kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологии работы с интеллектуально одаренными детьми

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекция на тему " Технологии работы с интеллектуально одаренными детьми " знакомит учителей с историческими типами одаренности детей, выделяет виды одаренности, общие особенности одаренных людей, принципы обучения одаренных детей,новые высокоэффективные педагогические технологии работы с одаренными детьми.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологии работы с интеллектуально одаренными детьми»











Технологии работы с интеллектуально одаренными детьми.











Учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ № 5 г. Лермонтова

Поветьевой Ж.Е.


















Теоретические аспекты одаренности


Одаренность ребенка может быть установлена профессионально подготовленными людьми, рассматривающими следующие параметры: интеллектуальные способности, специфические способности к обучению, творческое или продуктивное мышление, опережающее развитие познания, психомоторные способности.

Поэтому большинство ученных называют одаренностью генетически обусловленный компонент способностей, который в значительной мере определяет как конечный итог (результат развития) так и темп развития [Венгер Л.А, Педагогика способностей – М 1993] .

С какими типами одаренных детей приходиться сталкиваться? Известный исследователь способностей Н.С. Лейтес предлагает различать три категории способностей детей. Первая категория – это дети с ранним подъемом интеллекта. Ко второй категории относятся дети с ярким проявлением способностей к отдельным школьным наукам и выпадам деятельности. Третья категория – это дети с потенциальными признаками одаренности [Лейтес Н.С, М.1996].

Предложенное Дж. Гилфордом деление мышления на конвергентное и дивенгертное стало существенным шагом в дифференциации составляющих умственных способностей и фактически положило начало введению понятий «интеллектуальная одаренность» и «творческая одаренность».

Известный американский ученый П. Торренс, наблюдая за своими учениками, пришел к выводу, что успешны в творческой деятельности не те дети, которые хорошо учатся и не те, кто имеет очень высокий I Q. Для творчества требуется нечто другое.

В течение последних лет проблема дифференциации интеллектуальных и творческих способностей стала предметом ряда специальных исследований отечественных специалистов (С. Д. Бирюков, А.Н. Воронин, В.Н. Дружинин, А.М. Матюшкин и др.) [Матюшкин А.М, - М., 1993] .

Известный российский психолог В.Н. Дружинин, анализируя подходы большинства отечественных и зарубежных авторов к проблеме интеллекта и креативности, выделяет три основных позиции:

а) отказ, от какого бы то ни было разделения этих функций;

б) строится на утверждении, что между интеллектом и креативностью существуют пороговые отношения; для проявления креативности нужен интеллект не ниже среднего или «нет глупых креативов, но есть нетворческие интеллектуалы»;

в) интеллект и креативность – независимые, ортогональные способности. [ Дружинин В.Н, М, 1995].

Существуют варианты современных зарубежных моделей одаренности (модель Дж. Рензулли, концепция П. Торренса, концепция одаренности, предложенная Д. Фельдхьюсеном, теория К. Холера («Мюнхенская модель одаренности»)) [Холер К. – М., 1995], [ Лук А.Н Теоретические основы выявления творческих способностей – М, 1991] .



Виды одаренности:

  1. общая интеллектуальная одаренность

  2. академическая одаренность

  3. творческая одаренность

  4. социальная одаренность

  5. художественная одаренность

  6. психомоторная одаренность [ Л.А. Венгер].


Общие особенности одаренных людей:

    • способность быстро схватывать смысл принципов. Понятий, положений;

    • потребность сосредотачиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремление разобраться в них;

    • способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения;

    • обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на сверстников.


Принципы обучения одаренных детей:

      1. широкие вопросы, темы или проблемы, рассматриваемые на основе учебного материала;

      2. применение междисциплинарного подхода;

      3. углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими учащимися;

      4. развитие умения самостоятельно работать;

      5. развитие продуктивного абстрактного мышления и высших умственных процессов;

      6. насыщенность учебного материала заданиями открытого типа;

      7. развитие базовых умений и навыков наряду с высшими умственными операциями и исследовательскими умениями;

      8. поощрение результатов, которые бросают вызов существующим взглядам и содержат новые идеи;

      9. поощрение движения к пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признанию своих способностей;

      10. оценка результатов работы на основе критериев, связанных с конкретной областью интересов;

      11. установка на самоценность познавательной деятельности при изучении научных дисциплин, на готовность к непрагматическому риску в неординарных ситуациях жизни, возможности сохранения приоритета духовных, идеальных ценностей при любых обстоятельствах.






Новые высокоэффективные технологии работы

с одаренными детьми;

от поиска одаренных – к раскрытию одаренности.


Отбирать и интенсивно обучать одаренных детей - было впервые высказано Конфуцием более двух с половиной тысяч лет тому назад. Эта идея была реализована в Древнем Китае, где для отбора особо одаренных детей использовались различные испытания (тесты) на логическое мышление, творческую фантазию, память, умение красиво писать, сочинять стихи и романы.
| Древнегреческий философ Платон также считал, что наиболее способных детей следует отбирать и заставлять изучать то, что полезно для государства. Таким образом, идея отобрать и обучить имеет давнюю историю и представ-ляется на первый взгляд самым простым и логичным способом удовлетворить актуальную и в современном обществе потребность в использовании потенциала творческих личностей.

Обычно работа с одаренными детьми строится по принципу поиска тех детей, чьи способности раскрылись сами, без специальной педагогической помощи и часто вопреки внешним обстоятельствам. Уже когда такие дети найдены (например, путем тестирования, проведения олимпиад, конкурсов и др.) с ними проводится специальная работа по развитию способностей.


Недостатки такого подхода:

  • Таким путем можно найти не так уж много одаренных детей, сколько ни вкладывать в это средств. Современное научно-техническое развитие общества требует большего количества одаренных.

  • Деление детей на одаренных и неодаренных отрицательно влияет на неокрепшую психику тех и других, создает у одних чувство исключительности, элитности, а у других – чувство приниженности, второсортности, бесперспективности.

А ведь многие психологи и педагоги утверждают, что неодаренных от природы детей нет вообще, но далеко ни у всех под влиянием жизненных обстоятельств раскрываются способности.

Об этом же говорит разработанная отечественными психологами «Рабочая концепция одаренности», различающая актуальную одаренность, которая есть у немногих детей, и потенциальную одаренность, которая есть у многих.

Формы и методы обучения обеспечивают когнитивное и аффективное развитие одаренных детей и направлены на развитие высших познавательных процессов, интересов и умений, самостоятельности, саморегуляции мыслительной деятельности, мотивации достижения, креативности, коммуникативных способностей, позитивной Я – концепции. Реализация моделей, целей образовательной деятельности связана с внедрением личностно ориентированных технологий обучения и воспитания, задействующих психогенные механизмы развития личности:

  • Технология личностно ориентированного обучения

  • Технология саморазвития личности

  • Технология развития критического мышления через чтение, письмо и др.

  • Рил – обучение (реализация индивидуальности личности)

Реализация индивидуальности, возможностей каждого ребенка зависит от его самооценки, мотивации. Именно поэтому в качестве интегрального показателя развития ребенка мы выбирали не только традиционные показатели (достижения в олимпиадах, творческих конкурсах, соревнованиях научных проектов), но и показатели развития индивидуальности личности. К таковым относятся:

  • Потребности и мотивы самосовершенствования личности (нравственно-волевая мотивация),

  • Я - концепция,

  • Способности личности.

Образование должно давать навыки не только различных форм и способов деятельности, но и научить находить внутреннюю мотивацию, ставить перед собой цели и задачи, анализировать и оценивать собственную деятельность, пользоваться результатами своего труда, сознавать собственную значимость, успешность, адаптивность.

Развивающие технологии, основанные на принципах деятельностного подхода, провозглашенного Д. Дьюи (проектное обучение, проблемное обучение), на мой взгляд, помогают решить проблему мотивации к процессу обучения, являются перспективными в современном школьном образовании.

Так, учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявлять себя, попробовать свои силы, приложить знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учеником в виде цели, задач, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, интересный и значимый для самих открывателей. Коллекция учебных проектов разнообразна. Это и различного рода портреты (например, города будущего и настоящего), и исследовательские проекты, и экологические проекты. Виды проектов разнообразны. Они могут быть: фантазийные; тематические; комплексные; проекты жизнедеятельности; проекты решения психологических, технологических и иных проблем и т.д.

Работа с использованием разнообразных методов исследования помогает ребятам глубже понять явления, к тому же, эта работа гораздо интереснее, чем простое усвоение знаний, она развивает в ребятах самостоятельность, любознательность, творческую инициативу. Но для активизации мыслидеятельности существует очень много методов и приемов.

Так, при организации поисковой работы в группах, целесообразно использовать следующие виды деятельности:

  • Индивидуальное самообучение – ученики выполняют ту или иную самостоятельную работу (с изучаемыми объектами, учебником, приборами, решение задач, исследовательская работа) и составляют письменные сообщения по ее результатам.

  • Парное взаимообучение – ученики в стабильных парах (соседи за одной партой) либо в парах смешанного состава (ученики в течение урока меняются местами по типу конвейера) объясняют друг другу какой-либо вопрос, защищают свою тему, оценивают результаты товарища.

  • Групповая работа по общей теме. Обучение внутри группы. Ученики, объединенные в группы, взаимодействуют внутри них: объясняют новый материал, обсуждают его, оценивают свою деятельность, готовят выступление, проводят фрагмент занятий.

  • Взаимообучение групп. Группы, занимающиеся разными проблемами или видами деятельности, например теоретики и экспериментаторы, временно объединяются, чтобы поделиться опытом, информацией, проблемами.

  • Ученик вместо учителя. Один или двое учеников обучают весь класс, ведут урок, проводят лекцию или другое занятие.

  • Подготовка учениками выступлений. Отрабатываются такие виды деятельности, как техника выступления, методика ведения дискуссий, формулировка вопросов и ответов к ним, аргументация суждений, рецензирование, оценивание, анализ.

  • Самоорганизующийся коллектив. По мере овладения учащимися определенными видами деятельности им предоставляются все большие возможности в самоорганизации обучения. Например, спонтанное или специально организованное (методом «круглого стола» или «мозговой атаки») рождение замысла урока (или их серии) ведет к образованию координационной группы учащихся, уточнению тематики и технологии занятия, коллективной подготовке и проведению занятия.

Очень часто в настоящее время говорят о модульном представлении, модульном планировании. Что такое модуль? - Это целостное представление о предмете познания. Его так же можно назвать концентром. Мы изучаем период правления Петра I. Модуль - это система параграфов, разрабатывающих проблемы и события, происходившие в период царствования Петра. Обычно это несколько уроков, входящих в данный модуль. На современном этапе говорят об укрупнении учебных единиц, о том, что познание не может быть пунктирным - от пункта к пункту. Оно должно быть целостным, модульным. Даже планирование (составление образовательного маршрута учащимися) должно быть модульным, охватывающим всю систему знаний по вопросу, проблеме, позволяющим разворачивать вопрос, составлять его логическое изложение. И в этом случае интересным и взаимосвязанным является метод развертывания идеи, проблемы, вопроса, темы.

Для осознания значимости, важности познаваемого материала очень важным моментом является организация рефлексии. Напоминаем, что рефлексия - это внутренний диалог с собой. Если диалога нет, значит, информация чужая, она не способствует расширению кругозора ребенка.

Рефлексия может быть самого разного направления. Так, если для нас важен момент знания значимости информации, мы можем воспользоваться рефлексией типа: Я понял, что.., Я задумался над.., Я осмыслил значимость… и т. д.

Если мы хотим помочь ребятам рефлексивно отследить позитивное, негативное с позиций Я - концепции (например: « Я считаю, что данное решение, высказывание, позиция…»), мы сможем воспользоваться методом рефлексивного отслеживания информации с позиции Я – концепции. Существует метод рефлексии на основе самоотчета. Например: Я уже смог.., Я выполнил… и т. д.

Не менее важен метод рефлексивного отслеживания самовыдвижения, саморазвития. Например: Я смог.., Я уже достиг.., Я могу .. и т. д.

Очень важно научить ребенка методам самопознания, самоопределения. Надо внушать ему, что каждый человек воспитывается, образуется сам. Недаром наш выдающийся психолог Л. С. Выготский утверждал: «Строго говоря, нельзя воспитывать другого… Ребенок воспитывается сам». И далее, необходимо, чтобы ученики поняли, что познание себя - очень сложный процесс. Оттого, что мы с трудом представляем себе свои потенции, мы используем только 3-5% своих интеллектуальных возможностей. Надо помнить, что «нет людей неталантливых. Есть люди, занимающиеся не своим делом». А чтобы найти это свое дело, необходимо самоопреде­литься, понять и познать себя. Этому служат многочисленные тесты, опросники, анкеты, этому служит метод двойного зеркала, когда ученик рассматривает свои действия, сравнивая их с действиями других (человек смотрится в другого и видит, как в зеркале, себя). Главное, чтобы это был процесс самопознания, а не познания его другими - психологами, педагогами и пр.

