kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Духовно-нравственное воспитание учащихся ДШИ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

МБОУ ДОД «ДШИ п.Старь»

 

 

 

 

 

 

Шувалова Татьяна Юрьевна

«Духовно-нравственное воспитание учащихся ДШИ»

 

 

 

 

 

 

Духовно-нравственное воспитание учащихся ДШИ

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. И вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В современном обществе происходят глубокие преобразования.  Характерной чертой современной эпохи является наличие в ней сложнейших политических, социально- экономических, экологических и множества других проблем. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения.  Причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью. 

В настоящее время подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, агрессивности. Поэтому  актуальность проблемы духовно- нравственного воспитания школьников связана со следующими положениями: 

  • наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко - нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности; 
  • в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности;
  • само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
  • вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ученика о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Для их реализации этих положений требуются не только образованные, но и духовно развитые, способные к саморазвитию личности. Все это актуализирует необходимость обращения к проблеме духовного возрождения личности, развития ее духовно-нравственного сознания, позволяющего ей активно, творчески включиться в общественную жизнь третьего тысячелетия, самореализовываться и самосовершенствоваться на основе духовно-нравственных ценностей.

Духовность  –  высший  уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно смысловыми регуляторами  ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности. Духовность - это тонкое умение сострадать и приходить на помощь.  Отличительная  черта  духовного человека  –  это  его  уравновешенность  и  целостность,  искренность,  полная  гармония  с  самим собой  и  миром,  в  котором  жив?т  такая  личность.  Духовность открывает нам доступ к любви, совести, чувству долга, к правосознанию и государственности, к  искусству, науке и религии, указывает, что является в жизни главным и наиболее ценным. Духовные знания не только  ведут  к определённому  виду  деятельности, они  освещают  общую  картину  мира,  общие  законы развития  природы  и  общества,  благодаря  чему  вырабатывается  научный  подход  к пониманию  явлений.  Таким  образом,  можно  ответить кратко  –  духовность  это  любовь, доброта,  красота,  творчество,  знание  и  свет,  который  несёт  человек, обладающий  этим качеством души.

Одним  из  эффективных  средств  формирования  духовной  культуры     является  искусство.   Музыка открывает человеку возможность творческой реализации и самоопределения в мире, постижения гармонического единства с миром. Музыкальное искусство содержит ценные идеи и веками проверенный опыт воспитания, которые, развиваясь, обогащают мировую педагогическую мысль. Изучение этого опыта и использование достижений современного музыкознания помогут обогатить теоретические основы и практику воспитания.

Природная сторона человека развивается и изменяется на протяжении всей его жизни. Лишь в процессе воспитания и обучения, общественной жизни и деятельности, усвоение знаний и умений у человека на основе задатков формируется духовная культура.

В современных условиях, благодаря развитию музыкальной индустрии, ориентации школьников в области музыки формируются, главным образом, под воздействием средств массовой информации  и общения со сверстниками, что приводит к потреблению музыкальных образцов сомнительного эстетического качества, рассчитанных на невзыскательный вкус в силу легкости восприятия. Такие разновидности современной музыки, выполняющие не столько эстетическую, сколько коммуникативную и фоновую функции, пользуются в детской, подростковой среде широкой популярностью.

Особенно остро эта проблема стоит в подростковой среде, так как именно данный социальный слой общества наиболее подвержен внешним воздействиям в силу своих возрастных особенностей. Известно, что дети усваивают и присваивают ценности взрослых, а сегодня эти ценности подвергаются решительному пересмотру.

В 2004  году в нашей школе искусств  было создано ученическое самоуправление. Творческой группой было разработано положение, оговорены формы и условия работы самоуправления.

Ученическое самоуправление помогает вовлекать других учащихся в дела школы, вносит предложения и помогает проводить все школьные мероприятия.

Актив ученического самоуправления находится под контролем творческой группы преподавателей.

Одной из основных задач ученического самоуправления является  удовлетворение  индивидуальных потребностей  обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов. Участие в решении насущных проблем школы, участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим, позволяет повысить социальную компетенцию, развивает социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений в проблемных ситуациях. Ученическое самоуправление открывает для многих школьников возможности проявить свои личностные способности, найти интересное дело, организовать его выполнение, принимая на себя персональную ответственность за его выполнение.

Детское самоуправление является конкретным видом деятельности школьников. Отвечая за отдельные разделы работы своего коллектива, дети организовывают своих товарищей на выполнение заданий, участвуют в планировании, контролируют и проверяют друг друга. А, как известно, всякая деятельность человека является своего рода упражнением его сил и способностей, и, следовательно, вызывает определенное их развитие. Участвуя в работе органов самоуправления, учащиеся приобретают целый ряд привычек и навыков, умений и знаний. А ведь  «воспитательное значение ученического самоуправления состоит в подготовке воспитанников к участию в общественном самоуправлении, в формировании у детей важнейших качеств нового человека»  

 В ходе включения учащихся в школьное самоуправление, у них формируется научное управленческое мышление, которое способствует формированию таких умений, как:

- анализировать возникающие управленческие ситуации и выявлять причины, их породившие;

- предвидеть последствия своих действий и действий коллектива;

- оценивать создавшуюся ситуацию и находить оптимальное решение;

- анализировать и синтезировать воспринимаемую управленческую информацию;

- аргументировано и логично отстаивать свое мнение;

- объективно оценивать свои действия, действия органов самоуправления;

- определять перспективы развития самоуправления, планировать работу с учетом этих перспектив;

- устанавливать деловые отношения с товарищами и педагогами.

Воспитательное значение ученического самоуправления состоит в том, что, практически выступая в роли организаторов в своем коллективе, воспитанники приобретают ряд моральных качеств, необходимых человеку нашего времени, таких как:

- прежде всего, это личная ответственность каждого за общее дело, за успехи своего коллектива, глубокая преданность общим задачам. Выступая при правильной постановке самоуправления в роли уполномоченных коллектива, дети приучаются видеть в интересах общего дела свои личные интересы;

- формируется и такое важное качество, как принципиальностью во взаимоотношениях с другими членами коллектива и постоянно растущая требовательность к себе и к своим товарищам.

Участие в самоуправлении развивает в детях инициативу, постоянное стремление внести в жизнь коллектива что-то новое. В этом случае инициатива является личным вкладом каждого члена коллектива в улучшение работы и жизни школы в целом.

Действительный смысл воспитательной работы состоит не в бесплодных разговорах с ребенком, а в создании таких жизненных ситуаций, в которых проявляются лучшие черты личности и  воспитательное значение ученического самоуправления как раз заключается в создании практически неограниченных возможностей для упражнения коллектива и каждой личности в социальном поведении.

 Не следует думать, что положительные качества личности будут воспитываться у детей стихийно, сами по себе, стоит лишь ввести в детском коллективе самоуправление. «Там, где педагоги устраняются от серьезной работы по руководству ученическим самоуправлением, его развитием, возможны воспитательные результаты, совершенно противоположные ожиданиям. При неправильной постановке самоуправления могут возникнуть у детей, его непосредственных участников, такие отрицательные качества, как зазнайство, высокомерие, формальное отношение к делу, индивидуализм»  Непосредственные причины тому могут быть разными: неправильное осуществление выборности, отсутствие отчетности отдельных органов перед другими, ослабление или полное отсутствие педагогического руководства.

Поэтому важным условием достижения положительных воспитательных результатов при развертывании детского самоуправления является умелое педагогическое руководство деятельностью учащихся, последовательное проведение воспитателями основных требований к системе школьного самоуправления.  Именно самоуправление позволяет в полной мере использовать воспитательный потенциал коллектива, силу общественного мнения, а также создать благоприятную атмосферу для развития личности ребёнка.

Участие подростков в работе органов самоуправления - это   возможность продемонстрировать уникальность своей личности, осознать свою сопричастность к тому, что происходит в обществе, освоить общественный опыт.

Вся страна готовится к празднику 70-летия годовщины Победы и наша школа искусств не остается в стороне. В рамках знаменательной даты организованны  тематические встречи и беседы с ветеранами, концерты, выставки - наши скромные знаки внимания фронтовикам и труженикам трудового фронта. Наше творчество - стихи и песни, рассказы и сочинения, танцы и рисунки, работы в жанрах прикладного искусства, посвященные Великой Отечественной войне, станут данью нашего глубокого уважения Героям и их подвигам.

Основные цели мероприятий:

- способствовать формированию активной гражданской позиции, чувства гордости за славные подвиги во имя Отечества;

- воспитывать подрастающее поколение на примерах мужества, патриотизма.

Участники и гости мероприятий окунаются в атмосферу военного времени, видят страшные картины, которые принес на нашу землю фашизм. Ребята закидают ветеранов вопросами, все им было интересно: военные действия, первая любовь, предательство, самые трудные битвы и дорогие сердцу награды

День Победы – это особый праздник. Для каждого из нас он всегда будет самым главным, потому что в нашей памяти живы события тех лет, а их непосредственные участники живут среди нас. День Победы - это праздник памяти, День скорби и воспоминаний. В этот день вспоминают тех, кто не пришел с фронта и выражают свою благодарность тем, кто дожил до наших дней. С того памятного мая минуло более полувека. Выросли новые поколения. Для них Великая Отечественная война – далекая история. Но совесть и долг перед погибшими и пережившими войну не должны позволить нам забыть эту героически-трагическую страницу летописи нашего  государства.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Духовно-нравственное воспитание учащихся ДШИ» »

МБОУ ДОД «ДШИ п.Старь»













Шувалова Татьяна Юрьевна

«Духовно-нравственное воспитание учащихся ДШИ»



















Духовно-нравственное воспитание учащихся ДШИ

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. И вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В современном обществе происходят глубокие преобразования.  Характерной чертой современной эпохи является наличие в ней сложнейших политических, социально- экономических, экологических и множества других проблем. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения.  Причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью. 

В настоящее время подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, агрессивности. Поэтому  актуальность проблемы духовно- нравственного воспитания школьников связана со следующими положениями: 

  • наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко - нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности; 

  • в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности;

  • само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

  • вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ученика о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Для их реализации этих положений требуются не только образованные, но и духовно развитые, способные к саморазвитию личности. Все это актуализирует необходимость обращения к проблеме духовного возрождения личности, развития ее духовно-нравственного сознания, позволяющего ей активно, творчески включиться в общественную жизнь третьего тысячелетия, самореализовываться и самосовершенствоваться на основе духовно-нравственных ценностей.

Духовность  –  высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности. Духовность - это тонкое умение сострадать и приходить на помощь.  Отличительная  черта  духовного человека  –  это  его  уравновешенность  и  целостность,  искренность,  полная  гармония  с  самим собой  и  миром,  в  котором  живѐт  такая  личность.  Духовность открывает нам доступ к любви, совести, чувству долга, к правосознанию и государственности, к  искусству, науке и религии, указывает, что является в жизни главным и наиболее ценным. Духовные знания не только  ведут  к определённому  виду  деятельности, они  освещают  общую  картину  мира,  общие  законы развития  природы  и  общества,  благодаря  чему  вырабатывается  научный  подход  к пониманию  явлений.  Таким  образом,  можно  ответить кратко  –  духовность  это  любовь, доброта,  красота,  творчество,  знание  и  свет,  который  несёт  человек, обладающий  этим качеством души.

Одним  из  эффективных  средств  формирования  духовной  культуры     является  искусство.   Музыка открывает человеку возможность творческой реализации и самоопределения в мире, постижения гармонического единства с миром. Музыкальное искусство содержит ценные идеи и веками проверенный опыт воспитания, которые, развиваясь, обогащают мировую педагогическую мысль. Изучение этого опыта и использование достижений современного музыкознания помогут обогатить теоретические основы и практику воспитания.

Природная сторона человека развивается и изменяется на протяжении всей его жизни. Лишь в процессе воспитания и обучения, общественной жизни и деятельности, усвоение знаний и умений у человека на основе задатков формируется духовная культура.

В современных условиях, благодаря развитию музыкальной индустрии, ориентации школьников в области музыки формируются, главным образом, под воздействием средств массовой информации  и общения со сверстниками, что приводит к потреблению музыкальных образцов сомнительного эстетического качества, рассчитанных на невзыскательный вкус в силу легкости восприятия. Такие разновидности современной музыки, выполняющие не столько эстетическую, сколько коммуникативную и фоновую функции, пользуются в детской, подростковой среде широкой популярностью.

Особенно остро эта проблема стоит в подростковой среде, так как именно данный социальный слой общества наиболее подвержен внешним воздействиям в силу своих возрастных особенностей. Известно, что дети усваивают и присваивают ценности взрослых, а сегодня эти ценности подвергаются решительному пересмотру.

В 2004 году в нашей школе искусств было создано ученическое самоуправление. Творческой группой было разработано положение, оговорены формы и условия работы самоуправления.

Ученическое самоуправление помогает вовлекать других учащихся в дела школы, вносит предложения и помогает проводить все школьные мероприятия.

Актив ученического самоуправления находится под контролем творческой группы преподавателей.

Одной из основных задач ученического самоуправления является удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов. Участие в решении насущных проблем школы, участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим, позволяет повысить социальную компетенцию, развивает социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений в проблемных ситуациях. Ученическое самоуправление открывает для многих школьников возможности проявить свои личностные способности, найти интересное дело, организовать его выполнение, принимая на себя персональную ответственность за его выполнение.

Детское самоуправление является конкретным видом деятельности школьников. Отвечая за отдельные разделы работы своего коллектива, дети организовывают своих товарищей на выполнение заданий, участвуют в планировании, контролируют и проверяют друг друга. А, как известно, всякая деятельность человека является своего рода упражнением его сил и способностей, и, следовательно, вызывает определенное их развитие. Участвуя в работе органов самоуправления, учащиеся приобретают целый ряд привычек и навыков, умений и знаний. А ведь  «воспитательное значение ученического самоуправления состоит в подготовке воспитанников к участию в общественном самоуправлении, в формировании у детей важнейших качеств нового человека»  

 В ходе включения учащихся в школьное самоуправление, у них формируется научное управленческое мышление, которое способствует формированию таких умений, как:

- анализировать возникающие управленческие ситуации и выявлять причины, их породившие;

- предвидеть последствия своих действий и действий коллектива;

- оценивать создавшуюся ситуацию и находить оптимальное решение;

- анализировать и синтезировать воспринимаемую управленческую информацию;

- аргументировано и логично отстаивать свое мнение;

- объективно оценивать свои действия, действия органов самоуправления;

- определять перспективы развития самоуправления, планировать работу с учетом этих перспектив;

- устанавливать деловые отношения с товарищами и педагогами.

Воспитательное значение ученического самоуправления состоит в том, что, практически выступая в роли организаторов в своем коллективе, воспитанники приобретают ряд моральных качеств, необходимых человеку нашего времени, таких как:

- прежде всего, это личная ответственность каждого за общее дело, за успехи своего коллектива, глубокая преданность общим задачам. Выступая при правильной постановке самоуправления в роли уполномоченных коллектива, дети приучаются видеть в интересах общего дела свои личные интересы;

- формируется и такое важное качество, как принципиальностью во взаимоотношениях с другими членами коллектива и постоянно растущая требовательность к себе и к своим товарищам.

Участие в самоуправлении развивает в детях инициативу, постоянное стремление внести в жизнь коллектива что-то новое. В этом случае инициатива является личным вкладом каждого члена коллектива в улучшение работы и жизни школы в целом.

Действительный смысл воспитательной работы состоит не в бесплодных разговорах с ребенком, а в создании таких жизненных ситуаций, в которых проявляются лучшие черты личности и воспитательное значение ученического самоуправления как раз заключается в создании практически неограниченных возможностей для упражнения коллектива и каждой личности в социальном поведении.

 Не следует думать, что положительные качества личности будут воспитываться у детей стихийно, сами по себе, стоит лишь ввести в детском коллективе самоуправление. «Там, где педагоги устраняются от серьезной работы по руководству ученическим самоуправлением, его развитием, возможны воспитательные результаты, совершенно противоположные ожиданиям. При неправильной постановке самоуправления могут возникнуть у детей, его непосредственных участников, такие отрицательные качества, как зазнайство, высокомерие, формальное отношение к делу, индивидуализм»  Непосредственные причины тому могут быть разными: неправильное осуществление выборности, отсутствие отчетности отдельных органов перед другими, ослабление или полное отсутствие педагогического руководства.

Поэтому важным условием достижения положительных воспитательных результатов при развертывании детского самоуправления является умелое педагогическое руководство деятельностью учащихся, последовательное проведение воспитателями основных требований к системе школьного самоуправления.  Именно самоуправление позволяет в полной мере использовать воспитательный потенциал коллектива, силу общественного мнения, а также создать благоприятную атмосферу для развития личности ребёнка.

Участие подростков в работе органов самоуправления - это   возможность продемонстрировать уникальность своей личности, осознать свою сопричастность к тому, что происходит в обществе, освоить общественный опыт.


Вся страна готовится к празднику 70-летия годовщины Победы и наша школа искусств не остается в стороне. В рамках знаменательной даты организованны тематические встречи и беседы с ветеранами, концерты, выставки - наши скромные знаки внимания фронтовикам и труженикам трудового фронта. Наше творчество - стихи и песни, рассказы и сочинения, танцы и рисунки, работы в жанрах прикладного искусства, посвященные Великой Отечественной войне, станут данью нашего глубокого уважения Героям и их подвигам.

Основные цели мероприятий:

- способствовать формированию активной гражданской позиции, чувства гордости за славные подвиги во имя Отечества;

- воспитывать подрастающее поколение на примерах мужества, патриотизма.

Участники и гости мероприятий окунаются в атмосферу военного времени, видят страшные картины, которые принес на нашу землю фашизм. Ребята закидают ветеранов вопросами, все им было интересно: военные действия, первая любовь, предательство, самые трудные битвы и дорогие сердцу награды

День Победы – это особый праздник. Для каждого из нас он всегда будет самым главным, потому что в нашей памяти живы события тех лет, а их непосредственные участники живут среди нас. День Победы - это праздник памяти, День скорби и воспоминаний. В этот день вспоминают тех, кто не пришел с фронта и выражают свою благодарность тем, кто дожил до наших дней. С того памятного мая минуло более полувека. Выросли новые поколения. Для них Великая Отечественная война – далекая история. Но совесть и долг перед погибшими и пережившими войну не должны позволить нам забыть эту героически-трагическую страницу летописи нашего  государства.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
«Духовно-нравственное воспитание учащихся ДШИ»

Автор: Шувалова Татьяна Юрьевна

Дата: 27.10.2015

Номер свидетельства: 244391


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства