kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Детские экологические проекты - уникальная форма экологического воспитания в ДОУ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

                       Воспитатель высшей категории Швецова Лидия Алексеевна

Презентация «Детские экологические проекты - уникальная форма

экологического воспитания в ДОУ»

Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая исследовательская деятельность в природ­ных условиях. К сожалению, современные дети имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой.

Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях.

Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься.

Одним из методов наиболее эффективным в работе с детьми по экологии является метод проектов. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы. Данный метод дает возможность развивать индивидуальную  и коллективную деятельность детей, расширять их опыт общения, дает возможность осуществлять педагогу личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.

Дети должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу.

Специфика метода проектов, особая педагогическая значимость метода проектов заключается в следующем:

  • он открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;
  • является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • один из методов, выводящий педагогический процесс из стен детского сада в окружающий мир, природную и социальную среду.

  Ориентируясь на классификацию проектной деятельности, предложенную Т.В.Фуряевой, можно выделить  следующие виды проектов.

Виды проектов в ДОУ:

1. Исследовательско - познавательные – совместное экспериментирование и последующее оформление результатов в виде газет, рукописных изданий, дизайнерских сооружений.

2. Игровые  – использование элементов творческих игр с вхождением образ персонажей и решением поставленных проблем.

3. Информационно – практико - ориентированные - сбор информации и ее реализация (оформление и дизайн группы, разработка игровых модулей, составление планов и схем, картотек и т.д.)

4.Творческие – оформление результатов деятельности в виде праздников, театрализованных представлений, презентаций продуктов совместного труда.

Более длительные проекты для детского сада планировать неразумно. С воспитанниками младших групп можно реализовать лишь краткосрочные проекты, которые решают задачу, доступную для их понимания. Но наиболее эффективно работают проекты, проводимые с воспитанниками старших групп.

Участники проекта получают не только новые знания, но и приобретают навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру. Совместная проектная деятельность по­могает родителям освоить некоторые педагогические приемы, так необходимые в семейном воспитании, объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равно­правными партнерами.

  Однако для успешной проектной дея­тельности в воспитательно-образовательном процессе требуют­ся серьезная подготовка педагогов к организации проектирова­ния, дидактическое, методическое и материально-техническое обеспечение.

Проектирование требует от педагогов поиска инновацион­ных средств, методов и приемов.

- Что такое «экологический проект»?

Прежде всего, это решение определенных задач в процессе исследования.

   Экологический проект способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, творческой личностной и общественно-значимой деятельности; реализует процесс сотрудничества детей и взрослых; позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста – от проекта к проекту.

Проблемой экологического образования дошкольников занимаются многие педагоги ( С.Н. Николаева - программа «Юный эколог», Н.А. Рыжова «Наш дом – природа», Л.И. Грехова «Азбука экологии» - Ставрополье;  Н.Н. Лебедева создала региональную экологическую программу для дошкольников Арктики «Северное сияние», Плешаков А.А. «Экология» и т.д.).

И одна из них - методист информационно - методического центра Санкт-Петербурга Ольга Алексеевна Воронкевич.                                                                                           Результатом ее многолетней деятельности стал учебно-методический комплекс «Добро пожаловать в экологию!». Инновационная идея комплекса заключается в создании целостного интегрированного подхода к формированию у детей основ экологической культуры и ценностей здорового образа жизни.
Учебно методический комплекс состоит из парциальной программы, рабочих экологических тетрадей, демонстрационных картин и динамических моделей, дидактического материала, дневников занимательных экспериментов, наглядной информации для родителей.

 «Детские экологические проекты»  - это методическое пособие предназначено для работы по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

По ее мнению метод проектов — это педагогическая технология, в основе которой лежит самостоятельная, исследовательская, игровая деятельность детей. В  этой книге приведены варианты проектов детской экологической деятельности для детей старшего дошкольного возраста.

