Методическая разработка. Обучение учащихся универсальному учебному действию - решению задач.
Методическая разработка. Обучение учащихся универсальному учебному действию - решению задач.
Наблюдения за учащимися начальной школы показывают, что решение учебно-познавательных и учебно-практических задач на различных уроках вызывают у детей сложности. Многие дети теряются, услышав задание учителя, которое нужно выполнить самостоятельно, ждут помощи учителя, не продумывают ход работы, пытаются подсмотреть решение у соседей. Это говорит о том, что у данных детей не только не развита самостоятельность, но они испытывают трудности в планировании работы, осмыслении задания, не знают способов, как добиться результата.
Исходя из данного противоречия, мы определили цель курсовой работы: изучение методических приёмов для обучения решению задач и выделение наиболее эффективных из них для развития такого универсального учебного действия, как решение задач.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка. Обучение учащихся универсальному учебному действию - решению задач.»
ГБОУ школа №93 Пушкинского района г. Санкт-Петербурга
Методическая разработка
Обучение учащихся универсальному учебному действию - решению задач
Учителя начальных классов
Чибитько Алексея Сергеевича
2016 г
Содержание
Введение………………………………………………………………………3
1. Понятие «универсальные учебные действия» и их значение………….6
2. Классификация УУД……………………………………………………....8
3. Процесс формирования УУД……………………………………………..11
4. Универсальное учебное действие - решать задачу……………………..14
5. Общий порядок работы над задачей……………………………………..17
6. Методические подходы обучения решению задач……………………..24
Заключение……………………………………………………………….....29
Список литературы………………………………………………………...31
Глоссарий……………………………………………………………………33
Введение
В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного - квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого - то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества. Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить».
К сожалению, на сегодняшний день эти задачи не нашли положительного решения. Как показывают исследования З.И. Калмыковой, А. К. Марковой, Н.Ф. Талызиной и других, за частными неуспехами детей стоит несформированность самостоятельной учебной деятельности школьников. Для её развития личность должна иметь потребность, стремление к самостоятельному поиску решений и самостоятельной деятельности. Причем данная потребность должна проявляться задолго до подросткового возраста, только тогда она даст ребёнку возможность реализоваться в более старшем возрасте. Только овладение универсальными учебными действиями позволит выпускнику начальной школы успешно перейти на новую ступень обучения и справиться с возросшим объёмом домашних заданий, адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников. Вот почему перед начальной школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема формирования умения учиться.
Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Именно поэтому планируемые результаты Стандарта образования (ФГОС) второго поколения для начальной школы определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательного процесса.
В широком значении термин “универсальные учебные действия” означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) термин “универсальные учебные действия” можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Наблюдения за учащимися начальной школы показывают, что решение учебно-познавательных и учебно-практических задач на различных уроках вызывают у детей сложности. Многие дети теряются, услышав задание учителя, которое нужно выполнить самостоятельно, ждут помощи учителя, не продумывают ход работы, пытаются подсмотреть решение у соседей. Это говорит о том, что у данных детей не только не развита самостоятельность, но они испытывают трудности в планировании работы, осмыслении задания, не знают способов, как добиться результата.
Исходя из данного противоречия, мы определили цель курсовой работы: изучение методических приёмов для обучения решению задач и выделение наиболее эффективных из них для развития такого универсального учебного действия, как решение задач.
Для выполнения поставленной цели предполагаем решить несколько задач:
изучить понятие “универсальные учебные действия” и их значение для развития учащихся;
познакомиться с классификацией универсальных учебных действий;
выяснить, из чего складывается УУД – решать задачи;
познакомиться с методическими приёмами для обучения решению задач и выделить наиболее эффективные из них
Понятие «универсальные учебные действия» и их значение
Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.
«В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса» [9, 1стр]
Такая способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия, как обобщенные действия, открывают возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
Достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:
познавательные и учебные мотивы;
учебную цель;
учебную задачу;
учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка)
Умение учиться выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
УУД выполняют ряд функций:
обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения;
создание условий для развития личности и ее самореализации;
обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков в любой предметной области познания. [2, 68 стр]
Таким образом, сегодня наиболее перспективным путём быстрого и качественного обучения признано формирование у школьников общеучебных умений, универсальных учебных действий разнообразного характера.
2. Классификация УУД
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре вида:
личностный;
регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
коммуникативный;
познавательный.
Регулятивные учебные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения. К ним относятся:
целеполагание
планирование
прогнозирование
контроль
коррекция
оценка
саморегуляция
Личностные действия - позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира. Для учебной деятельности характерно 3 вида личностных действий:
самоопределение
смыслообразование
нравственно-этическое оценивание («Что такое хорошо, что такое плохо»)
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. К ним относятся:
планирование сотрудничества
постановка вопросов
разрешение конфликтов
контроль, коррекция действий партнёра
умение точно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания. Они могут быть направлены на :
познание окружающего мира
формирование логических операций
формирование поисковой и исследовательской деятельности
Решение любой практической или учебной задачи связано и опирается на познавательные универсальные учебные действия. Поэтому рассмотрим данный вид УУД подробнее и выделим среди них те действия, которые активно используются при решении задач.
Среди УУД, отражающих методы познания окружающего мира, направлены на обучение решению задач такие, как воспроизводить по памяти необходимую информацию, проверять и находить дополнительную; применять схемы, таблицы, модели для получения информации; различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление).
Из познавательных УУД, формирующих умственные операции, для обучения решению задач необходимы умения выделять существенное и несущественное; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами; владение умственными операциями анализа, синтеза, классификации, сравнения.
К познавательным УУД, формирующим поисковую и исследовательскую деятельность, относятся такие, как выявлять известное и неизвестно; моделировать отношения между объектами окружающего мира с учётом специфики предмета; высказывать предположения; составлять план простого эксперимента; выбирать решение из нескольких предложенных, обосновывать свой выбор; исследовать способы решения. Все они реализуются при работе с задачей.
3. Процесс формирования УУД
Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Общение выступает основой дифференциации и развития форм психической деятельности в раннем онтогенезе. Так, происхождение личностных, познавательных и регулятивных действий определяется развитием коммуникации и общения ребенка с социальным (учитель) и близким (родители) взрослым и сверстниками. Из общения и саморегуляции вырастает способность ребенка регулировать свою деятельность. Из оценок окружающих, и в первую очередь оценок близкого взрослого, формируется представление о себе и своих возможностях, появляется самопринятие и самоуважение, т. е. самооценка и Я-концепция, как результат самоопределения. Из ситуативно-познавательного и внеситуативно-познавательного общения формируются познавательные действия ребенка.
«Содержание и способы коммуникации обусловливают развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. Именно поэтому особое внимание в концепции развития универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативного компонента.
По мере становления личностных действий ребенка функционирование и развитие универсальных учебных действий претерпевает значительные изменения. Регуляция общения, кооперации и сотрудничества проектирует определенные достижения и результаты ребенка, что вторично приводит к изменению характера его общения и Я-концепции. Познавательные действия также являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение учащегося» [12, 32 стр]
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов: «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология», «Иностранный язык», «Изобразительное искусство», «Физическая культура» в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся.
Универсальность учебных действий проявляется в том, что они носят метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
Выделяются следующие этапы усвоения учебного материала: первичное ознакомление, осмысление материала, закрепление материала и овладение материалом.
Начальный этап ознакомления с учебным материалом имеет большое значение для всего процесса усвоения. Не менее важно на этом этапе то, что предстоит восприятию, а именно апперцепция. Она включает активное сознательное отношение личности к воспринимаемому, которое не исчерпывается содержанием представлений и не сводится к их массе.
Мыслительная работа охватывает восприятие со всех сторон: предваряя его, в него включаясь и над ним надстраиваясь. Осмысление - это второй этап. Он, входя в первый, является основой третьего этапа - запоминания.
Запоминание (закрепление) учебного материала - это не только постоянное осмысление, включение в новые смысловые связи, но и переосмысление этого материала. Уточняя, формулируя свою мысль, человек формирует ее; вместе с тем он прочно ее запечатлевает. Отсюда следуют два вывода: собственное изложение учащихся должно быть специально предусмотрено в организации учебной деятельности и особенно важно готовить первое самостоятельное воспроизведение обучающимися усваиваемого материала.
Овладение материалом - это возможность оперировать им в различных условиях, применяя его на практике. На этом этапе усвоения овладение знаниями направлено уже не на учение, а на другие, практические, цели. Это жизненный контекст, в котором знания и умения обретают иные качества.
Владение универсальными учебными действиями позволяет учащимся успешно осваивать информацию на всех этапах.
Итак, овладение универсальными учебными действиями ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться. Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности.
4. Универсальное учебное действие - решать задачу
В «Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования» во главу угла поставлено формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Одно из важнейших познавательных универсальных действий - умение решать проблемы или задачи. В силу сложного системного характера общего приема решения задач данное универсальное учебное действие может рассматриваться как модельное для системы познавательных действий. Решение задач выступает и как цель, и как средство обучения. Умение ставить и решать задачи является одним из основных показателей уровня развития учащихся, открывает им пути овладения новыми знаниями.
К общему умению решать задачи относятся:
- знания о задачах, структуре задач, процесс решения и этапы решения, методах, способах и примерах решения;
- умения выполнять каждый из этапов решения любым из методов и способов решения, используя любой из приемов, помогающий решению.
Обучение общему умению решать задачи – это формирование знаний о задачах, методах и способах решения, приемах, помогающих решению, о процессе решения задачи, этапах этого процесса, назначении и содержании каждого этапа; выработка умений расчленять задачи на составные части, использовать различные методы решения, адекватно применять приемы, помогающие понять задачу, составить план решения, выполнить его проверить решение; умения выполнять каждый из этих этапов.
При формировании общего умения решать задачи предметом изучения и основным содержанием обучения являются задачи (в широком смысле слова), процесс решения задач, методы и способы решения задач, приемы, помогающие осуществлению каждого этапа и всего процесса решения в целом. »[12, 2 стр.]
Умение решать задачи определённых видов состоит из:
- знаний о видах задач, способах решения задач каждого вида;
-умение “узнать” задачу данного вида, выбрать соответствующий ей способ решения и реализовать его на “узнанной” задаче.
Обучение умению решать задачи определённых видов включает в себя усвоение детьми сведений о видах задач, способах решения задач каждого вида (данного вида) и выработку умения выделять задачи соответствующих видов, выбирать способы решения, адекватные виду задачи, применять эти способы к решению конкретных задач.
При обучении различным предметам используются задачи, которые принято называть учебными. С их помощью формируются предметные знания, умения, навыки. Особенно широко применяются задачи в математике, физике, химии, географии. Как правило, в них используются математические способы решения. В начальной школе не изучаются физика, химия и география в чистом виде, а только их элементы. Поэтому так важно, чтобы учащиеся начальной школы овладели общим приёмом решения задач на учебном предмете «Математика».
Изучая «Планируемые результаты начального общего образования», в разделе «Работа с текстовыми задачами» читаем: «Выпускник научится:
- анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами и взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
- решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в 1-2 действия);
- оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
Выпускник получит возможность научиться:
- решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению её доли;
- решать задачи в 3-4 действия;
- находить разные способы решения задачи».
Для того, чтобы достигнуть поставленных результатов, необходима последовательная и продуманная работа учителя по обучению последовательности работы с задачей, приучению детей к определённому порядку работы с арифметической задачей.
5. Общий порядок работы над задачей
При работе с задачей методика математики рекомендует проводить работу с задачей по определенному плану. О нем мы можем прочитать у разных авторов: у Бантовой М.А., у Фридмана Л.М., у Пойа Д., у Асмолова А.Г. Есть некоторые отличия в формулировке названия этапов, но все авторы сходятся во мнении, что необходимо в начальной школе остановиться на 5 этапах при работе с задачей (некоторые авторы совмещают III и IVэтапы в один, а какие-то разделяют первый этап на 3 разных).
I этап - анализ состава или осмысление текста задачи
Цель данного этапа: выделить данные и искомое в задаче, а также связи между ними.
В результате анализа задачи текст выступает как совокупность определенных смысловых единиц. Однако текстовая форма выражения этих величин сообщения часто включает несущественную для решения задач информацию. Чтобы можно было работать только с существенными смысловыми единицами, текст задачи записывается кратко с использованием условной символики. После того как данные задачи специально вычленены в краткую запись, следует перейти к анализу отношений и связей между этими данными. Для этого осуществляется перевод текста на язык графических моделей, понимаемый как представление текста с помощью невербальных средств – моделей различного вида: чертежа, схемы, графика, таблицы, символического рисунка, формулы, уравнений и др. Перевод текста в форму модели позволяет обнаружить в нем свойства и отношения, которые часто с трудом выявляются при чтении текста. На основе анализа условия и вопроса задачи определяется способ ее решения (вычислить, построить, доказать), выстраивается последовательность конкретных действий. При этом устанавливается достаточность, недостаточность или избыточность данных. Выделяются четыре типа отношений между объектами и их величинами: равенство, часть/целое, разность, кратность, – сочетание которых определяет разнообразие способов решения задач.
