kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технология проектного обучения на уроках истории и обществознания

Нажмите, чтобы узнать подробности

    В концепции модернизации российского образования сформулирована основная задача общеобразовательной школы – «формировать целостную систему универсальных знаний, навыков а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся». Это задача не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения.

      Исходя из современных требований к преподаванию истории, которые определены в Концепции исторического образования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации, а также в Федеральном Компоненте Государственного стандарта общего образования и в пояснительной записке примерной программы основного общего образования по истории и лично моей позиции я вижу следующий эталон преподавания предмета.

     В ходе преподавания конечным итогом, нужно сформировать у учеников ключевые компетентности в различных сферах: познавательной, трудовой, массовой коммуникации, гражданской деятельности, семейно-бытовой, в сфере между людьми различных национальностей.

     К сожалению, реальное состояние дел в преподавании истории в целом еще далеко от желаемого эталона.

     Исходя из этого, у меня возникла проблема:

- как оптимизировать процесс обучения, чтобы он стал более качественным?

- что изменить в процессе обучения, в уроке, чтобы сделать его современным?

- как усилить мотивацию учения и заинтересованность ученика в процессе обучения, повысить его ответственность за результат труда?

     Опыт преподавания привел меня к необходимости структурировать материал в укрупненные дидактические единицы, что позволит, на мой взгляд, приблизить учебный процесс к эталонному, разрешить те противоречия, которые существуют в сфере образования. Естественно надо было выбрать технологию обучения, с помощью которой, можно было добиться желаемого результата.

     Технологией, которая в силу своей дидактической сущности позволяет решать стоящие перед современной школой задачи, является метод проектов.

     Занимаясь проектной деятельностью, я для себя установила, что Проектный метод в процессе обучения позволяет:

развивать учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей, поиск и решение проблем…и т.д.); коммуникативный потенциал школьников;

·         решать информационные задачи;

·         организовывать общение и взаимодействие всех участников образовательного процесса;

·         создавать комфортные условия обучения;

·         активизировать мыслительную деятельность школьников;

·         снимать нервную нагрузку (релаксация).

- анализ эффективности использования проектного метода позволяет сделать вывод,  что на уроках истории и обществознания у 88% школьников повышается активность. 

-85% детей утверждают, что на таких уроках им значительнее интереснее, чем на обычных.

        Сравнительная характеристика отмечает эффективность восприятия учебного материала учащимися.

Экспериментально было установлено, что в  основе каждого учебного проекта лежит  проблема, из которой вытекает и цель, и задачи деятельности учащихся. Она же  обуславливает метод деятельности, направленной на её решение.  Целью проектной работы становится поиск способов решения проблемы, а задача формулируется как способ достижения цели в определенных условиях.

Проектная деятельность связана с творчеством и порождает нечто качественно новое, отличное от уже существующего. Ученическая творческая деятельность - это создание, открытие чего-либо ранее неизвестного для данного субъекта (ученика), в результате рождаются новообразования в виде знаний, умений, проявлений личности. 

Таким образом, в процессе проектной деятельности, как и в исследовательской вообще, учащийся проходит все этапы научного  исследования:

Ø возникновение проблемной ситуации, ее первоначальный анализ и формулирование гипотезы;

Ø этап поиска пути решения проблемы в ходе дополнительного ее анализа на основе имеющихся знаний;

Ø этап претворения найденного принципа решения проблемы и его проверка.

Значит, на уроках истории и обществознания  учащиеся должны выработать общие навыки исследовательской работы. Это  ещё раз подтверждает мнение многих  учителей истории: «Проектная деятельность способствует формированию исследовательской культуры».

Анализ  показал, что каждый урок истории и обществознания с использованием проектно-исследовательской деятельности  состоит из нескольких этапов: организационно-подготовительного, технологического, презентационного.

Работа  над исследовательским проектом - это учебная деятельность, поэтому естественно, что она проводится под руководством педагога. Однако роль  учителя в данном случае заключается в организации субъект - субъектных отношений,  в корректировке самостоятельной деятельности школьников.

Было установлено, что в ходе  организации работы школьников над проектами реализуются  триединые цели образовательного процесса.

