Основные составляющие профессиональной культуры современного педагога
Основные составляющие профессиональной культуры современного педагога
Современный учитель должен быть прежде всего личностью! Ведь помимо предмета дети многое берут от человека! Конечно, он должен быть умным (это естественно), терпеливым, мобильным, творческим, добрым и требовательным одновременно, знающим современные чаяния молодежи. Культурным и грамотным!
Профессиональная культура учителя соединяет в себе элементы формального (следование определённым нормам, инструкциям, наработанным приёмам) и неформального (творчество, индивидуальность, импровизацию) плана. Чаще всего данные элементы характеризуются взаимосвязанностью и органичным переходом друг в друга.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Основные составляющие профессиональной культуры современного педагога»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Горская основная общеобразовательная школа»
Орехово-Зуевского муниципального района Московской области
Выступление
по теме:
«Основные составляющие профессиональной
культуры современного педагога»
Современный учитель должен быть прежде всего личностью! Ведь помимо предмета дети многое берут от человека! Конечно, он должен быть умным (это естественно), терпеливым, мобильным, творческим, добрым и требовательным одновременно, знающим современные чаяния молодежи. Культурным и грамотным!
Профессиональная культура учителя соединяет в себе элементы формального (следование определённым нормам, инструкциям, наработанным приёмам) и неформального (творчество, индивидуальность, импровизацию) плана. Чаще всего данные элементы характеризуются взаимосвязанностью и органичным переходом друг в друга.
Сложность профессии учителя определяется как высокими требованиями общества, так и огромными затратами умственной, психической, душевной энергии, на реализацию которой указывал Ян Амос Каменский: «Учителями должны быть люди… честные, деятельные и трудолюбивые; не только для вида, но и на самом деле они должны быть живыми образцами добродетелей, которые они должны привить другим».
Так каким же должен быть современный учитель?
Каждый учитель должен знать и любить свой предмет. Обязательно любить, потому что именно тогда и ученики, переняв его увлеченность, будут знать и любить этот предмет. Педагог должен научить школьников использовать полученные знания, а также свои качества для того, чтобы самостоятельно мыслить, решать проблемы, находить ответы на волнующие вопросы, таким образом обеспечить их личностный рост. Особое значение в профессиональном становлении учителя играет процесс его профессионально-личностного саморазвития.
Грамотный специалист непрерывно повышает свою квалификацию, изучает научно-методическую литературу, передовой опыт своих коллег, педагогические инновации, применяет полученные сведения в своей практике. В современных условиях неотъемлемой частью профессионального роста является овладение информационно-компьютерными технологиями, работа с Интернет-ресурсами, активное участие в научно-практических семинарах, конференциях. Ведь в наше время дети с лёгкостью осваивают новые технологии, поэтому учитель должен уметь работать с новыми технологиями, применять их на уроках и научить учащихся работе с современным оборудованием, тем самым ещё больше заинтересовывая и мотивируя учащихся.
Такое понятие как «учитель-исследователь» в педагогике употребляется как характеристика высшего уровня профессиональной культуры личности человека, занятого педагогической практикой. Мотивация к поиску присуща творческой личности педагога. В связи с этим современный учитель должен обладать методологической культурой, главными признаками, которой являются: навыки проектирования педагогического процесса; умение осознавать, формулировать и творчески решать задачи; способность к осуществлению методической рефлексии; потребность в научных педагогических знаниях.
Высокий уровень профессиональной культуры учителя немыслим без адекватного уровня развития её психологического компонента. Знание психологических особенностей каждой возрастной группы поможет найти индивидуальный подход к ученикам, избежать конфликтных ситуаций. Любовь к ребенку, уважение его взглядов, интересов – залог успеха. Да и в работе с родителями учитель – это, прежде всего, союзник, помощник, друг.
Педагог – личность публичная, окруженная повышенным вниманием, поэтому имидж играет немаловажное значение. Характер, привычки, манеры и даже внешний вид способны либо расположить к себе людей, либо оттолкнуть их. Поведение учителя зачастую становится образцом для подражания (особенно для учеников младших классов), поэтому учитель не имеет права быть грубым, неопрятным, неаккуратным, невежливым, невежественным, косноязычным.
Еще одна составляющая профессионализма учителя – это использование здоровьесберегающих технологий. Сохранение и укрепление здоровья учащихся – первоочередная задача учебного заведения. Работа учителя заключается не только в том, чтобы провести ряд лекций на данную тему, но и привлечь ребят к участию в спортивных соревнованиях, организовать туристический поход или акцию здоровья, а также собственным примером доказать всю важность здорового образа жизни.
Современный педагог, используя багаж знаний и новые электронные средства обучения, ориентируясь на гуманистические общечеловеческие ценности на занятиях, более эффективно осуществляет целостный образовательный процесс обучения, воспитания и развития детей в соответствии с их природными задатками, склонностями, способностями и интересами.
В заключении, хотелось бы отметить, что современный учитель – это личность, осознающая свою ответственность, стремящаяся быть лидером везде. Это, без сомнения, человек, от которого зависит судьба каждого его обучающегося, это счастливый человек, потому что у него есть любимая работа!