Тема урока: Воспевание доброты в сказке А.П.Платонова «Волшебное кольцо» как лучшего человеческого качества
Урок спроектирован с учетом содержания программы и обязательного минимума содержания общего образования по литературе. Материал произведения дает большие возможности для развития речи школьников, а создание эмоционального фона и воспитательный аспект затрагиваемой темы как нельзя лучше соответствует воспитанию положительных личностных качеств и пробуждению творческих способностей учащихся.
Цель урока: Обобщить полученные знания; выяснить, почему детская сказка Платонова о добре.
Задачи:
1) обобщить знания учащихся о волшебной литературной сказке, особенностях её художественного мира; составить карту путешествия героев сказки, познакомив с особенностями построения географической карты;
2) раскрыть мудрость, поучающий смысл сказки; интонационную выразительность;
3) воспитывать нравственные качества (доброту, щедрость, заботу о ближних, способность помочь в трудную минуту); воспитание доброты и взаимопонимания к окружающим.
Урок содержит большой объем информации, способствует развитию мыслительной деятельности, которая необходима для дальнейшего обучения и повышения эффективности образовательного процесса.
На уроке применялись различные формы учебной деятельности: работа с диаграммой Венна, диалог, фронтальная беседа, индивидуальная и парная работа, работа с таблицей, составление кластера, работа над пятистишием (синквейн), рефлексия.
Принципы, соблюдаемые в деятельности учителя и учащихся: сотрудничество, соучастие, целесообразности, наглядности, доступности.
Методы обучения используемые на уроке: интерактивные, проблемно- поисковые, наглядный, словесный, репродуктивный, методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (создание ситуации успеха, поощрение), практический.
На уроке формировались следующие компетенции: учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, личностного совершенствования.
Урок состоит из 11 этапов, логически связанных между собой: Организационного; Этапа подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала, на котором сообщалась тема и цель урока, постановка проблемного вопроса, мотивация учащихся к усвоению нового материала. В начале урока проведена актуализация субъективного опыта учащихся; Закрепление полученных знаний. На этом этапе использовались приемы усиливающие восприятие материала, вычленение наиболее существенных признаков и обращение на них внимания учащихся, запись в структурных картах, анализ, сравнение, обобщение; На этапе проверки понимания учащимися материала проводилось закрепление повышения уровня осмысленности изученного материала, глубины его понимания и умения применять на практике полученные знания и умения; Рефлексия. На этом этапе проведено продуктивное самооценивание собственной деятельности учителем и учащимися; Информирование о домашнем задании, на котором были подведены итоги урока ( как работал класс), мотивирование домашнего задания и инструктаж по его выполнению. Задания на дом предложено с творческим содержанием
Средства активизации: живое слово учителя, использование информационных средств обучения, самостоятельная работа и работа в группах.
На уроке были использованы следующие модули обучения: ИКТ( презентация к уроку), диалоговое обучение(вопрос к классу), обучение тому как обучаться(требования к выполнению задания, регламент, на этапе рефлексии), критическое мышление (кластер, синквейн, карта путешествия, домашнее задание - эссе), лидерство в обучении (групповая работа), оценивание (суммативное и формативное оценивание, дерево Блоба), обучение талантливых и одаренных (выявляется при работе в группе)