Развитие творческого потенциала учителя математики в инновационном пространстве специализированной школы для одарённых детей (обобщение передового опыта)
Развитие творческого потенциала учителя математики в инновационном пространстве специализированной школы для одарённых детей (обобщение передового опыта)
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ В ИННОВАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ШКОЛЫ ДЛЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ
(обобщение педагогического опыта)
Современное состояние казахстанского общества характеризуется активным внедрением инноваций во все сферы экономической, политической и социальной жизни. Стремительно меняются и социальные требования к организации образовательного процесса, определяются новые концептуальные подходы к построению всей сферы образования, происходит реорганизация функциональных компонентов педагогической деятельности.
В период обновления содержания образования в Республике Казахстан предъявляются высокие требования к профессиональным знаниям, умениям и навыкам педагога, уровню его личностного саморазвития и самореализации в практической деятельности. Профессиональный рост учителя, развитие педагогической компетентности невозможны без развития творческого потенциала, без огромного интереса к работе, стремления к самосовершенствованию, без активной жизненной позиции. Творческий потенциал учителя – это система, включающая как внешние, так и внутренние факторы. К внешним факторам можно отнести влияние социально-экономической среды, задач, стоящих перед конкретным педагогическим коллективом, особенностей учебного заведения, в котором трудится учитель, профиля подготовки в нем и др. Внутренние факторы - потребность в творческой деятельности, мотивационная и духовноценностная сфера, другие внутренние источники творческой активности учителя. Развитие творческого потенциала учителей математики в образовательном учреждении проходит под влиянием педагогического коллектива и профессиональной деятельности его членов. Для получения определенных результатов в становлении и развитии творческого потенциала педагогов, необходима целенаправленная работа администрации школы по управлению повышением профессиональной компетентности, что предполагает использование всех внешних и внутренних ресурсов.
ГУ «Школа-лицей №8 для одарённых детей» города Павлодара основано в 1990 году, имеет статус специализированной организации образования. В школе-лицее обучаются 911 учеников, работают 74 педагога, из них 58 имеют высшую категорию, 11 - первую категорию. Шесть учителей награждены знаком «Отличник образования РК», три педагога носят звание «Почётный работник РК». 24 члена педагогического коллектива прошли уровневую курсовую переподготовку.
В лицее осуществляется углубленное изучение предметов естественно-математического и общественно-гуманитарного направления. Профильные предметы - математика, физика, информатика, химия, английский язык. Отличительной особенностью нашей организации образования является опережающее изучение математики, ранее изучение физики и химии. Существующая система работы с одарёнными детьми позволяет на протяжении многих лет добиваться высоких результатов участия в олимпиадах различного уровня. Только за последние три года учащиеся лицея завоевали 398 медалей и призовых мест олимпиад международного, республиканского и областного уровней. Ежегодно по итогам областной олимпиады по общеобразовательным предметам команда лицея получает звание «Лучшая олимпийская сборная». Достойно лицеисты представляют Павлодарскую область на Республиканской олимпиаде, где им было присуждено звание «Лучшая олимпийская сборная РК». Своеобразие специализированной школы для одарённых детей заключается в том, что, сохраняя традиции, она «работает» на будущее и представляет собой инновацию в инновации, т. к. обладает определенной подвижностью, простором для инициативы, творчества, поиска новых методов и технологий, характеризуется уникальностью педагогического профессионализма и мастерства.
