Организация методического сопровождения процесса обучения детей-инвалидов с применением дистанционных образовательных технологий
Организация методического сопровождения процесса обучения детей-инвалидов с применением дистанционных образовательных технологий
Организация методического сопровождения процесса обучения детей-инвалидов
с применением дистанционных образовательных технологий
М.О. Колтайс, заместитель директора по УВР, методист Центра дистанционного образования детей-инвалидов МБОУ СОШ №12 г. Новый Уренгой
В законе «Об образовании» одной из государственных гарантий реализации права на образование в РФ является «получение качественного образования без дискриминации лицами с ограниченными возможностями здоровья, коррекции нарушений развития и социальной адаптации, в том числе на основе специальных педагогических подходов, оказания ранней коррекционной помощи, посредством создания условий для инклюзивного и интегрированного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и в обстановке, которая максимальным образом способствует получению образования определенного уровня и направленности, а также их социальному развитию» (ст.5 п.5).
Принципы, формы и механизмы взаимодействия всех заинтересованных лиц в целях обеспечения реализации и удовлетворения образовательных потребностей детей-инвалидов в условиях Центра дистанционного образования определяются системой учебно-методического сопровождения процесса обучения детей-инвалидов.
Система методического сопровождения образовательного процесса с применением дистанционных технологий в Центре дистанционного образования детей-инвалидов МБОУ СОШ №12 г. Новый Уренгой направлена на:
· обеспечениекачества и доступности образования для детей-инвалидов, не посещающих образовательное учреждение, посредством расширения образовательной среды и использования информационных образовательных технологий;
· повышение профессиональной компетентности учителя в области применения дистанционных технологий в учебно-воспитательном процессе - организацию деятельности учителя по целесообразному и грамотному включению цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в урок, организацию рефлексии и помощь по осознанию и оценке результатов применения выбранных технологий на уроке;
· анализ, обобщение, систематизацию педагогического опыта в области применения дистанционных технологий: организацию конференций, семинаров по этой проблеме, подготовку методических публикаций на основе опыта учителей, мониторинг эффективности применения ЦОР в образовательном процессе и трансляцию опыта по применению дистанционных образовательных технологий (ДОТ);
· выявление перспектив и проблем применения ДОТ в обучении детей-инвалидов, развитие системы психолого-педагогического, учебно-методического сопровождения процесса обучения детей-инвалидов, систематизацию новых технологий и средств в области ИКТ и трансляцию обобщенных результатов учителю;
· организация деятельности региональной инновационной площадки по данному направлению и распространение опыта внедрения результатов инновационной деятельности в образовательных учреждениях ЯНАО.
Приоритетным направлением является формирование системы профессиональной переподготовки и развития педагогических кадров для работы с детьми-инвалидами.
Работа сетевого педагога в дистанционном режиме сопряжена с целым рядом условий организации процесса обучения и со спецификой психофизических возможностей обучающихся. В этих условиях от педагога как специалиста в области образования требуется высокий уровень мобильности в сфере познания, обучения и воспитания, способность адаптироваться к быстро меняющейся дифференцированной и специализированной системе обучения, способность к творческой активности. В ЦДО созданы необходимые условия для повышения профессиональной компетентности педагогических работников, осуществляющих дистанционное образование детей-инвалидов. Подготовка кадров охватывает технологические, методические и психологические аспекты обучения детей-инвалидов.
В качестве основных видов методического сопровождения сетевых педагогов ЦДО МБОУ СОШ №12 выступают консультирование, модерирование, индивидуальная и групповая супервизия, организация курсов повышения квалификации.
Модерирование - деятельность, направленная на раскрытие потенциальных возможностей работника и его способностей, способствующая свободной коммуникации, обмену мнениями, суждениями и подводящих работника к принятию профессионально грамотного решения за счет реализации внутренних возможностей. Модерирование помогает потенциальное сделать актуальным. Функция модератора - помочь обучаемому специалисту выявить нереализованные умения.
Супервизия – это профессиональное консультирование и сопровождение специалиста более опытным специалистом, исключающее формальный контроль и оценку. Супервизор - специалист, который обладает дополнительными квалификациями, позволяющими ему осуществлять консультирование и научно-практическое сопровождение других специалистов с учетом специфики их деятельности.
Следует заметить, что разработка рабочей программы представляет собой достаточно сложный процесс. Основные затруднения связаны, во-первых, с описанием требований к уровню подготовки учащихся через операционально выраженные диагностичные цели-результаты обучения; во-вторых, с необходимостью пересмотра самого содержания, основанного на анализе избыточного и возможного недостающего информационного материала; в-третьих, с разработкой контролирующих материалов, позволяющих получить объективную информацию о сформированности специальных предметных и общих учебных умений обучающихся.
Повышение квалификации сотрудников ЦДО в рамках реализации мероприятия «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов»
приоритетного национального проекта «Образование»
В рамках инновационной деятельности ЦДО МБОУ СОШ №12 в 2013 году сотрудниками Центра организованы курсы повышения квалификации для педагогических работников образовательных учреждений автономного округа по теме «Дистанционное обучение как механизм обеспечения доступности образования детей-инвалидов». Цель проведения курсов: оказание работникам образования теоретической и практической помощи в организации процесса обучения детей-инвалидов с применением ДОТ. В программе курсов освещались следующие вопросы:
нормативно-правовое обеспечение реализации дистанционного обучения детей-инвалидов;
использование средств ИКТ для дистанционного образования детей-инвалидов;
методологические аспекты процесса обучения детей-инвалидов с применением ДОТ;
механизмы индивидуализации процесса обучения детей-инвалидов с использованием ДОТ.
На курсах прошли обучение педагогические работники учреждений образования ЯНАО, реализующие дистанционное обучение детей – инвалидов из г. Надым, г. Салехард, г Новый Уренгой.
Программно-методическое сопровождение процесса обучения детей-инвалидов реализуется через разработку методических рекомендаций по формированию индивидуальных образовательных маршрутов в соответствии с образовательными потребностями ребенка; создание и внедрение специальных методических материалов, электронных, аудио и видео материалов, учитывающих специфику нарушения в развитии ребенка; разработку и реализацию системы мониторинга оценки качества образования детей-инвалидов в условиях учреждения дистанционного образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация методического сопровождения процесса обучения детей-инвалидов с применением дистанционных образовательных технологий »
Организация методического сопровождения процесса обучения детей-инвалидов
с применением дистанционных образовательных технологий
М.О. Колтайс, заместитель директора по УВР, методист Центра дистанционного образования детей-инвалидов МБОУ СОШ №12 г. Новый Уренгой
В законе «Об образовании» одной из государственных гарантий реализации права на образование в РФ является «получение качественного образования без дискриминации лицами с ограниченными возможностями здоровья, коррекции нарушений развития и социальной адаптации, в том числе на основе специальных педагогических подходов, оказания ранней коррекционной помощи, посредством создания условий для инклюзивного и интегрированного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и в обстановке, которая максимальным образом способствует получению образования определенного уровня и направленности, а также их социальному развитию» (ст.5 п.5).
Принципы, формы и механизмы взаимодействия всех заинтересованных лиц в целях обеспечения реализации и удовлетворения образовательных потребностей детей-инвалидов в условиях Центра дистанционного образования определяются системой учебно-методического сопровождения процесса обучения детей-инвалидов.
Система методического сопровождения образовательного процесса с применением дистанционных технологий в Центре дистанционного образования детей-инвалидов МБОУ СОШ №12 г. Новый Уренгой направлена на:
обеспечениекачества и доступности образования для детей-инвалидов, не посещающих образовательное учреждение, посредством расширения образовательной среды и использования информационных образовательных технологий;
повышение профессиональной компетентности учителя в области применения дистанционных технологий в учебно-воспитательном процессе - организацию деятельности учителя по целесообразному и грамотному включению цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в урок, организацию рефлексии и помощь по осознанию и оценке результатов применения выбранных технологий на уроке;
анализ, обобщение, систематизацию педагогического опыта в области применения дистанционных технологий: организацию конференций, семинаров по этой проблеме, подготовку методических публикаций на основе опыта учителей, мониторинг эффективности применения ЦОР в образовательном процессе и трансляцию опыта по применению дистанционных образовательных технологий (ДОТ);
выявление перспектив и проблем применения ДОТ в обучении детей-инвалидов, развитие системы психолого-педагогического, учебно-методического сопровождения процесса обучения детей-инвалидов, систематизацию новых технологий и средств в области ИКТ и трансляцию обобщенных результатов учителю;
организация деятельности региональной инновационной площадки по данному направлению и распространение опыта внедрения результатов инновационной деятельности в образовательных учреждениях ЯНАО.
Приоритетным направлением является формирование системы профессиональной переподготовки и развития педагогических кадров для работы с детьми-инвалидами.
Работа сетевого педагога в дистанционном режиме сопряжена с целым рядом условий организации процесса обучения и со спецификой психофизических возможностей обучающихся. В этих условиях от педагога как специалиста в области образования требуется высокий уровень мобильности в сфере познания, обучения и воспитания, способность адаптироваться к быстро меняющейся дифференцированной и специализированной системе обучения, способность к творческой активности. В ЦДО созданы необходимые условия для повышения профессиональной компетентности педагогических работников, осуществляющих дистанционное образование детей-инвалидов. Подготовка кадров охватывает технологические, методические и психологические аспекты обучения детей-инвалидов.
В качестве основных видов методического сопровождения сетевых педагогов ЦДО МБОУ СОШ №12 выступают консультирование, модерирование, индивидуальная и групповая супервизия, организация курсов повышения квалификации.
Модерирование - деятельность, направленная на раскрытие потенциальных возможностей работника и его способностей, способствующая свободной коммуникации, обмену мнениями, суждениями и подводящих работника к принятию профессионально грамотного решения за счет реализации внутренних возможностей. Модерирование помогает потенциальное сделать актуальным. Функция модератора - помочь обучаемому специалисту выявить нереализованные умения.
Супервизия – это профессиональное консультирование и сопровождение специалиста более опытным специалистом, исключающее формальный контроль и оценку. Супервизор - специалист, который обладает дополнительными квалификациями, позволяющими ему осуществлять консультирование и научно-практическое сопровождение других специалистов с учетом специфики их деятельности.
Одним из центральных видов сопровождения профессиональной деятельности педагога является консультирование, направленное на разрешение методических, психолого-педагогических вопросов по организации процесса обучения. Так в организации психологического консультирования педагогов можно выделить 2 направления:
- консультирование педагогов по вопросам разработки и реализации индивидуальных образовательных программ обучения и воспитания детей-инвалидов,
- консультирование педагогов по вопросам организации обучения, поведения и межличностного взаимодействия конкретных учащихся и педагогов.
Тематика консультирования педагогов по вопросам организации процесса обучения детей-инвалидов с использованием технологий дистанционного обучения:
разработка рабочей программы учебного курса,
принципы и особенности проведения дистанционных, очных занятий учителями центра дистанционного образования детей-инвалидов,
планирование и организация внеурочной деятельности учащихся ЦДО.
Следует заметить, что разработка рабочей программы представляет собой достаточно сложный процесс. Основные затруднения связаны, во-первых, с описанием требований к уровню подготовки учащихся через операционально выраженные диагностичные цели-результаты обучения; во-вторых, с необходимостью пересмотра самого содержания, основанного на анализе избыточного и возможного недостающего информационного материала; в-третьих, с разработкой контролирующих материалов, позволяющих получить объективную информацию о сформированности специальных предметных и общих учебных умений обучающихся.
Специалистами отдела технической поддержки регулярно ведется консультирование учителей, учащихся, родителей по работе в MAC OS, работе с периферийным оборудованием.
В соответствии с методическими рекомендациями Министерства образования и науки РФ по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием ДОТ 100% сетевых педагогов (62 человека) прошли курсовую переподготовку по данному направлению.
Повышение квалификации сотрудников ЦДО в рамках реализации мероприятия «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов»
приоритетного национального проекта «Образование»
Сроки
Наименование курсов повышения квалификации
Место проведения
2009г.
«Использование средств информационно-коммуникационных технологий для дистанционного образования детей-инвалидов»
ГБОУ ЦО «Технологии обучения» г. Москва
2010г.
«Необходимые технические навыки при организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий»
ГБОУ ЦО «Технологии обучения» г. Москва
2010г.
«Обучение детей с ограниченными возможностями с использованием Интернет-технологий»
ГБОУ ЦО «Технологии обучения» г. Москва
2011г.
«Особенности организации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья»
ГОУ ВПО НГПУ,
г. Новосибирск
2011г.
«Организация дистанционного обучения в СДО «Moodle»»
ГОУ ВПО НГПУ,
г. Новосибирск
2012г.
Академический курс повышения квалификации специалистов БОС России «Биотехнические и медицинские аппараты и системы с использованием биологической обратной связи»
НОУ ДПО «Институт биологической обратной связи» г. Санкт-Петербург
2012г.
Обучающий практикум для родителей, воспитывающих детей-инвалидов, педагогов, работающих с детьми с ОВЗ
УЦ «Поддержка социальной интеграции», г. Рига, Латвия
2012г.
«Методика организации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья»
ГОУ ВПО НГПУ,
г. Новосибирск
2013г.
«Дистанционное обучение как механизм обеспечения доступности образования детей-инвалидов»
ЦДО МБОУ СОШ №12
г. Новый Уренгой (ГАОУ ДПО ЯНАО «РИРО»)
2013г.
«Интерактивные средства обучения в деятельности педагога»
ГОУ ВПО НГПУ,
г. Новосибирск
В рамках инновационной деятельности ЦДО МБОУ СОШ №12 в 2013 году сотрудниками Центра организованы курсы повышения квалификации для педагогических работников образовательных учреждений автономного округа по теме «Дистанционное обучение как механизм обеспечения доступности образования детей-инвалидов». Цель проведения курсов: оказание работникам образования теоретической и практической помощи в организации процесса обучения детей-инвалидов с применением ДОТ. В программе курсов освещались следующие вопросы:
нормативно-правовое обеспечение реализации дистанционного обучения детей-инвалидов;
использование средств ИКТ для дистанционного образования детей-инвалидов;
методологические аспекты процесса обучения детей-инвалидов с применением ДОТ;
механизмы индивидуализации процесса обучения детей-инвалидов с использованием ДОТ.
На курсах прошли обучение педагогические работники учреждений образования ЯНАО, реализующие дистанционное обучение детей – инвалидов из г. Надым, г. Салехард, г Новый Уренгой.
Повышение квалификации педагогов, реализующих обучение с применением ДОТ, осуществляется с использованием непосредственно той системы дистанционного обучения, в которой в дальнейшем педагогам предстоит работать. В результате такого обучения формируются технические навыки работы в информационной среде и необходимые знания:
об особенностях психофизического развития детей, относящихся к разным педагогическим группам;
в области методик, технологий, подходов в организации образовательного процесса для детей-инвалидов, относящихся к разным педагогическим группам;
о специфическом инструментарии и возможностях, позволяющих технически осуществлять процесс обучения с использованием ДОТ.
Программно-методическое сопровождение процесса обучения детей-инвалидов реализуетсячерезразработку методических рекомендаций по формированию индивидуальных образовательных маршрутов в соответствии с образовательными потребностями ребенка;создание и внедрение специальных методических материалов, электронных, аудио и видео материалов, учитывающих специфику нарушения в развитии ребенка; разработку и реализацию системы мониторинга оценки качества образования детей-инвалидов в условиях учреждения дистанционного образования.
Применение информационно-коммуникационных технологий в дистанционном образовании эффективно, если все участники образовательного процесса (учащиеся, учителя, родители, администрация образовательной организации, службы сопровождения и пр.) ведут работу в единой информационной среде — системе дистанционного обучения. Именно это и позволяет осуществлять постоянную и оперативную методическую поддержку учителя не только во время, но и после прохождения курсов повышения квалификации. Так в системе дистанционного обучения ЦДО г. Новый Уренгой участникам образовательного процесса доступны нормативные документы по организации процесса обучения в ЦДО, методические рекомендации по всем направлениям деятельности Центра:
методические рекомендации по разработке дистанционного урока,
методические рекомендации по разработке рабочей программы педагога,
правила использования сети Интернет в ЦДО,
инструкция о порядке действий при осуществлении контроля за использованием обучающимися сети Интернет для сотрудников ЦДО,
рекомендации для родителей по организации дистанционного обучения на дому,
рекомендации по ведению портфолио индивидуального сопровождения обучающегося Центра дистанционного образования детей-инвалидов,
правила проведения дистанционных занятий,
правила проведения очных занятий,
порядок проведения контрольных работ при обучении с использованием дистанционных технологий детей-инвалидов
Как написать рецензию.
Рабочее место ученика. Рекомендации для родителей.
Сетевой этикет.
Критерии утомления детей. Снятие общего утомления.
Важное место в повышении квалификации сетевых педагогов занимают семинары, вебинары и конференции как разновидность групповой супервизии. Тематика и формы проведения научно-методических семинаров, конференций разнообразна. В рамках сетевого взаимодействия образовательных учреждений округа в октябре 2011г. специалистами ЦДО МБОУ СОШ №12 г. Новый Уренгой был проведен трехдневный научно-практический семинар для педагогических и руководящих работников системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа по теме: «Создание в общеобразовательных учреждениях безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья» (24 часа). В работе семинара приняли участие 16 работников системы образования ЯНАО из г. Ноябрьск, г. Надым, пгт. Тазовский и др. С целью распространения опыта по организации дистанционного обучения детей-инвалидов и осуществления тьюторской поддержки образовательных учреждений ЯНАО, внедряющих дистанционные технологии в 2011 году проведена окружная офлайн - конференция «Формы организации деятельности на уроке с применением дистанционных образовательных технологий». Участие в конференции приняли работники образовательных учреждений г. Ноябрьск, г. Надым, г. Харп, г. Лабытнанги.
Участие специалистов и педагогов Центра во всероссийских мероприятиях по вопросам реализации мероприятия «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» приоритетного национального проекта «Образование» также обеспечивает качество организации дистанционного обучения детей-инвалидов: марафон психолого-педагогических инноваций в рамках Недели практической психологии. Тренинг педагогического развития (Управление образования г. Н. Уренгой, 2011); всероссийский семинар по реализации мероприятия «Развитие дистанционного обучения детей-инвалидов» для специалистов органов исполнительной власти субъектов РФ, технических специалистов региональных ЦДО (ООО «Профессиональный проект» г. Москва, 2011); всероссийский семинар «Проблемы организации дистанционного образования детей-инвалидов и формы отчетности субъектов Российской Федерации» (г. Москва, 2011); окружная конференция «Социальная интеграция детей-инвалидов посредством социокультурной реабилитации» (Департамент образования ЯНАО, г. Салехард, 2011): краткосрочное обучение «Нормативно-правовое обеспечение деятельности психолого-медико-педагогических комиссий» (ГАОУ ДПО ЯНАО «Региональный институт развития образования», 2011); всероссийский интернет-семинар по теме: «Технологии для обучения одаренных детей и детей, нуждающихся в особых условиях обучения: принципы, схемы, компьютерные инструменты, портал, содержащий информацию о работе с одаренными детьми и молодежью» (МИОО, ГБОУ ЦО «Технологии обучения», г. Москва, 2013).
Повышению качества преподавания способствует также наличие постоянно-действующих практических семинаров для учителей-предметников ЦДО по проблемам:
- практические вопросы организации процесса обучения детей-инвалидов с использованием ДОТ;
- обучение техническим навыкам работы на обновляемом оборудовании и применению нового программного обеспечения.
Регулярная поддержка педагогических работников Центра по использованию сетевых образовательных ресурсов оказывается ГБОУ ЦО «Технологии обучения», г. Москва., и специалистами института дистанционного открытого образования ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск.
Электронная система дистанционного обучения предлагает широкий спектр возможностей для полноценной поддержки процесса обучения в дистанционной среде – разнообразные способы представления учебного материала, проверки знаний и контроля успеваемости.
В формате видеоконференций, интернет-семинаров сетевые учителя и специалисты ЦДО приняли участие в мастер-классах, лекциях и практических работах по применению и разработке цифровых образовательных ресурсов с использованием различных интернет-технологий: Google docs, карты Google (https://drive.google.com), сервис для создания мультимедийных интерактивных упражнений LearningАpps (http://learningapps.org/), справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ (http://gramota.ru), сервис для построения схем (https://bubbl.us/), создание стенгазет (http://wikiwall.ru/), Prezi (http://prezi.com/), ЕГЭ-тренажер (http://ege.yandex.ru/), единая коллекция ЦОР(http://school-collection.edu.ru), видеоуроки по основным предметам школьной программы (http://interneturok.ru/, http://naukomania.ru/), сервис для создания онлайн - досок ( http://www.twiddla.com/), HotPotatoes – сервис для создания кроссвордов и других Интернет-ресурсов образовательного назначения.
Сетевые образовательные ресурсы, являясь средством дистанционного учебного процесса, по своим дидактическим свойствам активно воздействуют на все компоненты системы обучения (цели, содержание, методы и организационные формы обучения) и позволяют ставить и решать сложные задачи педагогики в процессе обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому. Оценка эффективности применения ЭОР в условиях ЦДО ведется через видеозапись он-лайн-уроков с последующим анализом.
Сетевые учителя – активные участники инновационной, научно-методической деятельности в ЦДО. Учителями-предметниками ведется работа по созданию ЦОР на основе дифференциации уровня обученности учащихся. Цифровые средства обучения и рабочие программы педагогов размещаются на образовательной платформе Центра. Дополнительно педагогам и учащимся обеспечивается доступ к ресурсам сайта Центра образования «Технологии обучения» //iclass.home-edu.ru/ (г. Москва), к электронным ресурсам «Соmpetentum. Магистр» на специализированной платформе ГКУ ЯНАО РЦОКО, веб - системе «Электронный психолог» для психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов.
Стимулированию потребности к развитию личностного и профессионального потенциала педагогов способствует участие в профессиональных сетевых сообществах. Сервисным центром сопровождения дистанционного образования ГКУ ЯНАО "РЦОКО" в 2013 году создано региональное сетевое сообщество педагогов на образовательном портале edu.rtsoko.ru.
Одним из показателей эффективности реализации системы методического сопровождения повышения профессиональной компетентности педагогов является высокая результативность их участия в профессиональных творческих конкурсах различного уровня: международная педагогическая олимпиада "Педагогическая мозаика"– 14 победителей, международный фестиваль профессионального мастерства "Педагогическое восхождение" (http://pia-creativ.ru/) – 1 место, фестиваль педагогического мастерства "Дистанционная волна" (http://festival.nic-snail.ru/) – 4 победителя; фестиваль образовательных проектов "Самый умный" – 1 место, международный смотр презентаций «Лучшая презентация к учебному занятию» - 1 место, всероссийский конкурс методических разработок «Инновации педагогики – 2014» (www.mfpn.ru) – 1 место, международный фестиваль методических разработок, классных часов для учителей Педагогического информационного агентства «CREATIV» - 1 место.
Для определения результативности учебно-методической работы в учреждении дистанционного образования можно использовать показатели:
наличие нормативной базы, обеспечивающей реализацию государственных гарантий прав детей с ограниченными возможностями здоровья на получение начального общего, основного общего, среднего общего образования.
наличие системы мониторинга качества образовательного процесса в организации.
мониторинг предметных компетенций учащихся: результаты педагогической диагностики, психологического и дефектологического сопровождения отражаются в индивидуальной образовательной программе обучающегося и корректируются в течение всего учебного года.
оценка эффективности модели организации внеурочной деятельности в условиях Центра дистанционного образования через психолого-педагогические исследования по направлениям:
- динамика межличностных взаимодействий в коллективе обучающихся,
- положительное изменение ценностных ориентаций у учащихся;
- повышение уровня адаптивных свойств личности обучающихся ЦДО.
оценка эффективности применения педагогами современных образовательных технологий, ИКТ-технологий в процессе обучения детей-инвалидов,
согласованность содержания методической работы с темой ОЭР и целями программы развития образовательной организации.
Положительный опыт работы ЦДО по организации процесса обучения и социокультурной реабилитации детей-инвалидов регулярно освещается в СМИ, транслируется сотрудниками Центра на муниципальном, окружном, федеральном и международном уровне:
визит представителей итальянской нефтегазовой компании ЭНИ С.П.А.; Грачевой И.Ю., советника по работе с органами государственной власти (2011); Т. Бучковой, заместителя Губернатора ЯНАО, О. Бесединой, уполномоченного по правам ребенка в ЯНАО, В. Казарина депутат Законодательного Собрания ЯНАО (2011),
представление опыта по организации дистанционного обучения делегации представителей органов самоуправления г. Кассель (Германия, 2012),
коллегия Департамента образования ЯНАО (2012, 2013),
окружной он-лайн-педсовет «Организация дистанционного обучения в Ямало-Ненецком автономном округе» (ГКУ ЯНАО «РЦОКО», 2012),
всероссийский семинар-совещание по вопросам реализации мероприятия «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» приоритетного национального проекта «Образование» (Министерство образования и науки РФ, ГБОУ ЦО «Технологии обучения», г. Москва, 2012);,
выставка «Технологии активного долголетия» с участием президента национальной медицинской палаты, директора Московского научно-исследовательского института неотложной детской хирургии и травматологии Леонида Рошаля (г. Н. Уренгой, 2012),
- региональное совещание «О реализации мероприятий по организации дистанционного обучения детей-инвалидов в ЯНАО» (видеоконференция с руководителями органов местного самоуправления, 2013).
По итогам деятельности региональной инновационной площадки «Модель дистанционного образования» издан сборник материалов по организации дистанционного образования детей-инвалидов на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Дистанционное обучение как механизм обеспечения доступности качественного образования детей-инвалидов» (Авторский коллектив: Исаева В.И., Кривоногова Т.Б., Ананьева Н.С., Колтайс М.О., Барышева Н.В., Ибрагимова С.Н., Белан Т.П., Денискина И.Ю., Беркович С.В.). Отпечатано ООО «Печатный мир», г. Новый Уренгой, 2012г.)
Таким образом, реализация комплексного научно-методического сопровождения процесса обучения с применением ДОТ способствует решению основных задач деятельности Центра дистанционного образования:
созданию образовательной среды, обеспечивающей качество обучения детей-инвалидовс применением дистанционных образовательных технологий;
повышению профессиональной компетентности работников ЦДО по вопросам использования средств информационно-коммуникационных технологий для дистанционного образования детей – инвалидов, психолого-педагогического сопровождения, мониторинга, оценки образовательной деятельности детей;
реализации системы психолого-педагогического, тьюторского и медико-социального сопровождения, обеспечивающей оптимальные условия для успешной социализации обучающихся ЦДО;
социокультурной реабилитации детей-инвалидов через организацию внеурочной деятельности обучающихся интеллектуальной и творческой направленности.
Список литературы
Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение. Учебно-методическое пособие. — М.: ВУ, 1997.
Зайченко Т.П. Основы дистанционного обучения: Теоретико-практический базис: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.
Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. М.: «Академия», 2003.
Малитиков Е.М., Карпенко М.П., Колмогоров В.П. Актуальные проблемы развития дистанционного образования в Российской Федерации и странах СНГ // Право и образование. – 2000. – №1 (2).