II этап - поиск плана решения задачи
Цель данного этапа: актуализировать знания, на основе которых выбирается арифметическое действие, составить план решения задачи
На основании выявленных отношений между величинами объектов выстраивается последовательность действий – план решения. Особое значение имеет составление плана решения для сложных, составных задач.
III этап - решение задачи или осуществление найденного плана
Цель данного этапа: выполнить систему действий и получить ответ задачи
IV этап - проверка решения задачи
Цель данного этапа: убедиться, что полученный ответ верен путем проверки его одним из способов
Проверка проводится с точки зрения адекватности плана решения, способа решения, ведущего к результату (рациональность способа, нет ли более простого). Одним из вариантов проверки правильности решения, является способ составления и решения задачи, обратной данной.
Проверить решение задачи - это значит установить, правильно она решена или неправильно.
В начальных классах используются следующие способы проверки:
1. Прикидка ответа (установление соответствия искомого числа области своих значений).
Применение этого способа состоит в том, что до решения задачи устанавливается область значении искомого числа, т.е. приблизительно в каких границах оно может быть по сравнению с данными задачи. Если после решения получают большие расхождения, значит задача решена неверно; если же эти расхождения незначительны - то, возможно, задача решена верно. Прикидка чаще всего используется с другими видами проверки, которые дают однозначный ответ о правильности решения. Она вводится уже в 1 классе.
2. Установление соответствия между результатом решения и условием задачи.
При проверке этим способом число, полученное в ответе, "подставляют" в условие задачи и проверяют, получится ли тот результат, который дан в задаче.
3. Решение задачи другим способом.
Если задачу можно решить различными способами, то получение одинаковых ответов подтверждает, что задача решена правильно. Этот способ проверки вводится с 1 класса.
4. Составление и решение обратной задачи.
В этом случае, после решения задачи, учащимся предлагают составить обратную задачу и решить ее. Если при решении обратной задачи в ответе получится число, которое было известно в первой задаче, то можно считать, что данная задача решена верно. Этот способ вводится с 1 класса.
Проверка решения задач также может быть осуществлена сравнением с образцом решения. При этом проверку решения можно провести на самом уроке или в ходе проверки тетрадей у каждого ученика. Проверке задач в обучении математике должно уделяться достаточное внимание хотя бы потому, что она воспитывает навыки самоконтроля, столь важные в жизни человека.
V этап - анализ решения задачи или обсуждение выполненного решения
Цель данного этапа: осуществить элементарное исследование решения задачи
Все пять этапов нужно выполнить при введении нового вида или типа задач. Но это совсем не значит, что в работе над любой задачей учитель выполняет все приведенные этапы в полном объеме. Например, на этапе повторения ранее изученного можно лишь провести осмысление текста задачи, а дальше предложить детям решить ее самостоятельно. В случае массового затруднения при решении задачи учитель может провести с детьми и второй этап, разобрав задачу анализом или синтезом, тем самым, помочь им составить план решения задачи. К сожалению, пятый этап очень часто не выполняется на уроке, что ведет к несколько формальной работе по обучению решению задач, а следовательно, к недостаточному развитию УУД исследовательского характера.
Для того, чтобы подробнее изучить методику работы с задачей на каждом этапе, составим таблицу, в которой выделим характер деятельности учащихся, виды познавательных УУД, а также методические приёмы, которые может использовать учитель при работе с задачей.
Таблица 1. Познавательные УУД и методические приёмы при работе с задачей
№
п/п
Название этапа
Характеристика
деятельности учащихся
Познавательные УУД
Методические приемы, используемы учителем на данном этапе
1
Анализ состава или
осмысление текста задачи
Выполнять краткую запись разными способами, в том числе с помощью геометрических образов (отрезок, прямоугольник и др.).
- смысловое чтение;
-поиск и выделение необходимой информации;
- знаково-символическое моделирование;
- синтез как составление целого из частей
- чтение задачи про себя и вслух; представление ситуации, описанной в тексте;
- лексическая работа;
- представление ситуации, описанной в тексте;
- выделение данных и искомого, установление связей между ними;
По ходу осмысления составляется краткая запись задачи
- пересказ задачи своими словами по краткой записи
2
Поиск плана решения
Планировать решение задачи.
