Просмотр содержимого документа
«Перспективы цифровой школы»
ЦИФРОВАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА
Мы с вами живем в стремительно меняющемся мире: меняются вокруг технологии, а вместе с ними меняется и наша жизнь. «Цифра» завоевывает главное место в жизни. Стремительно увеличивается поток информации, обрушивающийся на людей: вместо 2-3 телеканалов у нас теперь есть возможность смотреть десятки по кабельному телевидению или спутниковой тарелке. Вместо 2-3 газет бескрайнее море информации в Интернете. Буквально на глазах меняются средства коммуникации: еще недавно предметом гордости был увесистый «кирпич»-мобильник в руках, а сейчас размеры сотовых телефонов уменьшились в разы, функциональные же возможности их увеличились. Меняются вместе со всем этим и наши дети. Они приходят в школу совсем не такие, как 10 лет назад, в большинстве своем уже умея обращаться со всей этой техникой намного лучше, чем их родители. И, приходя в школу, они бывают разочарованы, не видя ничего перед собой, кроме доски и мела. А от учителя сегодня требуется значительно больше усилий, чем раньше, чтобы увлечь ребенка, открыть для него радость познания.
То есть, как мы видим, существенно изменилась ситуация «на входе» в школу.
Изменилась она и «на выходе». Сейчас, когда информационно-коммуникационные технологии за несколько лет меняют структуру и содержание всех профессий – от физика-ядерщика до менеджера рядовой компании, от инженера до повара − мы уже не можем точно сказать, какие знания понадобятся сегодняшним школьникам в их будущем профессиональном мире. Они должны быть готовыми к тому, чтобы за жизнь сменить не одну, а несколько специальностей, готовыми к постоянному самосовершенствованию, уметь грамотно, искать, получать и обрабатывать информацию, необходимую для профессиональной деятельности. Уже существует понятие «новая грамотность», означающее наряду с основными умениями – чтение, счет, письмо – умение работать с информацией.
И к этому мы тоже должны готовить в школе. Нужна совершенно новая теория обучения, направленная на подготовку учащихся к полноценной жизни в информационном обществе. А механизмом ее является информатизация.
Сейчас в среднем по стране число учащихся на 1 компьютер достигло 18 учеников. В нашей школе ситуация аналогичная. Вопрос в другом: как используется имеющийся в школах компьютерный парк? Для учебного процесса необходимо приобретение самого последнего поколения компьютерной техники, обладающего широкими мультимедийными возможностями. Только такое оборудование может принести пользу в обучении, так как способно реализовать заложенные в него дидактические возможности, обеспечить насыщенную информационно-образовательную среду.
Интернет раздвигает границы образования, делает его по-настоящему открытым, обладает колоссальными возможностями для обучения, развития и воспитания личности школьника, поэтому нужно изыскивать способы для обеспечения школ цифровыми ресурсами.
Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках значительно повышает мотивацию детей к учению, они охотно включаются в учебный процесс. При этом деятельность учителя становится направленной не на передачу готовых знаний, а на помощь ученику в овладении ими. У школьников формируются такие необходимые для жизни в информационном обществе качества, как самостоятельность, умение работать с информацией, сравнивать, находить самое главное, самим контролировать себя и организовывать самообучение.
Информатизация – залог массового качественного образования, потому что делает равными и городскую, и сельскую школы, дает возможность вовлечь в процесс обучения каждого ученика, что повышает вероятность достижения каждым хороших результатов – не этого ли требует личностно ориентированное образование?
Итак, новые реалии современного мира требуют, чтобы все школьные кабинеты были оснащены современной компьютерной техникой, компьютеры были подключены к Интернету, уроки проводились в новой информационно-образовательной среде, которую обеспечивают цифровые образовательные ресурсы, учитель сам свободно ориентировался бы в этой среде и помогал ориентироваться школьнику, что обеспечит новый тип обучения.
В 2018 году стартовал федеральный проект «Цифровая школа»
Главная цель этого проекта — формирование у школьников цифровых навыков в области обработки и анализа данных, программирования и создания собственных digital-проектов.
Педагоги смогут использовать на занятиях интерактивные панели, благодаря которым можно виртуально посещать крупнейшие музеи мира. Детям предлагают пользоваться электронными материалами вместо учебников, а база готовых сценариев занятий заменяет бумажные методические конспекты. Проверка знаний проходит в форме интерактивных тестов, оценки попадают в электронный дневник, а затем, в виде push-уведомлений, — в телефоны родителей.
Предполагается:
Внедрение цифровых технологий со школьного периода и формирование навыков работы с ними
Развитие способности использовать массивы информации, освобождение сил для творчества и повышение эффективности труда
Учителя должны реализовывать проект совместно со школьниками
Все учебные заведения должны быть оснащено высокоскоростным интернетом
“Цифровая школа” входит в проект “Современная цифровая образовательная среда”
Контентный ресурс “Цифровой школы” — Российская электронная школа, разработанная на базе Московской электронной школы
Необходимо масштабное техническое оснащение школ, но начинать работать можно с имеющимся инструментарием
Самое важное — контент. Потом техническое оснащение, и обучение преподавателей.
+ Плюсы
Проект «Цифровая школа» должен научить подростков ориентироваться в мире компьютерных технологий.
Автоматизация проверки учебных работ снимет нагрузку с учителей и тем самым позволит им проводить больше времени непосредственно с детьми.
Цифровые технологии помогают учащимся в поиске необходимой информации.
Очевидной выгодой, по словам Министерства, является возможность дистанционного обучения тех детей, которые не могут присутствовать на уроке, например, из-за болезни.
Хранение книг на электронном носителе сэкономит огромное количество места, и больше не будет необходимости иметь помещение под библиотеку.
Электронные книги можно прослушивать с помощью синтезатора речи, что особенно актуально для инвалидов по зрению.
Для слабовидящих детей есть возможность увеличить шрифт текста электронного учебника.
Производство бумаги экологически вредно. Если заменить бумажные книги на электронные, это позволит сохранить деревья и избежать загрязнения окружающей среды.
Вопреки мнению многих, электронные носители не будут портить зрение учеников. Для этого используется технология электронных чернил E-ink, которая выводит информация на дисплей выводится в отраженном свете, что напоминает чтение бумажных книг.
Книга в электронной форме дешевле бумажного аналога. Однако для чтения таких книг требуются довольно дорогие устройства. Их техническое обслуживание также может стоить немалых денег. Вероятно, могут возникнуть проблемы нехватки специалистов по ремонту техники в регионах нашей страны.
- Мининусы
Финансовая сторона данного проекта оставляет открытым вопрос его целесообразности. В сфере образования существует много других задач, которые необходимо решить, например: ремонт зданий учебных учреждений, повышение заработной платы преподавателей, в том числе с целью привлечения большего числа высококвалифицированных специалистов и т.д.
Существует опасение, особенно со стороны родителей, что использовать информационные технологии в учебном процессе ‑ значит все больше отдалять от реальности современных детей, которые и так отдают предпочтение виртуальности, заменяя традиционные игры компьютерными.
Возможно, появится проблема с переобучением пожилых преподавателей, которые не так просто принимают технические нововведения. Получается, процесс преподавания для них может быть не облегчен, а напротив - усложнен. Особенно иронично выглядит эта модернизация на фоне грядущего увеличения пенсионного возраста.
Инвестиции в науку в сфере психологии и детской педагогики практически прекратились, а масштабных не было последние 30 лет. “Мы сидим у компьютера с утра до ночи, но у нас нет исследований, которые показали бы, как это влияет на подростковую психологию, которая связана с демотивацией. Невозможно привести к “цифре” школу, не зная как она будет влиять на ребенка определенного возраста”, — сказала Ольга Юрьевна Васильева.
Такой нам видится школа будущего. Да нет, не будущего – такая школа нашим детям нужна уже сейчас, в настоящем!