Одним из направлений инновационной деятельности лицея сегодня является создание условий для развития и реализации творческого потенциала педагога, его профессионального роста и самосовершенствования. В управлении методической работой нашего лицея используется система мотивации и стимулирования к профессиональному развитию, которую можно рассматривать как проект развития системы повышения профессиональной компетентности педагогов. Система методической работы лицея создала эффективные педагогические условия развития творческого потенциала учителя. Инновационная педагогическая деятельность потребовала обновления методической работы. Основной задачей и главным направлением деятельности методической службы по реализации модели совершенствования профессионального мастерства педагогов является методическое сопровождение процесса формирования и развития творческого потенциала каждого педагога с учетом индивидуальной траектории профессионального роста. В связи с этим изменяются подходы к организации методической работы, приоритет отдается активным формам и методам освоения педагогами новых знаний и умений, получению практического опыта работы. Инновационная педагогическая деятельность потребовала обновления методической работы. Развитие образовательной системы лицея обусловило эффективность форм организации методического сопровождения педагогов с учётом их профессионального опыта и компетентности. На основе проведенных исследований нам удалось установить зависимость уровня профессионального роста от уровня творческого потенциала учителя. В связи с этим изменились подходы к организации методической работы, приоритет отдается активным формам и методам освоения педагогами новых знаний и умений, получению практического опыта работы.
Существующая в лицее модель методической работы позволила определить этапы профессионального развития педагога. Инновационная методическая работа в лицее осуществляется поэтапно.
На первом этапе выявляется целевой заказ, т.е. цели и задачи повышения профессиональной компетентности учителей. Для этого проводится педагогический мониторинг, в процессе которого уточняются теоретическая подготовленность учителя, его профессиональная и методическая компетентность, готовность к самосовершенствованию и саморазвитию, а также готовность к инновационной деятельности.
На втором этапе осуществляется анализ уровней профессиональной компетентности педагогов, что позволяет выстроить систему научно-методической помощи и управленческого содействия учителям, осуществляющим инновации, отобрать содержание и формы организации методической работы.
На третьем этапе осуществляется формулировка заданий учителям и реализация заданий по сбору идей и предложений по организации инновационной методической работы. Результатом данного этапа становится методическая продукция (конспекты занятий, сценарии внеклассных мероприятий, авторские программы, методические разработки, учебные и методические пособия и др.).
На четвертом этапе экспертный совет лицея осуществляет рецензирование представленных работ и материалов, дает оценку инновационной методической продукции, рекомендует ее для использования. Традиционные формы методической работы в лицее сочетаются с инновационными: временные творческие группы, мастер-классы, недели педагогического мастерства, фестивали педагогических идей, конкурсы методических разработок, творческие отчеты, методические недели, конкурс эссе и публикаций. Активно внедряются в практику методической работы современные формы – коучинг, менторинг, исследование в действие, Lesson study. Эффективно работают мобильные группы сертифицированных учителей.
Главным консультативным и координирующим органом лицея по вопросам научно-методического обеспечения образовательного процесса, анализу состояния и результативности работы методической службы, является методический совет. В состав совета входят члены администрации, руководители МО, сертифицированные учителя (1, 2 уровень), а также научные работники ВУЗов. Формы методического сопровождения педагогов в системе развития творческого потенциала соотнесены с определенными этапами профессионального роста педагогов и соответствуют содержанию работы, профессиональным возможностям, образовательным потребностям и интересам, опытом педагогической деятельности. В лицее создана гибкая и мобильная система наставничества, направленная на оптимизацию процесса повышения профессиональной компетентности молодых специалистов. Позитивный эффект дают такие формы и методы обучения молодых учителей, как проблемно-деловая игра, семинар, практическое занятие, работа в составе творческой группы, участие в Lesson study, исследовании в действие. Мы пришли к выводу, что при организации методического сопровождения педагогической деятельности необходимо создание ситуаций, при которых педагог, вступая во взаимодействие с коллегами, может не только преодолевать свои профессиональные затруднения, но и одновременно транслировать собственный педагогический опыт. Разработанная модель совершенствования профессионального мастерства учителей позволила активизировать деятельность всех педагогов лицея, успешно внедрить в практическую деятельность инновационные технологии и методики, создать условия для развития потенциала учреждения в целом.
Список литературы: 1. Поташник М.М. "Качество образования: проблемы и технология управления", Педагогическое общество России, 2002г.
2. Зеленина Е.Б. Инновационный потенциал педагогического коллектива http://www.zam.resobr.ru.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие творческого потенциала учителя математики в инновационном пространстве специализированной школы для одарённых детей (обобщение передового опыта)»
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ В ИННОВАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ШКОЛЫ ДЛЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ
(обобщение педагогического опыта)
Современное состояние казахстанского общества характеризуется активным внедрением инноваций во все сферы экономической, политической и социальной жизни. Стремительно меняются и социальные требования к организации образовательного процесса, определяются новые концептуальные подходы к построению всей сферы образования, происходит реорганизация функциональных компонентов педагогической деятельности.
В период обновления содержания образования в Республике Казахстан предъявляются высокие требования к профессиональным знаниям, умениям и навыкам педагога, уровню его личностного саморазвития и самореализации в практической деятельности. Профессиональный рост учителя, развитие педагогической компетентности невозможны без развития творческого потенциала, без огромного интереса к работе, стремления к самосовершенствованию, без активной жизненной позиции. Творческий потенциал учителя – это система, включающая как внешние, так и внутренние факторы. К внешним факторам можно отнести влияние социально-экономической среды, задач, стоящих перед конкретным педагогическим коллективом, особенностей учебного заведения, в котором трудится учитель, профиля подготовки в нем и др. Внутренние факторы - потребность в творческой деятельности, мотивационная и духовноценностная сфера, другие внутренние источники творческой активности учителя. Развитие творческого потенциала учителей математики в образовательном учреждении проходит под влиянием педагогического коллектива и профессиональной деятельности его членов. Для получения определенных результатов в становлении и развитии творческого потенциала педагогов, необходима целенаправленная работа администрации школы по управлению повышением профессиональной компетентности, что предполагает использование всех внешних и внутренних ресурсов.
ГУ «Школа-лицей №8 для одарённых детей» города Павлодара основано в 1990 году, имеет статус специализированной организации образования. В школе-лицее обучаются 911 учеников, работают 74 педагога, из них 58 имеют высшую категорию, 11 - первую категорию. Шесть учителей награждены знаком «Отличник образования РК», три педагога носят звание «Почётный работник РК». 24 члена педагогического коллектива прошли уровневую курсовую переподготовку.
В лицее осуществляется углубленное изучение предметов естественно-математического и общественно-гуманитарного направления. Профильные предметы - математика, физика, информатика, химия, английский язык. Отличительной особенностью нашей организации образования является опережающее изучение математики, ранее изучение физики и химии. Существующая система работы с одарёнными детьми позволяет на протяжении многих лет добиваться высоких результатов участия в олимпиадах различного уровня. Только за последние три года учащиеся лицея завоевали 398 медалей и призовых мест олимпиад международного, республиканского и областного уровней. Ежегодно по итогам областной олимпиады по общеобразовательным предметам команда лицея получает звание «Лучшая олимпийская сборная». Достойно лицеисты представляют Павлодарскую область на Республиканской олимпиаде, где им было присуждено звание «Лучшая олимпийская сборная РК». Своеобразие специализированной школы для одарённых детей заключается в том, что, сохраняя традиции, она «работает» на будущее и представляет собой инновацию в инновации, т. к. обладает определенной подвижностью, простором для инициативы, творчества, поиска новых методов и технологий, характеризуется уникальностью педагогического профессионализма и мастерства.
Одним из направлений инновационной деятельности лицея сегодня является создание условий для развития и реализации творческого потенциала педагога, его профессионального роста и самосовершенствования. В управлении методической работой нашего лицея используется система мотивации и стимулирования к профессиональному развитию, которую можно рассматривать как проект развития системы повышения профессиональной компетентности педагогов. Система методической работы лицея создала эффективные педагогические условия развития творческого потенциала учителя. Инновационная педагогическая деятельность потребовала обновления методической работы. Основной задачей и главным направлением деятельности методической службы по реализации модели совершенствования профессионального мастерства педагогов является методическое сопровождение процесса формирования и развития творческого потенциала каждого педагога с учетом индивидуальной траектории профессионального роста. В связи с этим изменяются подходы к организации методической работы, приоритет отдается активным формам и методам освоения педагогами новых знаний и умений, получению практического опыта работы. Инновационная педагогическая деятельность потребовала обновления методической работы. Развитие образовательной системы лицея обусловило эффективность форм организации методического сопровождения педагогов с учётом их профессионального опыта и компетентности. На основе проведенных исследований нам удалось установить зависимость уровня профессионального роста от уровня творческого потенциала учителя. В связи с этим изменились подходы к организации методической работы, приоритет отдается активным формам и методам освоения педагогами новых знаний и умений, получению практического опыта работы.
Существующая в лицее модель методической работы позволила определить этапы профессионального развития педагога. Инновационная методическая работа в лицее осуществляется поэтапно.
На первом этапе выявляется целевой заказ, т.е. цели и задачи повышения профессиональной компетентности учителей. Для этого проводится педагогический мониторинг, в процессе которого уточняются теоретическая подготовленность учителя, его профессиональная и методическая компетентность, готовность к самосовершенствованию и саморазвитию, а также готовность к инновационной деятельности.
На втором этапе осуществляется анализ уровней профессиональной компетентности педагогов, что позволяет выстроить систему научно-методической помощи и управленческого содействия учителям, осуществляющим инновации, отобрать содержание и формы организации методической работы.
На третьем этапе осуществляется формулировка заданий учителям и реализация заданий по сбору идей и предложений по организации инновационной методической работы. Результатом данного этапа становится методическая продукция (конспекты занятий, сценарии внеклассных мероприятий, авторские программы, методические разработки, учебные и методические пособия и др.).
На четвертом этапе экспертный совет лицея осуществляет рецензирование представленных работ и материалов, дает оценку инновационной методической продукции, рекомендует ее для использования. Традиционные формы методической работы в лицее сочетаются с инновационными: временные творческие группы, мастер-классы, недели педагогического мастерства, фестивали педагогических идей, конкурсы методических разработок, творческие отчеты, методические недели, конкурс эссе и публикаций. Активно внедряются в практику методической работы современные формы – коучинг, менторинг, исследование в действие, Lesson study. Эффективно работают мобильные группы сертифицированных учителей.
Главным консультативным и координирующим органом лицея по вопросам научно-методического обеспечения образовательного процесса, анализу состояния и результативности работы методической службы, является методический совет. В состав совета входят члены администрации, руководители МО, сертифицированные учителя (1, 2 уровень), а также научные работники ВУЗов. Формы методического сопровождения педагогов в системе развития творческого потенциала соотнесены с определенными этапами профессионального роста педагогов и соответствуют содержанию работы, профессиональным возможностям, образовательным потребностям и интересам, опытом педагогической деятельности. В лицее создана гибкая и мобильная система наставничества, направленная на оптимизацию процесса повышения профессиональной компетентности молодых специалистов. Позитивный эффект дают такие формы и методы обучения молодых учителей, как проблемно-деловая игра, семинар, практическое занятие, работа в составе творческой группы, участие в Lesson study, исследовании в действие. Мы пришли к выводу, что при организации методического сопровождения педагогической деятельности необходимо создание ситуаций, при которых педагог, вступая во взаимодействие с коллегами, может не только преодолевать свои профессиональные затруднения, но и одновременно транслировать собственный педагогический опыт. Разработанная модель совершенствования профессионального мастерства учителей позволила активизировать деятельность всех педагогов лицея, успешно внедрить в практическую деятельность инновационные технологии и методики, создать условия для развития потенциала учреждения в целом.
Список литературы: 1. Поташник М.М. "Качество образования: проблемы и технология управления", Педагогическое общество России, 2002г.
2. Зеленина Е.Б. Инновационный потенциал педагогического коллектива http://www.zam.resobr.ru.