Эффективные факторы повышения профессионализма педагогов дополнительного образования
Автор
Директор МУ ДО
« Центр развития дополнительного образования
р.п. Новые Бурасы»
Корженко Елена Олеговна
Мир стареет в былых надеждах.
Но сегодня, как и вчера,
На плечах эту землю держат
И несут на себе МАСТЕРА.
Р. Рождественский
Эти слова поэта полностью относятся к удивительной профессии - педагог дополнительного образования. "Труд, творчество, талант" - три важных понятия, неразрывно связанных с профессией педагога-мастера. Каждый педагог дополнительного образования выбирает свою дорогу к Мастерству: кто - то начинает ее с красного диплома в педагогическом институте или колледже, кто-то по зову сердца и складу ума, особому чувству долга или ответственности за проблемы детства приходит в дополнительное образование со своей уникальной профессией - "Успехом творчества" и постигает педагогику через самообразование.
Педагог - профессия особая, поскольку рядом с ним всегда находится коллектив людей: учащиеся, родители, коллеги по работе. Это те люди, которые всегда на виду, поэтому безупречное владение своим ремеслом - это только первая ступень профессионализма. На втором месте стоит такое качество, как современный имидж. Далее следует вкус к жизни, умение общаться с людьми.
Современная образовательная ситуация требует от педагогов-практиков постоянного совершенствования их знаний и умений.
Процессы модернизации содержания образования, новые приоритеты в образовательной политике государства, изменения концептуальных ориентиров побуждают педагогов системы дополнительного образования детей к поиску новых подходов к самосовершенствованию, мотивирующих развитие креативных способностей сотрудников, их познавательно – ценностных интересов и повышение уровня профессионального мастерства.
Профессия предоставляет педагогу возможность реализовать себя в труде, познании, общественной жизни, деятельности, в отношениях, общении, связанных с выполнением должностных обязанностей. Не менее важно, что при этом происходит проверяемая практикой самооценка психологической и содержательно-технологической подготовленности к данной работе, сложившаяся в процессе профессионального образования и предшествующего опыта. Такая оценка стимулирует (должна стимулировать) самообразование и самосовершенствование специалиста, его карьерные и статусные намерения и ожидания, овладение смежными областями знаний.
C годами ценностный смысл образования для личности меняется, и на первый план выдвигается потребность в развитии своей культуры и миропонимания, повышение профессионального мастерства педагогических кадров и их мотивации на получение более высоких результатов деятельности через использование передовых педагогических технологий, нестандартных форм и методов организации взаимодействия участников образовательного процесса.
Поэтому столь актуальны в деятельности любого руководителя учреждения вопросы дальнейшего профессионального роста сотрудников, развития положительных личностных качеств, выстраивания индивидуальной траектории их карьеры в системе дополнительного образования детей.
Элементы педагогического мастерства:
- мастерство организации коллективной и индивидуальной деятельности детей;
- мастерство убеждения;
- мастерство передачи знаний и формирование опыта деятельности;
- мастерство владения педагогической техникой.
Чтобы быть успешным, достичь вершин профессионального мастерства, иметь высокий рейтинг у учащихся, коллег, родителей современный педагог системы дополнительного образования детей должен постоянно стремиться к саморазвитию и самосовершенствованию, повышать уровень своего профессионального роста.
Уровни профессионального роста:
- педагогическая умелость;
- педагогическое мастерство;
- педагогическое творчество;
- педагогическое новаторство.
Профессиональное самосовершенствование успешно протекает лишь при наличии у педагога внутреннего побуждения, искреннего стремления добиться высоких результатов в работе. В свою очередь, способность к перестройке деятельности в соответствии с новыми требованиями современного общества возможна, если педагогический коллектив, в целом, проводит систематический анализ достоинств и недостатков своей деятельности на основе показателей уровней воспитанности и обученности обучающихся.
Самостоятельные усилия по освоению достижений психолого-психологической науки, передовой практики, совершенствование оценочной деятельности педагога и руководителей педагогического коллектива,
позитивная мотивация педагогического труда, неформальное творческое содружество мастеров педагогического труда – вот те основные факторы, которые влияют на профессиональный рост и мастерство педагога.
Важнейшими элементами кадровой политики администрации учреждения дополнительного образования являются:
- создание в учреждении неформального, основанного на взаимном уважении, доверии социально-психологического климата совместной работы, позволяющего раскрыть творческий потенциал педагогов;
- формирование собственных выработанных в коллективе ценностей, стиля общения сотрудников, системы личностных качеств, позволяющих изменить мотивационную и операционную сферы деятельности;
- повышение профессионального мастерства педагогических кадров и их мотивации на получение более высоких результатов деятельности.
Деятельность администрации по кадровому обеспечению и повышению профессионального мастерства осуществляется
по следующим направлениям:
- подбор и эффективная расстановка кадров с учетом социального заказа и потребностей детского и взрослого населения в дополнительных образовательных услугах;
- профессиональное и функционально-ориентированное повышение квалификации сотрудников учреждения;
- психологическое просвещение педагогов;
- адресная помощь сотрудникам по личным затруднениям на основе диагностических исследований;
- стимулирование и поддержка творчески работающих педагогов.
Повышение квалификации педагога способствует развитию личности педагога, повышению качества образовательного процесса, преобразованию профессиональной деятельности и, как следствие, повышению повышению профессиональной компетентности педагога: мотивационной, технологической, когнитивной, информационной, социальной, коммуникационной, нравственной.
Повышению квалификации педагога способствует:
- курсы повышения квалификации;
- деятельность методических объединений;
- школа педагогического мастерства; школа молодого специалиста;
- семинары – практикумы;
- мастер-классы;
- педагогические гостиные;
- педагогические тренинги;
- педагогические мастерские;
- лаборатории по отдельным направлениям деятельности;
- «круглые столы» по обмену опытом и мнениями;
- конкурсы профессионального мастерства;
- спецкурсы по решению актуальных проблем коллектива;
- выставки творческих достижений педагогов.
Данная модель повышения квалификации позволяет научить педагога использовать свои личностные и профессиональные резервы, строить индивидуальную систему целостной педагогической деятельности.
Педагогическая практика доказала, что развитие личности человека стимулирует преобразование профессиональной деятельности, качественно новый уровень которой, в свою очередь, приводит к дальнейшему развитию личности.
Одним из ведущих факторов, влияющих на результативность учебного процесса в учреждении дополнительного образования, является не столько желание администрации учреждения и ее обоснованная управленческая деятельность, сколько педагогически грамотная, слаженная и целенаправленная работа педагогического коллектива, каждый член которого осознает свое профессиональное мастерство и, как следствие, свой профессиональный долг.
Образно говоря, учреждение можно представить в виде дерева, которое растет на общественной почве и дает ему свои плоды. Каждое творческое объединение - отдельная ветвь на стволе этого дерева. А каждый листик – это отдельный ученик со своими мыслями, чувствами и поступками. Плоды этого дерева – морально-психологические качества личности учащихся.
«Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто сам не является развитым, воспитанным и образованным».
А. Дистервег