- установление причинно-следственных связей
Если учащиеся сразу понимают план решения задачи, то он составляется.
Если дети испытывают затруднения, то проводится разбор решения задачи от данных (синтез) или от вопроса (анализ)
3
Решение задачи
или осуществле
ние найденного плана
Выбирать наиболее целесообразный способ решения текстовой задачи.
Выбирать самостоятельно способ решения задачи.
Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи.
-выбор наиболее эффективных способов решения задачи
Дети выполняют действия в соответствии с планом, записывая решение задачи. Запись решения задачи может осуществляться в виде последовательных конкретных действий (с пояснением и без), в виде выражения и иногда уравнением.
4
Проверка решения задачи
Объяснять выбор арифметических действий для решения.
Презентовать различные способы рассуждения (по вопросам, с комментированием, составлением выражения).
Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера.
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
- доказательство;
- построение логической цепи рассуждений;
- контроль и оценка результата деятельности
Проверка проводится с точки зрения адекватности плана решения, способа решения, ведущего к результату.
Существуют такие приемы выполнения проверки:
Решение задачи другим способом
Прогнозирование результата
Сравнение с готовым верным решением
Повторное решение задачи тем же способом и методом с обоснованием каждого шага решения
Составление и решение обратной задачи
Установление соответствия между числами, полученными в ходе решения задачи, и данными
Формулируется ответ задачи
5
Анализ решения задачи
или обсуждение выполненно
го решения
Наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условия (вопроса).
- выдвижение гипотез и их обоснование;
- рефлексия способов и условий действия
Проводится элементарное исследование решения задачи. Можно использовать такие вопросы:
Есть ли другие способы решения задачи?
Какой способ рациональнее?
При каких условиях задача бы не имела решения?
Что изменится при изменении числовых данных?
Что изменится при изменении вопроса?
И т.д.
6. Методические приёмы обучения решению задач
Приступая к описанию методики обучения решению задач, отметим, прежде всего, существенные различия между понятиями “обучение решению задач” и “решение задач”. Необходимость такого различия вызвана тем, что в методической литературе и в практике обучения эти понятия часто отождествляются, а вопрос “Как научить решать задачи?” подменяется вопросом “Как решать задачи на уроке?”, методика обучения решению задач сводится к методике решения задач. Отождествление приводит к ориентации работы учителя на получение ответов на вопросы задач, а не на формирование умения решать задачи, к направленности деятельности учащихся на решение конкретной задачи, а не на овладение способом решения.
Решить задачу (в узком смысле) – не только дать ответ на вопрос задачи (назвать результат), но и объяснить, какие действия нужно выполнить над данными в ней числами, чтобы получить после вычислений искомое число или результат, либо доказать, что решения не существует, либо обозначить отношение, о котором спрашивается в задаче.
Записать решение задачи (если речь идет о конкретных числах) –при помощи цифр и знаков действий показать, что нужно сделать, чтобы найти неизвестное число, выполнить все эти действия и дать ответ на вопрос задачи.
С точки зрения данного подхода для решения задачи необходимо действовать по следующему плану:
а) раскрыть связи между данными и искомыми;
б) на основе этих связей выбрать действия для решения;
в) выполнить эти действия;
г) дать ответ на вопрос задачи.
Как видим, не проводится работа по проверке решения, последующая работа над задачей, однако, работа по чтению задачи, составлению плана решения подразумевается.
В данном случае используется следующая «Памятка по решению задачи»:
[11, стр. 15]
Работа по этой памятке помогает детям полнее осознать понятие «задача», учит выделять ее составные части задачи и выполнять решение.
В дальнейшем, для работы над задачами целесообразно использовать конструктивную памятку, которая учит детей объяснять каждый шаг в решении задачи.
[11, стр. 17]
Проиллюстрируем работу по конструктивной памятке на конкретной задаче.
«На столе 5 карандашей, а в коробке на 2 больше. Сколько карандашей в коробке?»
Записи на доске и в тетрадях детей появляются в процессе работы по конструктивной памятке.
Известно. На столе 5 карандашей, а в коробке на 2 больше.
На доске появляется запись:
5 … 2 …
Спрашивается. Сколько карандашей в коробке (вместо вопроса ставится точка, т.к. эту запись в дальнейшем трансформируем в запись решения задачи).
5… 2 …
Объясняю. Так как в коробке карандашей больше на 2, чем на столе, то буду выполнять сложение (в записи появляется знак «+»).
5 + 2
Решаю. К 5 карандашам прибавить 2 карандаша будет 7 карандашей (в записи появляется результат вычисления и наименование).
5 + 2 = 7 (кар.)
Ответ: 7 карандашей в коробке.
Работа над задачей, организованная таким образом, позволяет ребенку использовать речевой образец, сначала вслух, а затем про себя. Чаще всего так работает учитель с задачами, когда хочет научить решать задачи определённых видов или структур.
Если говорить об обучении решению задач вообще, следует выделить такие приёмы, которые предлагает Наталья Борисовна Истомина в учебнике «Методика обучения математике в начальных классах». Она предлагает использовать следующие приёмы: выбор схемы к тексту задачи, выбор или постановка вопроса к условию, выбор или объяснение выражений, предложенных к условию или задаче, изменение текста в соответствии с данным решением, выбор решения задачи. Предложенные приёмы формируют у учащихся умения выбирать арифметические действия для решения задач. Большинство из них разумно использовать на этапе актуализации знаний, готовя детей к работе с задачами на уроке. В учебниках математики для начальной школы представлены такие из заданий, как выбрать схему и объяснить выражения по условию.
В учебнике математики для 4 класса (3часть, стр. 20, №2) Демидовой Т.Е. мы встретили такое задание, как составить план решения задач. Такое задание, несомненно, полезно, т.к. учит детей думать при решении задачи. К сожалению, оно предложено лишь единожды.
Обучение решению задач – это специально организованное взаимодействие учителя и учащихся, цель которого – формирование у учащихся умения решать задачи. Чтобы выявить характер и условия такого взаимодействия, нужно разобраться в том, что значит «умение решать задачи». Любое умение – это качество человека, а именно: его готовность и возможность успешно осуществлять определённые действия.
Для того чтобы решить задачу, ученик должен уметь выполнять следующую последовательность переходов:
[11, 13 стр]
Каждая из моделей описывает единственный объект – задачу. Выполнены они на разных языках: языке слов, языке образов и языке математических символов. Для построения любой из этих моделей учащийся должен выделить только существенные свойства объектов и структуру связей и отношений между ними. Для математической модели – выделить количественные соотношения предложенной в задаче ситуации и связи между данными и искомым. Первый и второй пункты данной схемы относятся к этапу ознакомления с содержанием задачи.
Для обучения детей последовательному процессу работы с задачей, приучению к логике действий, полезно использовать такую «Памятку по решению задачи» для учеников начальных классов:
1. Прочитай задачу, представь то, о чем говорится в задаче.
2. Объясни, что показывает каждое число и назови вопрос задачи.
Запиши задачу кратко, если необходимо, сделай чертеж или схему.
3. Подумай, какое число должно получиться в результате (например, больше или меньше, чем данные числа и т.д.)
4. Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему? Что нужно узнать сначала? Что потом? Составь план решения задачи.
5. Выполни решение.
6. Проверь ответ и ответь на вопрос задачи.
7. Подумай, можно ли решить задачу другим способом?
Подумай, при каких условиях ответ задачи получился бы больше? Меньше?
Разумеется, можно варьировать последовательность вопросов в данной памятке в зависимости от конкретных условий, учитывать их взаимопроникновение.
Мы считаем, что она подробно описывает процесс работы над любой задачей, учит детей алгоритму работу с любой задачей, в неё включены все этапы работы с задачей. Нам кажется, что при ежедневной работе по данной памятке дети приучатся действовать не хаотично, а в определённой последовательности, т.е. разумно
Заключение
Изучив новые образовательные стандарты для начальной школы, мы поняли, что сегодняшний ученик должен быть творческим, самостоятельным, ответственным. Он должен уметь ставить перед собой цель, самостоятельно организовывать свою деятельность, планировать и анализировать свои действия, уметь действовать в нестандартных ситуациях, решать разнообразные проблемы, обладать логическим мышлением. Только в этом случае он сможет успешно переходить от одной ступени обучения к другой, быть востребованным в постоянно меняющейся жизни. Трудно придётся тем, кто в школе не научился браться за решение новой, неизведанной задачи, пробовать и ошибаться. Мы поняли, почему важнейшей задачей современного образования является формирование универсальных учебных действий. Они обеспечивают учащихся умением учиться, способностью саморазвиваться и самосовершенствоваться, т.е. приобретать социальный опыт.
Понятно, что универсальные учебные действия, которые направлены на реализацию развивающего потенциала образования, не появятся сами собой, не могут быть приобретены автоматически. Для того, чтобы их сформировать у учащихся начальной школы, необходима огромная работа учителей. Только они кропотливо, из урока в урок смогут научить детей, как работать с задачей любого характера, как выйти из любой возникшей ситуации. Можно считать, что решение текстовых арифметических задач необходимо рассматривать не только как средство формирования математических знаний, но и как средство формирования познавательных универсальных учебных действий.
Итак, овладение универсальными учебными действиями ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться. Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности.
Для того, чтобы достигнуть поставленных результатов, необходима последовательная и продуманная работа учителя по обучению логике работы с задачей, приучению детей к определённому порядку работы с арифметической задачей. Только в этом случае действие станет универсальным, привычным для детей. В результате изучения разнообразных приёмов обучения решению задач мы остановились на использовании памятки. Она подробно описывает процесс работы над любой задачей, учит детей алгоритму работу с любой задачей, в неё включены все этапы работы с задачей. Таким образом, она помогает учащимся овладеть универсальным учебным умением – решать задачи.
Литература
1. Алексеева Л. Л., Анащенкова С. В., Биболетова М. З. и др. Планируемые результаты начального общего образования. - М.: Просвещение – 2011. - 120 с.
2. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия начальной школе. От действия к мысли (Стандарты второго поколения)/Асмолов А.Г.// - М.: Просвещение, 2010. – 107 с.
3. Газета «Начальная школа» приложение к газете - Методические приёмы при обучении решению задач в начальной школе А.К. Мендыгалиева . / А.К. Мендыгалиева // - М.: Начальная школа 2010. – 16 с.
4. Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. Учебник для 4 класса. В 3 частях.- М.: Баласс, 2010. -96 с.
5. Зайцева С.А., Целищева И.И. Организация работы над текстовой задачей на основе модели/Зайцева С.А.// Начальное образование -2007-№4,5. – 206 с.
6.Игнашова Е.В. Развитие познавательных способностей учеников начальных классов, статья /Игнашова Е.В.// - М.: Просвещение, 2008. – 120 с.
7. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах : учеб. пос. для студ. средних и высших пед. учеб. заведений // Н.Б. Истомина.// – М. : Академия, 2001. – 288 с.
8. Калашникова Н.Г. , Балинов Т.Г. Формирование у младших школьников общего умения решать задачи: схемы анализа, рекомендации, фрагменты уроков / Калашникова Н.Г.// - Волгоград: Учитель, 2011. 158 с.
9. Малыхина В.В. Методика формирования у младших школьников умения решать текстовые задачи в системе развивающего обучения / В.В. Малыхина.// – М., Академия, 2006. – 140 с.
10. Министерство образования и науки Российской Федерации –“Федеральный государственный образовательный стандарт
Начального общего образования” от « 6 » октября 2009 г. № 373.
11. Овчинникова М.В. Методика работы над текстовыми задачами в начальных классах (общие вопросы): Учебно-методическое пособие для студентов специальностей «Начальное обучение. Дошкольное воспитание» /Овчинникова М.В// – К.: Пед. пресса, 2001. - 128 с.
12. Л.Г. Петерсон. Математика «Учусь учиться». Учебник: 4 класс. В 3 частях.[ 4 класс, 3 часть, стр. 34 №5] /Л.Г. Петерсон // - М.: Баласс, 2004.- 98 с.
13. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. Ч.1 — М.: Просвещение,2010.-400с
14. Стойлова Л. П. Математика: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 424 с.
15. Формирование и развитие УУД на уроках математики. /Нахимова К.Н.// - 2011. URL: http://ext.spb.ru - (дата обращения 12.12.13)
16. Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования /Галон Е.М. // - 2009. URL: http://festival.1september.ru - (дата обращения 01.11.13)
Глоссарий
«Я»-концепция — система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознаны и обладают относительной устойчивостью.
Универсальные учебные действия (УУД) — умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта [1].
Умение – это качество человека, а именно: его готовность и возможность успешно осуществлять определённые действия.