Обобщение педагогического опыта "Использование вариативных моделей наставничества при реализации программ технической направленности"
Обобщение педагогического опыта "Использование вариативных моделей наставничества при реализации программ технической направленности"
Использование вариативных моделей наставничества при реализации программ технической направленности направлено на развитие у обучающихся ответственности, целеустремленности, самостоятельности в принятии решений, на повышение их мотивации, личной заинтересованности в процессе обучения. Работа опытных педагогов с молодыми специалистами позволяет преодолеть наставляемым психологическую и компетентностную адаптацию, сформировать собственную позицию и систему преподавания, выстроить гармоничные отношения с педагогическим коллективом, ученическим и родительским сообществом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщение педагогического опыта "Использование вариативных моделей наставничества при реализации программ технической направленности"»
Использование вариативных моделей наставничества при реализации программ технической направленности МБОУ ДО Кванториум города Комсомольска-на-Амуре
Аннотация. Использование вариативных моделей наставничества при реализации программ технической направленности МБОУ ДО Кванториум направлено на развитие у обучающихся ответственности, целеустремленности, самостоятельности в принятии решений, на повышение их мотивации, личной заинтересованности в процессе обучения. Работа опытных педагогов с молодыми специалистами позволяет преодолеть наставляемым психологическую и компетентностную адаптацию, сформировать собственную позицию и систему преподавания, выстроить гармоничные отношения с педагогическим коллективом, ученическим и родительским сообществом.
В Муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования «Детский технопарк «Кванториум» города Комсомольска-на-Амуре при реализации программ технической направленности педагоги дополнительного образования активно используют различные модели наставничества. Наставничество — это, прежде всего, отношения, в которых опытный в какой-либо области человек помогает менее опытному усвоить определенные компетенции. В ходе взаимодействия наставника и наставляемого происходит передача опыта, знаний, формирование навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Самая распространенная форма наставничества, это «педагог-обучающийся». Она предполагает взаимодействие педагога и обучающихся с индивидуальными образовательными потребностями причем это могут быть как одаренные, высокомотивированные и способные ребята, так и пассивные, которым нужно помочь раскрыть их способности. В МБОУ ДО Кванториум такая форма работы реализуется не только между обучающимися и педагогами одного направления, но и в межквантумном взаимодействии. Например, для участия во Всероссийском конкурсе детских инженерных изобретений «Инженеры транспорта» команду обучающихся консультируют педагоги It-квантума, Промробоквантума и Hi Tech цеха в области 3D-моделирования, программирования и микроэлектроники. В процессе такой работы обучающиеся овладевают большим количеством как soft, так и hard компетенций, которые в последующем пригодятся им в учебной и профессиональной деятельности.
Результатом правильной организации работы наставников является высокий уровень включенности наставляемых в социальные, культурные и образовательные процессы Кванториума, их достижения в различных конкурсных и соревновательных мероприятиях. Обучающиеся – наставляемые получают необходимый стимул к образовательному, интеллектуальному совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций.
При подготовке к разнообразным конкурсам в роли наставника выступают не только педагоги МБОУ ДО Кванториума, но и студенты, аспиранты Комсомольского-на-Амуре государственного университета. Целью такой формы наставничества является успешное формирование у обучающегося представлений о следующей ступени образования, улучшение образовательных результатов и мотивации, расширение метакомпетенций, а также появление ресурсов для осознанного выбора будущей личностной, образовательной и профессиональной траекторий развития.
Ярким примером такого вида наставничества является подготовка обучающихся к Международному конкурсу детских инженерных команд «TechnoCom». Емельянов Кирилл Андреевич и Шушарин Никита Станиславович, оказывали помощь в решении конкурсного задания «Роботизированная городская платформа», где нужно было разработать многофункциональное, высоко проходимое устройство для уборки снега. В образовательной деятельности студент оказывает весомое влияние на наставляемого, помогает ему с профессиональным и личностным самоопределением и способствует ценностному и личностному наполнению, а также коррекции образовательной траектории.
Еще одна модель наставничества «обучающийся-обучающийся» предполагает взаимодействие, при котором один из обучающихся находится на более высокой ступени образования, обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого, но при этом такое взаимодействие лишено строгой субординации.
В проектной деятельности наставником выступает обучающийся (одногруппник или старший товарищ), который реализует и понимает проектную задачу, не стесняется публичных выступлений и может отстаивать свои идейные интересы. Другие участники команды помогают в сборке и программирование модели. Например, для участия в первом Всероссийском форуме кванторианцев, который проходил в июле 2023 года в Москве, была собрана команда обучающихся Промробоквантума, Аэроквантума и It квантума, где наставником выступил Курипта Егор, обучающийся по направлению Аэро, он предложил идею создания роботизированной транспортировочной платформы для внекорабельной деятельности на внешней стороне орбитальной станции, и организовал работу команды. Ребята разработали 3D модель устройства, оформили описание и защитили стендовый доклад. Использование такой модели наставничества, как «обучающийся - обучающийся» позволяет сделать образовательный процесс более насыщенным, у ребят развиваются такие личностные качества, как уверенность в себе, трудолюбие, коммуникабельность, толерантность, ответственность.
Детский технопарк «Кванториум» — это уникальная площадка, где студенты могут пройти практику, обретая не только теоретические знания, но и реальные навыки, необходимые в современном мире технологий. Для достижения этих целей разработана и реализуется модель наставничества «работодатель – студент», в которой опытный педагог-профессионал выступает в роли наставника, а студент-практикант — в роли наставляемого. Данная модель наставничества способствует повышению качества подготовки студентов, помогает в освоении профессии, развитию у студентов-практикантов soft skills («мягких навыков»), приобщению к корпоративной культуре, повышению мотивации к установлению длительных трудовых отношений с организацией. На этапе производственной практики студенты получают возможность в полной мере реализовать свои трудовые функции в сопровождении наставника, это способствует их успешному вхождению в профессию и закреплению в ней.
Молодые специалисты, в начале профессионального развития нуждаются одновременно в личностной и профессиональной поддержке. Наибольшие трудности вызывает психологическая и компетентностная адаптация, формирование собственной позиции и системы преподавания, выстраивание гармоничных отношений с педагогическим коллективом, родительским и ученическим сообществом. Именно в этот момент педагогам необходима максимальная поддержка, способная снизить риск смены молодым специалистом сферы деятельности.
В реализуемой нами модели наставничества «педагог - молодой специалист», наставляемый получает знания, развивает свои навыки и умения, повышает профессиональный уровень, развивает собственную карьеру, учится выстраивать конструктивные взаимоотношения с наставником. Наставник же развивает свои деловые качества, повышает свой профессиональный уровень в процессе взаимообучения.
Совместно с молодыми педагогами нами определяются основные методы и формы организации совместной деятельности: индивидуальные консультации, методическая поддержка, оформление документации, посещение занятий, работа в составе творческой группы, помощь в организации и проведении массовых мероприятий. На первых индивидуальных консультациях мы говорим о правилах формирования групп, определяем учебную программу и тематический план, совместно разрабатываем конспекты первых занятий и подбираем дидактический материал.
В ходе педагогической деятельности у молодых специалистов формируется свой стиль ведения учебного занятия, способствующий формированию у обучающихся умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения. Они очень гармонично вливаются в педагогический коллектив, являются активными участниками различных массовых мероприятий.
Использование вариативных моделей наставничества при реализации программ технической направленности МБОУ ДО Кванториум направлено на развитие у обучающихся ответственности, целеустремленности, самостоятельности в принятии решений, на повышение их мотивации, личной заинтересованности в процессе обучения. Наставничество развивает у обучающихся новый способ мышления, основанный на уверенности в себе, на позитивном отношении к учению и на желании взаимодействовать с окружающими, соблюдая интересы сторон. Подобный подход ориентирован на формирование ключевых компетенций, составляющих основу умения учиться.