Просмотр содержимого документа
«Педагогические технологии в работе с одаренными детьми»
Педагогические технологии в работе с одаренными детьми на уроках технологии
«В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат». В.А.Сухомлинский
Что же такое одаренность, какого ребенка можно назвать одаренным и какие формы и методы необходимо применять на уроке, чтобы развить, а не загубить способности ребенка.
Одаренные дети - это дети, которые поражают нас своими яркими способностями, большим объёмом знаний и умений по сравнению с другими детьми. Слово одарённость означает дар, божий дар.
Ключевым моментом обучения одарённых детей являются инновационные технологии, которые я стараюсь использовать в своей работе.
Проектная технология.
Наукой доказано, что развитие творческого мышления, творческих способностей человека возможно лишь в условиях включения его в активную творческую деятельность. Так блочно-модульная структура предмета «Технология» дает возможность «погружения» в разные виды деятельности, знакомит с различными видами ремесел, что позволяет учащимся лучше узнать себя. На уроках активно использую метод проектов, причем, предоставляю возможность выбора темы в зависимости от желания учащихся. Придерживаюсь правила: в реализации своей индивидуальности ребенок должен быть главным, рассматриваться как самый заинтересованный участник этого процесса. Следовательно, самовоспитание способностей, самораскрытие природных задатков является важным условием реализации индивидуальности одаренного ребенка.
Я считаю, что основная педагогическая позиция при работе над проектом как раз и должна состоять в том, чтобы не мешать ребёнку проявлять именно свои фантазии, не требовать от него стандартного решения проблем, позволять ему ошибаться, а потом давать возможность самостоятельно исправлять свои ошибки. Не нужно объяснять весь учебный материал – этим мы лишим детей радости самостоятельного поиска. Работа над проектом позволяет моим ученикам попробовать себя в разных областях: они не только занимаются определенным видом ремесла для изготовления проектного изделия, но и на некоторое время превращаются в историков-исследователей в поисках сведений по данному ремеслу. В процессе расчета себестоимости изделия дети пробуют себя в роли экономистов. При оформлении рекламы изделия они проявляют свою креативность. Ну и, несомненно, при оформлении всего проекта необходимы знания по русскому языку, литературе, информатике. В процессе защиты творческого проекта оттачивается ораторское мастерство, постепенно пропадает боязнь публичных выступлений.
Таким образом, работа над проектом – это своеобразное тестирование и развитие ребенком своих способностей. Обучаясь предмету «Технология» на протяжении четырех лет каждый из учеников выполняет несколько проектов, как правило, на разные темы, что позволяет всесторонне оценить свои природные задатки. Хочется заметить и еще один немаловажный факт: тренировка «творческого мышления», «творческого труда» сопровождается воспитанием «эмоционально богатой» личности. В творческой деятельности человека обогащается его опыт, включающий в себя опыт других людей и поколений.
Технология сотрудничества.
В технологиях, основанных на коллективном способе обучения, когда одарённый ребенок, работая в паре или группе может стать ведущими и учить других.
На своих уроках я использую помощь тех учащихся, навыки и знания которых лучше, чем у других. Это и повышает эффективность учебного времени, и позволяет помощникам– ассистентам попробовать себя в роли педагога, развивая у них коммуникабельность, ответственность, уверенность в себе. В течении года организуются выставки лучших творческих работ учащихся. Это и своеобразная демонстрация достигнутых творческих высот, и очень хороший обмен опытом.
Когда ребёнок видит результаты своих одноклассников, их желание узнать что-то новое интересное, когда рядом есть активный, ищущий лидер, готовый прийти на помощь, сплотить коллектив, тогда и другие ученики стремятся добиться успеха, проявить себя. Коллективная работа сплачивает класс, даёт возможность раскрыться тем детям, которые ещё не проявили себя, а это уже первая ступенька к тому, что ребёнок и дальше будет развиваться, искать то направление, в котором сможет раскрыть свои таланты.
Игровая технология.
Часто одарённые дети теряют интерес к обучению в силу своих особенностей мыслительной деятельности, когда им уже всё понятно, а классу приходится ещё и ещё раз повторять изученное. Вот здесь на помощь приходят игровые технологии, которые увлекают «скучающих» одарённых.
Игровые технологии способствуют формированию положительной мотивации у детей при изучении материала, вовлечению в работу даже пассивных детей. Игра развивает у них умение общаться, решать проблемы, применять полученные на уроке знания в других областях.
Игра может быть использована на любом этапе урока. Например, интеллектуальная разминка. Интеллектуальные разминки, как и физические, служат самым разнообразным целям и должны применяться во всех классах без исключения.
Ключевой эффект интеллектуальных разминок − повышение познавательной привлекательности занятия. Одно из основных направлений применения интеллектуальных разминок − работа с терминами. Здесь можно выстроить своеобразную лестницу от простого к сложному.
На первом уровне учащимся предлагается терминологическое тестирование - задание на сопоставление терминов и их определений
На втором уровне (более сложный) учащимся предлагается разгадать кроссворд с этими терминами. Здесь уже даны только определения, а термины необходимо определить самим. На этом же уровне может быть и обратное задание - терминологический диктант (учащимся предлагаются термины, а определения они формулируют самостоятельно).
На третьем уровне (повышенной сложности) учащимся предлагается создать творческий продукт с терминами, например, самостоятельно составить кроссворд, акростих.
Формы работы с одаренными детьми на уроках технологии и изо:
творческие проекты;
участие в школьных художественных выставках и выставках прикладного творчества;
участие во всероссийских, областных, районных конкурсах;
предметная неделя по изо и технологии;
интеллектуальные игры;
индивидуальная работа с учащимися
Воспитание и обучение одарённых детей – трудная задача. И здесь большую роль играет учитель. Ведь чудеса творят не машины и компьютеры, а люди, которые работают с детьми, передают им свой опыт и знания, умеют заинтересовать, повести за собой, сделать учебный процесс интересным и увлекательным, умеют найти общий язык и подход к ребёнку. Педагог должен быть талантливым, ищущим и тогда результат обязательно будет. А для этого нужно совершенствовать своё мастерство, идти вперёд, не забывая старого и не отказываясь от нового. Недаром Сократ говорил: “Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться…”.