Многомерная компетентность классного руководителя в малокомплектной сельской школе.
Многомерная компетентность классного руководителя в малокомплектной сельской школе.
В связи с переходом школы на федеральные государственные стандарты нового поколения, раскрытие личностного потенциала детей, воспитание в них интереса к учёбе и знаниям, их подготовка к профессиональной деятельности стали приоритетными задачами образования. Многомерность и многофункциональность профессиональных компетенций педагогических работников влечет за собой предъявление особых требований к личности учителя.
Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога, поэтому, выражает единство его теоретической и практической готовности к существованию педагогической деятельности характеризует его профессионализм.
Сегодня учитель не является единственным носителем знаний. В связи с этим эффективность педагогической деятельности во многом определяется многомерной компетентностью педагога, без которой все сложнее становится реализовывать многомерные педагогические функции, связанные с обучением, воспитанием и развитием конкурентоспособной личности. Способности и умения, которые обеспечивают человеку многомерность его деятельности, мы называем многомерными компетенциями.
Под профессиональной компетентностью учителя понимается определяющая способность решать профессиональные проблемы и педагогические задачи, возникающие в реальных образовательных и воспитательных ситуациях, требующих применения конкретных знаний, жизненного опыта, ценностей и личностных качеств педагога.
Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении призваны выполнять все педагогические работники. Однако основная роль в обеспечении воспитательного процесса принадлежит уникальному человеку- классному руководителю. Классный руководитель – это прежде всего руководитель педагогически направленного широкого общения детей, родителей, учителей, работающих в классе, шефов и т. д.
Компетентностная готовность педагога к реализации деятельности классного руководителя включает:
его ориентацию в современных педагогических и психологических подходах к социальному воспитанию;
его технологические умения (как умение реализовывать относительно эффективные системы педагогических действий);
его умение отобрать и внести в воспитательный процесс содержание, который подходит личностным устремлениям школьников и собственным индивидуальным интересам.
Успешный классный руководитель всегда ограничивает свою деятельность проблемами и особенностями данного класса, своими собственными предпочтениями, умениями, индивидуальными особенностями.
Классный руководитель должен быть хорошим организатором разных конкурсов, праздников, классных часов, походов, соревнований. Он должен развить в ребятах социальные интересы и стремления, ориентирующие их на участие в социальных проектах и других общественно-полезных делах.
Классный руководитель должен быть хорошим психологом. Это такой классный руководитель, который стремится развивать в классе доброжелательный микроклимат, понимать взаимоотношения школьников и уметь регулировать и развивать их общение и отношения.
Классный руководитель должен стремиться поддерживать самых разных школьников: от одарённых и активистов до «трудных» и имеющих проблемы в интеллектуальном развитии. Он должен строить с ними доверительные отношения, регулировать их отношения с одноклассниками и учителями, помогать в решении их учебных и жизненных проблем.
Повышение компетентности классных руководителей реализуется через:
чтение методической и педагогической литературы;
методическую и обучающую деятельность в школе;
обучение на курсах повышения квалификации;
применение в своей деятельности опыта коллег;
умение организации воспитательной работы с учащимися класса;
умение диагностировать уровень воспитанности учащихся и корректировать реальный рост их развития;
анализ воспитательной деятельности.
В современных условиях классный руководитель испытывает необходимость приобретения специальных знаний в определенных областях и овладения умениями и навыками деятельности по отдельным направлениям, обеспечивающих качество воспитательной работы. Есть несколько видовспециальных компетентностей, которые отражают специфику конкретной сферы профессиональной деятельности классного руководителя.
Нормативно-правовая компетентность- это знание законодательства о современном образовании, применение законодательных актов, определяющих содержание воспитания.
Аналитическая компетентность позволяет классному руководителю принимать эффективные решения конкретных задач в воспитательной работе: овладение методом научного исследования явлений и процессов классной воспитательной работы.
Здоровьесберегающая компетентность классного руководителя направлена на изучение физического и психического здоровья учащихся класса, при этом используя здоровьесберегающую технологию (соревнования, экскурсии, походы, спортивные праздники, беседы, тесты и т.д.).
Социокультурная компетентность направлена на организацию разнообразной деятельности свободного времени учащихся, на изучение технологии потребностей, интересов и желаний ребят в организации и проведении внеклассных мероприятий, сохранение и обогащение опыта культурной деятельности народов России. Классный руководитель должен информировать о действующих детских и молодежных общественных организациях и объединениях.
