Оценивание как средство повышения качества обучения.
Оценивание как средство повышения качества обучения.
Вопросы оценивания всегда волновали меня. Как правило на уроках используем пятибальную систему оценивания, но эта система не всегда объективно может оценить достижения учащихся. Чаще всего оценивание проводит учитель. Данная статья поможет посмотреть на оценивание с другой точки зрения, используя на уроках формативное, суммативное и критериальное оценивание, в которое вовлекаются все участники образовательного процесса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Оценивание как средство повышения качества обучения. »
Оценивание учебного процесса.
Оценивание в классе не является лишь техническим приемом. Учителя оценивают, выставляя оценки в письменной или в устной форме. За любой используемой ими формой значатся не только объективные или недостаточно объективные нормы и стандарты, но и понятия о развитии, обучении и мотивации ребенка, а также ценности, касающиеся таких категорий, как самооценка, способности и усилия. Александер, 2001
Работая много лет в школе, меня, как и многих педагогов, волнуют вопросы оценивания учащихся. Мы привыкли использовать на уроках пятибалльную систему оценивания, которая не всегда объективно оценивает деятельность ученика. Оценить успешность обучения оказалось сложным процессом в моей практике. Ведь балльная система меня не удовлетворяла в том смысле, что не давала точного результата при оценивании. Недостатком этой системы оценивания знаний учащихся является то, что оцениваются не сами достижения учащихся, а идет сравнение этих достижений между ними или учитель ориентируется на средний уровень знаний класса в целом. Да и в этом оценивании принимает участие только педагог, не обеспечивая объективной картины развития личности ученика
Обучение, существующее в школе, не может быть безоценочным, но действия учащихся должны быть оценены в полной мере — разнообразно и с различных сторон.
Оценка решает такие задачи, как:
Подведение итогов работы.
После выполнения определенной работы и для перехода к следующей, необходимо оценить эту работу с точки зрения результата.
Постановка целей.
Всесторонняя оценка позволяет развиваться человеку, и его деятельности: стимулирует, дает возможность исправить совершенные ошибки, сделать работу более цельной и последовательной, увидеть конечный результат. Хорошая оценка — стимул для продолжения работы.
Сравнение.
Сравнивать можно с самим собой, с каким-либо эталоном, с одноклассниками. Ученик, как бы, осуществляет сравнительную характеристику своих достижений, отслеживает динамику.
Пройдя курсы третьего базового уровня по программе Кембриджского университета, я поняла, что учить детей нужно по-новому. Одним из модулей курсов новой формации был «Оценивание для обучения и оценивание обучения».
По окончанию курсов повышения квалификации педагогических работников я изменила свой подход к педагогической деятельности и в частности к оцениванию деятельности учащихся. И моей задачей было осмысление и дальнейшее применение этих способов оценивания на уроках.
Оценивание для обучения еще называют формативным. Формативное (формирующее) оценивание - использование оценивания как части преподавания для содействия обучению учеников.
Подразумевает оценивание деятельности ученика на отдельно взятом урок и направленное на определение возможностей улучшения обучения.
Оцениваться может активность ученика на уроке, помощь учителю или своим одноклассникам и т. д. Оно не всегда выражается отметкой. Даже похвала, добрый взгляд или поддерживающий жест являются видами формативного оценивания.
Оценивание обучения - Суммативное оценивание(от английского Summative – обобщать, суммировать) – это определение уровня образовательных результатов при завершении изучения блока учебной информации. Отметки, выставленные за констатирующие работы, являются основой для подведения итогов обучения, сертификации или регистрации продвижения обучения.
На своих уроках я использую различные виды оценивания. Моим ученикам очень нравится современная технология оценивания – критериальное оценивание. Они с удовольствием предлагают свои критерии для оценивания различных заданий, распределяют баллы и затем переводят по шкале, придуманной ими, в оценки.
Например, на уроке по теме «Инженерный калькулятор» при проверке домашнего задания использовали самооценивание. Проверка и оценивание проходило по эталону на доске, приготовленному мной. На этапе закрепления пройденного материала предложила учащимся задачу, которую нужно решить с помощью калькулятора Статистика, для удобства решения нужно заполнить таблицу:
Жители Простоквашино
письма (г)
посылки (г)
телеграммы (г)
бандероли (г)
среднее арифметическое (г)
всего (кг)
пес Шарик
Дядя Федор
Кот Матроскин
Всего
Предварительно с учащимися обговорили критерии оценивания в баллах:
-правильность вычислений (5б)
- перевод из килограммов в граммы (5б)
- перевод из граммов в килограммы (5 б)
И дополнительные баллы за аккуратность (1б), скорость выполнения задания (1б).
Далее мы использовали взаимооценивание, поменяв карточки с ответами с соседом в группе. Учащимся понравилось работать с дополнительными баллами, так как это их организует и мобилизирует (балл за время выполнения), заставляет работать аккуратно (балл за аккуратность).
Проверив работы, учащиеся сказали, что им было легко оценивать товарищей, т.к. были известны критерии. А самое главное, видя критерии, не звучал вопрос «Почему?»
На уроке по теме «Электронная почта» на стадии размышления предложила следующие задания для выполнения в группе:
1 группа
Найдите соответствие между понятием и определением.
2 группа
Выберите правильно записанный адрес электронной почты. Объясните ответ.
3 группа
Разбейте адрес электронного ящика на его составляющие части.
Ответы были оформлены в виде постера. По окончании выполнения задания для формативного оценивания использовала активную форму «Карусель». Каждая группа проверяет ответы двух других и ставит знак «+» или «-» в зависимости от правильности ответа. Затем группа защищает свои ответы около доски.
После проверки задания учащиеся оценили свою деятельность в группе с помощью оценочного листа.
Оцените степень участия каждого члена группы по критериям:
0 баллов – совсем не принимал участие
1 балл – принимал участие совсем мало
2 балла – принимал участие в обсуждении, но не всегда
3 балла – активно принимал участие
Ф.И.
балл
Я
Итогом урока была работа со стикерами, где учащиеся отобразили свою деятельность и психологический климат на уроке. В результате данной формы оценивания (формативное) учащиеся рефлексируют свою деятельность, видят уровень своих достижений, мотивируя себя на дальнейшее обучение.
Ярким примером суммативного оценивания может служить итоговая контрольная работа для 7 класса, проводимая в этом классе в конце учебного года. Контрольная работа составлена на основании Госстандарта, содержит 30 тестовых заданий. В ней прослеживаются следующие содержательные линии:
- Техника безопасности и организация рабочего места. Санитарные и гигиенические нормы при работе с компьютером;
- Представление информации и информационные процессы;
- Компьютер;
- Информационные технологии;
- Телекоммуникации.
Задания на воспроизведение знаний составляют 40% от всех заданий, на применение знаний – 40%, на интеграцию знаний – 20%.
К контрольной работе составлены технологическая матрица, Критерии оценивания, что позволяет легко проверить работу и выставить оценку, соответствующую полученным баллам.
Используя все формы оценивания, я научилась видеть каждого ученика. Также я поняла всю важность и значение оценивания в учебном процессе, увидела, что я могу доверить оценивание самим учащимся. В своей дальнейшей работе продолжу применение данных форм оценивания.
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(266) "Доклад на тему «Оценивание на уроках русского языка в условиях введения требований Федерального государственного образовательного стандарта» "
["seo_title"] => string(159) "doklad-na-tiemu-otsienivaniie-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-usloviiakh-vviedieniia-triebovanii-fiedieral-nogho-ghosudarstviennogho-obrazovatiel-nogho-standarta"
["file_id"] => string(6) "239185"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1444737470"
}
}