К этим методам примыкает серия таких способов, как методы саморегуляции своих действий и поведения… За этими методами стоит умение проанализировать свое поведение, действия и прийти к выводу, насколько они соответствуют сущностным характеристикам человека, такого человека, который задан свыше Если мы не будем этим заниматься, наше общество в лице каждого из нас просто деградирует, окажется тупиковым. Учитель должен использовать всякую возможность, чтобы помочь детям заниматься саморегуляцией через метод двойного зеркала, рефлексии, самопознания.

Огромное значение для саморазвития ребенка имеют интерактивные методы, связанные с актуализацией интеллектуальной деятельности. Методы сравнения явлений, действий и на этой основе обобщения, выявление общего и особенного. Главное в данном случае, чтобы ребенок осознавал, что он использует эти методы самостоятельно, он совершает мыслительную операцию, которая позволяет ему познавать мир, сущность явления, закона, человека и пр. Т. е. должна быть задана ситуация, а ребенок, группа детей совершает мыследеятельность и приходит к рефлексивным выводам. Недаром ведь новая система образования основана на личностно-рефлексивной деятельности. Деятельности ценностно-рефлексивной.

Более сложен и требует больших усилий метод сопоставления. Сопоставляя факты и явления, ученик приходит к выводу, что... Например, он решает проблему: «В чем Петр I пошел дальше в своих реформах по сравнению с Алексеем Михайловичем?»

Очень перспективен метод цепочек причинно-следственных связей. В тексте описывается какая-то ситуация. В ней, на первый взгляд, не видно причин и следствий. Схематизация этих связей выстроит логическую цепочку, которая поможет ученику понять, что из чего вытекает, что является причиной, а что – следствием. Возможно, после тренировки он уже сможет выделять в тексте главное, причины и следствия.

В процессе учебно-познавательной деятельности можно также использовать метод установления проблемно-причинных связей. Это также способ анализа текста. Ведь учебный текст должен быть поучительным. Он помогает понять многие проблемы и их причины. Выделение проблем из текста, ситуации - важный путь к проблематизации образования. А без решения проблемы не может быть поиска истины.

Что касается приемов педагогической техники в современных условиях модернизации школы их количество не ограниченно. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности.


Принцип идеальности (высокого КПД)


Идеальность – одно из ключевых понятий теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Психоаналитикам знаком принцип удовольствия, экономистам – принцип рентабельности, инженерам – принцип повышения коэффициента полезного действия (КПД). Суть всех этих принципов едина. Любое наше действие характеризуется не только получаемой от него пользой, но и затратами – затратами сил, нервов, времени, денег... Идеальность действия (или, если хотите, его КПД) тем выше, чем больше польза и чем меньше затраты. В применении к педагогической технике это означает, что некоторые приемы и техно­логии были отброшены, несмотря на их полезность. Отброшены из-за низкой идеальности, то есть либо слишком много сил учителя они требовали для своего воплощения, либо слишком редких качеств. Наш идеал — чтобы учитель не уставал, не вырабатывался при самой высо­кой эффективности своего труда! Наверное, наш идеал, как и всякий другой идеал, недостижим. Но стремиться к нему полезно.

ФОРМУЛИРОВКА: максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышений результа­тивности и уменьшения затрат в процессе образования.

Чем больше активность, самоорганизация учеников, тем выше иде­альность обучающего или управляющего действия. Если мы грамотно согласуем содержание и формы обучения с интересами школьников, то они тогда САМИ будут стремиться узнать: а что же дальше? Согласуем темп, ритм и сложность обучения с возможностями учеников — и тогда они почувствуют свою успешность и САМИ захотят ее подкрепить. А еще принцип предполагает активное вовлечение учеников в управле­ние своим коллективом, и тогда они САМИ обучают друг друга.

И последнее. Однажды Джейн Поли, ведущая программы новостей одного из телеканалов США, сказала: "Хорошо организованная жизнь — это как сетка для страховки. Благодаря ей вы можете выделывать высоко на проволоке более сложные трюки". Сетка, сеть — образ, с которого мы начали. Приемы педагогической техники — сеть. А результат — хорошо организованный труд учителя, хорошо организованный класс, хорошо организованные знания.



Удивляй

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.

ФОРМУЛА: учитель находит такой угол зре­ния, при котором даже обыденное становится удивительным.

Пример. ИСТОРИЯ, 11 КЛАСС СССР в 20-30-е годы. Великая Оте­чественная война.

— Вы уже изучали роман М. Булгако­ва "Мастер и Маргарита". Воланд — какой он? Зло наказывает зло? "...Желая зло, творит одно лишь бла­го" ("Фауст"). А знаете ли вы, что в образе Воланда Булгаков зашифро­вал свое понимание исторической роли Сталина?.. (Утверждение лите­ратурного критика В. Котова со ссыл­кой на признание самого Булгакова.)


Мозговой штурм


Не_поленимся подробно рассмотреть технологию учебного мозгового штурма. Нет школьного предмета, на котором проведение мозгового штурма было бы нецелесообразно. Если, конечно, учителю интересно развивать творческие способности учеников.


НЕМНОГО ИСТОРИИ, ИЛИ ЛЕГЕНДА О ТОРПЕДЕ

Никому не пожелаешь побывать в переделке типа той, в которую попал американец Алекс Осборн. Представьте себе: вторая мировая война, в открытом океане караван грузовых судов. И так уж случилось, что в какой-то момент они остались без охраны. И вдруг радиотелеграм­ма: будьте внимательны — в вашем районе действует немецкая подвод­ная лодка. Алекс — он был капитаном одного из этих кораблей — живо себе представил: вот показывается перископ подлодки, а вот и торпеда, оставляя за собой мелкие буруны, мчится прямо в борт. Что делать? Задача, казалось бы, неразрешимая.

И тогда капитан вспомнил практику, к которой в затруднительных положениях прибегали еще средневековые пираты. Выстроилась на па­лубе вся команда, и все, начиная с младших матросов, отвечали только на один вопрос: как спастись в ситуации торпедной атаки? Можно говорить все, что только придет в голову! — а вдруг чья-то "дикая" идея послужит ключиком к решению проблемы... Например, повар подал такую идею: давайте все выбежим на борт и одновременно подуем на торпеду. Глядишь, и сдуем ее с курса — мимо пройдет.

Им повезло. Подлодка не появилась. Но после войны Осборн вспом­нил этот случай и однажды в компании друзей решил проанализиро­вать ситуацию. Вспомнил и предложение повара. И спокойный анализ показал, что абсурдная идея кока привела к настоящему решению! Ко­нечно, "мощным дивом" торпеду не повернешь, как щеки ни напрягай. Но зато ее можно немного притормозить и сбить с курса струей кора­бельной помпы, которая есть на каждом судне. Конечно, успех не гарантирован — но когда на карту поставлена жизнь, стоит попытаться...

Почему бы не использовать такой способ поиска новых идей в мир­ной жизни? В 1953 году бывший капитан Алекс Осборн выпускает книгу "Управляемое воображение". С нее-то и началась популяризация моз­гового штурма в Америке, а затем и в других странах.


Учебный мозговой штурм


О классическом мозговом штурме в современном его исполнении можно говорить долго. Но нас интересует учебный мозговой штурм (далее — УМШ).

ФОРМУЛА: решение творческой задачи организуется в форме учебного мозгового штурма.

Развитие творческого стиля мышления — вот основная его цель. Перечислим дидактические ценности УМШ:

- это активная форма работы, хорошее дополнение и противовес
репродуктивным формам учебы;

- учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои
мысли;

- участники штурма учатся слушать и слышать друг друга, чему
особенно способствует учитель, поощряя тех, кто стремится
к развитию предложений своих товарищей;

- учителю легко поддержать трудного ученика, обратив внимание
на его идею;

- наработанные решения часто дают новые подходы к изучению
темы.

УМШ вызывает большой интерес учеников, на его основе легко
организовать деловую игру.


ТЕХНОЛОГИЯ

Обычно штурм проводится в группах численностью 7—9 учащихся. До штурма:

1. Группу перед штурмом инструктируют. Основное правило на
первом этапе штурма - НИКАКОЙ КРИТИКИ ! В каждой группе выбирается или назначается учителем ведущий. Он следит за выполнением правил штурма, подсказывает направления поиска идей. Ведущий может акцентировать внимание на той или иной интересной идее, чтобы группа не упустила ее из виду, поработала над ее развитием. Группа выбирает секретаря, чтобы фиксировать возникающие идеи ключевыми словами, рисунком, знаком...).

Проводится первичное обсуждение и уточнение условия задачи. Учитель определяет время на первый этап. Время, обычно до 20 минут, желательно зафиксировать на доске.

Первый этап. СОЗДАНИЕ БАНКА ИДЕЙ

Главная цель — наработать как можно больше возможных решений. В том числе тех, которые на первый взгляд кажутся "дикими". Иногда имеет смысл прервать этап раньше, если идеи явно иссякли и ведущий не может исправить положение.

Теперь небольшой перерыв, в котором можно обсудить штурм с рефлексивной позиции: какие были сбои, допускались ли нарушения правил и почему...



Второй этап. АНАЛИЗ ИДЕЙ

Все высказанные идеи группа рассматривает критически. При этом придерживается основного правила: в каждой идее желательно найти что-то полезное, рациональное зерно, возможность усовершенствовать эту идею или хотя бы применить в других условиях. И опять небольшой перерыв.

Третий этап. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Группа отбирает от 2 до 5 самых интересных решений и назначает спикера, который рассказывает о них классу и учителю. (Возможны ва­рианты: например, группа отбирает самое практичное предложение и самое "дикое".) В некоторых случаях целью группы является поиск как можно большего числа решений, и тогда спикер может огласить все идеи.

ИСТОРИЯ (пример):

По всем нашим представлениям древний человек должен быть сильным и ловким — таковы были условия выживания. Но вот при раскопках был обнаружен скелет однорукого мужчины, погибшего под обрушившимся сводом пещеры. Изучение скелета показало, что мужчине в момент смерти было лет 50, а правую руку он потерял еще в юношеском возрасте. Как выжил этот человек? (УМШ активизирует уже имеющиеся знания учеников о жизни древних людей и дает богатую пищу для дальнейшего изучения темы.)



Лови ошибку


ФОРМУЛА: ученик получает текст (или, скажем, разбор решения задачи) со специально допущенными ошибками — пусть "порабо­тает учителем". Тексты могут быть заранее приготовлены другими учениками, в том числе старшими.

ИСТОРИЯ (пример):

— Перед вами текст, составленный из ученических сочинений. Ваша задача состоит в том, чтобы внимательно проверить текст, выявить и исправить все возможные исторические и другие погрешности в нем: "Великий князь Иван IV Грозный пра­вил Россией в XVII в. Родился он не­известно когда и в семье неизвест­но какой. Несчастливое детство его прошло в унижениях: отец его, Васи­лий IV, умер, когда молодому князю было не больше пяти лет, практи­чески престолом правили бояре Шуйские.

Когда Иван стал взрослым, то окру­жил себя самыми верными и необхо­димыми людьми, отсюда его скрыт­ность, нелюдимость, замкнутость и подозрительность ко всякому, кто его окружал. Единственным человеком, имеющим на царя хоть какое-то влияние, был патриарх всея Руси Филипп. Своими речами он вызывал у Ивана IV искреннее раскаяние, тот безгранично доверял патриарху. Кстати, именно от патриарха Филиппа пошло выражение "филькина гра­мота", то есть документ, не имеющий никакой ценности. Так сказал кто-то из бояр, когда ему передали бумагу, подписанную Филиппом. Свое прозвище Иван IV получил за нововведения, негативно отразивши­еся на материальном состоянии рус­ского народа.

Наряду с известными технологиями развивающего обучения формируются технологии дистанционного обучения – кейс-технологии. В отличие от традиционного обучения эти технологии представляют собой необходимы набор учебной информации, методические материалы по ее обработки, контроль за самостоятельным усвоением знаний.

Триз – педагогика – инновационная система, актуализирующая одаренность – построена на основе самой современной науки о мышлении – на основе Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданной российским ученым Г.С. Альтшуллером и его научной школой.

В основе ТРИЗ:

  • Методы развития творческого воображения (РТВ); развивающие игры, составление сказок, загадок, фантазирование;

  • Методы научных исследований, проводимых учащимися;

  • Методы создания новых идей в работе технических студий и кружков, организация изобретательской деятельности школьников [Лаборатория ТРИЗ – педагогики Красноярского ИПК РО]

Не нужно искать одаренных где-то далеко: ОДАРЕННЫЕ ПЕРЕД ВАМИ!



Направления в работе с одаренными детьми в МОУ СОШ № 5 города Лермонтова:


- ранняя диагностика одаренности (школа I ступени);

- работа по программе «Интеллект» (начальная школа);

- летняя школа для одаренных детей;

- интеллектуальные игры в рамках предметных недель;

- интеллектуальные марафоны по предметам разных циклов;

- внедрение инновационных технологий в работу с одаренными детьми

(научно-исследовательская, проектная, экспериментальная т.д.).




Литература:

1. Бабаева Ю.Д., Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков. – М.,

Издательский центр «Академия», 1996.

2.Белкин А. Неожиданная радость. // Народное образование. – 1990. № 12.

  1. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. – М., 1981.

  2. Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. – Самара, 1994.

  3. Былевская В.Н. Развитие творческих возможностей младших школьников.// Начальная школа.- 1990, № 5.

  4. Венгер Л.А. Педагогика способностей, - М., 1983.

  5. Венгер Л.А., Дьяченко О.М., Агаева Е.Л. Программа одаренный ребенок. Основные положения. – М., Новая О.М.. Школа, 1995.

  6. Волина В. Веселая грамматика. – Москва, Знание, 1995.

  7. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. – М., 1993.

  8. Савенко А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. – М., Академия, 2000.

  9. Костюк Т.С. Способности и их развитие детей. – Киев, 1989.

  10. Лук А.И. Теоретические основы выявления творческих способностей, - М., 1991.

  11. Львова Ю.Л. Развивать дар творчества. – Киев, 1987.

  12. Меде В., Пиорковский Г. Детская одаренность. – М., 1995.

  13. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. – М., 1993.

  14. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. // Вопросы психологии. – 1988, № 6.

  15. Матюшкин А.М., Сиск Д.А. Одаренные и талантливые дети. // Вопросы психологии, - 1988, № 4

  16. Матюшкин А.М. Развитие творческих активности школьников. – М., 1991.

  17. Рябцева С.Л. Диалог за партой. – М., Просвещение, 1989.

  18. Соловейчик С. Педагогика для всех. – М., Детская литература, 1989.

  19. Стрельцова Л.Е. Литература и фантазия. – М., Просвещение, 1992.

  20. Устиненко В.И. Игра как средство выявление творческих сил человека. – М., 1989

  21. Юркевич В.С. Светлая радость познания. – М., 1977.

  22. Юркевич В.С. Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность. – М., Просвещение, 1996.

  23. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – М., 1995.

  24. Холер К. Развитие одаренности детей и подростков. – М., 1998.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологии работы с интеллектуально одаренными детьми

Автор: Поветьева Жанна Евгеньевна

Дата: 27.01.2016

Номер свидетельства: 283983

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Проектная работа на тему: «Организация работы с одаренными детьми в соответствии с республикан-ской программой «Одаренные дети»»"
    ["seo_title"] => string(120) "proiektnaiarabotanatiemuorghanizatsiiarabotysodariennymidietmivsootvietstviisriespublikanskoiproghrammoiodariennyiedieti"
    ["file_id"] => string(6) "280138"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453319592"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Работа с одаренными детьми- одно из направлений реализации программы "Наша новая школа" "
    ["seo_title"] => string(93) "rabota-s-odariennymi-diet-mi-odno-iz-napravlienii-riealizatsii-proghrammy-nasha-novaia-shkola"
    ["file_id"] => string(6) "103660"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402599697"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Менторство как форма работы с одаренными детьми "
    ["seo_title"] => string(50) "mientorstvo-kak-forma-raboty-s-odariennymi-diet-mi"
    ["file_id"] => string(6) "114465"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1411500111"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Особенности работы с одаренными детьми на уроках биологии "
    ["seo_title"] => string(62) "osobiennosti-raboty-s-odariennymi-diet-mi-na-urokakh-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "116663"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412579137"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ  НА УРОКАХ  МАТЕМАТИКИ "
    ["seo_title"] => string(59) "priiomy-raboty-s-odariennymi-diet-mi-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "232943"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442945111"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства