Обобщение опыта по сопровождению молодых или начинающих педагогов "Роль наставника в профессиональной деятельности молодого педагога"
Обобщение опыта по сопровождению молодых или начинающих педагогов "Роль наставника в профессиональной деятельности молодого педагога"
Одной из важнейших задач школьной администрации является организация профессиональной адаптации молодого начинающего педагога к учебно-воспитательной среде. Решить эту проблему поможет создание системы школьного наставничества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта по сопровождению молодых или начинающих педагогов "Роль наставника в профессиональной деятельности молодого педагога"»
«Роль наставника в профессиональной деятельности молодого педагога»
Лебедевич Алла Анатольевна, учитель начальных классов
МБОУ «ЗСОШ», педагог-наставник
«Чтобы научить другого,
требуется больше ума,
чем чтобы научиться самому...»
М.Монтень
Современной школе в условиях введения и реализации профессионального стандарта «Педагог» нужен компетентный учитель, способный самостоятельно мыслить, понимать суть происходящих в образовании перемен, осмысленно и быстро включаться в инновационные процессы. Когда речь заходит об обновлении современной школы, то при всей разнородности высказываемых точек зрения бесспорна одна – нашей новой школе нужен учитель образованный, культурный, со своей гражданской позицией, по-настоящему любящий детей и заботящийся об их развитии и воспитании. Подобная мысль проходит красной нитью через всю трудовую жизнь каждого учителя. Но понимает ли это молодой педагог, вчерашний студент? Как сложно включится ему в ритм современной школы!
Как показывает анализ школьной практики, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация начинающего учителя может протекать длительно и сложно.
Во-первых, как профессионал начинающий учитель ещё достаточно слаб: сдавая в институте экзамены, он усваивал внешние в отношении себя факты, которые и сложились в его сознании в некую сумму знаний.
Во-вторых, начинающий учитель недостаточно подготовлен в нормативно-правовых вопросах, многие сталкиваются с серьёзными затруднениями в методике преподавания предмета, в планировании и организации учебной, внеурочной и внеклассной деятельности.
Профессиональная адаптация начинающего педагога в процессе его вхождения в образовательную среду осуществляется в непрерывной связи с процессом его личностного и профессионального развития.
Под профессиональной адаптациейпонимается процесс приспособления (привыкания) человека к содержанию, условиям, организации и режиму труда, к коллективу. Успешная профессиональная адаптация является одним из показателей обоснованности выбора профессии и способствует развитию положительного отношения работника к своей деятельности, сближению общественной и личной мотивации трудовой деятельности.
Одной из главных задач ОУ является профессиональная адаптации молодого педагога к образовательной среде. Решить эту проблему поможет организация школьного наставничества.
Целью школьного наставничества является оказание методической помощи и поддержки молодым специалистам в их профессиональном становлении со стороны опытных коллег.
Задачами школьного наставничества являются:
привитие молодым специалистам интереса к педагогической профессии, сохранение и увеличение численности педагогических коллективов;
ускорение процесса профессионального становления молодых педагогов, развитие способности самостоятельно и качественно выполнять должностные обязанности;
формирование ответственного и творческого отношения к организации образовательного процесса;
адаптация к корпоративной культуре образовательной организации, к её традициям, нормам и правилам поведения.
Прежде чем приступать к работе с молодым специалистом, необходимо выяснить, на каком уровне находятся его профессиональные знания, умения и навыки. Проверить это легче всего в беседе с ним. Как правило, в разговоре о том направлении педагогической деятельности, где учитель достиг максимальных профессиональных показателей или владеет глубокими знаниями по предмету, он будет чувствовать себя свободнее, раскованнее, увереннее. На основе этой беседы наставнику необходимо составить план обучения молодого специалиста.
Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога. Поэтому наставник может выстраивать свою деятельность в три этапа:
1й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.
2й этап – основной. Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
3й этап – контрольно - оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
Работа с молодыми специалистами – это комплекс мероприятий, направленных на активное включение молодых специалистов в общеобразовательный процесс.
Чтобы осуществлять наставническую деятельность, мало быть просто опытным высококвалифицированным педагогом, со своей сложившейся системой педагогической деятельности. Необходимо развивать свой творческий потенциал, постоянно находиться в научном педагогическом поиске, совершенствовать свои формы и методы работы, осуществлять межличностное общение с коллегами (перенимать чужой опыт и делиться собственными разработками).
Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным и приносило желаемый эффект, педагогу-наставнику необходимо помнить о правилах общения, которые необходимо соблюдать.
1. Не приказывать.
Наставник должен помнить, что фраза, содержащая обязательство какого-либо рода, вызывает протест. В процессе общения с молодыми учителями следует отказаться от фраз типа «вы должны», «вам необходимо», «вам нужно» и т. п. Естественной их реакцией на эту фразу могут стать слова: «Ничего я вам не должен. Как хочу, так и работаю!»
2. Не угрожать.
Любая угроза – это признак слабости. Угроза со стороны наставника – это ещё и признак педагогической несостоятельности, некомпетентности. Угрозы или ультиматум со стороны учителя-наставника провоцируют конфликт. «Если Вы не будете выполнять мои требования, то...» – подобные замечания свидетельствуют о неумении наставника аргументировать свою педагогическую позицию, о непонимании ситуации, об отсутствии дипломатических навыков общения. Этот приём не способствует установлению отношений сотрудничества и взаимопонимания между наставником и подопечным.
3. Не проповедовать.
«Ваш профессиональный долг обязывает...», «На Вас лежит ответственность...» – эти воззвания чаще всего являются пустой тратой времени. Они не воспринимаются и не осознаются молодыми специалистами как значимые, вследствие их абстрагированности от реальной педагогической ситуации.
4. Не поучать.
Наставник должен помнить о том, что нет ничего хуже, чем навязывать свою собственную точку зрения собеседнику («если бы Вы послушали меня, то...», «если бы Вы последовали примеру....»).
5. Не подсказывать решения.
Наставник не должен «учить жизни» молодого учителя. «На Вашем месте я бы...» – эта и подобные ей фразы не стимулируют процесс профессиональной поддержки, поскольку произносятся чаще всего с оттенком превосходства и ущемляют, таким образом, самолюбие молодого педагога.
6. Не выносить суждений.
Высказывания со стороны наставника типа «Вы должны сменить место работы», «Вы слишком мало внимания уделяете работе» чаще всего наталкиваются на сопротивление и протест молодых учителей, даже в тех случаях, когда они абсолютно справедливы.
7. Не оправдывать и не оправдываться.
Наставник потеряет значительную долю своего влияния, если будет строить своё взаимодействие с подопечными на основе этих приёмов общения. «Вы организовали и провели урок не так уж плохо, как кажется на первый взгляд» – данная форма оправдания, конечно, снимает некоторое напряжение в отношениях, но делает существующую профессиональную проблему менее значимой для молодого учителя.
8. Не ставить «диагноз».
«Вам нельзя работать в школе, Вы слишком эмоциональны» – такая фраза опытного педагога непременно насторожит молодого учителя и настроит его против наставника.
Наставничество должно стимулировать потребности молодого педагога в самосовершенствовании, способствовать его профессиональной и личностной самореализации. Всестороннее рассмотрение эффективности системы наставничества позволит руководителям образовательных учреждений, педагогам - наставникам быстро и качественно решать задачи профессионального становления молодых учителей.