В концепции модернизации российского образования сформулирована основная задача общеобразовательной школы – «формировать целостную систему универсальных знаний, навыков а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся». Это задача не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения.
Исходя из современных требований к преподаванию истории, которые определены в Концепции исторического образования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации, а также в Федеральном Компоненте Государственного стандарта общего образования и в пояснительной записке примерной программы основного общего образования по истории и лично моей позиции я вижу следующий эталон преподавания предмета.
В ходе преподавания конечным итогом, нужно сформировать у учеников ключевые компетентности в различных сферах: познавательной, трудовой, массовой коммуникации, гражданской деятельности, семейно-бытовой, в сфере между людьми различных национальностей.
К сожалению, реальное состояние дел в преподавании истории в целом еще далеко от желаемого эталона.
Исходя из этого, у меня возникла проблема:
- как оптимизировать процесс обучения, чтобы он стал более качественным?
- что изменить в процессе обучения, в уроке, чтобы сделать его современным?
- как усилить мотивацию учения и заинтересованность ученика в процессе обучения, повысить его ответственность за результат труда?
Опыт преподавания привел меня к необходимости структурировать материал в укрупненные дидактические единицы, что позволит, на мой взгляд, приблизить учебный процесс к эталонному, разрешить те противоречия, которые существуют в сфере образования. Естественно надо было выбрать технологию обучения, с помощью которой, можно было добиться желаемого результата.
Технологией, которая в силу своей дидактической сущности позволяет решать стоящие перед современной школой задачи, является метод проектов.
Занимаясь проектной деятельностью, я для себя установила, что Проектный метод в процессе обучения позволяет:
развивать учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей, поиск и решение проблем…и т.д.); коммуникативный потенциал школьников;
· решать информационные задачи;
· организовывать общение и взаимодействие всех участников образовательного процесса;
· создавать комфортные условия обучения;
· активизировать мыслительную деятельность школьников;
· снимать нервную нагрузку (релаксация).
- анализ эффективности использования проектного метода позволяет сделать вывод, что на уроках истории и обществознания у 88% школьников повышается активность.
-85% детей утверждают, что на таких уроках им значительнее интереснее, чем на обычных.
Сравнительная характеристика отмечает эффективность восприятия учебного материала учащимися.
Экспериментально было установлено, что в основе каждого учебного проекта лежит проблема, из которой вытекает и цель, и задачи деятельности учащихся. Она же обуславливает метод деятельности, направленной на её решение. Целью проектной работы становится поиск способов решения проблемы, а задача формулируется как способ достижения цели в определенных условиях.
Проектная деятельность связана с творчеством и порождает нечто качественно новое, отличное от уже существующего. Ученическая творческая деятельность - это создание, открытие чего-либо ранее неизвестного для данного субъекта (ученика), в результате рождаются новообразования в виде знаний, умений, проявлений личности.
Таким образом, в процессе проектной деятельности, как и в исследовательской вообще, учащийся проходит все этапы научного исследования:
Ø возникновение проблемной ситуации, ее первоначальный анализ и формулирование гипотезы;
Ø этап поиска пути решения проблемы в ходе дополнительного ее анализа на основе имеющихся знаний;
Ø этап претворения найденного принципа решения проблемы и его проверка.
Значит, на уроках истории и обществознания учащиеся должны выработать общие навыки исследовательской работы. Это ещё раз подтверждает мнение многих учителей истории: «Проектная деятельность способствует формированию исследовательской культуры».
Анализ показал, что каждый урок истории и обществознания с использованием проектно-исследовательской деятельности состоит из нескольких этапов: организационно-подготовительного, технологического, презентационного.
Работа над исследовательским проектом - это учебная деятельность, поэтому естественно, что она проводится под руководством педагога. Однако роль учителя в данном случае заключается в организации субъект - субъектных отношений, в корректировке самостоятельной деятельности школьников.
Было установлено, что в ходе организации работы школьников над проектами реализуются триединые цели образовательного процесса.
Главный результат использования метода проектов - компетентность учащихся в области истории и обществознания и конкретные умения и навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности: опыт работы с большим объемом информации, проведение презентации; умение оценивать ситуацию и принимать решения, работать в коллективе, структурировать информацию, планировать работу индивидуально и в команде.
Таким образом, исследовательская работа, которая является основой проектной деятельности, формирует и развивает личные качества, как учителя, так и ученика.
Чтобы иметь четкий план действий, я изучила опыт работы различных общеобразовательных учреждений и выделила следующие этапы работы над исследованием.
- Выбор темы исследования, определение его типа и числа участников.
- Обоснование проблемы, исследуемой в рамках намеченной тематики.
- Распределение задач по группам, поиск информации.
- Составление технологической карты с представлением в логической последовательности хода работы.
- Самостоятельная работа участников проекта по своим творческим заданиям.
- Промежуточные обсуждения полученных данных.
- Презентация (защита) исследования.
- Коллективное обсуждение выводы.
Выработала требования к результатам исследовательских проектов.
Результаты исследовательской работы могут быть получены при помощи как традиционных, так и современных методов сбора информации. При этом результаты исследовательской деятельности:
- представляются в виде конкретного «продукта» (доклада, альбома, сборника, плана-карты);
- выполняются в едином стиле (например, итоговый доклад должен содержать заголовки, подзаголовки, иметь поля);
- содержат соответствующие сноски, примечания, указывающие на источники информации;
- рассчитаны на восприятие как зрителей, так и читателей;
- защищаются в присутствии заинтересованной аудитории;
- должны в дальнейшем использоваться в учебном процессе.
Выборы формы исследования определяются его темой, целью, содержанием, общим замыслом автора. Важно, чтобы благодаря выбранной форме можно было наилучшим образом представить на презентации результаты проведённой работы.
Проектная деятельность на уроках и во внеклассных занятиях по истории и обществознанию также активизирует индивидуальный познавательно-творческий потенциал школьников и способствует их нравственно-эстетическому развитию.
Проектный метод используется в моей профессиональной деятельности уже несколько лет. За это время была разработана система методов и приемов организации проекта – сложной, трудоемкой, но благодарной и интересной работы. Определила для себя последовательность выполнения учебного проекта. Степень активности учащихся и учителя на разных этапах различна. Степень самостоятельности учащихся в работе над проектом зависит не от их возраста, а от сформированности умений проектной деятельности. Моя роль велика на первом и последнем этапах. От того, как я выполню свою роль на этапе погружения в проект, зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе моя роль велика потому, что учащиеся не всегда способны сделать обобщение всей работы над проектом, придти к неожиданным умозаключениям и т.д.