kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Профессиональная культура педагога

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профессия педагога - одна из древнейших на земле. Каждый человек за свою жизнь много раз побывал в роли ученика, воспитанника и в роли учителя, воспитателя. Педагоги занимаются педагогической деятельностью профессионально, а не профессионально этой деятельностью занимаются почти все люди. Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге, который является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма. Сегодня общество предъявляет к педагогу гораздо более высокие требования, нежели просто обучение. Современный педагог – это конкурентно-способная личность, обладающая функциональной и социальной грамотностью, профессиональной мобильностью, творческой активностью, нравственными качествами. Профессиональная культура педагога имеет свою специфику. Любому педагогу надо быть готовым не только передавать знания, воспитывать, но и создавать благоприятную обстановку, развивать у обучающихся потребность в успешной познавательной и преобразовательной деятельности. В качестве основных составляющих профессиональной культуры педагога можно выделить следующие: профессиональная квалификация, нравственная культура, педагогическая этика (правила поведения, внешний вид и т.п.), коммуникативная культура и информационно-технологическая культура. Рассмотрим первую составляющую профессиональной культуры педагога. Педагог становится мастером своего дела, профессионалом по мере того, как он осваивает и развивает педагогическую деятельность, признавая педагогические ценности. Каждый преподаватель должен знать и любить свой предмет. Обязательно любить, потому что именно тогда и ученики, переняв его увлеченность, будут знать и любить этот предмет. Педагог должен научить использовать полученные знания, а также свои качества для того, чтобы самостоятельно мыслить, решать проблемы, находить ответы на волнующие вопросы, таким образом обеспечить их личностный рост. Особое значение в профессиональном становлении педагога играет процесс его профессионально-личностного саморазвития. Грамотный специалист непрерывно повышает свою квалификацию, изучает научно-методическую литературу, передовой опыт своих коллег, педагогические инновации, применяет полученные сведения в своей практике. В современных условиях неотъемлемой частью профессионального роста является овладение информационно-компьютерными технологиями, работа с Интернет-ресурсами, активное участие в научно-практических семинарах, конференциях. Не следует забывать, что профессионализм педагога включает в себя и ряд его личностных качеств. Действительно, моральные, нравственные аспекты общения преподавателя с обучающимися имеют колоссальное значение в учебно-воспитательной работе. Педагог – личность публичная, окруженная повышенным вниманием, поэтому имидж играет немаловажное значение. Характер, привычки, манеры и даже внешний вид способны либо расположить к себе людей, либо оттолкнуть их. Поведение педагога зачастую становится образцом для подражания, поэтому педагог не имеет права быть грубым, неопрятным, неаккуратным, невежливым, невежественным, косноязычным. Истинный педагог должен быть немножко актером, немножко художником, немножко музыкантом, режиссером. С ним должно быть интересно! Этика педагога имеет особое значение. Педагог в своей деятельности обязан думать и о личности ученика, не навязывать свои убеждения, а учить думать и стимулировать стремление к знаниям. Любовь к ребенку, уважение его взглядов, интересов – залог успеха. Профессиональная этика подразумевает безусловное выполнение требований нравственности, связанных со спецификой профессии. Это должно проявляться в выполнении общепринятых норм поведения, владение своей профессией, чувстве коллективизма. Основным элементом профессиональной этики является профессионализм. Настоящий профессионал всегда является человеком высокой морали. Ему не присущи интриги, суета, беспринципность, присвоение чужих мыслей и достижений, которые только мешают работе. Необходимо проявлять уважение к любому человеку, ни в коем случае нельзя его унижать, а если необходимо покритиковать, то делать это надо, не задевая личность. Главная заповедь врачей – не навреди. Её можно отнести и к педагогам. Приведу пример недопустимого обращения педагога к своим обучающимся 10 наиболее распространённых нарушений в этике поведения педагога на уроке: Обращение к ученику (студенту) не по имени, а по фамилии. Отсутствие извинения в адрес обучающегося в случае своей оплошности. Приказной, административный характер просьб педагога, без приглашающих интонаций, без слова "пожалуйста". Невнимание к ответу ученика (студента) (прерывание речи учащегося, беседа с другими во время ответа). Постановка ребёнка в неудобное, унизительное положение на уроке. Сравнение ученика с другим учеником, а не с самим собой. Неумение выразить веру в ученика. Отсутствие доброжелательности к учащемуся, нежелание учителя расценить поступок ученика в благоприятном для него смысле. Неумение признать взрослость подростка, его право на другое мнение. Неудачи ребёнка в учении нисколько не должны снижать общее уважение к нему как к человеку. Надо уметь разводить учебную отметку и оценку личности. Педагог – профессионал обязательно должен выбрать свою роль, а потом придерживаться её постоянно. Общение обучающихся с педагогом начинается с момента его появления в классе. Важно всё, как он вошёл, как двигается, как перелистывает страницы, держит книгу, педагог ещё не сказал ни слова, но уже сообщил детям об отношении к ним, о своём настроении, самочувствии, он несёт в себе заряд информации, создающей атмосферу приобщения к знаниям. Чрезвычайно важна роль мимики. При произношении одного и того же слова лицо может выражать различные чувства: радость и доброжелательность или безразличие. Педагог не просто говорит детям: «здравствуйте», но и приветливо смотрит на них. Если же, поздоровавшись, он отводит глаза в сторону, дети понимают: что-то произошло в наших взаимоотношениях. Педагог, передавая значение словом, нередко оставляет за границами внимания те знаки, которые воспринимают от него. Порой происходит следующее: педагог говорит правильные слова, но ему не доверяют. Это происходит тогда, когда мимика, пластика, поза, которую он принимает в момент общения, не соответствует тому, о чём он говорит. Так опираясь ладонями о стол, чуть наклоняясь вперёд, педагог заявляет, что будет авторитарным в отношениях с детьми. Не следует педагогу в момент общения скрещивать ноги и руки, что создаёт психологический барьер, мешает созданию открытого и доверительного общения. Немаловажную роль в общении играет дистанция, которую педагог занимает по отношению к детям. Слишком близкое ли, наоборот, слишком далёкая дистанция затрудняет общение с ними. Почему же большое внимание уделяется таким средствам общения, как мимика, жесты, пластика которые психологи называют языком тела. Это происходит, потому что именно по этим канонам мы получаем до 65% значимой информации. Отсюда вытекает вывод, если педагог хочет быть правильно понят воспитанниками надо, что бы и форма, и содержание, и смысл сообщаемого гармонично сливались друг с другом. Педагогу необходимо обострённо слышать и видеть то, что для других остаётся незамеченным. Главное место в имидже педагога отводится его коммуникативной культуре. Главное для педагога – умение общаться, коммуникация – это умение общаться с коллегами, с обучающимися, с их родителями. В чём проявляется коммуникативная культура личности? Главное орудие педагога – общение, коммуникация. Дейл Карнеги (англ. психолог, писатель, автор серии книг по самосовершенствованию, навыкам успешного общения, ораторскому искусству) советывал при общении проявлять к собеседнику внимание, дать ему почувствовать свою значительность. Ведь любой человек хочет быть понятым, признанным, оцененным. Главная составляющая понятия «культура» – это речь человека. «Заговори, чтоб я тебя увидел», – считали древние. От того, насколько учитель владеет своим голосом, насколько развита его речь, зависит успех урока. Грамотную, красивую, яркую, эмоциональную, правильную речь хочется слушать, наслаждаться ею, вникать, запоминать сказанное. Еще одна составляющая профессионализма педагога – это использование здоровьесберегающих технологий. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся – первоочередная задача учебного заведения. Работа педагога заключается не только в том, чтобы провести ряд лекций на данную тему, но и привлечь ребят к участию в спортивных соревнованиях, организовать туристический поход или акцию здоровья, а также собственным примером доказать всю важность здорового образа жизни. Педагог, как и любой уважающий себя гражданин, должен знать историю своей страны, ведь без прошлого нет и будущего. Эти знания вместе с любовью к Родине нужно передать ученикам, а они воспримут это только в том случае, если увидят искренность. Следовательно, культура педагога должна определяться чувством долга, адекватной самооценкой, эстетическим вкусом, способностью к самоконтролю и рефлексии, его кругозором. Современная педагогика считает необходимым для педагога – обладать актёрским мастерством, эмоциональностью, так как педагог с деревянным лицом, на котором всегда одно и тоже выражение, вряд ли будет пользоваться успехом у детей. Он должен обладать хорошо поставленным голосом, чувством юмора, уметь одеваться. Всё выше сказанное определяет имидж педагога. Впервые в российском образовании разрабатывается концепция и содержание профессионального стандарта педагога. Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования. Профессиональный стандарт педагога предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации, планирования карьеры; для формирования должностных инструкций и разработки федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования. Проект концепции и содержания профессионального стандарта педагога предлагается для широкого обсуждения с участием заинтересованных сторон: педагогов, руководителей школ, родителей, учащихся и всех желающих. Таким образом, сложность профессии педагога определяется не только высокими требованиями общества, но и огромными затратами умственной, психической, душевной энергии, на реализацию которой указывал Я.А.Коменский (чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви, основоположник научной педагогики): “Учителями должны быть люди… честные, деятельные и трудолюбивые; не только для вида, но и на самом деле они должны быть живыми образцами добродетелей, которые они должны привить другим”

Просмотр содержимого документа
«Профессиональная культура педагога »

Доклад «Профессиональная культура педагога»

Профессия педагога - одна из древнейших на земле. Каждый человек за свою жизнь много раз побывал в роли ученика, воспитанника и в роли учителя, воспитателя. Педагоги занимаются педагогической деятельностью профессионально, а не профессионально этой деятельностью занимаются почти все люди.

Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге, который является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.

Сегодня общество предъявляет к педагогу гораздо более высокие требования, нежели просто обучение. Современный педагог – это конкурентно-способная личность, обладающая функциональной и социальной грамотностью, профессиональной мобильностью, творческой активностью, нравственными качествами.

Профессиональная культура педагога имеет свою специфику. Любому педагогу надо быть готовым не только передавать знания, воспитывать, но и создавать благоприятную обстановку, развивать у обучающихся потребность в успешной познавательной и преобразовательной деятельности.

В качестве основных составляющих профессиональной культуры педагога можно выделить следующие: профессиональная квалификация, нравственная культура, педагогическая этика (правила поведения, внешний вид и т.п.), коммуникативная культура и информационно-технологическая культура.

Рассмотрим первую составляющую профессиональной культуры педагога. Педагог становится мастером своего дела, профессионалом по мере того, как он осваивает и развивает педагогическую деятельность, признавая педагогические ценности.

Каждый преподаватель должен знать и любить свой предмет. Обязательно любить, потому что именно тогда и ученики, переняв его увлеченность, будут знать и любить этот предмет. Педагог должен научить использовать полученные знания, а также свои качества для того, чтобы самостоятельно мыслить, решать проблемы, находить ответы на волнующие вопросы, таким образом обеспечить их личностный рост. Особое значение в профессиональном становлении педагога играет процесс его профессионально-личностного саморазвития.

Грамотный специалист непрерывно повышает свою квалификацию, изучает научно-методическую литературу, передовой опыт своих коллег, педагогические инновации, применяет полученные сведения в своей практике. В современных условиях неотъемлемой частью профессионального роста является овладение информационно-компьютерными технологиями, работа с Интернет-ресурсами, активное участие в научно-практических семинарах, конференциях.

Не следует забывать, что профессионализм педагога включает в себя и ряд его личностных качеств. Действительно, моральные, нравственные аспекты общения преподавателя с обучающимися имеют колоссальное значение в учебно-воспитательной работе. Педагог – личность публичная, окруженная повышенным вниманием, поэтому имидж играет немаловажное значение. Характер, привычки, манеры и даже внешний вид способны либо расположить к себе людей, либо оттолкнуть их. Поведение педагога зачастую становится образцом для подражания, поэтому педагог не имеет права быть грубым, неопрятным, неаккуратным, невежливым, невежественным, косноязычным.

Истинный педагог должен быть немножко актером, немножко художником, немножко музыкантом, режиссером. С ним должно быть интересно!

Этика педагога имеет особое значение. Педагог в своей деятельности обязан думать и о личности ученика, не навязывать свои убеждения, а учить думать и стимулировать стремление к знаниям.

Любовь к ребенку, уважение его взглядов, интересов – залог успеха.

Профессиональная этика подразумевает безусловное выполнение требований нравственности, связанных со спецификой профессии. Это должно проявляться в выполнении общепринятых норм поведения, владение своей профессией, чувстве коллективизма. Основным элементом профессиональной этики является профессионализм. Настоящий профессионал всегда является человеком высокой морали. Ему не присущи интриги, суета, беспринципность, присвоение чужих мыслей и достижений, которые только мешают работе.

Необходимо проявлять уважение к любому человеку, ни в коем случае нельзя его унижать, а если необходимо покритиковать, то делать это надо, не задевая личность.

Главная заповедь врачей – не навреди. Её можно отнести и к педагогам.

Приведу пример недопустимого обращения педагога к своим обучающимся 10 наиболее распространённых нарушений в этике поведения педагога на уроке: Обращение к ученику (студенту) не по имени, а по фамилии. Отсутствие извинения в адрес обучающегося в случае своей оплошности. Приказной, административный характер просьб педагога, без приглашающих интонаций, без слова "пожалуйста". Невнимание к ответу ученика (студента) (прерывание речи учащегося, беседа с другими во время ответа). Постановка ребёнка в неудобное, унизительное положение на уроке. Сравнение ученика с другим учеником, а не с самим собой. Неумение выразить веру в ученика. Отсутствие доброжелательности к учащемуся, нежелание учителя расценить поступок ученика в благоприятном для него смысле. Неумение признать взрослость подростка, его право на другое мнение. Неудачи ребёнка в учении нисколько не должны снижать общее уважение к нему как к человеку. Надо уметь разводить учебную отметку и оценку личности.

Педагог – профессионал обязательно должен выбрать свою роль, а потом придерживаться её постоянно.

Общение обучающихся с педагогом начинается с момента его появления в классе. Важно всё, как он вошёл, как двигается, как перелистывает страницы, держит книгу, педагог ещё не сказал ни слова, но уже сообщил детям об отношении к ним, о своём настроении, самочувствии, он несёт в себе заряд информации, создающей атмосферу приобщения к знаниям. Чрезвычайно важна роль мимики. При произношении одного и того же слова лицо может выражать различные чувства: радость и доброжелательность или безразличие. Педагог не просто говорит детям: «здравствуйте», но и приветливо смотрит на них. Если же, поздоровавшись, он отводит глаза в сторону, дети понимают: что-то произошло в наших взаимоотношениях. Педагог, передавая значение словом, нередко оставляет за границами внимания те знаки, которые воспринимают от него.

Порой происходит следующее: педагог говорит правильные слова, но ему не доверяют. Это происходит тогда, когда мимика, пластика, поза, которую он принимает в момент общения, не соответствует тому, о чём он говорит. Так опираясь ладонями о стол, чуть наклоняясь вперёд, педагог заявляет, что будет авторитарным в отношениях с детьми. Не следует педагогу в момент общения скрещивать ноги и руки, что создаёт психологический барьер, мешает созданию открытого и доверительного общения. Немаловажную роль в общении играет дистанция, которую педагог занимает по отношению к детям. Слишком близкое ли, наоборот, слишком далёкая дистанция затрудняет общение с ними. Почему же большое внимание уделяется таким средствам общения, как мимика, жесты, пластика которые психологи называют языком тела. Это происходит, потому что именно по этим канонам мы получаем до 65% значимой информации. Отсюда вытекает вывод, если педагог хочет быть правильно понят воспитанниками надо, что бы и форма, и содержание, и смысл сообщаемого гармонично сливались друг с другом. Педагогу необходимо обострённо слышать и видеть то, что для других остаётся незамеченным.

Главное место в имидже педагога отводится его коммуникативной культуре.

Главное для педагога – умение общаться, коммуникация – это умение общаться с коллегами, с обучающимися, с их родителями.

В чём проявляется коммуникативная культура личности? Главное орудие педагога – общение, коммуникация. Дейл Карнеги (англ. психолог, писатель, автор серии книг по самосовершенствованию, навыкам успешного общения, ораторскому искусству) советывал при общении проявлять к собеседнику внимание, дать ему почувствовать свою значительность. Ведь любой человек хочет быть понятым, признанным, оцененным.

Главная составляющая понятия «культура» – это речь человека. «Заговори, чтоб я тебя увидел», – считали древние. От того, насколько учитель владеет своим голосом, насколько развита его речь, зависит успех урока. Грамотную, красивую, яркую, эмоциональную, правильную речь хочется слушать, наслаждаться ею, вникать, запоминать сказанное.

Еще одна составляющая профессионализма педагога – это использование здоровьесберегающих технологий. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся – первоочередная задача учебного заведения. Работа педагога заключается не только в том, чтобы провести ряд лекций на данную тему, но и привлечь ребят к участию в спортивных соревнованиях, организовать туристический поход или акцию здоровья, а также собственным примером доказать всю важность здорового образа жизни.

Педагог, как и любой уважающий себя гражданин, должен знать историю своей страны, ведь без прошлого нет и будущего. Эти знания вместе с любовью к Родине нужно передать ученикам, а они воспримут это только в том случае, если увидят искренность.


Следовательно, культура педагога должна определяться чувством долга, адекватной самооценкой, эстетическим вкусом, способностью к самоконтролю и рефлексии, его кругозором.


Современная педагогика считает необходимым для педагога – обладать актёрским мастерством, эмоциональностью, так как педагог с деревянным лицом, на котором всегда одно и тоже выражение, вряд ли будет пользоваться успехом у детей. Он должен обладать хорошо поставленным голосом, чувством юмора, уметь одеваться. Всё выше сказанное определяет имидж педагога.

Впервые в российском образовании разрабатывается концепция и содержание профессионального стандарта педагога. Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования. Профессиональный стандарт педагога предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации, планирования карьеры; для формирования должностных инструкций и разработки федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования.

В работе над проектом концепции и содержания профессионального стандарта педагога приняли участие заслуженные педагоги, ведущие представители экспертного сообщества. Рабочую группу по разработке концепции и содержания профессионального стандарта педагога возглавил Е.А. Ямбург, директор Центра образования № 109 города Москвы, член Общественного совета при Министерстве образования и науки Российской Федерации.

Проект концепции и содержания профессионального стандарта педагога предлагается для широкого обсуждения с участием заинтересованных сторон: педагогов, руководителей школ, родителей, учащихся и всех желающих.


Таким образом, сложность профессии педагога определяется не только высокими требованиями общества, но и огромными затратами умственной, психической, душевной энергии, на реализацию которой указывал Я.А.Коменский (чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви, основоположник научной педагогики): “Учителями должны быть люди… честные, деятельные и трудолюбивые; не только для вида, но и на самом деле они должны быть живыми образцами добродетелей, которые они должны привить другим”




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Профессиональная культура педагога

Автор: Пиксина Галина Сергеевна

Дата: 30.11.2014

Номер свидетельства: 137551

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Повышение профессиональной компетентности педагогов"
    ["seo_title"] => string(60) "povyshieniie_profiessional_noi_kompietientnosti_piedaghoghov"
    ["file_id"] => string(6) "400480"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1489567931"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Образ современного учителя с позиции профессионального  стандарта педагога "
    ["seo_title"] => string(85) "obraz-sovriemiennogho-uchitielia-s-pozitsii-profiessional-nogho-standarta-piedaghogha"
    ["file_id"] => string(6) "219731"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1434354813"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Личностный профессиональный рост педагогов как необходимое условие эффективности образовательного процесса "
    ["seo_title"] => string(120) "lichnostnyi-profiessional-nyi-rost-piedaghoghov-kak-nieobkhodimoie-usloviie-effiektivnosti-obrazovatiel-nogho-protsiessa"
    ["file_id"] => string(6) "229604"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441811535"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Доклад:  «Профессионально-педагогическая культура педагога» "
    ["seo_title"] => string(65) "doklad-profiessional-no-piedaghoghichieskaia-kul-tura-piedaghogha"
    ["file_id"] => string(6) "161435"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422213038"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Профессиональная компетентность экологической культуры педагога"
    ["seo_title"] => string(62) "professionalnaia_kompetentnost_ekologicheskoi_kultury_pedagoga"
    ["file_id"] => string(6) "495421"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1547551936"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства