Инновационные средства оценки результатов обучения
Инновационные средства оценки результатов обучения
Как известно, качество образования объявлено приоритетом в связи с национальной программой его развития и модернизации. Проблема измерения и оценивания результатов обучения является одной из самых важных в педагогической теории и практике. Решение этой проблемы необходимо для оценки эффективности педагогических инноваций и технологий. В связи с этим на всех этапах развития школы на первое место выдвигается вопрос поиска эффективных путей реализации оценочной функции учителя, из чего вытекают функции учителя нового типа:
Стимулирование действий обучающихся для достижения поставленной цели, обеспечение эмоциональной поддержки детей в ходе работы, создания ситуации успеха для каждого ребенка, поддержание общего позитивного эмоционального фона.
Проведение вместе с детьми экспертизы полученного результата.
Учитель в обновляющейся школе должен уметь не только обеспечить условия для развития личности, сделать этот процесс отлаженным и управляемым, но и обучить всему этому самих учащихся, сделать их мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации.
В связи с этим современная система образования выдвигает требование: использование наряду с традиционными средствами контроля и инновационные достижения педагогической науки. Сегодня в качестве инновационных средств используют тестирование, модульную и рейтинговую системы оценки качества знаний, мониторинг качества, учебные портфолио.
Тестирование является одной из наиболее технологичных форм проведения автоматизированного контроля с управляемыми параметрами качества. Тесты применяются на всех этапах дидактического процесса. С их помощью эффективно обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости, учебных достижений.
Модульная система имеет целью поставить учеников перед необходимостью регулярной учебной работы в течение всего учебного года.
Рейтинг (от английского «rating») - это некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобалльной шкале (например, 20-балльной или 100-балльной) и интегрально характеризующая успеваемость и уровень знания учащихся по одному или нескольким предметам в течение определенного периода обучения.
Рейтинговая система позволяет преодолеть многие недостатки традиционной системы, и достаточно дифференцировано оценить успехи каждого обучающегося. Рейтинговая система эффективна благодаря тому, что она:
• учитывает текущую успеваемость ученика и тем самым значительно активизирует его самостоятельную и равномерную работу в течение всего учебного года;
• более объективно и точно оценивает знания обучающихся за счет использования дробной 100-бальной шкалы оценок;
• создает основу для дифференциации обучающихся, что особенно важно при переходе на многоуровневую систему обучения;
• позволяет получать подробную информацию о ходе усвоения знаний каждым учеником.
Учебное портфолио. Портфолио как альтернативная система оценивания учащихся позволяет решить ряд задач в построении личностно-ориентированного образовательного процесса: фиксирует изменения и рост за определенный период времени, поддерживает учебные цели, поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей, раскрывает весь спектр выполняемых работ, обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году, показывает диапазон навыков и умений.
Мониторинг включает в себя и оценки и диагностику, однако не сводится ни к тому, ни к другому. Задача мониторинга, в организации целостной системы оценивания и диагностики, позволяющей не только получать объективную информацию о ходе и результатах образования, но о состоянии и динамике всех образовательных факторов, включая содержание, технологии, результаты и способы их оценки.
В теории социального управления мониторинг рассматривается как механизм контроля и слежения за качеством образования. В процессе мониторинга выявляются тенденции в развитии системы образования, соотнесенные во времени, а также последствия принимаемых решений. Иными словами, в рамках мониторинга проводится выявление и оценивание проведенных педагогических действий. При этом обеспечивается обратная связь, осведомляющая о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям.
Основы оценки индивидуальных творческих результатов учащихся
Еще одной моделью оценки личностных достижений и образовательных результатов учащихся можно назвать ряд методик, позволяющих оценить качество современного образования.
Сундук регалий
"Сундук регалий". "Сундук" составляют сами учащиеся, помещая туда все свои достижения, отмеченные какими - либо документами или иным способом за предшествующие годы обучения.
