Методическое сопровождение инновационного проекта педагога
Методическое сопровождение инновационного проекта педагога
Цель методического сопровождения проекта:Создание условий для развития компетенций (сатабыл) педагогов по внедрению инновационных технологий для реализации системно-деятельностного подхода в образовании.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическое сопровождение инновационного проекта педагога»
Методическое сопровождение инновационного проекта
«Школьныйконкурс бизнес-проектов среди учащихся, родителей, педагогов
МБОУ «Хаптагайская СОШ»
Авторы проекта: Никифоров Валерий Георгиевич, директор МБОУ «Хаптагайская СШ имени Кеши Алексеева» МР «Мегино-Кангаласский улус» РС(Я); Борисова Сардана Николаевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе; Терентьев Руслан Михайлович, заместитель директора по научно-методической работе, Никифорова Варвара Константиновна, заместитель директора по производству
Участники проекта: учащиеся, родители, педагоги школы
Основная идея: формирование и развитие компетентностей учащихся через применение знаний, универсальных учебных действий, полученных на урочных и внеурочных занятиях, в практической деятельности по реализации бизнес-проектов.
Цель проекта: Содействие развитию предпринимательской активности участников образовательного процесса школы (учащихся, родителей, педагогов), создание условий для реализации предпринимательской инициативы среди них.
Цель методического сопровождения проекта: Создание условий для развития компетенций (сатабыл) педагогов по внедрению инновационных технологий для реализации системно-деятельностного подхода в образовании
Задачи проекта:
Содействовать практической реализации лучших бизнес-проектов и предоставление возможности участникам Конкурса развивать собственные предпринимательские инициативы;
Повысить экономическую грамотность обучающихся учреждения и их родителей;
Способствовать развитию предпринимательских, творческих компетенций учащихся, родителей, педагогов;
Стимулировать предпринимательство через наиболее перспективные бизнес-идеи.
Организовать условия для развития различных видов совместной детско-взрослой деятельности
Создать условия для социализации учащихся
Задачи методического сопровождения:
Организация деятельности по повышению экономической грамотности педагогов;
Внедрение деятельностьных и продуктивных технологий в урочную и внеурочную деятельность
Оценка деятельности школы по внедрению агротехнологического содержания в образовательный процесс.
Этапы реализации проекта: Максимальный срок реализации проекта – один календарный год (2013 год).
1 этап – подготовительный (январь-февраль 2013 года);
2 этап – основной (практический) (февраль-ноябрь 2013 года);
3 этап – заключительный (декабрь 2013 г.);
Задачи проекта по этапам:
сроки
Задачи
Задача 1
1 этап – 21-28 января 2013 г.
Разработка Положения о конкурсе бизнес-проектов
Прием заявок и проектов
Создание банка бизнес-идей
Задача 2
1 этап – 29 января – 2 февраля 2013 г.
Экспертная оценка конкурсных работ
Отбор лучших проектов на публичную защиту
Задача 3
1 этап – февраль 2013 г.
Публичная защита бизнес-проектов
Определение победителей 1 этапа Конкурса
Награждение победителей 1 этапа целевыми Грантами
Задача 4
2 этап – февраль-ноябрь 2013 г.
Реализация бизнес-проектов
Разработка проектов учащихся по теме бизнес-проекта: социокультурных, исследовательских, творческих и т.д.
Конкурс-выставка проектов учащихся
Промежуточный финансовый отчет по использованию средств Гранта
Задача 5
3 этап – декабрь 2013 г.
Публичный отчет победителей конкурса
Итоговый финансовый отчет средств Гранта
Оценка хода и результатов реализации проекта.
Проведение внутренней экспертизы деятельности образовательного учреждения по реализации проекта.
Выход на новую проблематику.
Дорожная карта методического сопровождения реализации проекта:
Сроки
Содержание деятельности
Планируемый результат
Задача 1
1 этап – 21-28 января 2013 г.
Методическая помощь в разработке проектов.
Организация самообразования по теме проекта.
Подбор литературы по теме проекта
Создание банка бизнес-идей
Разработка критериев и показателей отслеживания результативности проекта
Повышение компетентности учителей агрошколы
Повышение экономической культуры педагогов агрошколы
Определение критериев и показателей эффективности проекта
Задача 2
1 этап – 29 января – 2 февраля 2013 г.
Экспертная оценка конкурсных работ
Отбор лучших проектов на публичную защиту
Оценка проектной культуры конкурсантов
Задача 3
1 этап – февраль 2013 г.
Экспертная оценка бизнес-проектов на публичной защите
Методическое сопровождение реализации бизнес-проектов.
Разработка индивидуальных и групповых проектов учащихся
Конкурс-выставка проектов учащихся
Отслеживание развития метапредметных умений учащихся
Отслеживание результативности проекта
Индивидуальная методпомощь, коррекция
Внедрение эффективных деятельностных и продуктивных технологий обучения
Организация совместной детско-взрослой деятельности
Связь учения с практикой
Развитие метапредметных умений учащихся
Повышение мотивации учащихся к общественно-полезной, исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности
Задача 5
3 этап – декабрь 2013 г.
Публичный отчет победителей конкурса
Выявление победителей конкурса
Оценка результативности проектов
Оценка деятельности школы по внедрению агротехнологического содержания в образовательный процесс.
Обобщение и презентация лучшего опыта по внедрению деятельностных и продуктивных технологий
Прогноз негативных явлений, рисков:
№
Возможные риски
Рекомендации по их устранению
1
Перегрузка учащихся
Разработка четкого плана действий по реализации проекта, назначение ответственных, исполнителей, организация контроля за ходом реализации проекта
2
Загруженность учителей
Организация совместной детско-взрослой деятельности, привлечение родителей в реализацию проекта
3
Превалирование меркантильных интересов над образовательными целями
Организация воспитательной работы. Организация образовательной деятельности по теме проекта: исследовательской, интеллектуальной, творческой, проектной и.п.
Организация конкурса-выставки проектов учащихся.
Поощрение лучших проектов
4
Нецелевое использование средств Гранта
Периодичные финансовые отчеты использования средств Гранта.
Прозрачность использования средств Гранта – публикация на сайте школы.
Оценка эффективности, результативности проектных мероприятий оценивается системой целевых индикаторов и показателей, отражающих приоритетные направления развития образования в селе Хаптагай.
Важнейшие целевые показатели следующие:
Развитие основных практических компетенций школьников.
Устойчивое развитие школы по основным показателям качества, доступности и эффективности образования.
Повышение удовлетворенности населения процессами и результатами деятельности школы.
Повышение обеспеченности школы материально-техническими, кадровыми, финансовыми, технологическими, информационными ресурсами.
Демократизация и открытость управления образованием.
Индикаторы и показатели результативности проекта:
Наличие банка бизнес-идей
Наличие условий для реализации проекта
Участие родителей в проекте
Наличие прибыли от реализации бизнес-проектов
Индикаторы и показатели результативности проекта по развитию компетенций учащихся:
Сформированность операционных способов деятельности (в том числе агрокомпетенций).
Соблюдение технологических этапов производства
Уровень отношения к созидательной деятельности: качество работы (изделия), развитие навыков труда
Уровень развития самостоятельности и творческого подхода (сам творил, с помощью учителя, обратился к родителю, обращался к литературе, использовал Интернет, использовал материалы опыта, использовал материалы экспедиции и др.)
