Интегрированное занятие в малочисленной сельской школе как средство повышения мотивации обучающихся.
Подготовила Андреева Н. А., учитель русского языка и литературы МКОУ «Средняя школа с. Кривая Лука».
Предлагаю небольшую игру. Встаньте учителя математики. Русского языка и литературы. Истории (и т. д.). Заметьте, все мы ведем разные предметы, но участие в Форуме сынтегрировало нас в одну большую группу.
А теперь встаньте те, чей опыт работы в школе менее 5 лет. 5 – 10 лет. 10 – 20 лет. У кого больше? Все мы разного возраста и опыт работы у нас разный, но можно с уверенностью сказать, что сегодня мы разновозрастная группа. Опыт проведения интегрированных занятий в разновозрастных группах я и хочу вам сегодня представить.
Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться.
В.А. Сухомлинский.
В последнее время мы столкнулись с тем, что дети снижают качество не потому, что чего-то недопонимают или не могут усвоить, но в большей степени у них часто отсутствует желание учиться.
Формирование мотивации – одна из центральных проблем обучения. Каждый преподаватель хочет, чтобы его ученики хорошо усваивали материал, с желанием готовились и занимались. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
Преподаватели знают, что ученика нельзя успешно учить, если он относится к этому равнодушно, не осознает потребности в науках. Поэтому задача по формированию и развитию у детей положительной мотивации к учебной деятельности выходит на первое место.
Для определения уровня мотивации школьников при переходе в среднее звено у пятиклассников, впервые заходивших на ФГОС в 2013 году, была проведена стартовая диагностика М. Р. Гинзбурга, которая показала следующие результаты:
У 63 % обучающихся сниженный уровень мотивации, преобладание оценочных мотивов.
У 37 % нормальный, преобладание позиционных мотивов.
После начала применения приёмов из ТРИЗ и ТРКМ, а также интегрированных уроков была проведена повторная диагностика:
У 67 % обучающихся класса наблюдается нормальный уровень мотивации, преобладание позиционных мотивов.
У 33 % высокий уровень учебной мотивации, преобладание социальных мотивов,
т. е. положительную динамику.
В данном учебном году снова была проведена стартовая диагностика уровня учебной мотивации.
У 50 % обучающихся сниженный уровень мотивации, преобладание оценочных мотивов.
У 50 % нормальный, преобладание позиционных мотивов.
Каковы же причины снижения мотивации? Причин этому множество. Основные - перегруженность программ, оторванность изучаемого материала от жизни, от потребностей учащихся, незаинтересованность детей в изучаемом предмете. Также предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения учащегося, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира.
В последнее время всё больше сельских школ приобретают статус малокомплектных, в которых один учитель преподаёт в двух, трех и даже четырех классах одновременно.
Эффективное разрешение противоречий, стоящих перед сельской малокомплектной школой, возможно на основе организации целенаправленного взаимодействия педагогов по реализации идеи интеграции знаний, затрагивающей все компоненты процесса обучения.
Вопросы интеграции знаний получили достаточно широкое освещение в научных трудах. Это работы по философии (Б.М. Кедров, А.Д. Урсул и др.), описание влияния интеграции на развитие педагогической науки (Б.С. Гершунский, Н.Д. Никандров), разработка дидактической теории межпредметных связей (И.Д. Зверев, В.Н. Максимова, М.Н. Скаткин), исследования по повышению эффективности учебно-воспитательного процесса посредством интеграции учебных предметов (Ю.К. Дан, А.А. Пинский и др.) и т.д.
Аргументы в пользу интеграции достаточно веские: в мире идет полная интеграция наук (внутрипредметная и межпредметная); объем знаний возрастает; несоответствие программ различных учебных предметов между собой ведет к «языковому барьеру» между предметами; вследствие всего вышеуказанного возникает формализм в получении знаний. Потому современная российская педагогика настойчиво развивает и культивирует идеи интегративного обучения.
Одним из средств и способов формирования мотивов учения является интегрированный урок.
Поэтому в прошлом учебном году в качестве темы самообразования я определила работу по следующей проблеме: «Интегрированное занятие в малочисленной сельской школе как средство повышения мотивации обучающихся».
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная апробация средств межпредметной интеграции, способствующих повышению учебной мотивации.
Задачи исследования:
- провести теоретический анализ современного состояния проблемы повышения учебной мотивации, интеграции знаний;
- разработать модель повышения учебной мотивации обучающихся средствами межпредметной интеграции и определить педагогические условия ее реализации;
- проверить опытно-экспериментальным путем эффективность разработанной модели повышения учебной мотивации обучающихся.
Мы с коллегами начали поиск решения проблемы сообща.
Понятие «интеграция» может иметь два значения:
А) создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);
Б) нахождение общей платформы сближения знаний (здесь интеграция – средство обучения).
Интеграция бывает вертикальная и горизонтальная.
Горизонтальное интегрирование предполагает объединение школьных предметов данного класса обучения.
Вертикальное интегрирование охватывает однородный материал из программы разных лет обучения.
Отсюда пришла идея совмещения горизонтальной и вертикальной интеграции предметов.
- Мы приступили к определению педагогических условий её реализации. Для этого были проанализированы рабочие программы и календарно – тематические планирования на совпадение тем по разным предметам и классам и составлена общая сводная таблица по школе.
По русскому языку и литературе получилось следующее:
ТАБЛИЦА
- Далее мы объединились в творческую группу с учителем биологии, географии и ОБЖ Тарасовой А. М.,спланировали структуру такого урока и начали его подготовку. Для этого:
- Определились с предметами и классами. На первом нашем уроке это были русский язык и биология в 5 и 6 классах.
- Сформулировали общую тему урока («Покрытосеменные растения»).
- Обозначили цель, задачи урока, планируемые результаты. Цель специфическая (объединенная).
- После этого начали разработку одной общей на два класса и два предмета технологической карты урока.
- Выбрали наиболее эффективные методы, формы и приёмы. Так как мы работаем по ФГОС, мы заметили, что приёмы, методы, формы, которые предлагают нам стандарты второго поколения, как нельзя лучше подходят для уроков такого типа. Это методы обучения (на первом уроке):
по степени взаимодействия: индивидуальный, парный, групповой, разновозрастный, взаимообучение.
по характеру познавательной деятельности: частично-поисковый.
по способу интеграции: вертикальный, горизонтальный.
На втором уроке: словесные, наглядные (работа с рисунками, схемами), практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования, с онлайн - тестами), дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).
Форма: межпредметный интегрированный урок
Приёмы: «Интервью», «Корзина идей», «Нестандартный вход в урок», «Лови ошибку».
Предлагаю вам представить себя учениками, участниками такого урока.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Обобщая полученные знания по проведенным урокам, мы выделили преимущества и недостатки таких занятий.
Преимущества интегрированных уроков:
1. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к развитию логики мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
2. Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна.
3. Использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков.
4. Они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся из-за переключений на разнообразные виды деятельности, повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти учеников.
5. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учеников.
6. Формируют убеждение учащихся, что они могут изучать с пониманием более сложные вещи в сравнении с теми, которые предлагаются в учебнике.
7. В результате использования интегрированного обучения происходит развитие ключевых компетенций учащихся, что и требует от нас ФГОС.
1. Предметные компетенции:
· знания и умения, полученные на разных предметах;
· развитие способностей к осмысливанию и оцениванию ситуаций, возникающих в процессе работы.
2. Межпредметные компетенции:
· информационная, т.е. умение обрабатывать полученную информацию и применять её на практике.
3. Личностные компетенции:
· формирование критического отношения к своему опыту;
· осознание собственных стереотипов и готовность к их смене в случае необходимости;
· умение работать в коллективе;
· умение самостоятельно получать знания и умения;
· коммуникативные.
Конечно же, при подготовке и проведении таких уроков мы столкнулись и с некоторыми трудностями:
· сложность отбора учебного материала;
· подробное структурирование занятия;
· составление плана, технологической карты урока;
· согласованное применение одинаковых терминов и понятий.
После внедрения таких уроков в практику работы была проведена повторная диагностика уровня мотивации обучающихся к учению. Она показала изменившийся процент,
У 12 % высокий уровень учебной мотивации, преобладание социальных мотивов,
У 75 % обучающихся класса наблюдается нормальный уровень мотивации, преобладание позиционных мотивов.
У 12 % высокий уровень учебной мотивации, преобладание социальных мотивов.
Наблюдается положительная динамика. Таким образом, цель и задачи на данном этапе были достигнуты.
В перспективе видим продолжение работы в данном направлении, углубление своих знаний по теме. Например, в данном учебном году к той таблице, которая была составлена по интеграции изначально, уже добавились некоторые темы уроков. Это урок истории и литературы в 7 и 8 классах по теме «Историческая эпоха Бориса Годунова», урок литературы и истории в 9 и 11 классах по теме «Цена Победы».
Несомненно, интегрированный урок требует от учителя тщательной подготовки, профессионального мастерства и одухотворенности, личностного общения, когда дети положительно воспринимают учителя (уважают, любят, доверяют), а учитель расположен к детям (внимателен, вежлив, ласков). Педагог больше дает детям, если откроется им как личность многогранная и увлеченная. Но и от детей отдача большая. На интегрированных уроках они работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки применяются школьниками в их практической деятельности не только в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, интеллектуальных способностей.
Таким образом, изучая и постоянно открывая для себя что-то новое, мы повышаем своё педагогическое мастерство, а наши ученики, чувствуя свою успешность на уроке, становятся заинтересованными и мотивированными на обучение. «Учение с увлечением – счастливая жизнь. Таков закон!»- считал С. Л. Соловейчик, и я не могу не согласиться с этим мнением.