Статья на тему: «ГИБКИЕ НАВЫКИ» КАК УСЛОВИЕ ПРОФИЛАКТИКИ СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ
Статья на тему: «ГИБКИЕ НАВЫКИ» КАК УСЛОВИЕ ПРОФИЛАКТИКИ СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ
Аннотация. Увеличивающаяся с каждым годом напряженность профессиональной деятельности, ответственность и сложность профессионального труда педагога увеличивают риск развития синдрома «эмоционального выгорания». Он является одним из препятствий на пути к творчеству, креативности, поэтому вопрос преодоления синдрома по-прежнему актуален.
В ситуации непрерывных изменений в образовательной системе, модифицируются и вызовы к педагогам, им приходится постоянно быть готовыми к переменам и новшествам. В совокупности данные условия ведут к истощению, проявлениям кризиса, стресса. Как следствие: постепенно накапливается неудовлетворенность, усталость, прокрастинация, труднее даются обычные дела и обязанности, пропадает желание творить, даже просто общаться. Этот синдром – результат неконтролируемого стресса, получивший определение «выгорание», является реакцией организма на продолжительное перенапряжение [1]. Синдром эмоционального выгорания (СЭВ), с позиции М. А. Воробьевой, проявляется в условиях частого профессионального общения, передавая ряд психологических параметров, проявляющихся после определенного воздействия [4].
Сам термин «эмоциональное выгорание» появился благодаря исследованиям X.Д. Фрейденбергера в 1974 г., после многочисленных претензий к работе служащих социальной поддержки, отличавшихся раздражительностью и невнимательностью к клиентам. Результатом рассмотрения жалоб стало открытие ранее неизвестной формы стресса – именно от общения у работников профессий, связанных с человеческим общением. Выказывается в нарушении обычного психологического и даже физиологического самочувствия [2]. И эмоциональная защита, внешне проявляемая в форме «выгорания», становится постоянным спутником для представителей «помогающих» профессий, в число которых входят и педагоги. Возможно, этому способствует факт, что их деятельность направлена на детей и подростков, эмоциональные реакции которых сильнее, чем у взрослых. Эмоционально насыщенное общение со временем приводит к упадку ресурсов энергии, истощению нервной системы, потере интереса к личностям обучающихся, нежеланию проявлять эмоции [9].
К. Маслач характеризовала «эмоциональное сгорание» как избегание рабочих процессов из-за неуместных отношений в коллективе, несоразмерной нагрузки. Она обозначила понятие в качестве особенного состояния, составленного из:
– чувства эмоционального истощения;
– симптома болезненного переживания утраты собственного «Я»;
– неодобрение себя;
– потерю профессиональных навыков [5].
Специалисты выделяют также признаки СЭВ, которые проявляются:
1. В поведении: настойчивым намерением постоянно прерываться, излишней импульсивностью либо заторможенностью;
2. В физическом смысле: нарушение сна, быстрая утомляемость;
3. Нарушение интеллектуальной сферы: заниженная производительность, отсутствие желания развиваться, достигать целей.
4. Социальная жизнь: уменьшение времени нахождения в социуме, сокращение контактов, сознательное избегание людей и общения, увеличение конфликтных ситуаций.
Исследователи отмечают тесную связь «психического выгорания» с разными уровнями проявления эмпатии, с рассогласованностью саморегуляции когнитивной области. По отношению к педагогам, наличествуют две группы факторов, благодаря которым проявляется обозначенный синдром:
1. Социальные, психофизиологические особенности учителя (возраст, гендер, состояние здоровья), система отношений (с учениками, с коллегами). Больше всего страдают от «эмоционального выгорания» индивиды с повышенным уровнем тревожности, чувствительности, ориентированные на поддержку и участие.
2. Организационные источники. Содержат материальную составляющую, условия деятельности. Нарастает при повышенной учебной нагрузке, зависят от имеющихся перспектив карьерного роста, необходимости модернизации своей деятельности и т.п. Немало значимой представляется поддержка руководства, премиальное стимулирование достижений.
Совокупность симптомов дополняют: недооценка результатов своего труда, профессиональная деформация, негативные изменения личности. Основным проявлением синдрома выгорания становится эмоциональное истощение, которое понимается как чувство опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. Данное состояние проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии, агрессии, вспышках гнева, депрессии, импульсивном поведении.
Возможной мерой профилактики становится признание права каждого повышать профессиональный уровень, проявлять индивидуальность; гибкость к изменениям, развитие выносливости, определяемой как способность осуществлять контроль над жизненными ситуациями; навыки рефлексии, оценки планов на предмет выполнимости.
Целевая модель компетенций будущего – набор ключевых универсальных (когнитивных, социально-поведенческих, цифровых) навыков, без освоения которых невозможно достичь эффективности [8].
Какие же навыки помогают быть востребованным специалистом? В первую очередь, базовые умения: эффективного взаимодействия, умение слушать, убеждать, аргументировать, презентовать деятельность на публичным выступлениях. Потенциал для поиска, анализа, систематизации информации, принятие решения, эмоциональная отзывчивость. Также не лишним будет развитие собственной ИКТ-компетентности, эмоционального интеллекта, или умения управлять эмоциями, тайм-менеджмент.
Современному педагогу, желающему быть успешным, важны способности творчески мыслить, умение работать в команде, адаптироваться в заданных условиях. Подобные качества невозможно измерить, в отличие от Hard skills («жестких навыков») – поддающихся оценке, наглядной демонстрации, проверке, не зависящих от коллектива. где работает человек [10].
Soft skills или «мягкие» навыки – объединяют неспециализированные, социально-психологических способности и сегодня признаются значимыми условиями профессиональной успешности. Общего подхода к группировке «гибких навыков» сегодня не выработано.
«Гибкие» навыки связаны с особенностями, чертами характера (активностью, находчивостью, энтузиазмом), ценностными установками (нравственностью, независимостью, достоинством, взаимопомощью), но не сводятся к ним. Но в значительной мере отличаются «тренируемостью»: могут приращиваться с помощью определённых приёмов, поддаваясь стороннему наблюдению и рефлексивной оценке.
Самыми востребованными надпрофессиональными навыками современного специалиста являются коммуникативные, в основе лежит эмоциональный интеллект или способность понимать чувства других и контролировать собственные. Предполагают умение эффективно общаться и выстраивать долгосрочные отношения (точно выражать мысли, осмысливать сказанное в беседе и равнозначно откликаться на услышанные сведения, договариваться, достигать цели посредством общения, умение обосновать личную позицию). Они важны для развития личности, обеспечивают психологическую комфортность [6].
Общеизвестно, навыки – действия, закрепляемые в поведении при периодическом повторении до автоматизма. Поэтому важно не просто иметь представление о soft skills, но и применять в практике педагогической деятельности.
Советы по развитию «мягких навыков»: учится мыслить нестандартно, творчески; спорт и занятия физической культурой развивают волевую сферу личности, командные игры учат взаимодействию; расширять спектр хобби и творческих занятий, развивающих оба полушария мозга, дающих толчок для увеличения уровня эмоционального интеллекта; участие в различных тренингах, применение элементов тренинговых занятий в профессиональной деятельности; ставить максимально конкретные цели, по мере их достижения оценивать результаты работы; избегать факторов, мешающих эффективной коммуникации – стресса, негативных невербальных сигналов; держать эмоции под контролем.
Умение работать в команде – важно как для лидеров, так и для исполнителей: вне зависимости от роли необходимо уважать всех: определять подходящий тон общения; не нуждаться в значительном времени на раскачку, а быстро переходить к решению совместных задач; готовность признавать неправоту в случае необходимости, умение подбодрить коллег; стараться находить взаимопонимание, избегая конфликтов.
Развитие происходит в случае: стремления получать новый опыт, профессионально расти; правильного целеполагания, наличия конкретного плана развития; готовности выйти из «зоны комфорта» пробовать что-то новое, пойти на риск; возможности анализировать свои действия и их результаты, поиск причин успехов и неудач именно в них, а не во внешних обстоятельствах; стремление получать обратную связь об успешности действий от коллег, подчиненных, руководителей.
Методики, применяемые для развития soft skills компетенций, могут быть разными. Например: «Синектический штурм». Синектика – это объединение несовместимых элементов. Методика заключается в последовательном использовании прямой, личной, обобщающей и символической аналогии. Первый шаг: сформулируйте проблему. Перечислите способы, которыми люди обычно решают эту проблему. Придумайте, как бы решили эту проблему вы сами. Перескажите задачу своими словами, обозначьте её характерные черты. Представьте, как могли бы решить её исторические или вымышленные персонажи.
Методика «Шесть шляп мышления». Предназначена для работы в группе, позволяет посмотреть на проблему с разных сторон. Каждая «шляпа» символизирует определённый подход к решению проблемы.
Методика «Выход за рамки». Часто кажется, что невозможно решить задачу из-за объективных обстоятельств или представления о действительности. Метод предполагает отказ от ограничений.
Методика «Случайное слово». Применяют в группе и индивидуально. Этапы: сформулируйте тему; назовите любое слово, первым пришедшее в голову; попробуйте связать его с проблемой. Чем больше слов сможете связать с поставленной задачей, тем выше будет уровень вашей креативности [6].
Таким образом, можно констатировать, что СЭВ развивается на фоне хронического стресса и ведет к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов. Поэтому постоянная работа по развитию «гибких навыков» будет не только содействовать профилактике профессионального выгорания, но и позволит создать условия для личностного и профессионального роста, развития социального и эмоционального интеллекта.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: «ГИБКИЕ НАВЫКИ» КАК УСЛОВИЕ ПРОФИЛАКТИКИ СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ»
УДК 37.015.32
Виктория Сергеевна Саенко,
Студентка 2 курса группы ЗФ-209-187-2-1,
ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»
«ГИБКИЕ НАВЫКИ» КАК УСЛОВИЕ ПРОФИЛАКТИКИ СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ
Аннотация. Увеличивающаяся с каждым годом напряженность профессиональной деятельности, ответственность и сложность профессионального труда педагога увеличивают риск развития синдрома «эмоционального выгорания». Он является одним из препятствий на пути к творчеству, креативности, поэтому вопрос преодоления синдрома по-прежнему актуален.
В ситуации непрерывных изменений в образовательной системе, модифицируются и вызовы к педагогам, им приходится постоянно быть готовыми к переменам и новшествам. В совокупности данные условия ведут к истощению, проявлениям кризиса, стресса. Как следствие: постепенно накапливается неудовлетворенность, усталость, прокрастинация, труднее даются обычные дела и обязанности, пропадает желание творить, даже просто общаться. Этот синдром – результат неконтролируемого стресса, получивший определение «выгорание», является реакцией организма на продолжительное перенапряжение [1]. Синдром эмоционального выгорания (СЭВ), с позиции М. А. Воробьевой, проявляется в условиях частого профессионального общения, передавая ряд психологических параметров, проявляющихся после определенного воздействия [4].
Сам термин «эмоциональное выгорание» появился благодаря исследованиям X.Д. Фрейденбергера в 1974 г., после многочисленных претензий к работе служащих социальной поддержки, отличавшихся раздражительностью и невнимательностью к клиентам. Результатом рассмотрения жалоб стало открытие ранее неизвестной формы стресса – именно от общения у работников профессий, связанных с человеческим общением. Выказывается в нарушении обычного психологического и даже физиологического самочувствия [2]. И эмоциональная защита, внешне проявляемая в форме «выгорания», становится постоянным спутником для представителей «помогающих» профессий, в число которых входят и педагоги. Возможно, этому способствует факт, что их деятельность направлена на детей и подростков, эмоциональные реакции которых сильнее, чем у взрослых. Эмоционально насыщенное общение со временем приводит к упадку ресурсов энергии, истощению нервной системы, потере интереса к личностям обучающихся, нежеланию проявлять эмоции [9].
К. Маслач характеризовала «эмоциональное сгорание» как избегание рабочих процессов из-за неуместных отношений в коллективе, несоразмерной нагрузки. Она обозначила понятие в качестве особенного состояния, составленного из:
– чувства эмоционального истощения;
– симптома болезненного переживания утраты собственного «Я»;
– неодобрение себя;
– потерю профессиональных навыков [5].
Специалисты выделяют также признаки СЭВ, которые проявляются:
1. В поведении: настойчивым намерением постоянно прерываться, излишней импульсивностью либо заторможенностью;
2. В физическом смысле: нарушение сна, быстрая утомляемость;
3. Нарушение интеллектуальной сферы: заниженная производительность, отсутствие желания развиваться, достигать целей.
4. Социальная жизнь: уменьшение времени нахождения в социуме, сокращение контактов, сознательное избегание людей и общения, увеличение конфликтных ситуаций.
Исследователи отмечают тесную связь «психического выгорания» с разными уровнями проявления эмпатии, с рассогласованностью саморегуляции когнитивной области. По отношению к педагогам, наличествуют две группы факторов, благодаря которым проявляется обозначенный синдром:
1. Социальные, психофизиологические особенности учителя (возраст, гендер, состояние здоровья), система отношений (с учениками, с коллегами). Больше всего страдают от «эмоционального выгорания» индивиды с повышенным уровнем тревожности, чувствительности, ориентированные на поддержку и участие.
2. Организационные источники. Содержат материальную составляющую, условия деятельности. Нарастает при повышенной учебной нагрузке, зависят от имеющихся перспектив карьерного роста, необходимости модернизации своей деятельности и т.п. Немало значимой представляется поддержка руководства, премиальное стимулирование достижений.
Совокупность симптомов дополняют: недооценка результатов своего труда, профессиональная деформация, негативные изменения личности. Основным проявлением синдрома выгорания становится эмоциональное истощение, которое понимается как чувство опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. Данное состояние проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии, агрессии, вспышках гнева, депрессии, импульсивном поведении.
Возможной мерой профилактики становится признание права каждого повышать профессиональный уровень, проявлять индивидуальность; гибкость к изменениям, развитие выносливости, определяемой как способность осуществлять контроль над жизненными ситуациями; навыки рефлексии, оценки планов на предмет выполнимости.
Целевая модель компетенций будущего – набор ключевых универсальных (когнитивных, социально-поведенческих, цифровых) навыков, без освоения которых невозможно достичь эффективности [8].
Какие же навыки помогают быть востребованным специалистом? В первую очередь, базовые умения: эффективного взаимодействия, умение слушать, убеждать, аргументировать, презентовать деятельность на публичным выступлениях. Потенциал для поиска, анализа, систематизации информации, принятие решения, эмоциональная отзывчивость. Также не лишним будет развитие собственной ИКТ-компетентности, эмоционального интеллекта, или умения управлять эмоциями, тайм-менеджмент.
Современному педагогу, желающему быть успешным, важны способности творчески мыслить, умение работать в команде, адаптироваться в заданных условиях. Подобные качества невозможно измерить, в отличие от Hard skills («жестких навыков») – поддающихся оценке, наглядной демонстрации, проверке, не зависящих от коллектива. где работает человек [10].
Soft skills или «мягкие» навыки – объединяют неспециализированные, социально-психологических способности и сегодня признаются значимыми условиями профессиональной успешности. Общего подхода к группировке «гибких навыков» сегодня не выработано.
«Гибкие» навыки связаны с особенностями, чертами характера (активностью, находчивостью, энтузиазмом), ценностными установками (нравственностью, независимостью, достоинством, взаимопомощью), но не сводятся к ним. Но в значительной мере отличаются «тренируемостью»: могут приращиваться с помощью определённых приёмов, поддаваясь стороннему наблюдению и рефлексивной оценке.
Самыми востребованными надпрофессиональными навыками современного специалиста являются коммуникативные, в основе лежит эмоциональный интеллект или способность понимать чувства других и контролировать собственные. Предполагают умение эффективно общаться и выстраивать долгосрочные отношения (точно выражать мысли, осмысливать сказанное в беседе и равнозначно откликаться на услышанные сведения, договариваться, достигать цели посредством общения, умение обосновать личную позицию). Они важны для развития личности, обеспечивают психологическую комфортность [6].
Общеизвестно, навыки – действия, закрепляемые в поведении при периодическом повторении до автоматизма. Поэтому важно не просто иметь представление о soft skills, но и применять в практике педагогической деятельности.
Советы по развитию «мягких навыков»: учится мыслить нестандартно, творчески; спорт и занятия физической культурой развивают волевую сферу личности, командные игры учат взаимодействию; расширять спектр хобби и творческих занятий, развивающих оба полушария мозга, дающих толчок для увеличения уровня эмоционального интеллекта; участие в различных тренингах, применение элементов тренинговых занятий в профессиональной деятельности; ставить максимально конкретные цели, по мере их достижения оценивать результаты работы; избегать факторов, мешающих эффективной коммуникации – стресса, негативных невербальных сигналов; держать эмоции под контролем.
Умение работать в команде – важно как для лидеров, так и для исполнителей: вне зависимости от роли необходимо уважать всех: определять подходящий тон общения; не нуждаться в значительном времени на раскачку, а быстро переходить к решению совместных задач; готовность признавать неправоту в случае необходимости, умение подбодрить коллег; стараться находить взаимопонимание, избегая конфликтов.
Развитие происходит в случае: стремления получать новый опыт, профессионально расти; правильного целеполагания, наличия конкретного плана развития; готовности выйти из «зоны комфорта» пробовать что-то новое, пойти на риск; возможности анализировать свои действия и их результаты, поиск причин успехов и неудач именно в них, а не во внешних обстоятельствах; стремление получать обратную связь об успешности действий от коллег, подчиненных, руководителей.
Методики, применяемые для развития soft skills компетенций, могут быть разными. Например: «Синектический штурм». Синектика – это объединение несовместимых элементов. Методика заключается в последовательном использовании прямой, личной, обобщающей и символической аналогии. Первый шаг: сформулируйте проблему. Перечислите способы, которыми люди обычно решают эту проблему. Придумайте, как бы решили эту проблему вы сами. Перескажите задачу своими словами, обозначьте её характерные черты. Представьте, как могли бы решить её исторические или вымышленные персонажи.
Методика «Шесть шляп мышления». Предназначена для работы в группе, позволяет посмотреть на проблему с разных сторон. Каждая «шляпа» символизирует определённый подход к решению проблемы.
Методика «Выход за рамки». Часто кажется, что невозможно решить задачу из-за объективных обстоятельств или представления о действительности. Метод предполагает отказ от ограничений.
Методика «Случайное слово». Применяют в группе и индивидуально. Этапы: сформулируйте тему; назовите любое слово, первым пришедшее в голову; попробуйте связать его с проблемой. Чем больше слов сможете связать с поставленной задачей, тем выше будет уровень вашей креативности [6].
Таким образом, можно констатировать, что СЭВ развивается на фоне хронического стресса и ведет к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов. Поэтому постоянная работа по развитию «гибких навыков» будет не только содействовать профилактике профессионального выгорания, но и позволит создать условия для личностного и профессионального роста, развития социального и эмоционального интеллекта.
Библиографический список
Абраменко, А.С. Эмоциональное выгорание педагога как аспект его педагогической культуры / А.С. Абраменко, М.А. Писаревская // Материалы ХХ Международной научно-практической конференции «Наука и знание: инновационные подходы к решению практических профессиональных задач по формированию конкурентоспособных специалистов». – Новороссийск, Новороссийский институт (филиал) Московского гуманитарно-экономического университета, 2018. – С. 10–12.
Бойко, В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. – СПб.: Питер, 1999. – 32 с.
Водопьянова, Н. Е. Профилактика и коррекция синдрома выгорания. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2011. – 160 с.
Воробьева, М.А. Психолого-педагогические условия преодоления педагогом синдрома эмоционального выгорания: монография. – Екатеринбург, 2012. – 274 с.
Маслач, К. Практикум по социальной психологии. – Спб.: Питер, 2000. – 528 с.
Намаконов, И. Креативность: 31 способ заставить мозг работать / Игорь Намаконов. – М.: Альпина Паблишер, 2021. – 264 с. – (Серия «4Кb– навыки будущего»)
Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире / Е. Лошкарева, П. Лукша, И. Ниненко [и др.]. – М., 2017. – 92 с.
Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра / И. Д. Фрумин, М. С. Добрякова, К. А. Баранников [и др.]. − М.: НИУ ВШЭ, 2018. − 28 с.
Хайдарова, М. Ю. Профилактика эмоционального выгорания педагогов // Образование, карьера и общество. – 2014. – № 2. – С. 77–79.
Цаликова, И. К. Научные исследования по вопросам формирования soft skills (обзор данных в международных базах Scopus, Web of Science) / И. К. Цаликова, С. В. Пахотина // Образование и наука. – 2019. – Т. 21. – № 8. – С. 187–207.