Уровень развития экономических компетенций, уровень развития предпринимательской активности учащихся
Уровень развития метапредметных сатабыл
Личные достижения школьника
Критерии и показатели сформированности метапредметных умений учащихся
№
Критерии
Показатели
1
Формирование и развитие операционных способов деятельности
Умения по подготовке грунта
Умения по подготовке семян для посева
Умения по посеву семян и рассады
Умения ухода за растениями
Умения по уборке и сохранению урожая
2
Соблюдение технологии
Умение соблюдать требования производственной технологии
Умение соблюдать правила техники безопасности
Умение соблюдать правила производственной санитарии и гигиены труда
3
Уровень отношения к созидательной деятельности
Умение доводить начатое до конца
Умение выполнять работу в срок
Умение организовывать и поддержать порядок на рабочем месте
Умение работать качественно
4
Развитие самостоятельности и творческого подхода
Умение работать самостоятельно
Умение проявлять творчество
5
Формирование и развитие экономических компетенций
Умение оперировать системой экономических показателей и видеть их взаимосвязь
Умение учитывать и контролировать свой труд
Умение сравнивать экономические показатели, т.е. сравнивать фактические данные с проектными, которые отражены в бизнес-плане
Умение работать с документацией, содержащей экономические показатели
Умение ценить время
Умение определять затраты рабочего времени на выполненную работу
Умение экономить и беречь материальные ценности
Умение использовать лучшие и эффективные приемы и методы труда
Умение трудиться производительно
6
Формирование и развитие метапредметных сатабыл
Умение ставить цель
Умение планировать деятельность
Умение делать прогноз
Умение контролировать деятельность
Умение оценивать
Умение рефлексировать
Умение моделировать
Умение понимать прочитанное
Умение находить эффективные способы решения проблем и задач
Умение анализировать
Умение синтезировать
Умение сравнивать
Умение находить причинно-следственные связи
Умение логически рассуждать
Умение доказывать
Умение добывать информацию из разных источников
Умение передавать информацию с помощью разных средств
Умение вести диалог
Умение выступать
7
Личные достижения
Школьника
Обобщение
деятельности
Написал реферат
Подготовил выступление
Разработал проект
Выступил с докладом
Написал статью
Провел мастер-класс
Участвовал на НПК
Победил на конкурсах
Выиграл Грант
Получил номинацию
Повышение самооценки
Удовлетворенность от собственной деятельности
Самоопределение ученика
Индикаторы и показатели оценки эффективности управления проектом:
рост числа участников: учащихся, родителей и педагогов в конкурсе бизнес-проектов;
обеспечение безопасности участников во время реализации проекта;
обеспечение доступности участия в проекте всех участников образовательного процесса;
повышение уровня квалификации педагогов (рост числа педагогов, прошедших курсовую подготовку по предпринимательству, экономике, менеджменту, направление учителей на соискательство, аспирантуру);
рост инвестиций в сферу образования (увеличение расходов на образование за счет средств всех источников, рост удельного веса финансирования образования за счет средств негосударственных источников в общем объеме, рост числа инвестиционных проектов);
Индикаторы и показатели оценки эффективности производственной деятельности:
организация безопасных и оптимальных условий труда;
повышение производительности труда;
применение передовых технологий в производстве;
использование различных форм хозяйствования;
получение и эффективное использование прибыли;
Индикаторы и показатели оценки эффективности опытно-экспериментальной работы:
охват инновационной работой большего числа педагогов, использование ими новых педагогических технологий, методик; повышение мастерства учителей;
разработка авторских учебных программ, методик, УМК, модулей, моделей образования;
повышение качества образования и его эффективности в результате существенных изменений в системе образования за счет опытно-экспериментальной работы;
создание предметных, межпредметных кафедр с целью распространения передового педагогического опыта;
появление у учащихся мотивации к учебе, прочных навыков самостоятельной работы, самоопределения в выборе их траекторий образования;
Предполагаемые результаты реализации проекта:
Ближние результаты:
Появится умение подростков и старших школьников разрабатывать бизнес-проекты и претворять их в жизнь.
Повысится самооценка подростков.
Появится мотивация к учебной, общественно-полезной, трудовой деятельности.
Вырастет предпринимательская активность учащихся.
Появится умение применять знания на практике.
Будет создан банк бизнес-идей
Будет внедрена одна из форм выхода из классно-урочной системы обучения.
Будет создана инфраструктура сельскохозяйственного производства школы как базы для обучения и воспитания учащегося с целью развития его склонностей самостоятельно мыслить и действовать, предоставление возможностей для использования полученных теоретических знаний на практике.
Будут созданы условия для привлечения к образовательному процессу родителей, которые являются носителями лучших традиций, материальной и духовной культуры народа саха.
Плановое и рациональное ведение подсобного хозяйства, производственного участка, выгодная реализация продукции позволит решить многие финансовые вопросы, стоящие перед школой в обеспечении образовательного процесса.
Дальние результаты:
Формирование и развитие операционных умений (в том числе агротехнологических компетенций)
Рост предпринимательской активности учащихся через реализацию их бизнес-проектов
Раскрытие перед ними перспектив развития технологии современного производства.
Развитие творческой активности участников учебной и производственной деятельности.
Активизацию школьников в получении знаний о закономерностях развития природы, социума и общества.
Развитие и привитие заложенных природой потенциальных возможностей учащихся к практической, производственной, научно-исследовательской, и творческой деятельности.
Формирование учебных, общетрудовых и политехнических обобщенных умений.
Развитие и формирование у школьников агротехнологической культуры.
Содействие в выборе агротехнологических, политехнических, информационно-технологических, естественно-научных, медицинских, социально-экономических профессий.
Правильное самоопределение выпускников в жизни.
Благополучие будущих жителей села.
Создание единого социокультурного образовательного пространства.
Основные итоги методического сопровождения реализации проекта:
В 2009 г. Хаптагайская СОШ разработала программу «Агрошкола как условие развития универсальных функций деятельности и самоопределения учащихся», получила статус агрошколы на конкурсе РИП в ноябре 2009 г. Встала проблема построения содержания образования по агропрофилированному направлению и перевода этой темы в формат РЭПа. В 2010 г. на республиканском конкурсе культурно-образовательных инициатив в с.Чурапча школа защитила проект «Школьный СХПК как условие формирования агротехнологической компетентности» и получила статус РЭП.
В 2012 г. тема проекта была изменена «Школьный СХПК как условие формирования метапредметных компетентностей»
В новом проекте будут проверяться возможности перехода образования школы в режим стандартов второго поколения:
От знаниевого подхода образования – к компетентностному, прагматичному подходу.
От получения схоластического потока знаниевой информации – к знаниям, предопределяемым самоопределением детей.
От фундаментальных знаний, обязательных для всех, – к личностно-ориентированному фундаментальному образованию по выбору каждого школьника.
В качестве методов и технологий обучения применяются развивающее обучение Эльконина-Давыдова, проектная деятельность, Сатабыл, модульное обучение, информационно-коммуникационные технологии, научно-исследовательская деятельность. Далее будет расширен поиск других методик, приемлемых для развития личности ребенка как носителя культуры и ценностей народа саха. Предопределяющим в содержании является агротехнологическое направление, а также дуальное образование.
В марте 2013 г на школа стала победителем республиканского конкурса инновационных проектов и награждена Грантом Президента Республики Саха (Якутия).
Для содействия развитию предпринимательской активности участников образовательного процесса школы (учащихся, родителей, учителей), создания условий для реализации системно-деятельностного подхода и внедрения агротехнологического содержания образования, в январе 2013 г. было разработано Положение школьного конкурса бизнес-проектов среди учащихся, родителей, педагогов МБОУ «Хаптагайская СОШ имени Кеши Алексеева»
Какие задачи решены на сегодняшний день:
Разработано Положение конкурса бизнес-проектов. Определены критерии и показатели эффективности проекта. Определены критерии и показатели сформированности метапредметных умений учащихся агрошколы.
Для желающих принять участие в конкурсе проведен семинар «Как составить бизнес-проект» - Терентьев Р.М. Приняли участие 21 педагог.
На участие в конкурсе заявку подали 10 проектантов.
№
Название проекта
Авторы
1
Выращивание зелени, овощей и цветов
Учащиеся 2 класса, родители, классный руководитель Атласова С.В.
2
Мини-кинотеатр «Школа-фильм представляет»
Учащиеся 6 класса, классный руководитель Егорова А.С.
3
Изготовление и реализация якутских сувениров
Учащиеся 1 класса, родители, классный руководитель Федорова Е.С.
4
Выращивание и продажа комнатных растений
Учащиеся 7 класса, родители, классный руководитель Самсонова М.Г.
5
Разведение кур-несушек в условиях агрошколы
Терентьева Е.М., мастер-педагог, Лукина С.А., учитель химии и биологии
6
Разработка местного питательного грунта для рассады всех видов овощных и цветочных культур
Терентьева Е.М., мастер-педагог, Лукина С.А., учитель химии и биологии
7
Пошив рабочих рукавиц и термоносков
Учащиеся 8 класса, Кононова А.И., учитель технологии
8
Выращивание раних сортов картофеля
Учащиеся 8 класса, классный руководитель Слободчикова М.М.