Алгоритм организации проектной деятельности и план работы педагога на каждом этапе

1. Определение проблемы, актуальной и интересной для всех участников проекта, разрешение которой посильно только детям, а также соответствует материально – техническим возможностям ДОУ.

2. Мотивация деятельности и разработка плана действий. Это создание проблемной ситуации, вызывающей у детей интерес, потребность участвовать в ее разрешении. Осознание сути проблемы позволяет сформулировать цель предстоящей работы и составить план действий.

3. Практическая деятельность по реализации проекта. На этом этапе идет сбор и накопление материала. Организуется совместная познавательно – поисковая деятельность детей, педагогов и родителей. Предусматривается интеграция образовательных областей.

Важной составляющей является методическое сопровождение проектов.                              Оно включает практические материалы, помогающие не только спланировать, но и реализовать проект: обращение к родителям, сценарии бесед, кроссворды, ребусы, пиктограммы, экологические игры, детское словесное и художественное творчество и т.д.

О.А.Воронкевич  в своей книге предлагает следующие проекты:

1. «Живая книга леса".

2. «Откуда берутся бабочки?»

3. "Я садовником родился".

4. "Этажи леса".

5. "Кто дружит с елью?" и т.д.

Перечень форм и методов экологического воспитания в ДОУ

-   экологическая образовательная деятельность;

-   экологические экскурсии;

-   уроки доброты; уроки мышления;

-   экологические кружки и конкурсы;

-   КВНы, аукционы, марафоны, викторины,

    «Поле чудес» с экологической тематикой;

-   экологические акции;

-   обсуждение и проигрывание экологических ситуаций;

-   трудовой десант; «зеленый патруль»;

-   клуб исследователей природы;

-   лаборатория юного эколога;

-   «Панорама добрых дел»;

-   ведение фенологических календарей природы;

-   коллекционирование природных объектов;

-   экологические выставки и экспозиции; музеи;

-   дни (недели) экологического творчества;

-   экологические праздники и фестивали;

-   экологические игры (дидактические,  имитационные,                                                         

     моделирование экосистем, соревновательные,  игры-путешествия и т. д.);

-   экологические сказки; тренинги;

-   инсценировки, театрализации и т. д. на экологические темы.

Этапы разработки и проведения проекта:

1. Педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов детей.

2. Вовлекает дошкольников в решение проблемы (обозначение «детской цели»).

3. Намечает план достижения цели, поддерживая интерес детей и родителей.

4. Обсуждает план с семьями воспитанников.

5. Обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ (творческий поиск).

6. Вместе с детьми и родителями составляет план-схему проведения проекта и вывешивает ее на видное место.

7. Совместно с родителями и детьми собирает информацию, материал по проекту.

8. Проводит занятия, игры, наблюдения, поездки – все мероприятия основной части проекта.

9. Дает домашние задания и детям, и родителям – выполнение самостоятельных творческих работ (поделки, рисунки, альбомы, приложения, поиск материала, информации).

10. Организует презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН).

11. Совместно с детьми составляет книгу или альбом по выполненному проекту.

12. Подводит итоги: обобщает опыт и выступает на педсовете.

       В современном мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранению всего генетического разнообразия живых существ, сбережения генофонда планеты.  Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования населения. Первостепенное значение при этом придается экологическому образованию подрастающего поколения.

  Освоение детьми основ экологической культуры во многом зависит от воспитателя детского сада: от его экологической и методической грамотности, понимания важности экологического воспитания в формировании личности воспитанников, от умений создавать условия для подобной работы, увлечь детей и увлекаться этими проблемами самому.

Хорошим подспорьем в этом является метод проектов, который открывает массу возможностей для полноценного экологического воспитания дошкольников.

Проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Детские экологические проекты - уникальная форма экологического воспитания в ДОУ»»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 34» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан  Детские экологические проекты – уникальная форма экологического воспитания  .

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад № 34» городского округа

город Стерлитамак Республики Башкортостан

Детские экологические проекты – уникальная форма экологического воспитания

.

ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Одним из методов наиболее эффективным в работе с детьми по экологии является метод проектов . Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы. Данный метод дает возможность развивать индивидуальную и коллективную деятельность детей, расширять их опыт общения, дает возможность осуществлять педагогу личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.

Одним из методов наиболее эффективным в работе с детьми по экологии является

метод проектов .

Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы. Данный метод дает возможность развивать индивидуальную и коллективную деятельность детей, расширять их опыт общения, дает возможность осуществлять педагогу личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.

Специфика метода проектов, особая педагогическая значимость метода проектов заключается в следующем:

Специфика метода проектов, особая педагогическая значимость метода проектов заключается в следующем:

  • он открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;
  • является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • один из методов, выводящий педагогический процесс из стен детского сада в окружающий мир, природную и социальную среду.
Что такое «экологический проект»?   Экологический проект способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребенка в самореализации и самовыражении, творческой личностной и общественно-значимой деятельности; реализует процесс сотрудничества детей и взрослых; позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе. ПРОЕКТ - технология , обеспечивающая рост личности ребенка, позволяющая фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста – от проекта к проекту.

Что такое «экологический проект»?

Экологический проект способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребенка в самореализации и самовыражении, творческой личностной и общественно-значимой деятельности; реализует процесс сотрудничества детей и взрослых; позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе.

ПРОЕКТ - технология , обеспечивающая рост личности ребенка, позволяющая фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста – от проекта к проекту.

Алгоритм организации проектной деятельности и план работы педагога на каждом этапе

Алгоритм организации проектной деятельности и план работы педагога на каждом этапе

  • Подготовительный - определение проблемы, актуальной и интересной для всех участников проекта, разрешение которой посильно только детям.
  • Собственно исследовательский - мотивация деятельности, разработка плана действий и практическая деятельность по реализации проекта (накопление материала; совместная познавательно – поисковая деятельность детей, педагогов и родителей; интеграция образовательных областей).
  • Заключительный обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.
Какие экологические проекты можно реализовать в детском саду? В каждом возрасте существует своя специфика задач, так в младшем дошкольном возрасте - это:  - вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога); - активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

Какие экологические проекты можно реализовать в детском саду?

В каждом возрасте существует своя специфика задач, так в младшем дошкольном возрасте - это:

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

  • формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
  • С детьми младшей возрастной группы возможно организовать проект «Лаборатория неживой природы» .
Дети средней группы  способны принять участие в проектах: «Маленькие огородники» , организуются эксперименты с огородными растениями. Например, проект «Кто из нас, из овощей, и полезней и нужней?» - исследовательский. Методическое сопровождение проекта

Дети средней группы способны принять участие в проектах: «Маленькие огородники» , организуются эксперименты с огородными растениями. Например, проект «Кто из нас, из овощей, и полезней и нужней?» - исследовательский.

Методическое сопровождение проекта

  • Обращение к родителям
  • Беседа «Волшебные семена»
  • Загадки, стихи, пиктограммы
  • Исследуем вместе с детьми
  • Совместная деятельность воспитателя и детей по выращиванию овощей
  • Экологические игры
  • Речевое творчество детей (рассказы детей, придумывание загадок, модель-план составления описательных рассказов об овощах)
  • Художественное творчество детей.
В старшем дошкольном возрасте - это:   - формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; - развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; - формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; - развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности. С детьми старшей и подготовительной группы можно организовывать больше. Так, в проекте «Хлебная плесень» дети получили некоторые представления о микроорганизмах, об их свойствах.

В старшем дошкольном возрасте - это:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

С детьми старшей и подготовительной группы можно организовывать больше. Так, в проекте «Хлебная плесень» дети получили некоторые представления о микроорганизмах, об их свойствах.

Проект «Живая книга леса» Вид проекта: информационный Методическое сопровождение проекта: 1.Страница лесных знаний. 2.Экспериментальная страница. 3.Страница «лесных радостей». 4. Книжная страница. 5.Жалобная страница. 6.Тайная страница леса. 7.Страница игр. 8.Творческая страница   Проекты:

Проект «Живая книга леса»

Вид проекта: информационный

Методическое сопровождение проекта:

1.Страница лесных знаний.

2.Экспериментальная страница.

3.Страница «лесных радостей».

4. Книжная страница.

5.Жалобная страница.

6.Тайная страница леса.

7.Страница игр.

8.Творческая страница

Проекты:

  • «Строим экологический город Экоград» - информационно – творческий;
  • «Откуда берутся бабочки?»-исследовательский;
  • «Загадочный мир водоема» – информационный;
  • «Я садовником родился»;
  • «Этажи леса»;
  • «Воздух должен быть чистым»;
  • «Кто дружит с елью».
Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка. И проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи.

Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка. И проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи.

Методы и формы экологического воспитания в ДОУ - экологическая образовательная деятельность; - экологические экскурсии; - уроки доброты; уроки мышления; - экологические кружки и конкурсы; - КВН, аукционы, марафоны, викторины,  «Поле чудес» с экологической тематикой; - экологические акции; - трудовой десант; «зеленый патруль»;  клуб исследователей природы;  лаборатория юного эколога; - «Панорама добрых дел»; - ведение фенологических календарей природы; - коллекционирование природных объектов; - экологические выставки и экспозиции; музеи; - дни (недели) экологического творчества; - экологические праздники и фестивали; - экологические игры;  моделирование экосистем, соревновательные, игры-путешествия и т. д.); - экологические сказки; тренинги; - инсценировки, театрализации на экологические темы.

Методы и формы экологического

воспитания в ДОУ

- экологическая образовательная деятельность;

- экологические экскурсии;

- уроки доброты; уроки мышления;

- экологические кружки и конкурсы;

- КВН, аукционы, марафоны, викторины,

«Поле чудес» с экологической тематикой;

- экологические акции;

- трудовой десант; «зеленый патруль»;

  • клуб исследователей природы;
  • лаборатория юного эколога;

- «Панорама добрых дел»;

- ведение фенологических календарей природы;

- коллекционирование природных объектов;

- экологические выставки и экспозиции; музеи;

- дни (недели) экологического творчества;

- экологические праздники и фестивали;

- экологические игры;

моделирование экосистем, соревновательные, игры-путешествия и т. д.);

- экологические сказки; тренинги;

- инсценировки, театрализации на экологические темы.

Всё хорошее в детях из детства!   Как истоки добра пробудить?   Прикоснуться к природе всем сердцем:   Удивиться, узнать, полюбить!   Мы хотим, чтоб земля расцветала.   Росли как цветы, малыши   Чтоб для них экология стала   Не наукой, а частью души! Желаем творческих успехов!

Всё хорошее в детях из детства!

  Как истоки добра пробудить?

  Прикоснуться к природе всем сердцем:

  Удивиться, узнать, полюбить!

  Мы хотим, чтоб земля расцветала.

  Росли как цветы, малыши

  Чтоб для них экология стала

  Не наукой, а частью души!

Желаем творческих успехов!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Детские экологические проекты - уникальная форма экологического воспитания в ДОУ»

Автор: Швецова Лидия Алексеевна

Дата: 01.04.2018

Номер свидетельства: 464558

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Образовательная программа "Мой край родной""
    ["seo_title"] => string(44) "obrazovatiel-naia-proghramma-moi-krai-rodnoi"
    ["file_id"] => string(6) "262590"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449391392"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Опыт работы детского общественного объединения "Оорлештер""
    ["seo_title"] => string(69) "opyt_raboty_dietskogho_obshchiestviennogho_obiedinieniia_oorlieshtier"
    ["file_id"] => string(6) "383696"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1485349472"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства