РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПУТЕЙ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПУТЕЙ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА
Есть большая доля истины в том, когда иной раз говорят: голова даже самого способного человека мало чего стоит без хорошего образования. Сегодня, когда происходит постоянное обновление содержания образования, возросла потребность в учителе, который способен модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого ее освоения и применения достижений науки и передового педагогического опыта.
На современном этапе развития казахстанского общества, модернизации системы образования, введения новых образовательных стандартов, значительно возрастает роль учителя как активного субъекта педагогического процесса, так как именно он является главным источником знаний, обладающим определенной суммой научных знаний и способов деятельности. Повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам.
Мастерство современного учителя состоит в умении правильно конструировать формы организации процесса обучения в соответствии с целенаправленным его функционированием.
Стремительный полет различных инноваций, в том числе и педагогических технологий, является актуальной проблемой обновления образования. Для того чтобы повысить высокую мотивацию обучающихся, современному учителю в своей профессиональной педагогической деятельности необходимо использовать различные инновационные технологии.
Обновление образования сегодня требует от педагогов: знания тенденций инновационных изменений в системе современного образования, отличий традиционной, развивающей и личностно-ориентированной систем обучения; понимания сущности педагогической технологии; знания интерактивных форм и методов обучения, критериев технологичности; владения технологиями целеполагания, проектирования, диагностирования, проектирования оптимальной авторской методической системы, умения анализировать и оценивать свой профессиональный стиль, а также особенности и эффективность применяемых педагогических технологий и собственной педагогической деятельности в целом. Условием успешной социализации учащихся школы является постоянный профессиональный рост педагогов, создание модели современного педагога «Я – сегодня…» В связи с этим задачей первостепенной важности станет развитие профессионального самосознания учителя и определение путей и средств его профессио¬нального саморазвития. Для решения этих задач, как мне кажется, учителю, в своей педагогической деятельности, необходимо выполнять следующие три условия профессионального роста педагога.
Три условия профессионального роста педагога «Я – сегодня…»
Первое условие – необходимо точно усвоить ЗУН:
Знания – знать основные пути профессионально-личностных достижений учителя
Умения – формировать профессиональную личностную позицию
Навыки – владеть информаци¬онными технологиями на функциональном уровне
Второе условие – составить и руководствоваться профессиограммой педагога школы
Составляющие профессиограммы – функции педагога, результаты труда, профессиональные качества, индивидуально-личностная характеристика педагога
Третье условие – с целью повышения качества образования обладать такими качествами как педагогическая компетентность, педагогические способности, педагогическая направленность
Основные пути профессионально-личностных достижений учителя:
1) формирование индивидуального банка освоенных и применяемых методических приемов и педагогических технологий;
2) освоение роли учителя-предметника, классного руководителя, воспитателя;
3) системная самообразовательная работа через личностную целостность, рефлексивное прогнозирование, креативность, творчество.
Профессиограмма педагога школы:
Функции (профессиональные действия)
педагога Результаты
труда
педагога Профессионально важные качества
педагога Индивидуально-личностные
характеристики педагога
Образовательная достижение высоких результатов в обучении учащихся, соответствующих новым стандартам и критериям качества образования компетентный профессионал,
непосредственный организатор учебно-воспитательного процесса компетентность, ответственность, коммуникабельность
целеустремленность
Воспитательная успешная социализация личности учащихся умелый, внимательный наставник и помощник в развитии позитивной активности личности толерантность, психологическая близость к учащимся, способность к нестандартным действиям
Развивающая формирование конкурентоспособной личности субъект формирования культуры и жизненных стратегий личности учащихся способность к рефлексивной деятельности, устойчивая направленность на самореализацию
Думаю, что каждый современный учитель в совершенстве должен обладать профессиональными потребностями в образовании, направленными на развитие творческой личности:
• профессиональные знания, овладение способами научного творчества,
педагогического исследования, диагностической деятельности и эксперимента;
• собственная концепция профессионального и личностного саморазвития;
• способность к непрерывному образованию: вариативность в образовании;
• профессиональная ориентация на реализацию актуальных и перспективных, ожидаемых и прогнозируемых образовательных потребностей;
• педагогическое мышление и рефлексия;
• педагогическое целеполагание;
• психолого-педагогическая культура.
Деятельность учителя заключается в непрерывном процессе обновления содержания образования, направленные на повышение качества образования.
Личные качества учителя должны постоянно совершенствоваться и обладать следующими качествами:
• оптимизм;
• позитивная «Я – концепция»;
• мотивация к педагогической деятельности;
• ценностные ориентации, ценностное самоопределение педагога;
• адекватная самооценка;
• социальная толерантность;
• эмоциональная устойчивость.
Из всего вышесказанного и в соответствии с модернизацией системы образования выстраивается
Модель преподавателя школы «Я – сегодня…» -
Творческая профессионально компетентная личность,
Осознающая смысл и цели образовательной деятельности,
Умеющая составлять целостную образовательную программу,
Наделённая способностью видеть индивидуальные качества учеников,
Способная к личностному творческому росту.
И, если смотреть на первые буквы этих понятий, то они созвучны с английским словом Towns – города. А со словом «города» у нас ассоциируется что-то огромное, яркое и чего-то всегда много, много, много…
И поэтому я хочу пожелать современному учителю сегодня - огромного желания работать, быть самой яркой личностью и помнить всегда о том, что хорошего человека всегда много, много, много…!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПУТЕЙ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА»
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПУТЕЙ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА
Зиядина А.К.
учитель английского языка
КГУ «Кызылтуская средняя школа»
Акжарского района
Северо-Казахстанской области
образование – высшее
категория - первая
Есть большая доля истины в том, когда иной раз говорят: голова даже самого способного человека мало чего стоит без хорошего образования. Сегодня, когда происходит постоянное обновление содержания образования, возросла потребность в учителе, который способен модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого ее освоения и применения достижений науки и передового педагогического опыта.
На современном этапе развития казахстанского общества, модернизации системы образования, введения новых образовательных стандартов, значительно возрастает роль учителя как активного субъекта педагогического процесса, так как именно он является главным источником знаний, обладающим определенной суммой научных знаний и способов деятельности. Повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам.
Мастерство современного учителя состоит в умении правильно конструировать формы организации процесса обучения в соответствии с целенаправленным его функционированием.
Стремительный полет различных инноваций, в том числе и педагогических технологий, является актуальной проблемой обновления образования. Для того чтобы повысить высокую мотивацию обучающихся, современному учителю в своей профессиональной педагогической деятельности необходимо использовать различные инновационные технологии.
Обновление образования сегодня требует от педагогов: знания тенденций инновационных изменений в системе современного образования, отличий традиционной, развивающей и личностно-ориентированной систем обучения; понимания сущности педагогической технологии; знания интерактивных форм и методов обучения, критериев технологичности; владения технологиями целеполагания, проектирования, диагностирования, проектирования оптимальной авторской методической системы, умения анализировать и оценивать свой профессиональный стиль, а также особенности и эффективность применяемых педагогических технологий и собственной педагогической деятельности в целом. Условием успешной социализации учащихся школы является постоянный профессиональный рост педагогов, создание модели современного педагога «Я – сегодня…» В связи с этим задачей первостепенной важности станет развитие профессионального самосознания учителя и определение путей и средств его профессионального саморазвития. Для решения этих задач, как мне кажется, учителю, в своей педагогической деятельности, необходимо выполнять следующие три условия профессионального роста педагога.
Три условия профессионального роста педагога «Я – сегодня…»
Первое условие – необходимо точно усвоить ЗУН:
Знания – знать основные пути профессионально-личностных достижений учителя
Умения – формировать профессиональную личностную позицию
Навыки – владеть информационными технологиями на функциональном уровне
Второе условие – составить и руководствоваться профессиограммой педагога школы
Составляющие профессиограммы – функции педагога, результаты труда, профессиональные качества, индивидуально-личностная характеристика педагога
Третье условие – с целью повышения качества образования обладать такими качествами как педагогическая компетентность, педагогические способности, педагогическая направленность
Основные пути профессионально-личностных достижений учителя:
1) формирование индивидуального банка освоенных и применяемых методических приемов и педагогических технологий;
2) освоение роли учителя-предметника, классного руководителя, воспитателя;
3) системная самообразовательная работа через личностную целостность, рефлексивное прогнозирование, креативность, творчество.
Профессиограмма педагога школы:
Функции (профессиональные действия)
педагога
Результаты
труда
педагога
Профессионально важные качества
педагога
Индивидуально-личностные
характеристики педагога
Образовательная
достижение высоких результатов в обучении учащихся, соответствующих новым стандартам и критериям качества образования
компетентный профессионал,
непосредственный организатор учебно-воспитательного процесса
умелый, внимательный наставник и помощник в развитии позитивной активности личности
толерантность, психологическая близость к учащимся, способность к нестандартным действиям
Развивающая
формирование конкурентоспособной личности
субъект формирования культуры и жизненных стратегий личности учащихся
способность к рефлексивной деятельности, устойчивая направленность на самореализацию
Думаю, что каждый современный учитель в совершенстве должен обладать профессиональными потребностями в образовании, направленными на развитие творческой личности:
профессиональные знания, овладение способами научного творчества,
педагогического исследования, диагностической деятельности и эксперимента;
собственная концепция профессионального и личностного саморазвития;
способность к непрерывному образованию: вариативность в образовании;
профессиональная ориентация на реализацию актуальных и перспективных, ожидаемых и прогнозируемых образовательных потребностей;
педагогическое мышление и рефлексия;
педагогическое целеполагание;
психолого-педагогическая культура.
Деятельность учителя заключается в непрерывном процессе обновления содержания образования, направленные на повышение качества образования.
Личные качества учителя должны постоянно совершенствоваться и обладать следующими качествами:
Наделённая способностью видеть индивидуальные качества учеников,
Способная к личностному творческому росту.
И, если смотреть на первые буквы этих понятий, то они созвучны с английским словом Towns – города. А со словом «города» у нас ассоциируется что-то огромное, яркое и чего-то всегда много, много, много…
И поэтому я хочу пожелать современному учителю сегодня - огромного желания работать, быть самой яркой личностью и помнить всегда о том, что хорошего человека всегда много, много, много…!