Социально-педагогическая компетентность реализуется на основе создания опыта взаимодействия классных руководителей, социальных педагогов и школьных психологов. Эта компетентность проявляется в поддержании партнерских отношений с семьей ребенка, в совместном решении детских проблем, в насыщении воспитательного содержания социальной среды, оказывающей решающее воздействие на развитие детской личности. Классный руководитель должен организовывать работу по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение тематических родительских собраний. Компетентный классный руководитель старается координировать усилия по образованию и самообразованию ребенка, изучая информацию о наклонностях воспитанников, материально- бытовых условиях в семье.
Существенно отличается деятельность классного руководителя в сельской школе. Значение личностных особенностей, бытовых условий жизни, отношений в семьях обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку и его семье. Воспитательная работа классных руководителей в сельской школе должна быть направлена на повышение культурного уровня детей, подготовку их к жизни в условиях рыночных отношений, на преодоление дефицита общения сельских школьников, воспитание хозяина своей земли.
Классный руководитель, работающий в сельской школе, призван прививать детям любовь к родной земле, уважение к людям труда. Школа - это, образно говоря, завтрашний день села. И долг учителей - воспитать достойную смену трудолюбивых хозяев страны, которым их отцы и матери оставят главное богатство народа – землю.
Качество образования и воспитания в первую очередь зависит от педагога. Это аксиома. А в нашей сельской школе работают хорошие учителя. Учителя нашей школы стараются изо всех сил, ведь школа в деревне это не только центр образования для маленьких жителей, но культурный центр для всего населения. Вот и занимаются учителя культурным воспитанием школьников и их родителей. Педагоги нашей школы успешно совмещают творческую и методическую работу, постоянно проходят курсы повышения квалификации, выступают на районных семинарах, принимают участие во всевозможных конкурсах, рассматривают вопросы об улучшении качества образования детей, постоянно совершенствуют свои знания.
А что бы сохранить село, образование на селе должно соответствовать социальным ожиданиям людей, социально-ценностному заказу общества, сельского сообщества, каждой конкретной семьи, конкретного человека. Социальный заказ родителей школе: родители хотят видеть в детях: самостоятельно работающую личность, обладающую прочными знаниями, всесторонне развитую, с хорошей эрудицией и вкусом, трудолюбивую, целеустремленную и любознательную, добрую и внимательную, с развитыми творческими способностями. Личность, умеющую принимать решения с учетом жизненных обстоятельств, стремящуюся к постоянному успеху.
Предъявляя к организации сельскохозяйственного труда учащихся определенные требования, классный руководитель постоянно опирается на творческую инициативу и активность самих воспитанников. Очень важно вовремя поддержать в своих питомцах творческое отношение к труду на земле, педагогически целенаправленно развернуть всю воспитательную работу, чтобы у школьников не угасало стремление совершенствовать сельскохозяйственное производство. Классный руководитель учит школьников принимать самостоятельные решения, видеть перспективы, не бояться смелых действий. Подготовка подрастающего поколения к сельскохозяйственному труду, как уже говорилось, осуществляется разными путями и методами. Эффективным средством приобщения сельских школьников к труду на земле является их активное участие в работе ученических производственных бригад, в школьных лесничествах, в лагерях труда и отдыха, в подготовке и проведении дня птиц, недели сада, месячника леса, участие в работе кружков юннатов. Все эти виды труда рождены жизнью. Они способствуют повышению уровня знаний учащихся по биологии, химии, физике, дают возможность школьникам познать жизнь хлебороба, лесовода, закаляют их характер, помогают приобрести опыт общественной работы, подготовиться к вступлению в самостоятельную жизнь.
Классный руководитель должен уметь на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи, поскольку востребован не просто предметник, а как педагог-исследователь, педагог-психолог, умеющий проводить мониторинг, диагностику, прогнозировать результат, творчески применять известные и разрабатывать авторские идеи, методические приемы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Многомерная компетентность классного руководителя в малокомплектной сельской школе. »
Хамидуллина Гульнура Рафкатовна, учитель математики
МБОУ « Псеевская СОШ» Менделеевского муниципального района
Многомерная компетентность классного руководителя в сельской школе.
В связи с переходом школы на федеральные государственные стандарты нового поколения, раскрытие личностного потенциала детей, воспитание в них интереса к учёбе и знаниям, их подготовка к профессиональной деятельности стали приоритетными задачами образования. Многомерность и многофункциональность профессиональных компетенций педагогических работников влечет за собой предъявление особых требований к личности учителя.
Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога, поэтому, выражает единство его теоретической и практической готовности к существованию педагогической деятельности характеризует его профессионализм.
Сегодня учитель не является единственным носителем знаний. В связи с этим эффективность педагогической деятельности во многом определяется многомерной компетентностью педагога, без которой все сложнее становится реализовывать многомерные педагогические функции, связанные с обучением, воспитанием и развитием конкурентоспособной личности. Способности и умения, которые обеспечивают человеку многомерность его деятельности, мы называем многомерными компетенциями.
Под профессиональной компетентностью учителя понимается определяющая способность решать профессиональные проблемы и педагогические задачи, возникающие в реальных образовательных и воспитательных ситуациях, требующих применения конкретных знаний, жизненного опыта, ценностей и личностных качеств педагога.
Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении призваны выполнять все педагогические работники. Однако основная роль в обеспечении воспитательного процесса принадлежит уникальному человеку- классному руководителю. Классный руководитель – это прежде всего руководитель педагогически направленного широкого общения детей, родителей, учителей, работающих в классе, шефов и т. д. Компетентностная готовность педагога к реализации деятельности классного руководителя включает:
его ориентацию в современных педагогических и психологических подходах к социальному воспитанию;
его технологические умения (как умение реализовывать относительно эффективные системы педагогических действий);
его умение отобрать и внести в воспитательный процесс содержание, который подходит личностным устремлениям школьников и собственным индивидуальным интересам.
Успешный классный руководитель всегда ограничивает свою деятельность проблемами и особенностями данного класса, своими собственными предпочтениями, умениями, индивидуальными особенностями.
Классный руководитель должен быть хорошим организатором разных конкурсов, праздников, классных часов, походов, соревнований. Он должен развить в ребятах социальные интересы и стремления, ориентирующие их на участие в социальных проектах и других общественно-полезных делах.
Классный руководитель должен быть хорошим психологом. Это такой классный руководитель, который стремится развивать в классе доброжелательный микроклимат, понимать взаимоотношения школьников и уметь регулировать и развивать их общение и отношения.
Классный руководитель должен стремиться поддерживать самых разных школьников: от одарённых и активистов до «трудных» и имеющих проблемы в интеллектуальном развитии. Он должен строить с ними доверительные отношения, регулировать их отношения с одноклассниками и учителями, помогать в решении их учебных и жизненных проблем.
Повышение компетентности классных руководителей реализуется через:
чтение методической и педагогической литературы;
методическую и обучающую деятельность в школе;
обучение на курсах повышения квалификации;
применение в своей деятельности опыта коллег;
умение организации воспитательной работы с учащимися класса;
умение диагностировать уровень воспитанности учащихся и корректировать реальный рост их развития;
анализ воспитательной деятельности.
В современных условиях классный руководитель испытывает необходимость приобретения специальных знаний в определенных областях и овладения умениями и навыками деятельности по отдельным направлениям, обеспечивающих качество воспитательной работы. Есть несколько видовспециальных компетентностей,которые отражают специфику конкретной сферы профессиональной деятельности классного руководителя.
Нормативно-правовая компетентность- это знание законодательства о современном образовании, применение законодательных актов, определяющих содержание воспитания.
Аналитическая компетентность позволяет классному руководителю принимать эффективные решения конкретных задач в воспитательной работе: овладение методом научного исследования явлений и процессов классной воспитательной работы.
Здоровьесберегающая компетентностьклассного руководителя направлена на изучение физического и психического здоровья учащихся класса, при этом используя здоровьесберегающую технологию (соревнования, экскурсии, походы, спортивные праздники, беседы, тесты и т.д.).
Социокультурная компетентность направлена на организацию разнообразной деятельности свободного времени учащихся, на изучение технологии потребностей, интересов и желаний ребят в организации и проведении внеклассных мероприятий, сохранение и обогащение опыта культурной деятельности народов России. Классный руководитель должен информировать о действующих детских и молодежных общественных организациях и объединениях.
Социально-педагогическая компетентность реализуется на основе создания опыта взаимодействия классных руководителей, социальных педагогов и школьных психологов. Эта компетентность проявляется в поддержании партнерских отношений с семьей ребенка, в совместном решении детских проблем, в насыщении воспитательного содержания социальной среды, оказывающей решающее воздействие на развитие детской личности. Классный руководитель должен организовывать работу по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение тематических родительских собраний. Компетентный классный руководитель старается координировать усилия по образованию и самообразованию ребенка, изучая информацию о наклонностях воспитанников, материально- бытовых условиях в семье.
Существенно отличается деятельность классного руководителя в сельской школе. Значение личностных особенностей, бытовых условий жизни, отношений в семьях обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку и его семье. Воспитательная работа классных руководителей в сельской школе должна быть направлена на повышение культурного уровня детей, подготовку их к жизни в условиях рыночных отношений, на преодоление дефицита общения сельских школьников, воспитание хозяина своей земли.
Классный руководитель, работающий в сельской школе, призван прививать детям любовь к родной земле, уважение к людям труда. Школа - это, образно говоря, завтрашний день села. И долг учителей - воспитать достойную смену трудолюбивых хозяев страны, которым их отцы и матери оставят главное богатство народа – землю.
Качество образования и воспитания в первую очередь зависит от педагога. Это аксиома. А в нашей сельской школе работают хорошие учителя. Учителя нашей школы стараются изо всех сил, ведь школа в деревне это не только центр образования для маленьких жителей, но культурный центр для всего населения. Вот и занимаются учителя культурным воспитанием школьников и их родителей. Педагоги нашей школы успешно совмещают творческую и методическую работу, постоянно проходят курсы повышения квалификации, выступают на районных семинарах, принимают участие во всевозможных конкурсах, рассматривают вопросы об улучшении качества образования детей, постоянно совершенствуют свои знания.
А что бы сохранить село, образование на селе должно соответствовать социальным ожиданиям людей, социально-ценностному заказу общества, сельского сообщества, каждой конкретной семьи, конкретного человека. Социальный заказ родителей школе: родители хотят видеть в детях: самостоятельно работающую личность, обладающую прочными знаниями, всесторонне развитую, с хорошей эрудицией и вкусом, трудолюбивую, целеустремленную и любознательную, добрую и внимательную, с развитыми творческими способностями. Личность, умеющую принимать решения с учетом жизненных обстоятельств, стремящуюся к постоянному успеху.
Предъявляя к организации сельскохозяйственного труда учащихся определенные требования, классный руководитель постоянно опирается на творческую инициативу и активность самих воспитанников. Очень важно вовремя поддержать в своих питомцах творческое отношение к труду на земле, педагогически целенаправленно развернуть всю воспитательную работу, чтобы у школьников не угасало стремление совершенствовать сельскохозяйственное производство. Классный руководитель учит школьников принимать самостоятельные решения, видеть перспективы, не бояться смелых действий. Подготовка подрастающего поколения к сельскохозяйственному труду, как уже говорилось, осуществляется разными путями и методами. Эффективным средством приобщения сельских школьников к труду на земле является их активное участие в работе ученических производственных бригад, в школьных лесничествах, в лагерях труда и отдыха, в подготовке и проведении дня птиц, недели сада, месячника леса, участие в работе кружков юннатов. Все эти виды труда рождены жизнью. Они способствуют повышению уровня знаний учащихся по биологии, химии, физике, дают возможность школьникам познать жизнь хлебороба, лесовода, закаляют их характер, помогают приобрести опыт общественной работы, подготовиться к вступлению в самостоятельную жизнь.
Классный руководитель должен уметь на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи, поскольку востребован не просто предметник, а как педагог-исследователь, педагог-психолог, умеющий проводить мониторинг, диагностику, прогнозировать результат, творчески применять известные и разрабатывать авторские идеи, методические приемы.
Литература:
В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ М: Школа-Пресс, 1998.
В.И. Блинов. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности / В. И. Блинов. – М.: АРКТИ, 2007.
М. П.. Гурьянова. Сельская школа и социальная педагогика: Пособие для педагогов: М.П. Гурьянова. - Минск: Амалфея, 2002.