9
Оказание услуг населению
Учащиеся 9 класса, классный руководитель Зыков П.И.
10
Строительство изгороди
Учащиеся 9 класса, классный руководитель Зыков П.И.
На публичную защиту конкурса отобраны 7 бизнес-проектов. Определены победители 1 этапа конкурса:
Проект «Разработка местного питательного грунта для рассады всех видов овощных и цветочных культур». Авторы Терентьева Е.М., мастер-педагог; Лукина С.А., учитель биологии и химии – 3 место, Грант в размере 10 тысяч рублей
Проект «Изготовление и реализация якутских сувениров». Авторы классный коллектив 1 класса, родители, классный руководитель Федорова Е.С. – 3 место, Грант в размере 10 тысяч рублей
Проект «Выращивание зелени, овощей и цветов». Авторы классный коллектив 2 класса, родители, классный руководитель Атласова С.В. – 2 место, Грант в размере 20 тысяч рублей
Проект «Выращивание и продажа комнатных растений». Авторы классный коллектив 7 класса, родители, классный руководитель Самсонова М.Г. – 1 место, Грант в размере 20 тысяч рублей.
В марте 2013 г. на базе Мельжехсинской СОШ организовано курсовое обучение 3 педагогов по программе «Методика обучения предпринимательству» АУ ДО «Бизнес школа» Министерства по делам предпринимательства и развития туризма РС(Я)РС(Я);
Проведено 2 занятия ПДС «Учитель агрошколы»: «Технология «Сатабыл», «Мониторинг развития метапредметных умений учащихся агрошколы»
Приняли участие в работе улусной педплощадки, посвященной Году сельской школы (июнь): Проект «Изготовление и реализация якутских сувениров». Авторы классный коллектив 1 класса, родители, классный руководитель Федорова Е.С.; Проект «Выращивание зелени, овощей и цветов». Авторы классный коллектив 2 класса, родители, классный руководитель Атласова С.В.
Приняли участие в Республиканской педагогической ярмарке сельских школ. Проект занял 2 место в конкурсе агрошкол.
Предварительные итоги реализации бизнес-проектов (на 1 июня 2013 г.):
Название проекта
Реализовано продукции
Прибыль
Проект «Разработка местного питательного грунта для рассады всех видов овощных и цветочных культур».
40 кг
2.800 рублей
Проект «Изготовление и реализация якутских сувениров».
90 штук
5.900 рублей
Проект «Выращивание зелени, овощей и цветов».
Рассада – 885 штук
Зелень – 70 пучков
40.000 рублей
Проект «Выращивание и продажа комнатных растений».
60 штук
12.500 рублей
Организована научно-экспериментальная, исследовательская работа учащихся.
Направления деятельности:
Экспериментальная сортоиспытательная площадка по овощеводству и картофелеводству;
Экспериментальная селекционная площадка по картофелеводству и овощеводству;
Научно-исследовательская деятельность учащихся и учителей по теме проекта.
Научный консультант: Охлопкова Полина Петровна, доктор сельскохозяйственных наук, зам. директора ГНУ ЯНИИСХ СО РАСХН.
Кураторы:
Гребцева Валентина Дмитриевна, кандидат сельскохозяйственных наук; научный сотрудник ЯНИИСХ;
Лукина Федора Алексеевна, кандидат сельскохозяйственных наук, старший научный сотрудник ЯНИИСХ
Организуется проектная деятельность (индивидуальная, групповая) учащихся по теме бизнес-проектов: разработка и реализация творческих и социокультурных проектов.
Изменения в организации УВП школы: 1 раз в месяц проводится день Сатабыл. Учащиеся и педагоги школы презентуют свои проекты
в форме публичной защиты проектов;
выставки и показа результатов реализации проектов;
в форме мастер-классов;
в форме тьюторства
Ведется мониторинг сформированности метапредметных умений учащихся агрошколы. По итогам оценки сформированности метапредметых умений лучший ученик школы Максимов Миша принял участие в 1-м республиканском конкурсе «Юный сельский труженик» и стал его победителем.