         Главный результат использования метода проектов - компетентность учащихся в области истории и обществознания и конкретные умения и навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности: опыт работы с большим объемом информации, проведение презентации; умение оценивать ситуацию и принимать решения, работать в коллективе, структурировать информацию, планировать работу индивидуально и  в команде.

Таким образом, исследовательская работа, которая является основой проектной деятельности, формирует и развивает личные качества, как учителя, так и ученика.

         Чтобы иметь четкий план действий, я изучила опыт работы различных общеобразовательных учреждений и выделила следующие этапы работы над исследованием.

  1. Выбор темы исследования, определение его типа и числа участников.
  2. Обоснование проблемы, исследуемой в рамках намеченной тематики.
  3. Распределение задач по группам, поиск информации.
  4. Составление технологической карты с представлением в логической последовательности хода работы.
  5. Самостоятельная работа участников проекта по своим творческим заданиям.
  6. Промежуточные обсуждения полученных данных.
  7. Презентация (защита) исследования.
  8. Коллективное обсуждение выводы.

       Выработала требования к результатам исследовательских проектов.

Результаты исследовательской работы могут быть получены при помощи как традиционных, так и современных методов сбора информации. При этом результаты исследовательской деятельности:

  • представляются в виде конкретного «продукта» (доклада, альбома, сборника, плана-карты);
  • выполняются в едином стиле (например, итоговый доклад должен содержать заголовки, подзаголовки, иметь поля);
  • содержат соответствующие сноски, примечания, указывающие на источники информации;
  • рассчитаны на восприятие как зрителей, так и читателей;
  • защищаются в присутствии заинтересованной аудитории;
  • должны в дальнейшем использоваться в учебном процессе.

         Выборы формы исследования определяются его темой, целью, содержанием, общим замыслом автора. Важно, чтобы благодаря выбранной форме можно было наилучшим образом представить на презентации результаты проведённой работы.

Проектная деятельность на уроках и во внеклассных занятиях по истории и обществознанию также активизирует индивидуальный познавательно-творческий потенциал школьников и способствует их нравственно-эстетическому развитию. 

       Проектный метод используется в моей профессиональной деятельности уже несколько лет. За это время была разработана система методов и приемов организации проекта – сложной, трудоемкой, но благодарной и интересной работы. Определила для себя последовательность выполнения учебного проекта. Степень активности учащихся и учителя на разных этапах различна. Степень самостоятельности учащихся в работе над проектом зависит не от их возраста, а от сформированности умений проектной деятельности. Моя роль  велика на первом и последнем этапах. От того, как я выполню свою роль на этапе погружения в проект, зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе моя роль велика потому, что учащиеся не всегда способны сделать обобщение всей работы над проектом, придти к неожиданным умозаключениям и т.д.

   

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технология проектного обучения на уроках истории и обществознания »





















В концепции модернизации российского образования сформулирована основная задача общеобразовательной школы – «формировать целостную систему универсальных знаний, навыков а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся». Это задача не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения.

Исходя из современных требований к преподаванию истории, которые определены в Концепции исторического образования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации, а также в Федеральном Компоненте Государственного стандарта общего образования и в пояснительной записке примерной программы основного общего образования по истории и лично моей позиции я вижу следующий эталон преподавания предмета.

В ходе преподавания конечным итогом, нужно сформировать у учеников ключевые компетентности в различных сферах: познавательной, трудовой, массовой коммуникации, гражданской деятельности, семейно-бытовой, в сфере между людьми различных национальностей.

К сожалению, реальное состояние дел в преподавании истории в целом еще далеко от желаемого эталона.

Исходя из этого, у меня возникла проблема:

- как оптимизировать процесс обучения, чтобы он стал более качественным?

- что изменить в процессе обучения, в уроке, чтобы сделать его современным?

- как усилить мотивацию учения и заинтересованность ученика в процессе обучения, повысить его ответственность за результат труда?

Опыт преподавания привел меня к необходимости структурировать материал в укрупненные дидактические единицы, что позволит, на мой взгляд, приблизить учебный процесс к эталонному, разрешить те противоречия, которые существуют в сфере образования. Естественно надо было выбрать технологию обучения, с помощью которой, можно было добиться желаемого результата.

Технологией, которая в силу своей дидактической сущности позволяет решать стоящие перед современной школой задачи, является метод проектов.

Занимаясь проектной деятельностью, я для себя установила, что Проектный метод в процессе обучения позволяет:

развивать учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей, поиск и решение проблем…и т.д.); коммуникативный потенциал школьников;

  • решать информационные задачи;

  • организовывать общение и взаимодействие всех участников образовательного процесса;

  • создавать комфортные условия обучения;

  • активизировать мыслительную деятельность школьников;

  • снимать нервную нагрузку (релаксация).

- анализ эффективности использования проектного метода позволяет сделать вывод, что на уроках истории и обществознания у 88% школьников повышается активность.

-85% детей утверждают, что на таких уроках им значительнее интереснее, чем на обычных.

Сравнительная характеристика отмечает эффективность восприятия учебного материала учащимися.

Экспериментально было установлено, что в основе каждого учебного проекта лежит проблема, из которой вытекает и цель, и задачи деятельности учащихся. Она же обуславливает метод деятельности, направленной на её решение. Целью проектной работы становится поиск способов решения проблемы, а задача формулируется как способ достижения цели в определенных условиях.

Проектная деятельность связана с творчеством и порождает нечто качественно новое, отличное от уже существующего. Ученическая творческая деятельность - это создание, открытие чего-либо ранее неизвестного для данного субъекта (ученика), в результате рождаются новообразования в виде знаний, умений, проявлений личности.

Таким образом, в процессе проектной деятельности, как и в исследовательской вообще, учащийся проходит все этапы научного исследования:

  • возникновение проблемной ситуации, ее первоначальный анализ и формулирование гипотезы;

  • этап поиска пути решения проблемы в ходе дополнительного ее анализа на основе имеющихся знаний;

  • этап претворения найденного принципа решения проблемы и его проверка.

Значит, на уроках истории и обществознания учащиеся должны выработать общие навыки исследовательской работы. Это ещё раз подтверждает мнение многих учителей истории: «Проектная деятельность способствует формированию исследовательской культуры».

Анализ показал, что каждый урок истории и обществознания с использованием проектно-исследовательской деятельности состоит из нескольких этапов: организационно-подготовительного, технологического, презентационного.

Работа над исследовательским проектом - это учебная деятельность, поэтому естественно, что она проводится под руководством педагога. Однако роль учителя в данном случае заключается в организации субъект - субъектных отношений, в корректировке самостоятельной деятельности школьников.

Было установлено, что в ходе организации работы школьников над проектами реализуются триединые цели образовательного процесса.

Главный результат использования метода проектов - компетентность учащихся в области истории и обществознания и конкретные умения и навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности: опыт работы с большим объемом информации, проведение презентации; умение оценивать ситуацию и принимать решения, работать в коллективе, структурировать информацию, планировать работу индивидуально и в команде.

Таким образом, исследовательская работа, которая является основой проектной деятельности, формирует и развивает личные качества, как учителя, так и ученика.

Чтобы иметь четкий план действий, я изучила опыт работы различных общеобразовательных учреждений и выделила следующие этапы работы над исследованием.

  1. Выбор темы исследования, определение его типа и числа участников.

  2. Обоснование проблемы, исследуемой в рамках намеченной тематики.

  3. Распределение задач по группам, поиск информации.

  4. Составление технологической карты с представлением в логической последовательности хода работы.

  5. Самостоятельная работа участников проекта по своим творческим заданиям.

  6. Промежуточные обсуждения полученных данных.

  7. Презентация (защита) исследования.

  8. Коллективное обсуждение выводы.

Выработала требования к результатам исследовательских проектов.

Результаты исследовательской работы могут быть получены при помощи как традиционных, так и современных методов сбора информации. При этом результаты исследовательской деятельности:

  • представляются в виде конкретного «продукта» (доклада, альбома, сборника, плана-карты);

  • выполняются в едином стиле (например, итоговый доклад должен содержать заголовки, подзаголовки, иметь поля);

  • содержат соответствующие сноски, примечания, указывающие на источники информации;

  • рассчитаны на восприятие как зрителей, так и читателей;

  • защищаются в присутствии заинтересованной аудитории;

  • должны в дальнейшем использоваться в учебном процессе.

Выборы формы исследования определяются его темой, целью, содержанием, общим замыслом автора. Важно, чтобы благодаря выбранной форме можно было наилучшим образом представить на презентации результаты проведённой работы.

Проектная деятельность на уроках и во внеклассных занятиях по истории и обществознанию также активизирует индивидуальный познавательно-творческий потенциал школьников и способствует их нравственно-эстетическому развитию.

Проектный метод используется в моей профессиональной деятельности уже несколько лет. За это время была разработана система методов и приемов организации проекта – сложной, трудоемкой, но благодарной и интересной работы. Определила для себя последовательность выполнения учебного проекта. Степень активности учащихся и учителя на разных этапах различна. Степень самостоятельности учащихся в работе над проектом зависит не от их возраста, а от сформированности умений проектной деятельности. Моя роль велика на первом и последнем этапах. От того, как я выполню свою роль на этапе погружения в проект, зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе моя роль велика потому, что учащиеся не всегда способны сделать обобщение всей работы над проектом, придти к неожиданным умозаключениям и т.д.

В каждом тематическом блоке мы с учащимися выбираем тему наиболее заинтересовавшего их урока, проект которого готовим совместно. Разработаны и апробированы многие виды таких уроков, предполагающих выполнение учениками учебного исследования или его элементов: урок-путешествие, урок-соревнование, урок-презентация, урок - устный журнал, урок-митинг, интегрированные уроки, урок-лаборатория, урок – творческий отчет, урок изобретательства, урок «удивительное рядом», урок фантастического проекта, урок-рассказ об ученых, и т. п.

Подготовив визитные карточки ХХ века к уроку «Россия и мир на пороге ХХI века», ученики продемонстрировали презентации «Событие века», «Человек века», рассуждали об уроках истории, о будущем России и мира, о своём месте в нём, провели социологический опрос, сформулировали собственные прогнозы. Урок-пресс-конференция «Антигитлеровская коалиция во второй мировой войне» моделировал возможную историческую ситуацию накануне Великой Победы - пресс-конференцию «глав» государств – участников коалиции для «журналистов» разных стран, итогом которой стали «статьи»-анализ позиций стран антигитлеровской коалиции по важнейшим вопросам второй мировой войны и послевоенного устройства мира. Результатом урока-митинга с участием лидеров основных партий- участников первой русской революции стали листовки и прокламации о тактике и стратегии политических партий России. Задачами интегрированного урока «Крестовые походы и их последствия» были не только обобщение знаний, но и сравнение исторических источников и художественного произведения – романа В.Скотта «Айвенго», защита проектов «Средневековые замки», «Оружие средневековых рыцарей».

Результатом являются устойчивый интерес к предмету, более полное усвоение программного материала, развитие навыков устной и письменной речи, умение работать с различными источниками информации, составление плана, конспекта, развитие умений и навыков мыслительной деятельности, выделение главного, анализ, обобщение, участие в обсуждении проблемы, свое собственное суждение, овладение коммуникативными навыками, повышение качества знаний и компетенций.

Несомненно, данный вид деятельности занимает огромное количество времени, прежде всего, у педагога, так как требует систематической проверки работы, кроме того, затрачивается время на уроке как на организационные сообщения, так и на групповую работу по исследованию с целью выявления основных ошибок и корректировки процесса. В ходе такого вида учебной деятельности можно добиться, прежде всего, не только изучения материала, но и его глубокого осмысления. Систематическая работа по анализу изучаемого материала с привлечением дополнительной литературы, самостоятельная постановка целей, выдвижение гипотез, подведение итогов приводит к развитию способности анализировать и синтезировать информацию.

С 2005 года занимаюсь работой в рамках Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество». Основанием данной работы является «Положение о Всероссийском туристско-краеведческом движении «Отечество», в котором предложено 19 программ для исследований. В своей работе я использую следующие программы: Летопись родного края, Земляки, Великая Отечественная война, Война и дети. Были написаны исследовательские работы «Этого не должно повториться», «Моя родословная», «Военная история семьи Михаила Нарган», «Духовные ценности современного мира», «Творчество земляков – неотъемлемая часть культуры», «Битва за Москву – национальная гордость нашего народа». Последняя работа заняла первое место на районном слете туристско-краеведческого движения «Отечество». Учащиеся со своими проектами выступают на школьных, районных научно-практических конференциях. Проект «Проблемы организации досуга молодежи в сельской местности» стал участником X Всероссийской акции «Я – гражданин России».

Применение проективной методики на уроках истории и обществознания очень перспективно, так как позволяет решить ряд важных образовательных задач: выдвигать темы проектов, вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы, приобретать знания и умения в процессе планирования и выполнения работы. Опыт, приобретаемый в процессе проектной деятельности, базируется на интересах учащихся.

Конечно, необходимо учитывать и недостатки проектной методики:

- неравномерность нагрузки на разных этапах деятельности;

- повышение эмоциональной нагрузки на учителя и учеников.

Однако плюсов у метода гораздо больше. Работа над проектами требует от учителя организаторского мастерства, увлеченности, терпения, наличия собственных навыков научно-исследовательской работы. Однако результат оправдывает усилия, а исследовательские навыки, полученные в процессе работы, помогут выпускникам расширить свои знания об окружающем мире, реализовать свой личный творческий потенциал.

Лучшим учителем для человека является время. Одиннадцать лет работы в школе - срок незначительный, это лишь время раздумий, поисков. Вот и я все десять лет ищу ту главную идею, которая сделает мой труд результативным, интересным, удовлетворяющим запросы моих учеников и современного общества.

У меня есть цель: повысить мотивацию учеников к учебному предмету и активизацию усвоения знаний по истории. Я преподаю историю и обществознание в 5, 8-9, 10 классах. В среднем в классе 15 учащихся, разных по способностям и интересам. Всё, что их объединяет, - это микрорайон да календарный возраст. Как сделать так, чтобы в течение 40 минут они все работали?

Ни компьютер сам по себе, ни какое-либо другое средство обучения не в состоянии заменить педагога, живое слово, непосредственное общение. Высокие технологии не должны становиться самоцелью образовательного процесса. Они лишь еще один инструмент в наших руках. Инструмент удобный, но очень опасный. Главным героем образовательного процесса был и остается ребенок, и здесь вполне уместно вспомнить правило врача: «Не навреди!». Использование новых информационных технологий позволяет мне существенно углубить содержание исторического материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков, учащихся в освоении исторического материала.

Т. о., применяемый мной, метод учебного проекта способствует развитию самостоятельности ученика, всех сфер его личности, обеспечивает субъектность ученика в образовательном процессе, следовательно, проектное обучение может рассматриваться как средство активизации познавательной деятельности учащихся, средство повышения качества образовательного процесса.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технология проектного обучения на уроках истории и обществознания

Автор: Михайлова Ольга Игоревна

Дата: 16.09.2015

Номер свидетельства: 231264

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Проектные технологии как средство духовно-нравственного воспитания на уроках истории и обществознания "
    ["seo_title"] => string(117) "proiektnyie-tiekhnologhii-kak-sriedstvo-dukhovno-nravstviennogho-vospitaniia-na-urokakh-istorii-i-obshchiestvoznaniia"
    ["file_id"] => string(6) "233736"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443200547"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Системно - деятельностный подход в обучении истории и обществознания. "
    ["seo_title"] => string(78) "sistiemno-dieiatiel-nostnyi-podkhod-v-obuchienii-istorii-i-obshchiestvoznaniia"
    ["file_id"] => string(6) "103885"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402645223"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(254) "Использование технологий проблемного обучения, развития критического мышления и проектного обучения на уроках истории и обществознания."
    ["seo_title"] => string(80) "ispol_zovaniie_tiekhnologhii_probliemnogho_obuchieniia_razvitiia_kritichieskogho"
    ["file_id"] => string(6) "374082"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1482915922"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Особенности применения модульной организации учебного процесса на уроках истории."
    ["seo_title"] => string(92) "osobiennosti-primienieniia-modul-noi-orghanizatsii-uchiebnogho-protsiessa-na-urokakh-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "264122"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449659642"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Особенности применения модульной организации учебного процесса на уроках истории."
    ["seo_title"] => string(94) "osobiennosti-primienieniia-modul-noi-orghanizatsii-uchiebnogho-protsiessa-na-urokakh-istorii-1"
    ["file_id"] => string(6) "264123"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449659649"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства