Опыт и перспективы реализации педагогических идей в сфере воспитания творческой личности ребенка
Опыт и перспективы реализации педагогических идей в сфере воспитания творческой личности ребенка
Сегодня мы стоим на пороге осознания творца как человека в его индивидуальной неповторимости и разнообразной деятельности. "У человека не всегда имеются объективные и субъективные возможности для создания творчески нового в том или другом виде деятельности. Но, поскольку он личность, у него не может не быть готовности к творческим свершениям где бы то ни было"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Опыт и перспективы реализации педагогических идей в сфере воспитания творческой личности ребенка»
Опыт и перспективы реализации педагогических идей в сфере воспитания творческой личности ребенка
«Детство – важный период
человеческой жизни, не подготовка к
будущей жизни, а настоящая, яркая,
самобытная, неповторимая жизнь; и
от того, как прошло детство, кто
вел ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце из
окружающего мира, в решающей
степени зависит, каким человеком
станет сегодняшний малыш».
Отношение к творчеству, творцу в общественном сознании менялось в соответствии с эпохами развития человечества.
Творец-созерцатель — в античном мире,
творец-художник — в эпоху Возрождения,
творец-мыслитель — в XVII — XVIII вв.,
учёный, конструктор в XIX — начале XX в, ...
Сегодня мы стоим на пороге осознания творца как человека в его индивидуальной неповторимости и разнообразной деятельности. "У человека не всегда имеются объективные и субъективные возможности для создания творчески нового в том или другом виде деятельности. Но, поскольку он личность, у него не может не быть готовности к творческим свершениям где бы то ни было"
Мир реальный и нереальный заставляет удивляться многих… Этот мир очень изменчив, чтобы существовать и успевать - мы учимся и учим. И непрерывным процессом является поиск новых форм и альтернативных решений в обучении.
Ключевым словом в моей профессии, профессии педагога является -творчество.
«Т»- трудолюбие, талант, терпение.
«В»- вкус, вдохновение
«О»- открытие, озарение
«Р»- радость, рукоделие, ручная работа
«Ч»- честность, человечность, чудо
«Е»- естественность, ежечасность, ежедневность
«С»- сочувствие, сопереживание, самовыражение
«Т»- требовательность, терпимость
«В»- воспитание
«О»- оптимизм, обучающиеся – главные герои в моей профессии!
В своей работе, считаю не маловажным заинтересовать ребёнка, после уроков, чтобы он не убегал домой, а остался и познакомился с удивительным миром художественного искусства и декоративно- прикладного творчества, изготовил своими руками необычный сувенир или побывал в волшебном мире, где царят краски и карандаши. Творческое воображение и безграничная фантазия заложены в каждом ребёнке, занимаясь различными видами деятельности, дети получают знания, умения и навыки в данной области, знакомятся с красотой, неповторимостью, с преимуществом изделий в различных техниках (вытынанка, лепка, декупаж, живопись, скрапбукинг), а также приучаются к аккуратности, экономии материалов, точности исполнения конкретного изделия.
Когда я начала работать с малышами, я поняла, что у детей слабо развита мелкая моторика пальцев. Дети не могут удержать не только бисер потому, что он очень маленький, круглый и скользит, но зачастую даже карандаш и кисть. Оказалось, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Современный первоклассник бодро читает, считает и распевает песенки на английском языке, а карандаш и кисть держать правильно не умеет. Незрелость в развитии моторных функций проявляется в скованности, неловкости движений пальцев и кистей рук; движения недостаточно четки и координированы. Мелкая моторика - это тонкие и точные движения пальцев. Их развитие является необходимым условием освоения ребенком большинства видов творческой деятельности.
В своей работе я придерживаюсь некоторых правил:
1. Задание подбираю с учетом их постепенно возрастающей сложности.
2. Учитываю индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение.
3. Занятия провожу регулярно, систематически (алгоритм).
4. Соблюдаю временной регламент, чтобы не вызвать переутомления у ребёнка.
5. Забочусь о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, с целью повышения его интереса к занятиям художественным творчеством.
6. Стараюсь, чтобы процесс обучения и развития формировал у детей положительную мотивацию.
7. Развиваю творческие способности.
8. Формирую самостоятельность.
Мне нравится видеть, как они преображаются, как меняются в лучшую сторону – учатся быть терпеливыми, усидчивыми, доводят работу до конца, становятся более творческими личностями, не похожими друг на друга.
Но главное, что ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю и раскрывается как личность.
Для себя я чётко определила уровни воспитательных результатов:
- На первом уровне ребёнок приобретает знания, умения и навыки, учится грамотно и логично применять их. Сложность выполнения изделий постепенно возрастает, дети начинают предлагать приёмы выполнения, последовательность, экспериментируют с цветовой гаммой…
- Второй уровень предусматривает участие в выставках и фестивалях декоративно – прикладного творчества. Выставки организуются и в конце каждой четверти обучения, для родителей, чтобы дети могли показать и рассказать родителям чему они научились на занятиях.
В ДПИ и ЖИВОПИСИ фантазия и возможности ребёнка не ограничены.
В своей работе с детьми я ставлю следующие цели:
1. Формировать графические навыки
- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
2. Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:
- произвольное внимание;
- логическое мышление;
- зрительное и слуховое восприятие;
- память, речь детей;
- умение действовать по словесным инструкциям
Достижение этих целей позволяет:
• Определить уровень теоретической подготовки детей в конкретном разделе, успешность обучения каждого воспитанника;
• Выявить степень практических знаний и навыков в творческой деятельности, соотношение прогнозируемых и реальных результатов учебно-воспитательного процесса;
• Внести необходимые корректировки в содержание деятельности каждого ребёнка;
• Обеспечить заинтересованность детей в своей деятельности и поддержать интерес к занятиям.
• Стимулировать к расширению познавательных интересов и творческих потребностей воспитанников. Практика показывает, что обучение детей изобразительному и ДП искусству не всегда соответствует требованиям времени и нуждается в совершенстве, требуются новые подходы в преподавании, но уже доказано, что дети, которые занимаются изобразительным искусством, учатся значительно лучше, чем их сверстники. Рисование – очень серьезная работа, потому что, развивая руку, дети развивают мозг. Недаром многие психологи и педагоги со стажем рекомендуют выпускникам школ и абитуриентам в жаркий период экзаменов выделять время на рисование, вязание, вышивание, создание простых аппликаций и поделок. По мнению специалистов, это не только помогает расслабиться, но и собраться с мыслями, сконцентрироваться перед серьезными интеллектуальными нагрузками.
Художественно-эстетическое воспитание играет одну из главных ролей в воспитании личности, поэтому я уделяю огромное значение развитию пространственного воображения — той стороны интеллекта, где техника соединяется с образом, где мысль и линия переплетаются и взаимо дополняют друг друга, создавая объемную картину мира.
В настоящее время творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл, поэтому
главным в воспитании личности считаю создание условий для саморазвития человека и воспитание таких качеств личности, которые надо вырабатывать в себе, чтобы потом, в будущем состояться во взрослой жизни:
1. Интерес к самому себе.
Ребенок должен научиться ставить себе вопросы и отвечать на них. Он должен научиться любить себя в хорошем смысле слова: кто я? Какой я? Чего хочу? Что могу? Что для этого я умею? Что необходимо для того, чтобы этого достичь? Пробудить интерес к постановке этих вопросов к самому себе, не испытывая при этом вины и страха, боязни и неуверенности, могут и должны воспитательные мероприятия.
2. Самопризнание себя как личности.
Моя задача – помочь ребенку в формировании адекватной самооценки, самоуважении, уверенности в своих силах, собственной успешности. Это приведет любого ребенка к эмоциональному равновесию и желанию самореализации.
3. Управление самим собой.
Управлять собой осознанно, а не бездумно подчиняться приказам, без посторонней помощи решать свои проблемы. Это способствует воспитанию воли, характера.
4. Уважение чужого мнения.
Через воспитательные мероприятия формирую культуру общения, развиваю коммуникативные умения. Учу высказывать свое мнение, не боясь быть одиноким в нем и отстаивать его, признавать свою неправоту и ошибочность своих суждений. Каждый имеет право на ошибку. Воспитываю терпимое отношение к разным людям, вещам и взглядам. Помогаю детям преодолевать трудности общения.
5. Любознательность и вовлеченность в деятельность.
Многие дети переживают информационную ненасыщенность. Им хочется много знать, всё интересно, они желают активно участвовать во всем. Это значит – желают проявить себя. Такая позиция формирует трудоспособность. А для этого я констатировать результаты, стимулировать участие.
6. Эмоциональная устойчивость.
Развивать положительные эмоции и управлять отрицательными. Учу вызывать одни и избавляться от других. Важное умение – это умение управлять своим страхом. Научиться создавать вокруг себя ситуации, способствующие возникновению положительных эмоций. 7. Мотивация действий и поступков.
Отношение школьника к учению и ко всякого рода деятельности зависит от мотивации этой деятельности. Стимулом проявления положительной мотивации являются индивидуальные мотивы:
- заинтересованность;
- далеко идущие перспективы;
- вера в собственные силы;
- положительные эмоции.
В воспитании важно все, воспитывают даже стены. Кабинет искусства это: учебно-развивающий центр, который активно формирует эстетическую потребность общения учащихся с искусством и знакомит учащихся с произведениями мировой художественной культуры; это творческая мастерская по выращиванию талантов. К сожалению, для нашей школы, это проблема, нет кабинета ИЗО…
И все же, на моих занятиях ребята пробуют себя в деятельности художника-графика, скульптора, живописца, архитектора, дизайнера, зрителя, критика-ценителя… Атмосфера творческого поиска на занятиях, где отсутствуют жесткие правила и требования, способствует, как никакой другой предмет, свободе творческого мышления, ведь от того, насколько будут творческими и креативными наши дети, будет во многом зависеть будущее страны. В своей книге «Мудрость красоты» Б.М. Неменский пишет: «Дело не только в том, чтобы научить детей видеть, чувствовать и понимать прекрасное в искусстве. Задача гораздо сложнее – сформировать у них умение творить прекрасное в своей повседневной деятельности, повседневном труде, повседневных человеческих отношениях». Действительно, сложная задача, но выполнимая, способная дать детям «крылья» для вдохновения и поверить в свои творческие способности, вызывая чувство гордости за конечный результат. Хочу закончить своё выступление такими словами: Умение рисовать и творить - это такая способность, которую трудно переоценить. «Страна, в которой учили бы рисовать так же, как учат читать и писать, превзошла бы все другие страны в науках, искусствах, мастерствах и ремеслах», так писал французский философ Д. Дидро. И я с этим полностью согласна!