kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Эссе "Наставничество"(из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта своей работы, материал будет полезен для начинающих педагогов 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Эссе "Наставничество"(из опыта работы)»

Как мозаику, жизнь из кусочков сложу. 
Каждый в памяти я, не в руках, удержу,
Вот кусочек любви… Жаль, что крохотен он,
Но звездою горит среди серых времен!
Вот удачи момент, рядом – счастья туман…

 И его отпущу в прошлых дней, океан. 
Сколько жить? Как проплыть между рифов и скал?
Свет в душе сохранить и найти, что искал?



Я – счастливый человек. Я – учитель. Вот уже 43 года я искренне верю в свое призвание, как в основное дело своей жизни и умею отдаваться ему в полной мере. Я не утратила оптимизма и все ещё осваиваю, ищу, пробую, творю… Я живу, люблю, радуюсь каждому дню, который приносит мне новые открытия, дарит мне новые встречи, дает возможность ощутить себя нужной частью этого мира.

Разрешите представиться – Грушко Галина Владимировна, в данный момент - учитель математики МБОУ СОШ с. Новоалександровка Александрово – Гайского района Саратовской области. В своем небольшом эссе, я хочу поразмышлять над вопросом: каково это – быть наставником? Нужно ли наставничество сейчас, в эпоху быстрой информации, опережающей запрос в Интернете и предоставляемой по первому клику?  А если нужно – зачем? И кому?

Наверное, все эти вопросы задавались задолго до меня, и ответы находились? В «Книге притчей царя Иудеи Соломона " читаю – «Слушайте, дети, наставления отца и внимайте, чтобы научиться разуму". Здесь в роли наставника выступает отец, что понятно: весь мир для ребенка заключался в семье, именно здесь получалось образование, авторитет родителей не подвергался никакой критике. Семья - основной образовательный институт древнейшего сообщества. Наставник здесь играет роль Проводника, Знающего Истину.

Уже 3 тысячи лет тому назад в первых школах Междуречья в основу обучения был положен принцип следования примеру старших – будь то написание клинописных книг, изучение математики, работа в библиотеке царя Ассура, либо занятия по культуре. Именно старшие, опытные наставники направляли воспитанников - НАСТАВЛЯЛИ.

На протяжении 10 лет я работала заместителем директора по учебно-воспитательной работе и 25 лет – директором школы. По сути, основная моя работа была с молодыми педагогами. Работа в сельской школе имеет свою специфику; тут, ты у всех на виду.

В близкую мне советскую эпоху наставничество видоизменилось. Теперь это – помощь молодому, начинающему специалисту (в моем случае – учителю) более старших опытных товарищей. И хоть ушла эпоха социализма, новые реалии пришли в педагогику – но суть Наставничества не изменилась. Также, как много и много лет тому назад, более старший, опытный, знающий друг – товарищ – НАСТАВНИК передает, НАСТАВЛЯЕТ молодого коллегу. И нужно это не только и не столько более молодому – это нужно самому Наставнику. Отдавая знания, опыт, силы, время, он - в который уже раз! – анализирует и взвешивает свой путь, более четко видит то совершенное в профессии, жизни, к чему стоит стремиться. Можно сказать, что Наставник на один шаг ближе к идеалу, чем Ученик. Ученик может уйти в сторону с главного пути, потерять время на те незначительные препятствия, что в свое время преодолел наставляющий – направляющий, отойти в сторону или же остановиться – и тогда ИСТИНА ( в профессии, в жизни, вере) останется далека… Только Наставник, не вмешиваясь, беседой, вопросом, собственным опытом может поднять Ученика над ситуацией и показать ему действительность – СМОТРИ, ДУМАЙ, ВЫБИРАЙ!

Эти три слова для меня в жизни всегда были ориентиром. И тогда, когда я только начинала работать в школе, и сейчас, когда передаю свой опыт и знания молодым.

Смотрю в широко распахнутые глаза молодого педагога, в которых калейдоскопом мелькают удивление и непонимание, энтузиазм и неуверенность, восторг и смущение, и радостью наполняется моё сердце. Вот чего я не вижу в этих глазах, так это равнодушия! Значит, мы на верном пути! Я не оговорилась: «МЫ» - ключевое слово в нашем профессиональном тандеме. Содружество, сотворчество, сопричастность, сотрудничество обязательно помогут преодолеть нам все трудности на пути к тому, что ты состоялся. Состоялся как учитель, профессионал, воспитатель, коллега, друг. «Учитель не тот, кто учит, а у кого учатся», - повторяю я своей подопечной высказывание Гёте и поясняю, – вы ведь хотите стать учителем, значит, и у вас есть чему учиться. Так  будем учиться вместе!».  Улыбка в ответ - для меня как свет путеводной звезды: первый шаг к доверию и пониманию сделан.

Что значит  быть учителем? С одной стороны, это безумно быстрое течение времени, которое уносится так незаметно, и важен каждый миг, каждое мгновение, отданное подрастающему поколению: будь то поиск способов объяснения новой темы или поход в кино; горы бумаг, способные утопить в рутине, и бессонные ночи, или возможность взлететь на вершину профессионального Олимпа, постоянная ответственность и напряжение, масса энергии, которую ты отдаешь, не ожидая ничего взамен. С другой стороны, это постоянный творческий поиск, способность совершать с учениками удивительные открытия, общение с коллегами, также глубоко и преданно влюбленными в свою профессию. А каким учителем хочет стать она? Какие вершины собралась покорять?

«Настоящий учитель — не тот, кто тебя постоянно воспитывает, а тот, кто помогает тебе стать самим собой» (Михаил  Светлов). Постоянно держу в голове эти слова. Ведь моя главная задача, как наставника – помочь начинающему педагогу, стать настоящим учителем, передать накопленный опыт, обрести счастье в профессии, осознать всю важность и ответственность своей миссии.

Благодарностью за мою кропотливую и совсем незаметную работу являлись успехи педагогов: получение грантов молодыми педагогами, повышение квалификации, победы в муниципальных конкурсах «Учитель года» и «Молодой специалист».

Очень важно дать понять молодому коллеге, что ты не стоишь на вершине той самой горы, на которую ему только предстоит взобраться, не увлекать его на путь, уже пройденный тобой, а дать возможность сделать это самостоятельно: найти свою «гору», свой путь к успеху. Главное – сам! Задача моя, как наставника – быть рядом, вовремя прийти на помощь, поддержать. И тогда полученное педагогическое образование  обязательно воплотится в профессиональное умение, а программные знания помогут вместе с воспитанниками осваивать азы школьной науки. Элберт Г. Хаббард говорил:  «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». Но разве это высказывание нельзя отнести и к наставничеству? Давайте перефразируем немного Хаббарта: «Цель обучения молодого педагога состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи наставника». Как верно подмечено!  Сразу приходят на ум слова Леонардо да Винчи: «Плох тот учитель, который не превзошел своего учителя». Ведь это непреложная истина. Только так молодое поколение сможет шагать вперед, в будущее общества, будущее науки.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Эссе "Наставничество"(из опыта работы)

Автор: Грушко Галина Владимировна

Дата: 15.05.2018

Номер свидетельства: 469784


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства