kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Воспевание доброты в сказке А.П.Платонова «Волшебное кольцо» как лучшего человеческого качества

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Воспевание доброты в сказке А.П.Платонова «Волшебное кольцо» как лучшего человеческого качества

Урок спроектирован с учетом содержания программы и обязательного минимума содержания общего образования по литературе. Материал произведения дает большие возможности для развития речи школьников, а создание эмоционального фона и воспитательный аспект затрагиваемой темы как нельзя лучше соответствует воспитанию положительных личностных качеств и пробуждению творческих способностей учащихся.

Цель урока: Обобщить полученные знания; выяснить, почему детская сказка Платонова о добре.

Задачи:

1) обобщить знания учащихся о волшебной литературной сказке, особенностях её художественного мира; составить карту путешествия героев сказки, познакомив с особенностями построения географической карты;

2) раскрыть мудрость, поучающий смысл сказки; интонационную выразительность;

3) воспитывать нравственные качества (доброту, щедрость, заботу о ближних, способность помочь в трудную минуту); воспитание доброты и взаимопонимания к окружающим.

Урок содержит большой объем информации, способствует развитию мыслительной деятельности, которая необходима для дальнейшего обучения и повышения эффективности образовательного процесса.

На уроке применялись различные формы учебной деятельности: работа с диаграммой Венна, диалог, фронтальная беседа, индивидуальная и парная работа, работа с таблицей, составление кластера, работа над пятистишием (синквейн), рефлексия.

Принципы, соблюдаемые в деятельности учителя и учащихся: сотрудничество, соучастие, целесообразности, наглядности, доступности.

Методы обучения используемые на уроке: интерактивные, проблемно- поисковые, наглядный, словесный, репродуктивный, методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (создание ситуации успеха, поощрение), практический.

На уроке формировались следующие компетенции: учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, личностного совершенствования.

Урок состоит из 11 этапов, логически связанных между собой: Организационного; Этапа подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала, на котором сообщалась тема и цель урока, постановка проблемного вопроса, мотивация учащихся к усвоению нового материала. В начале урока проведена актуализация субъективного опыта учащихся; Закрепление полученных знаний. На этом этапе использовались приемы усиливающие восприятие материала, вычленение наиболее существенных признаков и обращение на них внимания учащихся, запись в структурных картах, анализ, сравнение, обобщение; На этапе проверки понимания учащимися материала проводилось закрепление повышения уровня осмысленности изученного материала, глубины его понимания и умения применять на практике полученные знания и умения; Рефлексия. На этом этапе проведено продуктивное самооценивание собственной деятельности учителем и учащимися; Информирование о домашнем задании, на котором были подведены итоги урока ( как работал класс), мотивирование домашнего задания и инструктаж по его выполнению. Задания на дом предложено с творческим содержанием

Средства активизации: живое слово учителя, использование информационных средств обучения, самостоятельная работа и работа в группах.

На уроке были использованы следующие модули обучения: ИКТ( презентация к уроку), диалоговое обучение(вопрос к классу), обучение тому как обучаться(требования к выполнению задания, регламент, на этапе рефлексии), критическое мышление (кластер, синквейн, карта путешествия, домашнее задание - эссе), лидерство в обучении (групповая работа), оценивание (суммативное и формативное оценивание, дерево Блоба), обучение талантливых и одаренных (выявляется при работе в группе)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Воспевание доброты в сказке А.П.Платонова «Волшебное кольцо» как лучшего человеческого качества »


План — конспект урока


Класс

5 А

Предмет

литература

Тема

Воспевание доброты в сказке А.П.Платонова «Волшебное кольцо» как лучшего человеческого качества

Ключевая идея

Управление и лидерство в обучении

Учебные цели

Обобщить полученные знания; выяснить, почему детская сказка Платонова о добре.

Задачи:

1) обобщить знания учащихся о волшебной литературной сказке, особенностях её художественного мира; составить карту путешествия героев сказки, познакомив с особенностями построения географической карты;

2) раскрыть мудрость, поучающий смысл сказки; интонационную выразительность;

3) воспитывать нравственные качества (доброту, щедрость, заботу о ближних, способность помочь в трудную минуту); воспитание доброты и взаимопонимания к окружающим.


Критерии успеха


Этапы урока, время

Задания, цель

Что делает учитель?

Что делают учащиеся

Ресурсы

Организационный момент

Настроить учащихся на урок

приветствие

приветствие


Эпиграф к уроку

Сквозь череду горя, труда и бедствия –к молодости, к вере и радости. (А.Платонов.)


Подвести учащихся к теме урока

Чтение эпиграфа.

Тема урока и его цель.

Несколько учащихся дают ответ на вопрос

Презентация к уроку

Вступительное слово учителя, беседа.

Подвести учащихся к групповой работе

1. На предыдущих уроках мы говорили об основных событиях и героях, сюжете и композиции сказки Андрея Платонова «Волшебное кольцо», находили сходства и различия в изображении персонажей и мест действия.
2. Давайте вспомним, что такое персонаж?

Назовите несколько действующих лиц сказки.
3. Какого персонажа можно считать главным и почему? В своём ответе используйте литературные понятия: персонаж (действующее лицо), событие, цель, путешествие, место действия, преодоление препятствий.
4. Как устроено художественное пространство волшебной сказки?

5. Так строятся только народные или литературные волшебные сказки?
6. Как вы думаете, почему существует несколько вариантов одной и той же сказки?   

2. Герой, действующее лицо; Семён, мать Семёна, собака, кошка, царь, царица, дочь-невеста.

4. Сказки строятся по определённым законам.  В них  есть «свой» и «чужой» миры, граница , путешествие, помощники и вредители, преодоление препятствий, решение  трудных  задач, нашёл, что искал, возвращение домой. Движение  в сказке происходит по кругу.

5. Любые волшебные  сказки:  и народные , и литературные. Они  всегда строятся  по определённым законам.

6. Раньше,  до возникновения письменности, сказки передавались из уст в уста. Каждый, кто пересказывал, добавлял что-то от себя, что ему казалось важным, интересным. Вот сказка и изменялась немного. Поэтому и существуют разные варианты одной и той же сказки

Презентация к уроку

Вопрос к классу

Повторить изученный ранее материал

Озвучить задание, помочь в составлении диаграммы

Составление Диаграммы Венна

Выводы

Листы бумаги, карандаши

Работа по теме

Составление карты-схемы путешествия героев сказки


Определить уровень знания учащихся сказки

- Сегодня вы рассказали нам, что все волшебные сказки строятся по определённым законам. В них есть герои, которые путешествуют с определённой целью, решают трудные задачи, чтобы достичь её, а когда находят то, что искали, возвращаются домой. То есть движение в любой волшебной сказке происходит по кругу.
- А в сказке А. Платонова «Волшебное кольцо» можно проследить этапы путешествия какого-нибудь героя? Давайте попробуем составить географическую карту путешествия героев (кошки и собаки). НО… для этого вам нужно кое-что знать.


Презентация к уроку


Слово учителя о том, как составляется географическая карта.

- Издавна люди пытались изобразить на бумаге маршруты своих путешествий, странствий. Чтобы всем людям было понятно, что изображено на бумаге, были придуманы общие знаки для всех. Есть даже специальная наука, занимающаяся составлением карт и планов местности – топография. Существуют общепринятые  цветовые обозначения   (голубой – вода, белый – снег,  зелёный – зелёные насаждения, коричневый и чёрный – земля, дороги, мосты). А есть условные знаки, которые имеют своё значение (  река, овраг, озеро, дерево, шоссе, дорога, мост, болото,  леса.)
    Можно придумать свои условные обозначения, особенно при составлении сказочных маршрутов, но обязательно указать их в  плане схемы карты. (Показ рисунка плана-схемы  ).


Презентация к уроку

Работа в группах

Нарисовать карту и подвести итог коллективной работы.

- Вспомним этапы путешествия (кошка и собака: дом Семёна, плыли через реки, шли через горы высокие, лесные дебри, чистые поля, пришли во дворец и т. д.). Дать условные обозначения (путь «туда» - , путь «домой» - , лес, поля и другие)

Защита проектов в группе

Листы бумаги, карандаши

Работа с таблицей

Определить основные понятия урока

Положительные и отрицательные герои

- Какие черты характера их объединяют?

Устные ответы учащихся

Презентация к уроку

Выводы








Кластер «Чему учит сказка»

Закрепить полученные знания

Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

Вы не раз слышали эту пословицу. Каково её значение?
- Чему учат нас сказки?  
 - Какие нравственные законы утверждаются в сказке А. Платонова «Волшебное кольцо»?

Устные ответы учащихся

Верность , трудолюбие, доброту, бескорыстие, умение прийти на помощь в трудную минуту, отзывчивость. В сказке воплощена  мечта о справедливости , вера в победу добра, и герои вознаграждены за их верность, бескорыстие, доброту


Презентация к уроку








Работа у доски

Рефлексия

Синквейн








Кластер «Чему учат сказки»

Дать определение понятию «добро»

Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).

Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).

Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).

Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)

Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.


Письменная работа в группах

Листы бумаги, карандаши

Оценивание

Дерево Блоба

Оценить работу каждого учащегося в группе

Направляет учащихся

Оценивание работы в группе

Оценочные листы

Домашнее задание

Эссе « Чтобы я сделал , если бы у меня появилось волшебное кольцо»

Закрепить знания учащихся, полученные на уроке о добре

Объяснение

Запись домашнего задания

Дневники, рабочие тетради




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Бектурганова Т.К.

Дата: 16.03.2015

Номер свидетельства: 187417


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства