Работа с одаренными детьми в начальной школе. В настоящее время внимание многих психологов и педагогов как в нашей стране, так и за рубежом привлекает проблема детской одаренности.Различают разные группы одаренных детей. К первой группе можно отнести «сверходаренных» детей с чрезвычайно ускоренным умственным развитием. Они – контингент специальных школ и интернатов. Существует и другая группа – дети с очень высоким специализированным уровнем способностей, например музыкальных или математических. Обычно дети этой группы обучаются в специализированных школах, и для массовой школы работа с ними также не является остро актуальной. Хочется более подробно остановиться на третьей группе, к которой относятся достаточно многочисленные дети, обучающиеся вместе с другими в массовой школе, но отличающиеся от остальных особой предрасположенностью к овладению той или иной образовательной областью, ранней психологической зрелостью, высоким уровнем социальной культуры. Следует отметить, что важным в работе с одаренными детьми является не только своевременная диагностика и отбор, но и обеспечение дальнейшего развития.
Основная задача – так построить весь учебно-воспитательный процесс и его психологическое обеспечение, чтобы любые индивидуальные особенности детей, таящие в себе зерно опережающего развития в той или иной сфере, не прошли мимо нашего внимания, реализовывались и выращивались в нашей педагогической деятельности с этими детьми.
Только переход к развивающей системе образования способен обеспечить саморазвитие личности любого, в том числе и одаренного ребенка. Одной из таких систем является ОС «Школа 2100», разделяющая принципиальные положения, разработанные в свое время Элькониным, Давыдовым, Занковым; готовящая школьника нового типа – способного решать самые разные, возникающие в жизни задачи, оставаясь при этом человеком; доступная массовой школе. В сущности, при развивающей системе образования не нужно какой-то особой педагогической деятельности направленной на одаренных детей.
«Каждое дитя до известной степени гений», - писал Шопенгауэр. Учитель должен помнить, что нет одинаковых детей: у каждого есть что-то свое, что-то, что выделяет его из общей массы и делает уникальным. У одного это способность быстро и без ошибок решать математические задачи, у другого - способность к рисованию, у третьего – золотые руки, у четвертого предрасположенность к спортивным успехам, у пятого – организаторские способности… Одним словом, наше внимание к одаренным детям должно органически вписываться в образ мира любого ребенка и быть для него совершенно естественным. Происходить это должно как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
На уроках такой подход к учащимся можно осуществить, используя различные инновационные технологии, в том числе и проблемно-диалогического обучение (одна из самых разработанных в настоящий момент технологий в ОС «Школа 2100»).
Главным в проблемно-диалогическом обучении является создание проблемной ситуации, которая:
· должна иметь достаточно высокий уровень трудности, но доступный для разрешения учеником;
· должна вызывать интерес своим содержанием и потребностью ученика в ее решении;
· должна способствовать «открытию» учеником новых знаний, продвижению вперед в учебной деятельности.
Мы видим, проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем. Данная технология является результативной и здоровьесберегающей, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности.
Во внеурочной деятельности учащиеся могут проявлять свои способности, посещая занятие кружка «Занимательная математика».Эти занятия не дублируют школьные уроки, а направлены в первую очередь на развитие интеллекта детей, оснащение его методами отбора и переработки информации, развитие вариативности мышления. Особое внимание обращается на подготовку учащихся к встрече с принципиально новыми задачами, сталкиваться с которыми прежде им не приходилось.
С удовольствием дети принимают участия в различных творческих интеллектуальных конкурсах, малых учебных олимпиадах, брейн-рингах, КВНах, викторинах и т. п.
Отдельно хочется остановиться на приемах развития лидерской одаренности (организаторских способностей) учащихся. В классе создано детское объединение «Улыбка», которое значимо для учащихся и отвечает реальным, а не навязанным ценностям детей. Оно имеет свои символы, ритуалы, систему норм и правил поведения, не противоречащих Уставу школы. В нем активно работает классный орган самоуправления Совет класса, который выбирается сроком на один год.
Все ученики класса разделены на группы – «семейки». В Совет класса входят руководители групп и староста. Именно они создают временные творческие коллективы для организации и проведения классных мероприятий, праздников, игр и т. п. Координирует работу Совета класса классный руководитель совместно с родительским комитетом.
Учащиеся, входящие в «семейки» имеют различные поручения: знайки, умельцы, затейники, спортсмены, тюбики, пилюлъкины.
Высшим органом класса является общее собрание, которое проводится 1 раз в месяц. На собрании анализируется работа «семеек», выполнение поручений учащимися, работа Совета класса и т.д. Благодаря работе классного органа самоуправления большинство учащихся принимают активное участие не только в делах класса, но и в школьных и районных мероприятиях, конкурсах.
Одна из форм работы с одарёнными детьми – научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению новых знаний.
Уроки окружающего мира и занятия кружка «Кругозор», помогают максимально реализовать дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работа с научной литературой. Большое внимание на занятиях уделяется обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, творческому самовыражению, самопроверке.
Эффективным будет использование на уроках в начальной школе следующих приемов работы:
Прием «Пресс-конференция» основан на умении детей задавать вопросы содержательного характера.
Прием «Привлекательная цель» или «Удивляй» основан на повышении мотивации детей в начале урока, когда учитель находит такой угол зрения, при котором обыденное становится удивительным.
Прием «Диалог с текстом» используется для организации индивидуальной работы, когда ученик самостоятельно работает с текстом, выполняя задание.
Прием «Две шляпы критического мышления», который основан на столкновении двух противоположных мнений.
Игра «Да - нет», которую легко организовать на уроке и во внеклассной работе.
Применение дидактических игр предоставляет возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов, как внимание, мышление, память, развивает смекалку, находчивость, сообразительность.
Все вышесказанное – это всего лишь краткое описание методов и приемов работы с одаренными детьми. В заключении хотелось бы еще раз напомнить, что одаренность многообразна, проявляется на разных уровнях, во всех сферах жизнедеятельности, и рассматривать ее нужно не только как достижения, но и как возможность достижений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Работа с одаренными детьми в начальной школе» »
Доклад по теме: «Работа с одаренными детьми в начальной школе»
(Зиннатуллина Фания Мирсаетовна.)
Работа с одаренными детьми в начальной школе. В настоящее время внимание многих психологов и педагогов как в нашей стране, так и за рубежом привлекает проблема детской одаренности.Различают разные группы одаренных детей. К первой группе можно отнести «сверходаренных» детей с чрезвычайно ускоренным умственным развитием. Они – контингент специальных школ и интернатов. Существует и другая группа – дети с очень высоким специализированным уровнем способностей, например музыкальных или математических. Обычно дети этой группы обучаются в специализированных школах, и для массовой школы работа с ними также не является остро актуальной. Хочется более подробно остановиться на третьей группе, к которой относятся достаточно многочисленные дети, обучающиеся вместе с другими в массовой школе, но отличающиеся от остальных особой предрасположенностью к овладению той или иной образовательной областью, ранней психологической зрелостью, высоким уровнем социальной культуры. Следует отметить, что важным в работе с одаренными детьми является не только своевременная диагностика и отбор, но и обеспечение дальнейшего развития.
Основная задача – так построить весь учебно-воспитательный процесс и его психологическое обеспечение, чтобы любые индивидуальные особенности детей, таящие в себе зерно опережающего развития в той или иной сфере, не прошли мимо нашего внимания, реализовывались и выращивались в нашей педагогической деятельности с этими детьми.
Только переход к развивающей системе образования способен обеспечить саморазвитие личности любого, в том числе и одаренного ребенка. Одной из таких систем является ОС «Школа 2100», разделяющая принципиальные положения, разработанные в свое время Элькониным, Давыдовым, Занковым; готовящая школьника нового типа – способного решать самые разные, возникающие в жизни задачи, оставаясь при этом человеком; доступная массовой школе. В сущности, при развивающей системе образования не нужно какой-то особой педагогической деятельности направленной на одаренных детей.
«Каждое дитя до известной степени гений», - писал Шопенгауэр. Учитель должен помнить, что нет одинаковых детей: у каждого есть что-то свое, что-то, что выделяет его из общей массы и делает уникальным. У одного это способность быстро и без ошибок решать математические задачи, у другого - способность к рисованию, у третьего – золотые руки, у четвертого предрасположенность к спортивным успехам, у пятого – организаторские способности… Одним словом, наше внимание к одаренным детям должно органически вписываться в образ мира любого ребенка и быть для него совершенно естественным. Происходить это должно как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
На уроках такой подход к учащимся можно осуществить, используя различные инновационные технологии, в том числе и проблемно-диалогического обучение (одна из самых разработанных в настоящий момент технологий в ОС «Школа 2100»).
Главным в проблемно-диалогическом обучении является создание проблемной ситуации, которая:
должна иметь достаточно высокий уровень трудности, но доступный для разрешения учеником;
должна вызывать интерес своим содержанием и потребностью ученика в ее решении;
должна способствовать «открытию» учеником новых знаний, продвижению вперед в учебной деятельности.
Мы видим, проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем. Данная технология является результативной и здоровьесберегающей, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности.
Во внеурочной деятельности учащиеся могут проявлять свои способности, посещая занятие кружка «Занимательная математика».Эти занятия не дублируют школьные уроки, а направлены в первую очередь на развитие интеллекта детей, оснащение его методами отбора и переработки информации, развитие вариативности мышления. Особое внимание обращается на подготовку учащихся к встрече с принципиально новыми задачами, сталкиваться с которыми прежде им не приходилось. С удовольствием дети принимают участия в различных творческих интеллектуальных конкурсах, малых учебных олимпиадах, брейн-рингах, КВНах, викторинах и т. п.
Отдельно хочется остановиться на приемах развития лидерской одаренности (организаторских способностей) учащихся. В классе создано детское объединение «Улыбка», которое значимо для учащихся и отвечает реальным, а не навязанным ценностям детей. Оно имеет свои символы, ритуалы, систему норм и правил поведения, не противоречащих Уставу школы. В нем активно работает классный орган самоуправления Совет класса, который выбирается сроком на один год.
Все ученики класса разделены на группы – «семейки». В Совет класса входят руководители групп и староста. Именно они создают временные творческие коллективы для организации и проведения классных мероприятий, праздников, игр и т. п. Координирует работу Совета класса классный руководитель совместно с родительским комитетом.
Учащиеся, входящие в «семейки» имеют различные поручения: знайки, умельцы, затейники, спортсмены, тюбики, пилюлъкины.
Высшим органом класса является общее собрание, которое проводится 1 раз в месяц. На собрании анализируется работа «семеек», выполнение поручений учащимися, работа Совета класса и т.д. Благодаря работе классного органа самоуправления большинство учащихся принимают активное участие не только в делах класса, но и в школьных и районных мероприятиях, конкурсах.
Одна из форм работы с одарёнными детьми – научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению новых знаний.
Уроки окружающего мира и занятия кружка «Кругозор», помогают максимально реализовать дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работа с научной литературой. Большое внимание на занятиях уделяется обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, творческому самовыражению, самопроверке.
Эффективным будет использование на уроках в начальной школе следующих приемов работы:
Прием «Пресс-конференция» основан на умении детей задавать вопросы содержательного характера.
Прием «Привлекательная цель» или «Удивляй» основан на повышении мотивации детей в начале урока, когда учитель находит такой угол зрения, при котором обыденное становится удивительным.
Прием «Диалог с текстом» используется для организации индивидуальной работы, когда ученик самостоятельно работает с текстом, выполняя задание.
Прием «Две шляпы критического мышления», который основан на столкновении двух противоположных мнений.
Игра «Да - нет», которую легко организовать на уроке и во внеклассной работе.
Применение дидактических игр предоставляет возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов, как внимание, мышление, память, развивает смекалку, находчивость, сообразительность.
Все вышесказанное – это всего лишь краткое описание методов и приемов работы с одаренными детьми. В заключении хотелось бы еще раз напомнить, что одаренность многообразна, проявляется на разных уровнях, во всех сферах жизнедеятельности, и рассматривать ее нужно не только как достижения, но и как возможность достижений.