Педагогическое исследование "Детское общественное объединение в школе"
Педагогическое исследование "Детское общественное объединение в школе"
Опыт работы с разновозрастным поисковым отрядом позволил провести наблюдения о формировании личностных качеств детей в коллективе, становлении их самостоятельности, способности к самоуправлению/ В Уставе Детского общественного объединения «Исайкина заимка» записано, что ДОО «…является добровольной организацией подростков, объединённых общими интересами, выполняющих единые самостоятельно выработанные правила, считающих служение Отечеству высшей человеческой ценностью». В данной публикации вы найдёте интересный опыт работы и диагностику воспитывающей деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педагогическое исследование "Детское общественное объединение в школе" »
МКОУ Половино-Черемховская СОШ
Детское общественное объединение
«Исайкина заимка»
как разновозрастной отряд
и модель самоуправления в школе
(исследование)
Автор: Чистова Татьяна Степановна,
руководитель ДОО «Исайкина заимка»
2014 год
Детское общественное объединение «Исайкина заимка»
как разновозрастной отряд и модель самоуправления в школе
План:
Общие сведения о ДОО «Исайкина заимка».
Педагогическая технология работы с ДОО (подходы, методы, направления деятельности)
Этапы развития ребёнка в организации.
Детское общественное объединение – школа детского самоуправления.
Коммунарская методика (И.П. Иванов) как основа жизнедеятельности ДОО «Исайкина заимка».
Что даёт ребятам работа в отряде?.
ДОО «Исайкина заимка» как организация существует в Половино-Черемховской школе с 2000 года. За эти годы сделано немало полезных и благородных дел, выпущено из отряда племя творческих, энергичных , достойных поисковиков и краеведов. На протяжении нескольких лет мной как руководителем отряда велись наблюдения за деятельностью ребят в коллективе, очерченном особыми рамками Устава, заповедей, своеобразного уклада и сформировавшихся традиций. Я не только внедряла полюбившуюся мне методику КТД Игоря Петровича Иванова в жизнь «Исайкиной заимки», но и изучала, как эта методика помогает раннему становлению личности, воспитанию истинной гражданственности и проявлению самостоятельности подростков.
В Уставе Детского общественного объединения «Исайкина заимка» записано, что ДОО «…является добровольной организацией подростков, объединённых общими интересами, выполняющих единые самостоятельно выработанные правила, считающих служение Отечеству высшей человеческой ценностью». Задача-доминанта определяется конечной целью: 12-летние дети, пришедшие в организацию за игрой и неформальным общением, вырастают к своему 17-летию в поисковиков-исследователей, занимающихся трудным, но благородным государственным делом. Всё ДОО делится на отряды по возрастам и интересам. Организуя, наблюдая и анализируя работу детского объединения, я пришла к выводу, что работа этого разновозрастного отряда является моделью самоуправления в школе. Как это проявляется? Для начала рассмотрим технологию работы с ДОО.
Цель работы ДОО: развитие творческих способностей личности в условиях дружеской, комфортной атмосферы, союза детей и взрослых.
Для этого используются следующие подходы:
ДОО формируется исключительно на принципах добровольности. Разновозрастный принцип позволяет объединить интересы десяти- и шестнадцатилетних, поскольку творческие задачи легче всего решать совместно, объединенными усилиями ребят всех возрастов.
налицо воспитательное влияние старших на младших, т.к. младшие проходят процесс обучения значительно быстрее и качественнее под руководством старших ребят.
принципы равноправия и творчества благотворно способствуют внутреннему раскрепощению ребят в отрядах, поскольку устоявшиеся формы, традиционность и формализм совершенно не присущи отрядному движению.
Отрядов несколько, и выбор, в каком из них жить и работать, принадлежит самому подростку.
Важно, что ребята, которые иногда не могут реализовать себя в учебе и общении в классе, чувствуют себя в отряде хорошо и уверенно. Школьная воспитательная система, частью которой является ДОО «Исайкина заимка», сориентирована на общечеловеческие ценности, коллективно организованную, творческую и социально значимую деятельность.
Обратимся к основным компонентам деятельности, которые включены в воспитательную систему нашей школы. Это – игра, учение, труд.
Цель и смысл игры – в ней самой. Воспитательный потенциал игры зависит от содержания познавательной и нравственной информации, заключенной в сюжетах игры, от того, каким героям подражают дети, тем, что обеспечивается самим процессом игры как деятельности, требующей достижения цели, самостоятельного достижения средств, согласования действий с партнерами, самоограничения в процессе достижения успеха, установления доброжелательных отношений. Игры, таким образом, дают детям очень важный навык совместной работы.
При использовании игрового метода в организации любой деятельности педагог реализует определенную сверхзадачу. Происходит постановка мотивов: дети начинают действовать из желания играть, получать удовольствие, результатом оказываются вещественные продукты труда, художественное творчество, новые знания, волонтёрская и тимуровская работа. Игра выступает как эмоциональный стимул – средство решения новой воспитательной задачи. Чтобы воспитать патриотические чувства, можно провести серию бесед, а можно использовать игровую форму: «Зарница», «Зарничка», «Вперёд, гардемарины!». ДОО, являясь самостоятельной воспитательной подсистемой, в то же время широко контактирует с другими структурами и компонентами воспитательной системы школы через:
участие в совместных общешкольных делах,
активное участие одних и тех же детей в подготовке и проведении дел класса и школы,
перенесение учащимися “эталона” общения между сверстниками из отряда в класс.
Работа ДОО строится по следующим направлениям:
удовлетворение возрастных потребностей в общении,
формирование качеств гражданина-патриота,
организация поисково-исследовательской и краеведческой работы,
развитие творческих способностей детей,
отношение взрослый – младший,
повышение личной самостоятельности,
-перенос опыта общения в классы.
Как же ребёнок приходит в объединение?
5–7-классник приходит в отряд, как правило, под влиянием своих старших братьев и сестер. Иногда родители просят, чтобы ребёнка приняли в отряд, несмотря на то, что он учится ещё в младшей школе. Так, по просьбе родителей пришла в отряд , учась в 3 классе, Щеголева Аня, которая с 2006года была бессменным командиром ДОО и поисковой группы. Мама Дрюкова Саши привела его в отряд, когда он учился в 4 классе, чтобы отвлечь от «улицы», занять полезным делом. И т.п.
Первое, что бросается новенькому в глаза, это то, что в отряде есть дети и его возраста, и старшие, вплоть до 17-летних. Он сразу включается в жизнь своего отряда. Всё объединение делится на подотряды: «Легенда» (собирают и записывают рассказы ветеранов ВОВ, материал о Героях Тайшетской земли, краеведческий материал), «Свеча» (организуют встречи с прошлым, готовят концерты и вечера в СДК), «Живая память» (встречи с воинами-афганцами, сбор материала для книги), «АлСиб» (военно-поисковый отряд). Новенький вступает в «Легенду» или «Свечу», потому что в «АлСиб» попадают только достигшие 16 лет и прошедшие специальные тренировки в областном лагере «Поисковик» или на учебно-тренировочных поисковых сборах. Отряд «Живая память» - самые ответственные и творческие люди, именно они занимаются исследовательской работой, готовят работы для школьных, районных и областных НПК.
Подросток видит: все задачи и проблемы отряд решает сам, отряд – самоуправляемая единица. Есть руководитель объединения, но он равен всем, он более опытен, больше знает и умеет. Есть командир отряда, которому необходимо подчиняться, но все это не давит на подростка. Более того, ребята с удовольствием принимают правила игры: сами выбирают командиров, учат Устав, дают клятву соблюдать законы ДОО. Ребенок не чувствует дискомфорта. Пусть он младший, но он равный среди равных. Начинается поиск своего места в отряде, и здесь ему оказывают помощь более старшие и опытные . На данном этапе, в основном, он несет исполнительные функции, но сам факт его участия в жизни отряда уже заставляет ребенка считать себя личностью, он пробуждается к активной деятельности, хотя является лишь наблюдателем. В этот же момент он получает свои первые поручения (идущие не от руководителя отряда, а от других детей или командира). Начинается процесс приобщения к самоуправлению. Начинает вырабатываться чувство ответственности перед собой и другими.
Этапы развития подростка в организации:
1. Участвуя в работе отряда и наблюдая за деятельностью других, ребенок получает первое ответственное поручение, требующее реализации творческих способностей (Взять интервью у бабушки или нарисовать своё генеалогическое древо). Презентация задания может понравиться, а может не понравиться, но никто над ним не будет смеяться, никто не упрекнет, наоборот, постараются подсказать, помочь, исправить сделанное. Важен психологический комфорт.
2. Следующий этап – это самостоятельная творческая разработка или участие в разработке сценария выступления отряда на слёте, вечере, концерте, митинге. Уровень ответственности повышается. После дела – участие в анализе и попытка самоанализа собственной деятельности. На самом деле отряд все решает сам, и ребенок принимает в этом непосредственное участие. Кстати, часть ребят в дальнейшем остаются на данном уровне. Как правило, это хорошие исполнители с определенными творческими задатками.
3. По мере накопления опыта работы в отряде ребенок поднимается на следующую ступеньку. Его деятельность принимает все более творческий характер и способствует проявлению задатков организатора, соответственно повышается и уровень ответственности и за себя, и за других. Например, самостоятельная разработка сценария отрядного выступления, подмена командира отряда (при необходимости), ведение отрядного сбора. Иногда приходится принимать самостоятельные управленческие решения (пока на отрядном уровне). Как правило, это под силу старшеклассникам (9, 10, 11 кл.), но иногда это может быть 7 или 8-классник. Вроде бы решение принимается коллективно после совместного обсуждения, но ответственность лежит на конкретном человеке, с него спрос.
4. Следующая ступенька – командир отряда, лицо, облеченное властью и ответственностью, общим доверием всех членов отряда. Это уже серьезно, это уже управление людьми, коллективом. Командиром отряда может быть далеко не каждый. В данном случае необходимы задатки как формального, так и неформального лидера, способности повести людей за собой и бесконечная ответственность за все. Командир отряда должен обладать еще целым рядом качеств. Он представляет ДОО на слёте районной организации «САМИ» и на конференциях областной молодёжной поисковой организации «Память», куда входит «Исайкина заимка» как структурная единица. А значит, должен уметь отстоять решение своего отряда перед другими командирами, иногда проявить свою волю и характер. При этом он должен, в случае необходимости, уметь идти на компромисс, а затем доказать отряду, что это было необходимо. Он учит великому умению общения.
Самое главное, что на всех этапах работы в отрядах постепенно ребенок чувствует свою значимость, ощущает себя личностью, причем личностью во многом равной взрослым, ибо ему доверяют. Элемент доверия является важнейшей частью самоуправления.
Главным органом управления объединения является Совет командиров, состоящий из командиров отрядов, руководителя и командира ДОО. Особо следует сказать о том, что принадлежность к ДОО – признак определенной элитарности, на которую не влияют ни твои учебные успехи, ни какие-либо внешние факторы.
Командиры проходят такую школу, к ним настолько высокие требования, как со стороны ребят, так и со стороны руководителя, что они уже в школьном возрасте приобретают навыки, которые в обычной жизни возможны лишь у 25-летнего человека. Такую школу прошли у нас Алексеев Андрей и Щёголева Анна
Все работа ДОО строится, исходя из принципов КТД ( коллективное творческое дело), где весьма важная и существенная роль принадлежит руководителю отряда и совету командиров.
Руководитель при подготовке и проведении конкретного дела выступает в качестве:
координатора,
творческого руководителя.
При этом он организует творчество детей в отряде, признает за ребенком право на ошибку, заботится о каждом, передает свой творческий и организаторский опыт.
Совет командиров выступает в качестве регулирующего органа, генератора новых идей, подводит итоги проделанной работы, выделяет основные проблемы, пути, методы, разрешения которых отдаются отрядам.
Краткое описание методики КТД (по И. П. Иванову)
I. Коллективное продумывание дела (каждый должен высказать свое мнение).
Вопрос для всех:
Что мы хотим (увидеть новое, померяться силами, повеселиться и т.д.).
Каким по характеру будет дело (спортивное, трудовое, познавательное, художественно-эстетическое).
Кто будет делать?
Для кого будем делать?
Каким образом этого достичь:
мозговая атака всего отряда,
обсуждение по кругу,
разбивка по группам, обсуждение мнений групп,
анкетирование, анализ инициативной группы, обсуждение.
II. Коллективная разработка дела.
1. Из каких частей будет состоять дело (его структура).
разбивка,
выдача заданий,
подготовка,
показ результата,
награждение.
2. Его композиция, оформление (Что нам нужно сделать, чтобы дело прошло хорошо?).
написать сценарий,
оформить помещение,
пригласить гостей или интересных собеседников,
приготовить призы и подарки,
придумать задания или конкурсы.
3. Кто будет отвечать за конкретный этап дела?
совет дела – инициативная группа.
творческие группы.
III. Коллективное проведение дела.
Чувство сопричастности каждого в этом деле.
IV. Коллективный анализ дела (услышать мнение каждого).
Достигли ли мы того результата, который предполагали в начале дела?
Кто, что нам помогал (помогало) достичь данного результата? Как ты участвовал в деле?
Кто, что нам помешал (помешало) достичь такого результата?
Изменились ли мы после сделанного дела?
Как?
обсуждение по кругу,
анкетирование и обсуждение наиболее важных вопросов,
обсуждение по группам – общий сбор.
В последние годы мы немало говорим о том, что школьное самоуправление – необходимый компонент современного воспитания, способствующий личностному росту учащихся. Именно в Детском общественном объединении удалось создать благоприятные условия для самореализации личности и развития творчества детей и подростков, условия для развития детского самоуправления.
В результате работы ДОО:
созданы органы самоуправления (совет командиров, совет дела, совет лидеров, творческие советы);
изменены взаимоотношения учеников и учителей (сотворчество, особые отношения на основе доверия);
изменена позиция учеников и учителей (учитель – старший друг, помощник, советчик, ученик – самоопределяющаяся личность);
Что же дает ребятам работа в отряде? Во-первых, самостоятельность, во-вторых, чувство равного, атмосфера доброжелательности, в которой самому хочется быть лучше и видеть лучшее в других. За несколько лет существования объединения создалась ситуация-образ коллективной жизни, привлекательной и имеющей общественную направленность. Мы стараемся как можно больше дел совершать на пользу и радость своих односельчан, ветеранов войны и труда: организуем встречи с ветеранами, готовим концерты для односельчан и для детей Бирюсинского детского дома, ухаживаем за памятниками, колем и складываем дрова для пожилых людей, строим снежные городки, ходим в походы и экспедиции по следам «забытых деревень», ищем в тайге останки упавших самолётов с секретной трассы Аляска-Сибирь. Приобщаясь к этим делам, ребята не только видят их необходимость, но и испытывают радость оттого, что делают добрые дела.
Итак, детская общественная организация – это идеальная модель воспитательного разновозрастного коллектива и детского самоуправления, позволяющая в короткие сроки добиться высоких результатов в развитии коллектива и личности.