ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Любому обществу нужны одаренные люди. Но не каждый человек может реализовать свои способности. Здесь много зависит от семьи, и от школы.
Задача семьи в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, а задача школы - поддержать ребенка и развить его способности.
Поэтому и нужно в школе выявлять тех, кто интересуется различными областями науки и помогать претворять в жизнь их планы и мечты, помогать наиболее полно раскрывать свои способности.
Что же такое «одарённость»?
В обыденной жизни одарённость - синоним талантливости. В психологии понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним.
В мировой психолого-педагогической науке существуют различные модели одаренности. Одной из самых популярных теоретических моделей одаренности является концепция, разработанная американским исследователем Дж. Рензулли, который считает, что одаренность есть сочетание трех основных характеристик:
- интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);
- креативности;
- настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).
Также он выделяет знания (эрудицию) и благоприятную окружающую среду и предлагает относить к категории одаренных тех детей, которые проявили высокие показатели хотя бы по одной из этих характеристик.
Детей, у которых есть потенциальные возможности, в школе достаточно. Если не разглядеть и не развить этот дар природы, он так и останется не востребованным.
Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.
На протяжении всех лет своей педагогической деятельности я уделяю внимание развитию и воспитанию одаренных детей.
Работа с одаренными детьми включает в себя следующее:
- выявление одаренных детей;
-развитие творческих способностей на уроках;
- развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
- создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Прежде всего, одаренных детей надо выявить. Эти дети любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.
Диагностику одаренности я провожу, используя классические тесты Ганса Айзенка.
Определив таких ребят, нужно научить их думать и предпринимать все возможное для развития их способностей.
Главным помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.
а) математические игры;
б) магический квадрат;
в) задачи-шутки;
г) геометрические задачи.
6 класс В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я использую творческие и занимательные задачи, развивающие задачи-минутки, которые предлагаются учащимся в качестве разминки в начале урока. На решение таких задач я отвожу не более 1 минуты и требую подробного объяснения хода решения задачи. В случае затруднения даю подсказки, подробно разбираем эти задачи.
Как же используется время, которое есть у одарённого ребенка? На уроках математики такому ребёнку я разрешаю идти дальше, то есть он проходит тему за меньшее время, решает задания из дополнительного материала, который есть в учебнике алгебры 7,8,9 классы под редакцией Макарычева Ю.Н. В тематическом и поурочном планах предусмотривается работа с одаренными детьми. Таким учащимся предлагается более высокий уровень заданий по каждой теме, задания из сборников для поступающих в вузы, сборников по подготовке к ГИА, из демонстрационных материалов ЕГЭ
Мною используются такие приемы работы с учащимися:
5 класс
а) комбинаторика;
б) логические задачи;
в) сказки, сочинения, стихи, рисунки на математические темы;
7 класс
а) решение задач несколькими способами;
б) задачи на построение;
в) логические задачи;
г) математические олимпиады;
8 класс
а) системы уравнений;
б) решение более сложных задач;
в) игры;
г) неравенства и уравнения с параметрами;
е) геометрические задачи;
9 класс
а) задачи на составление систем уравнений и неравенств;
б) тождественные преобразования;
в) уравнения, системы уравнений и неравенства с параметрами;
г) планиметрия;
10 - 11 класс
а) тождественные преобразования;
б) уравнения, системы уравнений и неравенства с параметрами;
в) задания из сборников по подготовке к ЕГЭ, олимпиадные задания.
Нельзя привить интерес к математике ребятам, если сам учитель своим предметом не увлечен. Поэтому я постоянно учусь, совершенствую свои знания через курсы повышения квалификации, методические объединения школы и района, областные научно-практические конференции.
Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу по математике. В нашей школе проводится неделя математики, где учащиеся могут проявить себя в различных викторинах, конкурсах, математическом бое, «КВН», выпустить свою газету.
Важной формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются олимпиады и различные конкурсы. Они способствуют выявлению наиболее способных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. Учащиеся нашей школы постоянно участвуют в конкурсах «Кенгуру», Кенгуру – выпускникам», «КИТ», «Золотое Руно» Работу по подготовке к олимпиадам школьного и районного уровней я провожу в течение всего учебного года. С талантливыми детьми я занимаюсь после уроков: решаем нестандартные задачи, создаем исследовательские работы, презентации.
Стараюсь следить за тем, чтобы интеллект ребенка развивался не в ущерб физическому, эмоциональному, личностному развитию ребенка.
В беседах с талантливыми ребятами обращаю их внимание на приемы регулирования своей умственной деятельности, помогаю в определении своих познавательных качеств, в оценке слабых и сильных сторон, в обнаружении и использовании способов развития работы своего интеллекта, смены стратегий переработки информации, стимулировании или сдерживании интеллектуальных операций, предсказании, планировании, регулирую режим дня.
Сознание ребенка находится в стадии становления, и именно поэтому я слежу за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался. Для того чтобы работать с талантливой молодежью, необходимо много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться.
Список использованной литературы:
1. Пойа Д. Как решать задачу. - М.: Учпедгиз, 1961
2. Федотова Н. К. Из опыта работы с одаренными детьми / Н. К. Федотова // Вестник НГУ. Серия: Педагогика / Новосиб гос ун-т. - 2008. - Т. 9, вып. 1.
3. Манвелов С.Г. Конструирование современного урока математики: кн. для учителя/-2изд. М:Просвещение, 2005
4. О.Б. Епишева Технология обучения математике на основе деятельностного подхода: Кн. для учителя/М.: Просвещение,2003
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ »
ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Любому обществу нужны одаренные люди. Но не каждый человек может реализовать свои способности. Здесь много зависит от семьи, и от школы.
Задача семьи в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, а задача школы - поддержать ребенка и развить его способности.
Поэтому и нужно в школе выявлять тех, кто интересуется различными областями науки и помогать претворять в жизнь их планы и мечты, помогать наиболее полно раскрывать свои способности.
Что же такое «одарённость»?
В обыденной жизни одарённость - синоним талантливости. В психологии понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним.
В мировой психолого-педагогической науке существуют различные модели одаренности. Одной из самых популярных теоретических моделей одаренности является концепция, разработанная американским исследователем Дж. Рензулли, который считает, что одаренность есть сочетание трех основных характеристик:
- интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);
- креативности;
- настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).
Также он выделяет знания (эрудицию) и благоприятную окружающую среду и предлагает относить к категории одаренных тех детей, которые проявили высокие показатели хотя бы по одной из этих характеристик.
Детей, у которых есть потенциальные возможности, в школе достаточно. Если не разглядеть и не развить этот дар природы, он так и останется не востребованным.
Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.
На протяжении всех лет своей педагогической деятельности я уделяю внимание развитию и воспитанию одаренных детей.
Работа с одаренными детьми включает в себя следующее:
- выявление одаренных детей;
-развитие творческих способностей на уроках;
- развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
- создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Прежде всего, одаренных детей надо выявить. Эти дети любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.
Диагностику одаренности я провожу, используя классические тесты Ганса Айзенка.
Определив таких ребят, нужно научить их думать и предпринимать все возможное для развития их способностей.
Главным помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.
а) математические игры;
б) магический квадрат;
в) задачи-шутки;
г) геометрические задачи.
6 класс В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я использую творческие и занимательные задачи, развивающие задачи-минутки, которые предлагаются учащимся в качестве разминки в начале урока. На решение таких задач я отвожу не более 1 минуты и требую подробного объяснения хода решения задачи. В случае затруднения даю подсказки, подробно разбираем эти задачи.
Как же используется время, которое есть у одарённого ребенка? На уроках математики такому ребёнку я разрешаю идти дальше, то есть он проходит тему за меньшее время, решает задания из дополнительного материала, который есть в учебнике алгебры 7,8,9 классы под редакцией Макарычева Ю.Н. В тематическом и поурочном планах предусмотривается работа с одаренными детьми. Таким учащимся предлагается более высокий уровень заданий по каждой теме, задания из сборников для поступающих в вузы, сборников по подготовке к ГИА, из демонстрационных материалов ЕГЭ
Мною используются такие приемы работы с учащимися:
5 класс
а) комбинаторика;
б) логические задачи;
в) сказки, сочинения, стихи, рисунки на математические темы;
7 класс
а) решение задач несколькими способами;
б) задачи на построение;
в) логические задачи;
г) математические олимпиады;
8 класс
а) системы уравнений;
б) решение более сложных задач;
в) игры;
г) неравенства и уравнения с параметрами;
е) геометрические задачи;
9 класс
а) задачи на составление систем уравнений и неравенств;
б) тождественные преобразования;
в) уравнения, системы уравнений и неравенства с параметрами;
г) планиметрия;
10 - 11 класс
а) тождественные преобразования;
б) уравнения, системы уравнений и неравенства с параметрами;
в) задания из сборников по подготовке к ЕГЭ, олимпиадные задания.
Нельзя привить интерес к математике ребятам, если сам учитель своим предметом не увлечен. Поэтому я постоянно учусь, совершенствую свои знания через курсы повышения квалификации, методические объединения школы и района, областные научно-практические конференции.
Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу по математике. В нашей школе проводится неделя математики, где учащиеся могут проявить себя в различных викторинах, конкурсах, математическом бое, «КВН», выпустить свою газету.
Важной формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются олимпиады и различные конкурсы. Они способствуют выявлению наиболее способных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. Учащиеся нашей школы постоянно участвуют в конкурсах «Кенгуру», Кенгуру – выпускникам», «КИТ», «Золотое Руно» Работу по подготовке к олимпиадам школьного и районного уровней я провожу в течение всего учебного года. С талантливыми детьми я занимаюсь после уроков: решаем нестандартные задачи, создаем исследовательские работы, презентации.
Стараюсь следить за тем, чтобы интеллект ребенка развивался не в ущерб физическому, эмоциональному, личностному развитию ребенка.
В беседах с талантливыми ребятами обращаю их внимание на приемы регулирования своей умственной деятельности, помогаю в определении своих познавательных качеств, в оценке слабых и сильных сторон, в обнаружении и использовании способов развития работы своего интеллекта, смены стратегий переработки информации, стимулировании или сдерживании интеллектуальных операций, предсказании, планировании, регулирую режим дня.
Сознание ребенка находится в стадии становления, и именно поэтому я слежу за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался. Для того чтобы работать с талантливой молодежью, необходимо много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться.
Список использованной литературы:
1. Пойа Д. Как решать задачу. - М.: Учпедгиз, 1961
2. Федотова Н. К. Из опыта работы с одаренными детьми / Н. К. Федотова // Вестник НГУ. Серия: Педагогика / Новосиб гос ун-т. - 2008. - Т. 9, вып. 1.
3. Манвелов С.Г. Конструирование современного урока математики: кн. для учителя/-2изд. М:Просвещение, 2005
4. О.Б. Епишева Технология обучения математике на основе деятельностного подхода: Кн. для учителя/М.: Просвещение ,2003