Просмотр содержимого документа
«Выступление на педсовете по теме «Формирование краеведческой компетенции обучающихся через организацию проектно-исследовательской деятельности»»
Тема моего выступления «Формирование краеведческой компетенции обучающихся через организацию проектно-исследовательской деятельности»
Итак, что же такое краеведение и краеведческая компетенция, какую роль они занимают в современном образовательном пространстве?
Краеведение – это всестороннее изучение какой-либо территории, проводимое на научной основе. Объектами его изучения являются социально-экономическое, политическое, историческое и культурное развитие села, города, района, края. Краеведение сегодня становится важным средством повышения качества знаний.
Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край - живая, деятельная частица всей страны. Краеведение, несомненно, рождает чувство патриотизма - глубокой любви к Родине.
Нельзя не согласиться со словами председателя Союза краеведов России С.О.Шмидта: «...Возрождение краеведения вообще и изменения качества школьного краеведения и уровня его преподавания - один из очень знаменательных показателей положительных перемен страны... Я хотел бы, чтобы школьники сумели испытать радость познания нового о своей семье, о своей малой Родине, чтобы они сумели испытать радость передачи добытых самостоятельно знаний своим сверстникам и страшим товарищам. В этом - суть их становления..»
И, конечно, когда мы слышим эти понятия, то понимаем что уроки истории, обществознания. географии, литературы представляют собой широкое поле деятельности для реализации задач по формированию краеведческой компетенции. Но мне вначале хотелось бы обратить ваше внимание на то, как решаются эти задачи на уроках иностранного языка, в частности английского. Здесь на слайде замечательное высказывание о языке вообще и английском в частности:
«Language is the road map of a culture. It tells you where its people come from and where they are going». Так как, сложно поспорить, что язык — это дорожная карта культуры, которая поведает, откуда пришли люди и куда идут». И именно, на уроках иностранного языка идет формирование социокультурной компетенции, знакомство с культурой не только англоговорящих стран, но и своей собственной, формируется умение представлять родную страну на изучаемом иностранном языке. То есть иными словами формируется краеведческая компетенция-воспитание патриотизма и любви к своей Родине.
Обратите внимание на этот слайд, на котором представлены страницы УМК по англ. языку , 5 класс «Спотлайт». Так, например, при прохождении темы «Праздники», учащиеся на протяжении 2 уроков работают с этим текстом, знакомятся с различными праздниками в англоговорящих стран. В процессе работы отрабатывается лексический и грамматический материал. Проводятся различные речевые упражнения, в ходе этой работы учащимся предлагается вспомнить праздники, которые мы отмечаем у себя в стране, а затем и а Астрахани. В качестве домашнего задания учащиеся получают задание : собрать информацию об одном из праздников в Астр.области, подобрать иллюстрации, фотографии или нарисовать самим. Обязательное условие такой работы-составить от 2 до 5 предложений о том, что ребенок и его семья делают в этот день и выразить свое отношение к этому событию.
В результате учащиеся создают небольшие творческие проектные работы, поскольку проект –это (внимание на экран)
Таким образом, написание небольшого эссе на английском языке, в котором ученик выражает свое отношение к описываемому действию, предмету или событию-это уже элемент проектной деятельности.
На слайде примеры таких работ, в которых учащиеся вспомнили про День арбуза, про празднование Дня военно-морского флота , про День города и т.д. Все работы, оформленные таким образом, учащиеся помещают в свои Портфолио на английском языке.
Положительные моменты при проведении таких видов работы: повышение мотивации к изучению английского языка, стремление использовать новую лексику, проявление творческого отношения к работе. Минусы: неоправданное использование неотработанной лексики и грамматических структур, которые не соответствует возрасту и свидетельствуют о том, что ребенок воспользовался электронным переводчиком и отнеся к выполнению работы формально.
Далее, в 6-х классах учащиеся работали над темой «Виды домов в Британии». УМК «Форвард» Вербицкой. В заключение, учащиеся получили задание собрать материал о видах домов в Астрахани и Астраханской области. Получились небольшие проектные работы в виде презентаций и сообщений. Лучшей работой была признана проектная работа Вьюновой Ксении, в которой были определены цели и задачи планируемой работы, проект оформлен правильно, использовалась активные лексика и грамматика уроков, сделан вывод.
Учащиеся 9-х классов, УМК «Английский с удовольствием» М.З. Биболетовой, после прохождения темы «Путешествия», работали над проектами «Астрахань-это город, который стоит посетить». В своих проектах они рассказывали о достопримечательностях нашего города и области, были выполнены презентации о нашем заповеднике, Максим Давыдов пригласил гостей города в Парк «Планета», Анжела Нестеркина рассказал об истории появления в нашем городе памятника Петру I.
Хочется добрым словом вспомнить выпускников прошлых лет, с которыми мы не только делали проектные работы в рамках уроков, но и выходили с проектными работами именно краеведческой направленности на уровень города и даже России. Так с выпускницей 2014 года И. Расторгуевой мы собирали материал о нашей землячке-оперной диве Марии Петровне Максаковой, 2 место на городском конкурсе эссе на английском языке, с выпускницей 2015 года Луизой Сафаралиевой на основе материала, который был собран в нашем школьном музее и был предоставлен нам Л.Н.Соболевой была создана хорошая работа в рамках городского конкурса «Учителя Астрахани в годы Великой Отечественной войны», которая получила 1 место.Мы писали о первом директоре нашей школы Олимпиаде Сергеевне решетовой. А выпускник этого же года Инжеватов К. принимал участие во всероссийском конкурсе – проекте «Интерактивная карта России». Вместе с ним мы собирали материал о нашем благотворителе Варвации и о строительстве моста, который носит теперь его имя. Работа ученика, как и работы учеников Е.А.Касаткиной были напечатаны на сайте и мы получили соответствующие сертификаты об участии в этом интересном проекте.
Уроки истории и обществознания, особенно истории, трудно представить без использования краеведческого материала.
Это страничка тематического планирования курса «История России», 6 класс. Вы можете убедиться какое место занимает краеведение в современных УМК по истории.
Вот некоторые проектные работы, которые мы выполняли с учащимися 6-8 классов:
6 –е классы: «Хазарский каганат», «Итиль-столица древнего государства», «Скифы и сарматы на территории нашего края в древности», «Астраханский край в эпоху Золотой орды» и т.д.
С 7 в классом мы недавно прошли тему, связанную с деятельностью Петра Великого, потому их проектные работы были посвящены тому, как имя прославленного императора связано с историей нашего города. Особенно интересными были работы, которые освещали вопросы, связанные с Персидским походом и хозяйственной деятельностью Петра I в нашем городе.
Из последних проектных работ учеников 8 класса, мне бы хотелось отметить работу Зелениной Алены «Развитие рыбного промысла в Астраханском крае в первой половине 19 века». Работа достаточно интересная и хорошо была представлена на уроке.
Работа по краеведению не ограничивается только строгими рамками уроков. Мы стараемся принимать участие в краеведческих конкурсах, таких как «Город над Волгой рекой», принимали участие в региональном краеведческом марафоне с элементами городского ориентирования «С чего начиналась Астрахань» и других. Именно участие в таких конкурсах дает возможность учащимся накопить знания по краеведению, чтобы в дальнейшем использовать их при работе над различными проектами.
Такое движение от конкурсов к проектной деятельности можно проследить на примере ученика 8а класса Архипова Александра:
2014 год-городской марафон «Город над Волгой рекой» в составе команды 5-х классов, 2 место; в этом же году участие в областном конкурсе исследовательских работ «Права ребенка- в новом веке», где была представлена работа, имеющая социальную значимость и краеведческую направленность-мы писали о реабилитационном центре «Аист» и его проблемах, о нашем микрорайоне, работа отмечена специальным призом;
2015год-участие в городском конкурсе экскурсоводов «Астрахань в сердце моем». Разработан авторский проект экскурсии «Непобедимая и легендарная», о героическом пути 28 армии.
В этом же году участие в областном интернет –конкурсе «Салют, Победа!», представляли материал об участии семьи ученика в ВОВ, 2 место;
2016 год-городской конкурс экскурсоводов «Астрахань- в сердце моем» с авторским туристическим маршрутом «Астрахань театральная», 1 место
2017 год-IX областной конкурс проектов «Астрахань-500», номинация «Астрахань туристическая», 1 место.
И в заключение, планируем вместе с родительским комитетом 6Б класса поездку в село Селитренное, в «Сарай-бату». Надеюсь, что данная поездка станет отправной точкой для новых исследовательских работ шестиклассников, повысит их интерес к изучению истории родного края.