Аннотация к разработке урока.
Цель методической разработки: активизировать мыслительную деятельность учащихся.
Задачи данной методической разработки следующие:
- Воспитывать у учащихся навыки самостоятельного учебного труда;
- Развивать умение учащихся делать выбор и контролировать себя;
- Повышать интерес учащихся к изучению предмета «Математика».
Перед современной школой стоит задача усиления развивающей и воспитательной функции обучения при совершенствовании форм учебного процесса. Я считаю, что сочетание дифференцированного подхода и индивидуализации в обучении математике будет способствовать решению этой задачи.
Данная разработка показывает этот опыт при изучении темы «Решение уравнений с модулем» в 8 классе.
Урок проведен в технологии личностно-ориентированного облучения с реализацией системно-деятельностного подхода с учетом особенностей и реальных учебных возможностей класса. Для реализации этой технологии на уроке были использованы следующие методы обучения:
- эвристическая беседа, в ходе которой формулируются задачи урока, выдвигается гипотеза; усвоение знаний и умений происходит путем рассуждений, требующих догадки, поиска, находчивости;
- методы стимулирования интереса к учению – учебная дискуссия, создание эмоционально-нравственных ситуаций;
- методы стимулирования долга и ответственности – убеждение, поощрение;
- методы самостоятельной работы;
- методы контроля и самоконтроля.
Виды преподавания:
- Словесный
- Наглядный
- Практический
- Визуальный
- , на которых строился урок:
- самоактуализации;
- индивидуальности;
- субъектности;
- выбора;
- творчества и успеха;
- доверия и поддержки.
Принципы здоровьесбережения:
- Учет в обучении индивидуально-типологических и возрастных особенностей учащихся
- Используемые методики преподавания адаптированы к данному классу
- Формирование положительной учебной мотивации
- Поддержание в детях уважения к себе
- Предоставление возможности ребёнку проявлять самостоятельность в деятельности, посильной для него
- Активное включение ребёнка в учебный процесс
Используемые формы организации учебной деятельности учащихся:
- групповая, в ходе которой группы учащихся выполняют общее задание;
- индивидуальная, когда ученик выполняет общие для всего класса задания без контакта с другими учениками, каждый школьник работает в индивидуальном темпе;
- фронтальная, когда педагог управляет учебной деятельностью всего класса, который работает над единой задачей;
- коллективная когда учащиеся работают над единой задачей, но каждый ученик выполняет часть задания.
Используемые формы общения:
- диалог;
- полилог.
Виды учебной деятельности:
- Обсуждение
- Слушание
- Ответы на вопросы
- Решение примеров
- Самопроверка
- Проверка решений
Создаются ситуации:
- выбора (задания, формы работы);
- успеха (учащиеся отвечают по желанию, учитель использует коллективные способы обучения, включает всех учащихся в коллективную деятельность, организует взаимопомощь, организует помощь в деятельности ученику, проявляет внимание к его деятельности, что подчеркивает ее значимость, создает обстановку, располагающую ученика к деятельности, вызывающей положительные эмоции, организует гуманную систему взаимоотношений учитель-ученик, ученик-учитель при сочетании требовательности и уважения к личности, положительных эмоций в общении);
- поддержки участников образовательного процесса (похвала со стороны учителя, оптимистичный подход к учащимся);
- планирования своей деятельности.
На уроке создаются условия для развития субъектной позиции учащихся, а именно:
- актуализируется и обогащается субъектный опыт учеников по теме «Модуль числа»;
- поддерживается и развивается активность учащихся в учебной деятельности (создание ситуации самостоятельного поиска ответа на поставленный учителем вопрос, выявление мнения учащихся об уроке, о характере взаимодействия на уроке, поощрение инициативы, самостоятельности в учебном процессе)
- создание условия для развития готовности к самоопределению (побуждение учеников к самоконтролю, самоанализу деятельности, создание ситуаций самостоятельного планирования своей деятельности, выбора действий, обучение целеполаганию)
.К уроку прилагается презентация, которая используется на протяжении всего урока. Презентация способствует активизации познавательной деятельности учащихся, повышает интерес к предмету, позволяет организовать деятельность учащихся по закреплению полученных знаний, позволяет увеличить темп обучения и выстроить изученный материал в четкой логической последовательности. Дети не только закрепляют знания по математике, но и узнают значение слова «банк», формируют банк математических терминов.
На уроке использованы такие активные формы обучения, как: работа по индивидуальным заданиям с последующей проверкой и взаимопроверкой, работа по уровням – это создает ситуацию выбора и способствует развитию самостоятельности и способности оценивать свои знания, педагог здесь консультант и коллега.
В процессе урока ученики выдвигают гипотезы, доказывают их.
На уроке учащиеся учатся "видеть" свои и чужие ошибки, исправлять их и предотвращать.
Активные формы работы побуждают математическую любознательность и устойчивый интерес к математике.
На протяжении всего урока учитель активно формирует у учащихся универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться.
Апробация разработки прошла на уровне школы, в 8 классе В. В этом классе 33 учащихся, из которых имеют средние способности к математике – 8 человек, низкие и очень низкие способности- 25 человек. В результате проведения такого урока и последующего контроля получились следующие данные: оценку «5» получили 13 человек, «4»-10 и «3»- 10 человек. Для данного класса это очень хороший результат. В работе на уроке участвовали все учащиеся, даже те, которых очень трудно чем-то заинтересовать, старались получить хорошую оценку.
Наглядность (использование презентации) способствует совершенствованию практических умений и навыков; позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес к урокам, активизируют познавательную деятельность учащихся.