~~ Менторство как форма работы с одаренными детьми.
Жаншуакова Жаниза Адирбековна
Сабындинская средняя школа имени Усенова
Коргалжынского района
Нет пути к успеху. Успех и есть путь к своим талантам. И, ежедневно делая шаги по этому пути, вдруг задумываешься над правильностью парадоксальной мысли: «Успех – это успеть» (М.И.Цветаева).
Менторство как особая форма работы с одаренными детьми уже в течение длительного времени используется на Западе. Неудивительно, что в ряде стран Европы, а также в США менторов готовят в рамках системы профессионального педагогического образования. Менторство приводит «к учению с увлечением» и дает школьникам не только знания и умения. Оно способствует формированию положительного «образа Я» и адекватной самооценки, развитию способностей к лидерству и умений социального взаимодействия, помогает устанавливать длительные дружеские отношения со сверстниками и благоприятствует творческим достижениям. Важнейшая особенность менторства, отвечающая одной из важных потребностей одаренных детей, – возможность преодолеть разрыв между классной комнатой и окружающим миром, принять участие в реальной жизни не дожидаясь окончания школы. Одаренность - явление очень сложное по своей структуре, развивающееся, зависимое от ряда факторов. Во всемирно признанном определении одаренности Джозефа Рензулли (1978) нашло отражение то, что по-настоящему одаренные или талантливые люди, внесшие вклад в общественное развитие, обладают тремя характеристиками. Их отличают высокая креативность (способность к творчеству), высокая вовлеченность в задачу (мотивация), уровень способностей (в том числе интеллектуальных). Суть определения в том, что ребенок может быть включен в программу при условии высокого показателя по какой-то одной из способностей, остальные факторы могут быть развиты в ходе обучения по специально организованным программам. Таким образом, можно сказать, что одаренность сейчас определяется как системное образование, которое не сводится к только выдающимся способностям. Для описания и диагностики видов одаренности используется ряд критериев и категории. В 1996 году Лейтес Н.С.выделяет три категории одаренных детей:
1. Дети отличающиеся высокой умственной активностью, не насыщаемой познавательной потребностью.
2.дети с ярко выраженной предрасположенностью к отдельной предметной области.
3.дети с отдельными признаками незаурядных способностей, например музыкальным слухом.
Когда ребенок признан одаренным, не справляется с каким – либо предметом, учитель склонен видеть причину трудностей в недостатке мотивации, усилии или дисциплине и даже не предполагает, что причина может быть в другом (дислексия). Физик Ньютон и писатель Ганс Х. Андерсен, скульптор Огюст Роден и политический деятель Вудроу Вильсон были дислексиками и « гадкими утятами» в школе. Определяют несколько видов одаренностей. Американский психолог Роберт Стернберг выделил «практическую» одаренность. Вспомните учеников-троечников, впоследствии стали известными людьми, добились успехов в предпринимательстве. Практическая одаренность основывается на способностях «вылавливать» наиболее перспективные направления развития экономики, на умении улавливать тенденций в спросе на определенные услуги. Х.Гарднер выделил «натуралистический» вид одаренности. Особая способность наблюдения за природными явлениями, умения подмечать различия, изменения в животном и растительном мире. Естественно юный талант, уходящий с головой в созерцание окружающего мира, вряд ли встретит понимание учителей и родителей, озабоченных задачами усвоения школьной программы, и не имеющих представления о такой одаренности. В начале прошлого века лонгитюдные способы исследования Л.Термена доказали, что одаренные дети нуждаются в специальной поддержке и соответствующем образовании для реализации своих способностей. У многих сформирована заниженная самооценка, повышена стеснительность, что создают трудности с выражением собственных мыслей. Способности сами не просыпаются, их нужно разбудить. Для выявления творческой одаренности надо обращать внимание не только на успеваемость, но и на внешкольные увлечения. Закончив курсы первого продвинутого уровня по методике Кембриджского университета, решила провести в нашей школе проект «Я-Ментор» с целью выявления и поддержки именно таких практически одаренных детей. Проблема подготовки педагогов к работе с одаренными детьми актуальна и ее решение позволяет решать важнейшую задачу учета индивидуальных способностей школьников. Для этого я набрала небольшую группу учителей разной категории и подготовила к менторству - методом применения серии коучингов, семинаров, обсуждении, круглых столов. Составлен план ряда коучингов, смарт цель, с определенным временем, с ожидаемым результатом и обратной связью. Подготовленный наставник выступает как советник, консультант, является моделью поведения для ученика, при необходимости играет роль критика, если это может облегчить достижение учеником поставленных целей. Ментор - объективный слушатель, направляющий субъект, оказывающий помощь подопечному в реализации своих возможностей, способный действовать эффективно и творчески. Цель ментора «не кормить рыбой, а научить ловить рыбу». Коучинг сессии – процесс, направленный на формирование конкретных навыков у подопечных, сконцентрированный на решении конкретных вопросов и рассмотрении определенных направлении развития. Цель коучинга - консультации, направленные на достижение конкретных краткосрочных целей.
Цель проекта: 1. Подготовить менторов для реализации индивидуального подхода в образовании.
2.В течение 2-3 месяцев провести опытно - экспериментальное исследование, организовать работу менторов с одаренными детьми.
3.Организовать презентацию работ учащихся перед классом, а затем перед большой аудиторией учащихся.
Ожидаемый результат проекта:1. С учетом положительных результатов первого этапа, повторить, увеличивая количество учителей - менторов.
2. Со временем перейти на системную работу менторов с одаренными детьми.
3.Участие учителей и учащихся на международных и республиканских олимпиадах.
Задачи исследования:1.довести индивидуальные достижения учащихся как можно раньше до максимального уровня.
2.Способствовать общественному прогрессу, используя различные ресурсы, в том числе ресурс дарования.
3. Способствовать развитию каждой личности.
Применяемая технология: « Резонанс».
Темы коучингов: -Введение. Понятие «ментор».
-Правила ментора. Виды менторства.
-Планирование проекта. Цели, задачи, ожидаемый результат.
-Выявление одаренных детей.
-Технология «Резонанс».
-Свод правил работы с одаренными детьми.
-Практические приемы в работе с творчески одаренным ребенком.
-Проведение творческого дня.
Педагогическая технология «Резонанс». Резонанс - это совпадение частот, вибраций, волн, а также настроений, чувств, мыслей, движений и т.д. творчески одаренный ребенок ждет от наставника не советов, а именно сотворчества, сопричастности. Поэтому в индивидуальной работе с творчески одаренными учениками нужно «включиться» в идею, которая владеет душой ребенка, вступить с ним в резонанс и в творческом диалоге пытаясь решать те задачи, которые, во-первых, духовно формируют личность, во-вторых, демонстрируя опыт творчества взрослого на равных с ребенком, вводят ученика в мир поэзии, прозы или других видов искусства. Делая вывод, приходим к мнению: Успех и есть путь к своим талантам, но существует еще одна сторона успеха – это общественное признание, когда человек ощущает себя состоявшейся личностью. Цветаевская мысль торопит нас к действию, ведь «успех – это успеть». Наш долг, долг каждого учителя - помочь каждому талантливому ребенку Имеются результаты по Международному проекту VIDEOUROKI.NET. NOVYUROK.RU KИO.KZ
Литература:
1.Л.В.Попова. Формы работы с одаренными учащимися. «Дарын». Астана,2009
2.Руководство для учителя 1 уровня. Методы и подходы в работе учителя.
3. Молоков Д.С., декан факультета социального управления ГОУ ВПО ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, к.п.н. Подготовка педагогов к работе с одаренными детьми за рубежом.
4.А.В.Кулемзина. Детская одаренность: психолого-педагогическое исследование. Томск,1999.
~~