением С затруднением

Тип проблемной ситуации С удивлением  Тема: Правописание существительных с суффиксами –чик, -щик- ( 5 класс)   - От данных слов образуйте новые слова при помощи суффиксов – чик, -щик.  груз камень  грузчик каменщик  Суффиксы звучат одинаково, а пишутся по-разному. - Почему так вышло?  - Чего мы не знаем? С затруднением Тема: Дефис в наречиях  (7 класс) Раскройте скобки. Аргументируйте свой ответ. Он (по) прежнему красиво пишет. (По) прежнему пути иди было  легче.  Смогли выполнить задание? Почему не смогли? Какие трудности испытали? Что нужно для этого сделать?

Тип проблемной ситуации

С удивлением

Тема: Правописание существительных

с суффиксами –чик, -щик- ( 5 класс) - От данных слов образуйте новые слова при помощи суффиксов

чик, -щик.

груз камень грузчик каменщик

  • Суффиксы звучат одинаково, а пишутся по-разному.

- Почему так вышло? - Чего мы не знаем?

С затруднением

Тема: Дефис в наречиях (7 класс)

Раскройте скобки. Аргументируйте

свой ответ.

  • Он (по) прежнему красиво пишет.
  • (По) прежнему пути иди было

легче.

  • Смогли выполнить задание?
  • Почему не смогли?
  • Какие трудности испытали?
  • Что нужно для этого сделать?

Виды диалогов Побуждающий диалог : Вопросы учителя, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемы Подводящий диалог :  Цепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем

Виды диалогов

  • Побуждающий диалог : Вопросы учителя, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемы
  • Подводящий диалог : Цепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем

Прием 1 : одновременное предъявление противоречивых фактов, теорий, мнений -Что вас удивило? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо? Прием2 : столкновение мнений учеников создается вопросом или практическим заданием на новый материал -Вопрос был один? А мнений сколько? или Задание было одно? А выполнили его как? -Почему так получилось? Чего мы не знаем? Прием 3 : с противоречием между житейским и научным фактом -Вы что думали сначала? А что оказывается на самом деле?  Прием 4 : с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя
  • Прием 1 : одновременное предъявление противоречивых фактов, теорий, мнений

-Что вас удивило? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо?

  • Прием2 : столкновение мнений учеников создается вопросом или практическим заданием на новый материал

-Вопрос был один? А мнений сколько? или Задание было одно? А выполнили его как?

-Почему так получилось? Чего мы не знаем?

  • Прием 3 : с противоречием между житейским и научным фактом

-Вы что думали сначала? А что оказывается на самом деле?

  • Прием 4 : с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя

-Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?

Побуждающий диалог. Приём №1 Русский язык 6 класс  Учитель предлагает ученикам на доске и в тетради записать слова.   Зарево ? Зорька З [ а/о ] ря  Посмотрите на запись. Вас что-то удивляет? (Осознание затруднения). Какие вопросы у вас возникают? УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА: -Как называется орфограмма и как правильно писать слова в этом случае? РЕШЕНИЕ: -Это слова с чередующимися гласными; правило написания слов с чередованием гласных а–о в корне зар –зор.

Побуждающий диалог. Приём №1 Русский язык 6 класс Учитель предлагает ученикам на доске и в тетради записать слова.

Зарево ?

Зорька З [ а/о ] ря

  • Посмотрите на запись. Вас что-то удивляет? (Осознание затруднения).
  • Какие вопросы у вас возникают?
  • УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА:
  • -Как называется орфограмма и как правильно писать слова в этом случае?
  • РЕШЕНИЕ:
  • -Это слова с чередующимися гласными; правило написания слов с чередованием гласных а–о в корне зар –зор.

Определите

Определите

  • тип проблемной ситуации
  • приём создания диалога
  • вид диалога
Проблемная ситуация с удивлением.  Побуждающий диалог. Приём №1   Тема:

Проблемная ситуация с удивлением. Побуждающий диалог. Приём №1

  • Тема: "Склонение имен существительных" (5 класс) Старая женщина волновалась о сестр е и дочер и . - Прочитайте предложение. - Найдите однородные члены предложения. - К какой части речи они относятся? - Определите их род и падеж. - Выделите их окончания.

(Возникает ПС) - Что интересного заметили? (побуждение к осознанию

противоречия) - Какой возникает вопрос?

(побуждение к формулированию проблемы)

Работа в группах

Работа в группах

  • Тема: Дефис в наречиях
  • (7 класс)
  • Задание : создать проблемную ситуацию, используя побуждающий диалог, (приём по выбору).
Раскройте скобки, аргументируйте свой выбор

Раскройте скобки, аргументируйте свой выбор

  • (Еле)еле, (во)первых, (по)русски, (светло)зелёный, одеться (по)весеннему, (кое)где, (юго)запад, как (то).
Побуждающий диалог с затруднением. Прием №3

Побуждающий диалог с затруднением. Прием №3

  • Как вы написали эти слова?
  • Я для вас написала эти слова на доске(все слова через дефис)
  • Вы как написали сначала?
  • А как надо на самом деле?
  • Чтобы правильно написать эти слова, что нужно знать?
  • Значит, какая тема нашего урока?
Вы смогли выполнить задание? В чем испытали затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее? Чтобы правильно написать эти слова, то нужно знать? Какая сегодня тема урока?
  • Вы смогли выполнить задание?
  • В чем испытали затруднение?
  • Чем это задание не похоже на предыдущее?
  • Чтобы правильно написать эти слова, то нужно знать?
  • Какая сегодня тема урока?
Виды диалогов Побуждающий диалог Подводящий диалог Вопросы учителя, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемы Цепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем + Развивает творческое мышление. + Максимально близок к жизненным ситуациям. - Ученики могут увести в сторону от темы. - Невозможно рассчитать время на уроке. + Развивает логическое мышление. + Просчитывается по времени. + Ведет к нужному результату коротким путем. - В меньшей степени развивает творчество и инициативу.

Виды диалогов

  • Побуждающий диалог
  • Подводящий диалог
  • Вопросы учителя, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемы
  • Цепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем
  • + Развивает творческое мышление.
  • + Максимально близок к жизненным ситуациям.
  • - Ученики могут увести в сторону от темы.
  • - Невозможно рассчитать время на уроке.
  • + Развивает логическое мышление.
  • + Просчитывается по времени.
  • + Ведет к нужному результату коротким путем.
  • - В меньшей степени развивает творчество и инициативу.

!!! Принципиально важно при этом:

!!! Принципиально важно при этом:

  • 1) Чередовать формы работы : индивидуальную, парную, групповую с общей беседой;
  • 2) Предлагать ученикам рассказывать о результатах выполнения задания, чтобы развивалась и монологическая речь.
Преимущества технологии проблемного диалога Проблемный диалог является мощным источником мотивации познавательной деятельности учащихся. Проблемный диалог реализуется на любой ступени обучения. Проблемный диалог дает учителю широкие возможности выбора методов, форм и средств обучения. В работу включается практически весь класс, что гарантирует усвоение нового материала большинством учеников. Обеспечивает  более качественное усвоение знаний, приучает учащихся мыслить, развивает их интеллектуальные способности и активность.

Преимущества технологии проблемного диалога

  • Проблемный диалог является мощным источником мотивации познавательной деятельности учащихся.
  • Проблемный диалог реализуется на любой ступени обучения.
  • Проблемный диалог дает учителю широкие возможности выбора методов, форм и средств обучения.
  • В работу включается практически весь класс, что гарантирует усвоение нового материала большинством учеников.
  • Обеспечивает  более качественное усвоение знаний, приучает учащихся мыслить, развивает их интеллектуальные способности и активность.

Какие образовательные результаты обеспечивает проблемно-диалогическая технология? Регулятивные: умение решать проблемы. Коммуникативные: умение вести диалог. Познавательные: извлекать информацию, делать выводы и т.п. Личностные: в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора.

Какие образовательные результаты обеспечивает проблемно-диалогическая технология?

  • Регулятивные: умение решать проблемы.
  • Коммуникативные: умение вести диалог.
  • Познавательные: извлекать информацию, делать выводы и т.п.
  • Личностные: в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора.

Данная технология является здоровьесберегающей
  • Данная технология является здоровьесберегающей
Литература 1.Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. - М., 2002. 2.Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения // Образовательные технологии. Сборник материалов. М., Баласс, 2008. http://www.school2100.ru/school2100/nashi_tehnologii/

Литература

1.Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. - М., 2002.

2.Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения // Образовательные технологии. Сборник материалов. М., Баласс, 2008.

http://www.school2100.ru/school2100/nashi_tehnologii/

Благодарю за работу! Творческих успехов!

Благодарю за работу!

Творческих успехов!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Фомина Марина Александровна

Дата: 07.11.2015

Номер свидетельства: 249608

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства