Министерство образования и науки Российской Федерации
Управление образования администрации
Тайшетского района
Муниципальное образовательное учреждение
МКОУ ТамтачетскаяСОШ
Авторская педагогическая разработка
адаптационная
«Я и моя Россия»
учебная программа
Автор разработки:
Безруких Елена Георгиевна
учитель истории и обществознания
МКОУ Тамтачетская СОШ
2014 г.
Тамтачет
ПАСПОРТ
на авторскую педагогическую разработку
«Я и моя Россия»
адаптационная учебная программа
I раздел (заполняется автором разработки)
а)Безруких Елена Георгиевна, учитель истории и обществознания, МКОУ Тамтачетская СОШ, Тайшетский район, п. Тамтачет, ул. Б.Гайнулина, 1
фамилия, имя, отчество автора, должность, учреждение, полный адрес
б)история, обществознание
предмет, предметная область
в) 4 класс
для каких классов (групп) предназначена разработка
г) с 2014 года
с какого времени разработка используется
д) курс направлен на создание условий для воспитания у подрастающего поколения уважения к традициям, истории и культуры своего народа, духовному наследию всего человечества, формирования у детей устойчивой потребности черпать «новое» из неиссякаемого источника народной культуры.
авторская оценка разработки
II раздел (заполняется администрацией образовательного учреждения)
а)_________________________________________________________________
оценка разработки
б)_________________________________________________________________
форма (учебная, учебно-воспитательная программа, УМП, концепция,
методические рекомендации)
в)_________________________________________________________________
где разработка используется: учебная деятельность, факультативы, кружковая,
внеклассная работа и т.п.
III раздел (заполняется экспертом на основании Положения об авторских разработках)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пояснительная записка.
Программа «Я моя Россия» составлена для 4 класса начальной школы.
Данная рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Федеральным Законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г №273-ФЗ в действующей редакции.
«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 года № 189.
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, основного общего образования
Учебным планом МКОУ Тамтачетской СОШ на 2014-2015 учебный год
Программное обеспечение:
Попов А.А. Образовательные программы и элективные курсы компетентностного подхода. Модуль «Я моя Россия». М., ЛЕНАНД, 2014 год
Целью программы «Я моя Россия» является создание условий для воспитания у подрастающего поколения уважения к традициям истории и культуры своего народа, духовному наследию всего человечества, формирования у детей устойчивой потребности черпать «новое» из неиссякаемого источника народной культуры. Это попытка воссоздать связь времен, связь поколений и культур.
Задачи программы:
- приобщение учащихся к системе социокультурных ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории и культуры своего Отечества и своего народа;
- формирование в сознании и чувствах детей социально значимых патриотических ценностей и взглядов, познавательного интереса и уважения к культурному и историческому прошлому России, к ее традициям;
- развитие потребности в духовной жизни, в нравственно здоровом образе жизни, потребности поддерживать благоприятный климат в микрогруппе;
- воспитание чувства гражданской ответственности;
- формирование бережного отношения к малой родине;
- приобщение детей ко всем видам национального искусства;
- расширение кругозора о жизни, культуре и традициях русского народа;
- знакомство со всеми видами фольклора.
Реализация программы предполагает:
- формирование ведущих интегративных качеств личности;
- практическую деятельность;
- оптимальное сочетание индивидуального воспитания, самовоспитания и воспитания в коллективе.
Содержательные линии программы:
- образовательная - содержит идеи, теории, законы и закономерности, характеризующие культурные, исторические, географические особенности России;
- ценностная - предполагает формирование патриотического мировоззрения, ориентацию на общероссийские ценности и ценности региональной культуры, на их изучение, сохранение;
- деятельностная — способствует становлению культуросообразного поведения в единстве разнообразных видов деятельности;
- творческая — предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента.
Принципы:
Интегрированный принцип, который заключается в синтезе видов детской деятельности; внедрении интегрированных форм организации обучения на основе специфически детских видов деятельности, имеющих сложную структуру.
Культурологический принцип проявляется в формировании основ ценностного отношения к окружающему миру, к самому себе; в овладении элементарными культуросообразными способами деятельности; в формировании межличностных отношений, соответствующих нормам культуры общения с взрослыми и другими детьми.
Деятельностный принцип предполагающий, что познавательный материал используется как средство освоения деятельности, а не как цель обучения.
.
Технологии, используемые в преподавании курса:
· проблемная технология
· проектная технология
· развивающая технология
· информационно – коммуникативная технология
· технология сотрудничества
· технология критического мышления
Содержание обучения:
Раздел 1. «Я и Россия» 6 часов
Наша Родина – Россия. РФ. Русский язык – государственный. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России. Гражданин Отечества – достойный сын. Юные граждане России.
Ключевые слова: Родина, страна, столица, государство, гражданин, русский мир, россиянин.
Раздел 2. «Я и история России» 5 часов
Счет лет в истории. Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры («обратный» счет лет). Понятия «год», «век (столетие)», «тысячелетие».
Ключевые слова: время, история, счет лет в истории, хронология, часы.
Раздел 3. «Мы живем в России» 6 часов
Многонациональное государство. Россия – многонациональное государство. Национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения. Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства.
Ключевые слова: линия жизни, семья, интернационализм, толерантность.
Ожидаемые результаты реализации программы:
- формирование системы краеведческих знаний;
- устойчивый интерес к историческому прошлому своей малой родины и России,
- уважительное и бережное отношение к памятникам архитектуры и культуры;
- любовь и бережное отношение к родной природе;
- посильное служение Отечеству, активная жизненная позиция;
- интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации;
- инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда;
- честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям;
- самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе;
- толерантность, уважение к людям разных национальностей.
Календарно-тематическое планирование (4 класс)
№
Тема занятий
Форма занятия
Кол-во часов
Дата проведения
Раздел 1. «Я и Россия»
6
1
Где я живу
Установочная беседа
1
04.09
2
Автопортрет «Я в России»
Подготовка к презентации
1
11.09.
3
Автопортрет «Я в России через 15 лет»
Подготовка к презентации
1
18.09
4
Самопрезентация «Я россиянин»
Публичные выступления
1
25.09
5
Что значит говорить по-русски?
Круг общения
1
02.10
6
Говорим по-русски
Тренинг
1
09.10
Раздел 2. «Я и история России»
5
7
Наше время
Работа над проектом
1
16.10
8
История родного края.
Работа над проектом
1
23.10
9
Наш проект в масштабе страны
Работа над проектом
1
30.10
10
Учебники истории пишут победители
Лекция с показом презентации
1
13.11
11
Каким должен быть учебник истории
Круг общения
1
20.11
Раздел 3. «Мы живем в России»
6
12
Я и мое время. Работа с линией жизни
Практическая работа
1
27.11
13
Мы команда. Мы друзья
Тренинг
1
04.12
14
Моя семья живет в России
Публичные выступления
1
11.12
15
Наши соседи из других стран
Лекция с показом презентации
1
18.11
16
Узнай меня по рукам
Тренинг
1
25.11
17
Итоги программы, обсуждение полученных знаний
Круг общения
1
15.01
Список литературы:
1. Найди свой путь. / Г.К.Селевко, О.Ю.Соловьева – М. Арсенал образования, 2012.
2. Пиз А. Говорите точнее / А. Пиз, Л. Гарднер. – М., 2005.
3. Психология современного подростка / Ред. Л.А. Регуш. – СПб., 2005.
4. Соловьёва Л. Говори свободно! / Л.Соловьева. – М., 2006.
5. Электронный ресурс. Фестиваль педагогических идей. «Открытый урок»
6. Электронная научно-педагогическая библиотека. История.
7. Фишер Р. Как развить ум вашего ребенка / Р. Фишер. – М., 2004.
8. Бейтсон Г. Экология разума. М.:2001
9. Кон И. Дружба. //Любое издание
10. Леви В. Нестандартный ребенок. //Любое издание
Интернет-ресурсы:
Детские порталы
http://www.nachalka.com/
Для детей это безопасная площадка, где можно узнавать что-то интересное, создавать что-то новое, играть в умные игры, общаться со сверстниками, участвовать в проектах и конкурсах.
http://www.solnet.ee/
«Солнышко»
http://www.teremoc.ru/
«Теремок».
http://allforchildren.ru/
«Всё для детей»
http://internetenok.narod.ru/
«Интернетёнок»
Энциклопедии справочники
http://ru.wikipedia.org/
Свободная энциклопедия Википедия
http://www.gramota.ru/
Справочно-информационный портал ГРАМОТА. РУ – русский язык для всех
http://potomy.ru/
Потому.Ру ( детская энциклопедия)
Ученье с увлеченьем
http://vsch.ru/
Виртуальная школа
http://samouchka.com.ua/
Самоучка. Интерактивные обучающие упражнения
http://matreshkino.ru
Проект «Матрешкино семейство» посвящен народным традициям и культуре.
Технические средства обучения.
Мультимедийный компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экран проекционный.