Опыт взаимодействия наставника и наставляемого МБУДО «Межшкольный учебный комбинат».
Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. Из всех видов наставничества, хочется выделить реверсивное наставничество, которое мы используем в своей практике. Необходимость создания программы реверсивного наставничества в нашем образовательном учреждении появилась в результате осознания необходимости сопровождения профессионально-личностного развития педагогов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта наставничества»
Опыт взаимодействия наставника и наставляемого
МБУДО «Межшкольный учебный комбинат»
Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. Из всех видов наставничества, хочется выделить реверсивное наставничество, которое мы используем в своей практике. Необходимость создания программы реверсивного наставничества в нашем образовательном учреждении появилась в результате осознания необходимости сопровождения профессионально-личностного развития педагогов.
Реверсивное наставничество – нетрадиционная форма развития профессиональных отношений между субъектами образовательного процесса разного возраста. Профессионал младшего возраста становится наставником опытного работника по вопросам новых тенденций, технологий, а опытный педагог становится наставником молодого педагога в вопросах методики и организации учебно-воспитательного процесса.
Обе стороны этой формы наставничества вынуждены выйти из зоны комфорта и научиться думать, работать и обучаться по-новому, толерантно воспринимать социальные, возрастные и коммуникативные особенности друг друга. Молодой специалист ощущает свою значимость в образовательном учреждении, растёт его профессиональное мастерство и желание остаться в образовании.
Реверсивная модель – обоюдное наставничество педагогов, при котором каждый выполняет роль и наставника, и подопечного. Эта модель помогает развивать культуру толерантности, а также молодым специалистам формировать более крепкие, доверительные отношения с педагогами-наставниками. Благодаря этому, они стремятся открыто высказывать свои мысли и идеи, проявлять активность, индивидуальный творческий подход к педагогической деятельности. А это положительно влияет на вовлеченность педагогов в жизнь межшкольного учебного комбината, его процессы и развитие.
Реверсивное наставничество является источником дополнительной возможности восполнения дефицита ресурсов для реализации собственных инициатив, образовательного дефицита.
В текущий период являюсь наставником педагога-организатора Васильева Ивана Алексеевича. Педагогической деятельностью Иван Алексеевич в МБУДО «Межшкольный учебный комбинат» занимается с сентября 2022 года.
Для организации эффективного взаимодействия совместно с наставляемым педагогом разработана персонализированная программа наставничества, которая призвана помочь в организации деятельности наставника с молодым педагогом на уровне образовательной организации.
Нормативными документами, которые легли в основу программы стали:
Письмо Министерства просвещения РФ № АЗ-1128/08/657 от 21.12.2021 г. «Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников образовательных организациях»;
Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры № 1533 от 25.11.2019 «Об утверждении регионального профессионального стандарта педагога-наставника»;
Приказ Департамента образования и науки ХМАО-Югры №10-П-411 от 25.03.2022 «О внедрении и реализации системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях ХМАО»;
Приказ АУ «Институт развития образования» № 202-о от 19.04.2022 «Об организации работы по сопровождению внедрения и реализации системы наставничества в ХМАО»;
Приказ Департамента образования Администрации города Ханты-Мансийска № 265 от 11.04.22 «О комплексе мер («дорожная карта») по внедрению системы наставничества педагогических работников в образовательных организациях города» и в целях реализации в данной образовательной организации региональных проектов национального проекта «Образование»: «Современная школа»; «Успех каждого ребёнка»; «Молодые профессионалы» (Повышение конкурентоспособности профессионального образования); «Учитель будущего».
Цельпрограммы: успешное закрепление на месте работы в должности педагога молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также формирование цифровых компетенций у опытного коллеги, взаимообучение в наставнической паре.
Задачи:
повышать профессиональную компетентность наставляемого в использовании информационно – коммуникативных технологий в образовательном процессе;
стимулировать повышение теоретического и практического уровня педагога, овладение современными педагогическими технологиями;
обеспечивать формирование и развитие профессиональных знаний и навыков педагога, а также отслеживать динамику развития профессиональной деятельности;
оказывать помощь в профессиональной информационной компетентности, методической поддержки в отношении, которого осуществляется наставничество;
способствовать развитию профессиональных компетенций педагогов в условиях цифровой образовательной среды, востребованности использования современных информационно-коммуникативных и педагогических технологий;
отслеживать динамику развития профессиональной деятельности наставляемого.
Срок реализации программы 1 год. Системный подход в организации профессионального взаимодействия педагога-наставника и молодого специалиста предполагает наличие нескольких периодов совместной деятельности.
На первом этапе (адаптационном) определяются возможности педагога, выявляются его личностные качества, мотивация педагога на саморазвитие. Оказывается адресная помощь педагогу, формируются аналитические умения: анализ занятий, самоанализ. Выявляется рост потенциальных возможностей педагога.
На втором этапе (теоретико-апробационном) наставляемый выбирает методическое направление деятельности. Это процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с обучающимися, формирования своего стиля в работе, сникание авторитета среди обучающихся, родителей, коллег.
На третьем этапе (диагностическом) определяется результативность сопровождения по развитию компетентности педагога. Складывается система работы, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии; происходят совершенствование, саморазвитие, обобщение своего опыта работы.
Каждый этап требует индивидуального, дифференцированного подхода, разнообразных форм работы с молодым специалистом. Все это способствует развитию интереса к профессии, активному освоению приемов работы с обучающимися и их родителями, оказывает положительное влияние на рост профессиональной значимости.
В работе с наставляемым используются следующие формы и методы работы: беседы, собеседование, практические занятия; встречи с опытными педагогами; методические консультации; посещение и взаимопосещение занятий; творческие мастерские, мастер-классы, анкетирование, участие в различных очных и дистанционных конкурсных мероприятиях; прохождение курсов повышения квалификации.
Содержание работы:
Беседа «Диагностика затруднений педагога и выбор форм оказания помощи на основе анализа его потребностей».
Анкетирование «Выявление трудностей в работе молодого специалиста».
Консультации:
содержание формы и методы работы педагога с родителями (формирование понимания эффективного поведения педагога при возникновении конфликтных ситуаций, способы их профилактики и урегулирования);
заполнение отчета о качестве выполненных работ за отчетный период.
Посещение занятий производственного обучения «Исполнитель художественно-оформительских работ» с целью оказания методической помощи.
Отработка технологии анализа и самоанализа учебного занятия, мероприятия.
Организация занятий для формирования цифровых компетенций у опытного коллеги, взаимообучение в наставнической паре.
Контроль заполнения мониторинга участия в профессиональных конкурсах педагога, обучающихся, повышение квалификации, заполнение электронного журнала на Sharepoint в соответствии с КУГ.
Результативность педагога:
Повышение квалификации и итоговой аттестации по дополнительной профессиональной программе «Новые технологии персонифицированной образовательной деятельности, направленной на выявление, поддержку и развитие способностей и талантов, а также на самоопределение учащихся» - удостоверение.
Курс повышения цифровой компетенции по программе «Мобильные приложения» - сертификат.
Городская Неделяпрофессиональной ориентации для обучающихся 1-11 классов образовательных организаций города Ханты-Мансийска. Профессиональные пробы по направлению «Графический дизайн».
II городские соревнования по робототехнике «РобоСтарт-2024». Работа в судейской коллегии.
Городская сессия старшеклассников «Инженеры будущего 2.0».
Благодарственное письмо за целеустремленность, творческие идеи, неисчерпаемую энергию и профессиональный энтузиазм в организации и проведении зимних мероприятий по созданию праздничной атмосферы в Новогодней столице Сибири.
Всероссийский онлайн-конкурсе «30 лет Конституции России – проверь себя» - сертификат.
Благодарность за активное участие в организации и проведении лагеря с дневным пребыванием детей «Школа мастеров «Профи».
Благодарность за качественную организацию работы Детского автогородка в летний период.
Городская выставка-конкурс «Когда мы едины, мы непобедимы», посвященная Дню народного единства. Номинация «Художественное творчество», категория: работники образовательных организаций – Диплом I степени.
Городская массовая акция-конкурс «Мой снеговик», номинация «Семейка снеговиков» - Диплом I степени.
Перспектива.
В 2024-2025 учебном году Иван Алексеевич планирует:
участие в качестве педагога-наставника профессиональной пробы по направлению «Графический дизайн» в рамках Всероссийского проекта «Билет в будущее»;
в рамках проекта «Первая профессия вместе с аттестатом» будет продолжать вести производственное обучение по специальности «Исполнитель художественно-оформительских работ».
Вывод: результатом правильной организации работы наставников является высокий уровень включенности наставляемого в педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации, усиливает уверенность в собственных силах, также развивает личный, творческий и педагогический потенциал.
Наставничество, хоть и требовало определенных временных затрат с обеих сторон, не являлось дополнительной нагрузкой на наставников и наставляемого, так как вся работа велась непосредственно походу осуществления трудовой деятельности. К тому же, очень важную роль сыграло желание наставляемого педагога активно совершенствовать свою педагогическую компетентность, быстрая обучаемость, профессиональная гибкость и легкость в общении.
Правильно спланированная работа педагога-наставника помогает молодому специалисту достичь гораздо больших успехов, чем можно было бы ожидать, преодолеть трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности, остаться в профессии, стать настоящим педагогом.
Таким образом, считаем данную практику наставничества успешной. Так как используемые механизмы и инструменты являются универсальными и подходят для работы с педагогами в любой образовательной организации.