Повышение профессиональной компетентности учителя химии и биологии в условиях обновления содержания образования
Повышение профессиональной компетентности учителя химии и биологии в условиях обновления содержания образования
Инновационная модель работы РМО химии и биологии
«Повышение профессиональной компетентности учителя химии и биологии в условиях обновления содержания образования»
Исхакова Руфина Ураловна.
Награды: Нагрудный знак «Отличник образования Республики Башкортостан»
(№24 от 14.07.03), Почетная грамота Министерства образования и науки РФ, (21.05.12. №851/К-Н)/
Должность: руководитель РМО учителей химии и биологии Стерлитамакского района, учитель химии МОБУ СОШ с. Октябрьское, [email protected].
В статье рассматривается деятельность учителей РМО учителей химии и биологии по повышению профессиональной компетентности учителя в условиях обновления содержания образования.
Районное методическое объединение учителей химии и биологии осуществляет свою работу в условиях обновления содержания химического и биологического образования, модернизации образования, главной целью которого является достижение нового качества общеобразовательной подготовки.
Ключевой фигурой в осуществлении любых преобразований в образовании является учитель. Современный учитель – это учитель профессионал, это тот, кто открыт для всего нового, это успешный учитель. Успешность профессиональной деятельности такого учителя обуславливается сформированностью у него профессиональных методических умений, поэтому работа районного методического объединения учителей химии, биологии направлена на реализацию единой методической темы района «Профессионально-творческое развитие и саморазвитие педагога в рамках муниципальной образовательной системы». В недалеком прошлом целью обучения были знания. Потому как выпускники сдали экзамен оценивалась и работа учителя. Сейчас требования к учителю и к выпускнику изменились. Современной школе нужен такой учитель, который может научить ученика учиться. Так как возник спрос не на «выпускника знающего», а на «выпускника умеющего, творческого». Такой выпускник имеет соответствующие ценностные ориентации, может брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, умеет извлекать пользу из опыта, критически относится к явлениям природы и общества.
Поэтому основное направление работы РМО - развитие профессиональной компетентности учителя, т.е. развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. Современному учителю становится необходимым постоянно повышать уровень своих профессиональных компетентностей: предметной, методической, коммуникативной, информационной, общекультурной, правовой.
Исходя из этих требований, предъявляемых к учителю, были определены основные пути развития его профессиональной компетентности, а также определен индивидуальный образовательный маршрут.
Пути развития его профессиональной компетентности:
ü формирование банка актуального педагогического опыта, распространяя его и внедряя в практику работы школ района;
ü обобщение и распространение собственного педагогического опыта;
ü активизация участие педагогов в профессиональных конкурсах (конкурсах профессионального мастерства, мастер-класса, форумах, фестивалях и т.п.) с использованием результатов при оценке их профессиональной деятельности;
ü совершенствование форм и методов по организации работы с одаренными детьми;
ü аттестация учителей, повышение квалификации;
ü инновационная деятельность педагога;
ü работа в творческих или проблемных группах (инициативная группа).
Вышеперечисленные вопросы и проблемы решались на совместных и отдельных заседаниях методического объединения учителей химии, биологии, на семинарах, практикумах, в процессе изучения, обобщения актуального педагогического опыта учителей, на заседаниях круглых столов, на мастер-классах, научно-практических конференциях и т.д.
Были задействованы следующие формы работы:
ü Курсы повышения квалификации ИРО РБ. В рамках данных курсов был проведен семинар: «Современные подходы к содержанию и методике преподавания биологии в рамках ФГОС». Курсовую подготовку прошли – 32 учителя. Аттестация педагогических работников является показателем творческой деятельности педагогов, механизмом совершенствования управления качеством образования.
ü Семинары: на базе МОБУ СОШ с.Буриказганово «Применение знаний по химии и биологии в практической жизни».; на базе МОБУ СОШ с. Октябрьское «Использование информационных технологий на уроках биологии»; на базе МОБУ СОШ с.Первомайское по теме: «Работа пилотной площадки по введению ФГОС ООО», на базе МОБУ СОШ Новое Барятино состоялся семинар по теме «Развитие творческих способностей обучающихся по химии и биологии в условиях введения ФГОС нового поколения».
ü Проведение открытых уроков в рамках курса «Организация дистанционного обучения в образовательном учреждении».
ü Республиканский семинар в рамках курсов повышения квалификации.
ü Интеллектуальный марафон для учителей химии и биологии.
ü Педагогический форум «Лидер в образовании».
ü Мероприятие «День науки» на базе школы с. Новая Отрадовка. В интересной и популярной форме школьники района познакомились с наукой и достижениями в области современных технологий и искусства.
Более 60% учителей приняли участие в конкурсах профессионального мастерства, районных, республиканских, всероссийских конкурсах, викторинах и олимпиадах, вебинарах, интернет – педсоветах. Такое участие является одним из путей развития профессиональной компетентности учителя. По результатам конкурсов, НПК было выпущено 5 электронных сборников.
Огромную работу в этом направлении ведет инициативная группа учителей. Инициативная группа - это команда лучших учителей, способная к развитию творческих инициатив и новаторств, к обобщению и распространению педагогического опыта. Среди них один учитель является участником конкурса ПНПО «Лучшие учителя», а трое – победителями. Они убеждены в том, что только совместными усилиями можно обеспечить достойное, качественное, современное образование нашим ученикам. Готовы к сотрудничеству, взять на себя ответственность за организацию и проведение открытых уроков, проведение мастер- классов не только по проблеме развития профессиональной компетентности, но и по другим; проведения дней консультаций, наставничества для молодых и малоопытных специалистов районов, готовы оказывать методическую помощь и поддержку всем, кто будет нуждаться в этом. В рамках круглых столов и мастер-классов ими были рассмотрены такие вопросы:
ü Компетентностный подход в образовании – основа мастерства учителя.
ü Пути повышения квалификации учителей. Повышение профессиональной компетентности учителя химии.
ü Портфолио учителей, участников конкурсного отбора лучших педагогов общеобразовательных учреждений, система стимулов за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
ü Организация обучения химии и биологии в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта общего и среднего (полного) образования второго поколения.
ü Реализация метапредметного подхода в преподавании химии биологии.
ü Использование средств мультимедиа и дистанционных технологий при обучении химии и биологии.
ü Эксперимент и его место в преподавании химии. Использование лабораторного оборудования для постановки и проведения химического эксперимента.
ü Олимпиады по химии как средство выявления и сопровождения с одаренными детьми.
ü Профильное обучение как одно из важных звеньев формирования компетентности выпускников школы в процессе обучения и при подготовке к ЕГЭ.
ü Личностно-ориентированный подход в обучении как средство сохранения здоровья подрастающего поколения.
ü Проектирование современных уроков химии и биологии.
Все перечисленные формы работы с учителями направлены, прежде всего, на создание условий для развития профессиональной компетентности учителя. Итогом такой работы является определение индивидуального образовательного маршрута, где учитель сам может дать оценку своей деятельности в рамках методической темы РМО.
Благодаря целенаправленной, планомерно выстроенной работе по развитию профессиональной компетентности РМО учителей химии и биологии является одним из лучших в районе. В современных условиях повышение профессионального мастерства поможет учителю научить детей думать, чувствовать и действовать самостоятельно; планировать своё будущее, оценивать свою деятельность, брать на себя ответственность и участвовать в принятии решений. Высокопрофессиональный учитель – успешный учитель. А у успешного учителя – успешные ученики. Здесь срабатывает лозунг «От успеха в школе – к успеху в жизни».
.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Повышение профессиональной компетентности учителя химии и биологии в условиях обновления содержания образования»
Инновационная модель работы РМО химии и биологии
«Повышение профессиональной компетентности учителя химии и биологии в условиях обновления содержания образования»
Исхакова Руфина Ураловна.
Награды: Нагрудный знак «Отличник образования Республики Башкортостан»
(№24 от 14.07.03), Почетная грамота Министерства образования и науки РФ, (21.05.12. №851/К-Н)/
Должность: руководитель РМО учителей химии и биологии Стерлитамакского района, учитель химии МОБУ СОШ с. Октябрьское, isrufina@yandex.ru.
В статье рассматривается деятельность учителей РМО учителей химии и биологии по повышению профессиональной компетентности учителя в условиях обновления содержания образования.
Районное методическое объединение учителей химии и биологии осуществляет свою работу в условиях обновления содержания химического и биологического образования, модернизации образования, главной целью которого является достижение нового качества общеобразовательной подготовки.
Ключевой фигурой в осуществлении любых преобразований в образовании является учитель. Современный учитель – это учитель профессионал, это тот, кто открыт для всего нового, это успешный учитель. Успешность профессиональной деятельности такого учителя обуславливается сформированностью у него профессиональных методических умений, поэтому работа районного методического объединения учителей химии, биологии направлена на реализацию единой методической темы района «Профессионально-творческое развитие и саморазвитие педагога в рамках муниципальной образовательной системы». В недалеком прошлом целью обучения были знания. Потому как выпускники сдали экзамен оценивалась и работа учителя. Сейчас требования к учителю и к выпускнику изменились. Современной школе нужен такой учитель, который может научить ученика учиться. Так как возник спрос не на «выпускника знающего», а на «выпускника умеющего, творческого». Такой выпускник имеет соответствующие ценностные ориентации, может брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, умеет извлекать пользу из опыта, критически относится к явлениям природы и общества.
Поэтому основное направление работы РМО - развитие профессиональной компетентности учителя, т.е. развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. Современному учителю становится необходимым постоянно повышать уровень своих профессиональных компетентностей: предметной, методической, коммуникативной, информационной, общекультурной, правовой.
Исходя из этих требований, предъявляемых к учителю, были определены основные пути развития его профессиональной компетентности, а также определен индивидуальный образовательный маршрут.
Пути развития его профессиональной компетентности:
формирование банка актуального педагогического опыта, распространяя его и внедряя в практику работы школ района;
обобщение и распространение собственного педагогического опыта;
активизация участие педагогов в профессиональных конкурсах (конкурсах профессионального мастерства, мастер-класса, форумах, фестивалях и т.п.) с использованием результатов при оценке их профессиональной деятельности;
совершенствование форм и методов по организации работы с одаренными детьми;
аттестация учителей, повышение квалификации;
инновационная деятельность педагога;
работа в творческих или проблемных группах (инициативная группа).
Вышеперечисленные вопросы и проблемы решались на совместных и отдельных заседаниях методического объединения учителей химии, биологии, на семинарах, практикумах, в процессе изучения, обобщения актуального педагогического опыта учителей, на заседаниях круглых столов, на мастер-классах, научно-практических конференциях и т.д .
Были задействованы следующие формы работы:
Курсы повышения квалификации ИРО РБ. В рамках данных курсов был проведен семинар: «Современные подходы к содержанию и методике преподавания биологии в рамках ФГОС». Курсовую подготовку прошли – 32 учителя. Аттестация педагогических работников является показателем творческой деятельности педагогов, механизмом совершенствования управления качеством образования.
Семинары: на базе МОБУ СОШ с.Буриказганово «Применение знаний по химии и биологии в практической жизни».; на базе МОБУ СОШ с. Октябрьское «Использование информационных технологий на уроках биологии»; на базе МОБУ СОШ с.Первомайское по теме: «Работа пилотной площадки по введению ФГОС ООО», на базе МОБУ СОШ Новое Барятино состоялся семинар по теме «Развитие творческих способностей обучающихся по химии и биологии в условиях введения ФГОС нового поколения».
Проведение открытых уроков в рамках курса «Организация дистанционного обучения в образовательном учреждении».
Республиканский семинар в рамках курсов повышения квалификации.
Интеллектуальный марафон для учителей химии и биологии.
Педагогический форум «Лидер в образовании».
Мероприятие «День науки» на базе школы с. Новая Отрадовка. В интересной и популярной форме школьники района познакомились с наукой и достижениями в области современных технологий и искусства.
Более 60% учителей приняли участие в конкурсах профессионального мастерства, районных, республиканских, всероссийских конкурсах, викторинах и олимпиадах, вебинарах, интернет – педсоветах. Такое участие является одним из путей развития профессиональной компетентности учителя. По результатам конкурсов, НПК было выпущено 5 электронных сборников.
Огромную работу в этом направлении ведет инициативная группа учителей. Инициативная группа - это команда лучших учителей, способная к развитию творческих инициатив и новаторств, к обобщению и распространению педагогического опыта. Среди них один учитель является участником конкурса ПНПО «Лучшие учителя», а трое – победителями. Они убеждены в том, что только совместными усилиями можно обеспечить достойное, качественное, современное образование нашим ученикам. Готовы к сотрудничеству, взять на себя ответственность за организацию и проведение открытых уроков, проведение мастер- классов не только по проблеме развития профессиональной компетентности, но и по другим; проведения дней консультаций, наставничества для молодых и малоопытных специалистов районов, готовы оказывать методическую помощь и поддержку всем, кто будет нуждаться в этом. В рамках круглых столов и мастер-классов ими были рассмотрены такие вопросы:
Компетентностный подход в образовании – основа мастерства учителя.
Пути повышения квалификации учителей. Повышение профессиональной компетентности учителя химии.
Портфолио учителей, участников конкурсного отбора лучших педагогов общеобразовательных учреждений, система стимулов за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
Организация обучения химии и биологии в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта общего и среднего (полного) образования второго поколения.
Реализация метапредметного подхода в преподавании химии биологии.
Использование средств мультимедиа и дистанционных технологий при обучении химии и биологии.
Эксперимент и его место в преподавании химии. Использование лабораторного оборудования для постановки и проведения химического эксперимента.
Олимпиады по химии как средство выявления и сопровождения с одаренными детьми.
Профильное обучение как одно из важных звеньев формирования компетентности выпускников школы в процессе обучения и при подготовке к ЕГЭ.
Личностно-ориентированный подход в обучении как средство сохранения здоровья подрастающего поколения.
Проектирование современных уроков химии и биологии.
Все перечисленные формы работы с учителями направлены, прежде всего, на создание условий для развития профессиональной компетентности учителя. Итогом такой работы является определение индивидуального образовательного маршрута, где учитель сам может дать оценку своей деятельности в рамках методической темы РМО.
Международный
уровень
Республиканский уровень
РМО
Муниципальный уровень
ШМО
Школьный уровень
Всероссийский уровень
Благодаря целенаправленной, планомерно выстроенной работе по развитию профессиональной компетентности РМО учителей химии и биологии является одним из лучших в районе. В современных условиях повышение профессионального мастерства поможет учителю научить детей думать, чувствовать и действовать самостоятельно; планировать своё будущее, оценивать свою деятельность, брать на себя ответственность и участвовать в принятии решений. Высокопрофессиональный учитель – успешный учитель. А у успешного учителя – успешные ученики. Здесь срабатывает лозунг «От успеха в школе – к успеху в жизни».