«Сундук регалий» может включать:
• документы об образовании, свидетельства об окончании курсов, о прослушанных курсах;
• характеристики, данные педагогами;
• моя уникальность;
• членские удостоверения учреждений и организаций;
• перечисление заслуг (например, диаграмма успеваемости);
• образцы заслуг (например, печатные работы, рефераты, модели и т.д.);
• личные замечания и другие оценки;
• спортивные свидетельства.
Данный список, несомненно, открыт, и учитель может его дополнить по своему усмотрению.
Шотландский аттестат
Данная методика отражает опыт педагогической диагностики, используемой в Англии. Основная ценность данной методики заключается в том, что целью всех записей в аттестате является выявление полной картины личностных качеств, интересов, навыков и академических достижений, причем записи в аттестате, как правило, являются результатом обсуждения успехов учащихся с тьютором.
Шотландский аттестат представляет собой папку, заполнение которой производится в течение всего процесса обучения. Перед началом обучения ученик получает данную папку - аттестат незаполненным.
В аттестате намечен путь развития ученика в процессе обучения.
Аттестат заполняется в процессе обучения. В нем фиксируются учебные достижения (заполняются и учеником, и учителем), отметки и оценки, посещаемость уроков, трудовые поручения, полученные сертификаты и т.д. Аттестат заполняется как итоговый документ, и как промежуточный. Девиз данной методики – «Каждодневный прогресс ученика должен быть зафиксирован».
Тетрадь – паспорт
Тетрадь-паспорт представляет сборник таблиц с разделами «Хочу», «Могу», «Есть» и т.д., в которых ученик, начиная с 6-го класса, пытается проанализировать свои желания, возможности, реальные знания и умения по каждому предмету. В этих тетрадях в разделах «Надо» и «Есть» делают свои записи - характеристики учителя. Важнейшим аналитическим материалом становятся ответы учащихся в разделах «Хочу», «Могу», «Не могу», «Должно быть».
Анализ подобных материалов позволяет учителям увидеть сферу интересов учеников, их возможность оценить свои умения и навыки, убеждает в необходимости определенного учета и анализа достижений каждого ученика, особенно в тех классах, где необходимо отслеживание изменений, происходящих с детьми.
Все рассмотренные модели позволяют включать оценочную деятельность в содержание обучения, помогают оценивать и регулировать познавательную деятельность, способствуют изменению стиля педагогической деятельности учителя, создают условия сотрудничества учащихся с одноклассниками и преподавателями, формируют у них адекватную самооценку.
Используемая учебно-методическая литература:
1. Майоров, А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования: Как выбирать,
создавать и использовать тесты для целей образования / А.Н. Майоров - М.: Народное образование, 2000. - 352 с.
2. Саврасова, А.И. Оценка образовательных результатов в условиях модернизации образования. : учеб.-метод. пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; А. И. Саврасова. - Мурманск: МГПУ, 2008. - 168 с.
З. Зачесова, Е. В. Традиционные и инновационные принципы оценивания достижений учащихся. / Е.В. Зачесова, // Школьные технологии. - 2007. - № 2.
4. Курносов, В. М. Оценка как фактор повышения внутренней мотивации обучения. / В.М. Курносов // Физика в школе. - 2008. - № 6.
5. Медведенко, Н. В. Оценка и ее взаимосвязь с контролем, измерением и диагностикой в управлении качеством образования. / Медведенко Н. В., Рубцова С. Ю. // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2008. - № 2.
7. Ветрова, А. А. Рейтинговая методика оценки в основе мониторинга и управления качеством образования / А.А. Ветрова, Р.В. Музыченко // Высшее образование сегодня. - 2005. - № 7.
8. Дмитриев, В.И. Электронное портфолио - бесспорное доказательство творческих устремлений выпускника школы. / И. Дмитриев // Директор школы. - 2008. - № 3.
9. Новикова, Т. Портфолио и изменение концепции деятельности школы, содержания и методов обучения / Т. Новикова, Е. Федотова // Народное образование. - 2009. - № 8.
Просмотр содержимого документа
«Инновационные средства оценки результатов обучения »
Инновационные средства оценки результатов обучения
Как известно, качество образования объявлено приоритетом в связи с национальной программой его развития и модернизации. Проблема измерения и оценивания результатов обучения является одной из самых важных в педагогической теории и практике. Решение этой проблемы необходимо для оценки эффективности педагогических инноваций и технологий. В связи с этим на всех этапах развития школы на первое место выдвигается вопрос поиска эффективных путей реализации оценочной функции учителя, из чего вытекают функции учителя нового типа:
1. Стимулирование действий обучающихся для достижения поставленной цели, обеспечение эмоциональной поддержки детей в ходе работы, создания ситуации успеха для каждого ребенка, поддержание общего позитивного эмоционального фона.
2. Проведение вместе с детьми экспертизы полученного результата.
3. Учитель в обновляющейся школе должен уметь не только обеспечить условия для развития личности, сделать этот процесс отлаженным и управляемым, но и обучить всему этому самих учащихся, сделать их мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации. В связи с этим современная система образования выдвигает требование: использование наряду с традиционными средствами контроля и инновационные достижения педагогической науки. Сегодня в качестве инновационных средств используют тестирование, модульную и рейтинговую системы оценки качества знаний, мониторинг качества, учебные портфолио.
Тестирование является одной из наиболее технологичных форм проведения автоматизированного контроля с управляемыми параметрами качества. Тесты применяются на всех этапах дидактического процесса. С их помощью эффективно обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости, учебных достижений.
Модульная система имеет целью поставить учеников перед необходимостью регулярной учебной работы в течение всего учебного года.
Рейтинг (от английского «rating») - это некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобалльной шкале (например, 20-балльной или 100-балльной) и интегрально характеризующая успеваемость и уровень знания учащихся по одному или нескольким предметам в течение определенного периода обучения.
Рейтинговая система позволяет преодолеть многие недостатки традиционной системы, и достаточно дифференцировано оценить успехи каждого обучающегося. Рейтинговая система эффективна благодаря тому, что она:
• учитывает текущую успеваемость ученика и тем самым значительно активизирует его самостоятельную и равномерную работу в течение всего учебного года;
• более объективно и точно оценивает знания обучающихся за счет использования дробной 100-бальной шкалы оценок;
• создает основу для дифференциации обучающихся, что особенно важно при переходе на многоуровневую систему обучения;
• позволяет получать подробную информацию о ходе усвоения знаний каждым учеником.
Учебное портфолио. Портфолио как альтернативная система оценивания учащихся позволяет решить ряд задач в построении личностно-ориентированного образовательного процесса: фиксирует изменения и рост за определенный период времени, поддерживает учебные цели, поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей, раскрывает весь спектр выполняемых работ, обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году, показывает диапазон навыков и умений.
Мониторинг включает в себя и оценки и диагностику, однако не сводится ни к тому, ни к другому. Задача мониторинга, в организации целостной системы оценивания и диагностики, позволяющей не только получать объективную информацию о ходе и результатах образования, но о состоянии и динамике всех образовательных факторов, включая содержание, технологии, результаты и способы их оценки.
В теории социального управления мониторинг рассматривается как механизм контроля и слежения за качеством образования. В процессе мониторинга выявляются тенденции в развитии системы образования, соотнесенные во времени, а также последствия принимаемых решений. Иными словами, в рамках мониторинга проводится выявление и оценивание проведенных педагогических действий. При этом обеспечивается обратная связь, осведомляющая о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям.
Основы оценки индивидуальных творческих результатов учащихся
Еще одной моделью оценки личностных достижений и образовательных результатов учащихся можно назвать ряд методик, позволяющих оценить качество современного образования.
Сундук регалий
"Сундук регалий". "Сундук" составляют сами учащиеся, помещая туда все свои достижения, отмеченные какими - либо документами или иным способом за предшествующие годы обучения.
«Сундук регалий» может включать:
• документы об образовании, свидетельства об окончании курсов, о прослушанных курсах;
• характеристики, данные педагогами;
• моя уникальность;
• членские удостоверения учреждений и организаций;
• перечисление заслуг (например, диаграмма успеваемости);
• образцы заслуг (например, печатные работы, рефераты, модели и т.д.);
• личные замечания и другие оценки;
• спортивные свидетельства.
Данный список, несомненно, открыт, и учитель может его дополнить по своему усмотрению.
Шотландский аттестат
Данная методика отражает опыт педагогической диагностики, используемой в Англии. Основная ценность данной методики заключается в том, что целью всех записей в аттестате является выявление полной картины личностных качеств, интересов, навыков и академических достижений, причем записи в аттестате, как правило, являются результатом обсуждения успехов учащихся с тьютором.
Шотландский аттестат представляет собой папку, заполнение которой производится в течение всего процесса обучения. Перед началом обучения ученик получает данную папку - аттестат незаполненным.
В аттестате намечен путь развития ученика в процессе обучения.
Аттестат заполняется в процессе обучения. В нем фиксируются учебные достижения (заполняются и учеником, и учителем), отметки и оценки, посещаемость уроков, трудовые поручения, полученные сертификаты и т.д. Аттестат заполняется как итоговый документ, и как промежуточный. Девиз данной методики – «Каждодневный прогресс ученика должен быть зафиксирован».
Тетрадь – паспорт
Тетрадь-паспорт представляет сборник таблиц с разделами «Хочу», «Могу», «Есть» и т.д., в которых ученик, начиная с 6-го класса, пытается проанализировать свои желания, возможности, реальные знания и умения по каждому предмету. В этих тетрадях в разделах «Надо» и «Есть» делают свои записи - характеристики учителя. Важнейшим аналитическим материалом становятся ответы учащихся в разделах «Хочу», «Могу», «Не могу», «Должно быть».
Анализ подобных материалов позволяет учителям увидеть сферу интересов учеников, их возможность оценить свои умения и навыки, убеждает в необходимости определенного учета и анализа достижений каждого ученика, особенно в тех классах, где необходимо отслеживание изменений, происходящих с детьми.
Все рассмотренные модели позволяют включать оценочную деятельность в содержание обучения, помогают оценивать и регулировать познавательную деятельность, способствуют изменению стиля педагогической деятельности учителя, создают условия сотрудничества учащихся с одноклассниками и преподавателями, формируют у них адекватную самооценку.
Используемая учебно-методическая литература:
1. Майоров, А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования: Как выбирать,
создавать и использовать тесты для целей образования / А.Н. Майоров - М.: Народное образование, 2000. - 352 с.
2. Саврасова, А.И. Оценка образовательных результатов в условиях модернизации образования. : учеб.-метод. пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; А. И. Саврасова. - Мурманск: МГПУ, 2008. - 168 с.
З. Зачесова, Е. В. Традиционные и инновационные принципы оценивания достижений учащихся. / Е.В. Зачесова, // Школьные технологии. - 2007. - № 2.
4. Курносов, В. М. Оценка как фактор повышения внутренней мотивации обучения. / В.М. Курносов // Физика в школе. - 2008. - № 6.
5. Медведенко, Н. В. Оценка и ее взаимосвязь с контролем, измерением и диагностикой в управлении качеством образования. / Медведенко Н. В., Рубцова С. Ю. // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2008. - № 2.
7. Ветрова, А. А. Рейтинговая методика оценки в основе мониторинга и управления качеством образования / А.А. Ветрова, Р.В. Музыченко // Высшее образование сегодня. - 2005. - № 7.
8. Дмитриев, В.И. Электронное портфолио - бесспорное доказательство творческих устремлений выпускника школы. / И. Дмитриев // Директор школы. - 2008. - № 3.
9. Новикова, Т. Портфолио и изменение концепции деятельности школы, содержания и методов обучения / Т. Новикова, Е. Федотова // Народное образование. - 2009. - № 8.