"Организация исследовательской и проектной деятельности на уроках истории и обществознания"
"Организация исследовательской и проектной деятельности на уроках истории и обществознания"
Одним из основных направлений работы с учащимися уже несколько лет является исследовательская и проектная деятельность на уроках и во внеурочное время.
Современный уровень отношений в обществе характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности. Одна из задач сегодня – формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира. Такие люди будут определять успехи нашей страны в будущем. Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Актуальной стала индивидуализация целей образования на уровне каждого ученика. Специфика предметов обществоведческого цикла требует от учащихся умения работать с информацией, различного рода источниками, документами, материалами СМИ, поток которых непрерывно растёт. Это вызывает определённые трудности, неверие в свои силы, неудовлетворённость. Учащийся теряет интерес к изучению истории.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«Спорьте, заблуждайтесь,ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
Философ Лессинг
Метод проектов –современная образовательная технология:«обучение в деятельности, сотрудничестве, поиске, исследовании»
моделировать собственную деятельность
обозначать проблему, выдвигать цели и задачи, гипотезы
делать выводы и заключения, добиваться определенного результата
приобретать знания самостоятельно в результате собственных поисков
пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач
исполнять разные социальные роли:
лидера
исполнителя
Посредника
Если выпускник приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни в современном обществе.
4
Выделим возможные типы учебных проектов
По доминирующей деятельности:
информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные.
По предметно-содержательной области:
монопредметные, межпредметные и надпредметные.
По продолжительности:
от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке или на спаренном учебном занятии, до длительных — продолжительностью от месяца и более.
По количеству участников :
индивидуальные, групповые, коллективные.
Информационный проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным представлением.
Что такое исследовательская деятельность?
исследовательская деятельность – это такой вид деятельности, для которой характерно самостоятельное творчество, в ходе которого вырабатывается собственная концепция поднимаемой проблемы.
Исследовательская деятельность реализует творческий потенциал учащихся.
Исследовательская деятельность обеспечивает выход на формирование ключевых компетентностей ученика.
Как организовать работу над проектом?
Выбор темы проекта, определение его типа и числа участников .
Обоснование проблемы, исследуемой в рамках намеченной тематики.
Распределение задач по группам, поиск информации.
Составление технологической карты с представлением логической последовательности хода работы;
Самостоятельная работа участников проекта по своим творческим заданиям;
Промежуточные обсуждения полученных данных;
Презентация проекта;
Коллективное обсуждение, выводы.
Какие требования предъявляются к результатам учебных проектов:
1.Результаты проектной работы могут быть получены при помощи как традиционных, так и современных методов сбора информации. При этом результаты проектной деятельности
- представляются в виде конкретного «продукта» (доклада, сборника);
- выполняются в едином стиле, содержат сноски, примечания, указывающие на источник информации;
- рассчитаны на восприятие как зрителей, так и читателей;
- защищаются в присутствии заинтересован-ной аудитории
- должны в дальнейшем использоваться в учебном процессе.
По каким критериям оценивать проект?
- значимость и актуальность выдвинутых проблем;
- корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
- активность каждого участника проекта в соответствии с учетом его индивидуальных возможностей;
- коллективный характер решений;
- использование дополнительной информации: СМИ, материалы интервью, источники и документы;
- доказательность решений, умение аргументировать свои заключения и выводы;
- творческая самостоятельность авторов проекта;
- оформление результатов проекта;
- форма защиты проекта, речевая культура, умение отвечать на вопросы оппонента.
При использовании проектной технологии каждый ученик:
учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач;
собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.
Представление педагогического опытаПроекты на уроках обществознания
Представление педагогического опытаПроекты на уроках истории и обществознания
Представление педагогического опытаПроекты на уроках истории и обществознания
Представление педагогического опытаПроекты на уроках обществознания
Представление педагогического опытаПроекты на уроках истории
Проблема
П
Проектирование (планирование)
П
Поиск информации
П
Продукт (Создание Проектного Продукта)
П
Презентация проектного продукта
П
Проблема
Тема проекта
Основополагающий вопрос
Проблемный вопрос
Проблемный вопрос
Проблемный вопрос
Гипотезы решения проблемы
Цель исследования
Составление плана
Выбор методов
Проведение исследования
Оформление результатов
Защита проекта
Проектно- исследовательская технология является наиболее современным подходом к организации деятельности школьников
Проектно-исследовательский метод может быть реализован в рамках урочной и внеурочной деятельности. Имея четкий алгоритм, каждый учитель в силах осуществить проект.
Основой исследовательской работы над проектом является информационная компетенция
object(ArrayObject)#885 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(221) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Обществознание» для 11 класса среднего общего образования на 2014-2015 учебного года "
["seo_title"] => string(145) "rabochaia-programma-uchiebnogho-priedmieta-obshchiestvoznaniie-dlia-11-klassa-sriedniegho-obshchiegho-obrazovaniia-na-2014-2015-uchiebnogho-ghoda"
["file_id"] => string(6) "132821"
["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
["date"] => string(10) "1416411991"
}
}