kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка к уроку биологии "Свойства живого" 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

1 Пояснительная записка.

Данная методическая разработка является одним из вариантов проведения урока по теме «Свойства живого» по учебнику Биология. 5 кл.: для общеобразовательных. учреждений /И.Н.Пономарева «Вентана –Граф.2012 Тема урока  отражает требования ФГОС ООО в основе которого лежит  системно – деятельностный подход. В разработке представлен один из типов уроков деятельностной направленности –  решения  конкретно-практических задач. Цель урока  задаётся с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Используются разнообразные формы (сочетание репродуктивной и проблемной формы обучения), методы (словесные, наглядные) и приёмы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. По ходу урока подразумевается обучение детей осуществлять рефлексивное действие (обнаруживать незнание, находить причины затруднений). Обучающиеся  учатся работать по  образцу  и творчески. На уроке задаются  критерии самоконтроля и самооценки (происходит формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся). Деятельностные  цели:

-Формирование умений реализации новых способов действий;

- формулирование  цели учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний. Обучающиеся должны уметь выбирать способ и средства реализации учебной цели, развивать умение находить общее, закономерности, отличное (формирует основы теоретического мышления); осуществлять самооценку собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели. Решаемые учебные проблемы: учебно-практическая проблема (по педагогической значимости), требующие усвоения новых действий, фронтальная (по способам организации процесса решения), урочная (по месту возникновения).

Обеспечение урока: учебники, рабочие тетради, компьютер,  интерактивная доска, проектор.  Вид используемых на уроке ИКТ средств: технология презентаций

Технологическая карта урока

Предмет

Биология

Класс

5

Тема урока

Свойства живого

Цель урока  Формирование  базы  биологических понятий о свойствах живых организмов  и организме как единице  живой природы

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

Выделение существенных признаков живых организмов, различение на таблицах органов живого организма. Организма  как. единица живой природы

Умение работать с источниками биологической информации, умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения.

а) учиться самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока) б)     учиться осуществлять самоконтроль и коррекцию;

Формирование

ответственного

отношения к обучению,

формирование интеллектуальных

умений.  а)  учиться слушать и понимать речь другого человека. б. ) учиться самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре. в)  учиться ставить вопросы, выражать свои мысли.

я самооценка

Формулирование корригирующей самооценки

Решаемые учебные проблемы

Развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития.

Основное содержание учебного материала

Живая природа

Организм

Орган

Живой организм.

Признаки живой природы: обмен веществ; раздражимость; рост; развитие, размножение движение.

Организм – единица живой природы

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Мультимедийная  установка, интерактивная доска

Оборудование

7 компьютеров, интерактивная доска,  мультимедийная установка

Образовательные интернет-ресурсы

drofa.ru 
school-collection.edu.ru

СТРУКТУРА УРОКА

1. Актуализация знаний

Цель: актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений.

Деятельность учителя

1. Демонстрирует

Слайды с изображением  (объекты живой природы Иловлинского района):

Растений

Грибов

Животных

Бактерий

(Приложение №1)

2. Задает вопросы:

- Какие науки изучают данные объекты (упор на то, что данные природные объекты  нашей местности)

- Где вы встречали данные объекты

- Что вы знаете о бактериях, говорит о том, что данные объекты буду изучаться позже

3 Просит сделать вывод, почему современная биология «семья» биологических наук

4  Просит прочитать предложения задания №6 рабочей тетради, стр.5

5 Просит дать анализ ответов ребят по плану

- правильность излагаемых фактов

- последовательность ответа

- полнота ответа

- научность ответа

6 Фиксирует в оценочном листе результаты работы учащихся

Деятельность учащихся

Рассматривают слайды с изображением объектов живой природы, называют науки, которые изучают данные объекты живой природы.

Называют местность, в которой встречали данные объекты. Могут сказать, что не видели никогда бактерии

Делают вывод о том, какие объекты изучает биология и какие проблемы  решает эта наука

Читают предложения задания №6 рабочей тетради, стр.5, выполненные дома

Анализируют ответы одноклассников

2 . Создание проблемной ситуации.

Цель: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения и дать направление его решения

Деятельность учителя

1. Показывает фрагмент мультфильма

«Тетушка Сова»

2. Задает вопросы:

- Прокомментируйте увиденные объекты в мультфильме.

-  Какие  объекты вы увидели?

-Разделите  объекты на две группы

- По каким признакам вы это определили

- Как  найти эти знания?

- Какова наша тема?

3 Просит открыть рабочие тетради, записать тему и начертить таблицу

знаю

Хочу узнать

узнал

Заполнить первые две колонки

Деятельность учащихся

Смотрят фрагмент мультфильма  

 Говорят о том, что они увидели, перечисляют увиденные объекты.

Говорят, что увидели живые и неживые объекты природы

Пытаются сказать, что данные объекты живые так они передвигаются, растут, размножаются

  Формулируют  тему

 

Оформляют тетради, заполняют  две колонки таблицы

3. Целеполагание

Цель формирование познавательных мотивов учебной деятельности.

Деятельность учителя

1. Формулирует и записывает учебную задачу: “Почему организмы называют живыми”?

2. Предлагает учащимся прочитать выделенные курсивом признаки живых организмов

Деятельность учащихся

Записывают задачу в тетрадь.

Читают, озвучивают, выполняют задание №3, стр.7 рабочей тетради

 

4. Планирование

Цель формирование способности  анализировать, сравнивать, доказывать имеющийся учебный материал

Деятельность учителя

1. Выбирают командира группы, который будет распределять задания при выполнении  работы.

2. Раздает инструкции к групповой работе.

2. Читают  текст учебника параграф 2, стр.9-11

3 Отвечают на вопросы стр.12, отвечающего определил командир группы

4.Предлагает для работы слайды, закаченные на рабочий стол компьютера

(Приложение №3, использованы краеведческие материалы)

Деятельность учащихся

Занимают места в группах, работают в группах, согласно инструкции.

Инструкция

Общая часть для всех групп

1. Выберите командира группы, который будет распределять задания при выполнении  работы.

 

2. Прочитайте текст учебника параграф 2, стр.9-11

 

3 Ответьте на вопросы стр.12, отвечающего определил командир группы

4. Рассмотрите слайды, предложенные вам

Приложение № 2

5 Соотнесите слайды и признак, доказывающий, что данный организм является живым

Группа №6

5 Исходя из жизненного опыта и наблюдений ищет слайды, доказывающие, что живые организмы  состоят из органов, которые отличаются у растений и животных

5. “Открытие нового знания”.

Цель формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, высказывать свою точку зрения.

Деятельность учителя

  1. Заслушивает группы  о результатах работы. Просит командира назвать учеников, которые примут участие в формировании модели живого организма

(синтез - составление целого из частей

 Проводит рефлексию деятельности в группах.

- Сформулируйте цель, стоявшую перед вами.

3 Спрашивает, работа какой группы вам больше понравилась больше всего

4 Говорит, что за работу в группах все получают пятерки

Деятельность учащихся

1 Учащиеся оформляют кластер

Живой организм

- Группа №1, доказывает, что живые организмы принимают участие в обмене веществ и энергии, приводят примеры, оформляют на интерактивной доске первый лепесток, демонстрируют пример через проектор. Слайд №1,2,3

- Группа №2 доказывает, что живые организмы реагируют на изменения окружающей среды и обладают раздражимостью, приводят примеры, оформляют на интерактивной доске второй лепесток, демонстрируют пример через проектор

Слайд №4

- Группа №3 доказывает, что живые организмы способны передвигаться, приводят примеры, оформляют на интерактивной доске третий лепесток, демонстрируют пример через проектор

Слайды №6,7

- Группа №4

доказывает, что живые организмы размножаются, приводят примеры, оформляют на интерактивной доске пятый лепесток , демонстрируют пример через проектор слайд №7,8,9

- Группа №5 доказывает, что живые организмы растут и развиваются, приводят примеры, оформляют на интерактивной доскепятыйлепесток, демонстрируют пример через проектор

Слайды № 10,11,12

_Группа №6 - доказывает, что живые организмы имеют органы, выводят на интерактивную доску слайды растений и животных, подписывают органы: растений, животных, оформляют модели различия растений и животных. Слайд№ 13,14

6. Применение нового знания

Цель  применить знания в новой ситуации

Деятельность учителя

Предлагает выполнить задания

 1 Показывает слайд сосульки

2 Говорит, что сосулька  растет

3 Живая ли сосулька, почему?

Приложение №3

Деятельность учащихся

Отвечают  живая ли сосулька, обосновывают почему, отвечают  на основной вопрос урока  «Свойства живого » исходя из новых знаний, предлагают и обосновывают свои предположения.

7. Рефлексия

Цель  формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.

1. Предлагает вспомнить тему и задачи урока, заполнить последнюю графу таблицы, «Узнал», соотнести личное продвижения к цели и успехи класса в целом

Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу?

2. Оценивает работу учащихся, дает домашнее задание.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, заполняют третью графу таблицы «Узнал»,

знаю

Хочу узнать

узнал

Отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

8. Домашнее  задание

1. П. 2 упр  3,4- базовый уровень.

2 Пронаблюдайте объекты живой и неживой природы нашей местности, запишите их в свои тетради,  сделайте рисунки,  фотографии (по выбору), задание 5,6 – повышенный  уровень

9 Озвучивает оценки, пользуясь оценочным листом

Литература

  1. И.Н. Пономарева. Биология.  5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений –  «Вентана - Граф», 2012г. C. 8-11
  2. Саркисова И.И. Приемы педагогической техники для развития универсальных учебных действий//справочник заместителя директора школы. – 2012. -№9. C.34-38
  3. Архивные материалы  ПП «Донской»и фотоматериалы семейного архива автора
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«поснительная записка, технологическая карта урока»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Иловлинская средняя общеобразовательная школа №2

Иловлинского муниципального района волгоградской области









РАЗРАБОТКА УРОКА В РАМКАХ


Тема урока «Свойства живого» - 5 класс,УМК И.Н. Пономаревой


Автор Исаева Вера Викторовна, учитель биологии высшей квалификационной категории МБОУ Иловлинской СОШ №2




























1 Пояснительная записка.

Данная методическая разработка является одним из вариантов проведения урока по теме «Свойства живого» по учебнику Биология. 5 кл.: для общеобразовательных. учреждений /И.Н.Пономарева «Вентана –Граф.2012 Тема урока отражает требования ФГОС ООО в основе которого лежит  системно – деятельностный подход. В разработке представлен один из типов уроков деятельностной направленности – решения конкретно-практических задач. Цель урока  задаётся с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Используются разнообразные формы (сочетание репродуктивной и проблемной формы обучения), методы (словесные, наглядные) и приёмы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. По ходу урока подразумевается обучение детей осуществлять рефлексивное действие (обнаруживать незнание, находить причины затруднений). Обучающиеся учатся работать по образцу и творчески. На уроке задаются критерии самоконтроля и самооценки (происходит формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся). Деятельностные цели:

-Формирование умений реализации новых способов действий;

- формулирование цели учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний. Обучающиеся должны уметь выбирать способ и средства реализации учебной цели, развивать умение находить общее, закономерности, отличное (формирует основы теоретического мышления); осуществлять самооценку собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели. Решаемые учебные проблемы: учебно-практическая проблема (по педагогической значимости), требующие усвоения новых действий, фронтальная (по способам организации процесса решения), урочная (по месту возникновения).

Обеспечение урока: учебники, рабочие тетради, компьютер,  интерактивная доска, проектор. Вид используемых на уроке ИКТ средств: технология презентаций

Технологическая карта урока

Предмет

Биология

Класс

5

Тема урока

Свойства живого

Цель урока Формирование базы биологических понятий о свойствах живых организмов и организме как единице живой природы

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

Выделение существенных признаков живых организмов, различение на таблицах органов живого организма. Организма как. единица живой природы

Умение работать с источниками биологической информации, умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения.

а) учиться самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока) б)     учиться осуществлять самоконтроль и коррекцию;

Формирование

ответственного

отношения к обучению,

формирование интеллектуальных

умений.  а)  учиться слушать и понимать речь другого человека. б. ) учиться самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре. в)  учиться ставить вопросы, выражать свои мысли.

я самооценка



Формулирование корригирующей самооценки

Решаемые учебные проблемы

Развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития.

Основное содержание учебного материала

Живая природа

Организм

Орган

Живой организм.

Признаки живой природы: обмен веществ; раздражимость; рост; развитие, размножение движение.

Организм – единица живой природы

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Мультимедийная установка, интерактивная доска

Оборудование

7 компьютеров, интерактивная доска, мультимедийная установка

Образовательные интернет-ресурсы

drofa.ru 
school-collection.edu.ru

СТРУКТУРА УРОКА

1. Актуализация знаний

Цель: актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений.

Деятельность учителя

1. Демонстрирует

Слайды с изображением (объекты живой природы Иловлинского района):

Растений

Грибов

Животных

Бактерий

(Приложение №1)

2. Задает вопросы:

- Какие науки изучают данные объекты (упор на то, что данные природные объекты нашей местности)

- Где вы встречали данные объекты

- Что вы знаете о бактериях, говорит о том, что данные объекты буду изучаться позже

3 Просит сделать вывод, почему современная биология «семья» биологических наук

4 Просит прочитать предложения задания №6 рабочей тетради, стр.5

5 Просит дать анализ ответов ребят по плану

- правильность излагаемых фактов

- последовательность ответа

- полнота ответа

- научность ответа

6 Фиксирует в оценочном листе результаты работы учащихся

Деятельность учащихся

Рассматривают слайды с изображением объектов живой природы, называют науки, которые изучают данные объекты живой природы.

 

 

 

 

 

 

 

 







Называют местность, в которой встречали данные объекты. Могут сказать, что не видели никогда бактерии



Делают вывод о том, какие объекты изучает биология и какие проблемы решает эта наука

Читают предложения задания №6 рабочей тетради, стр.5, выполненные дома



Анализируют ответы одноклассников

2 . Создание проблемной ситуации.

Цель: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения и дать направление его решения

Деятельность учителя

1. Показывает фрагмент мультфильма

«Тетушка Сова»

2. Задает вопросы:

- Прокомментируйте увиденные объекты в мультфильме.

- Какие объекты вы увидели?

-Разделите объекты на две группы

- По каким признакам вы это определили

- Как найти эти знания?

- Какова наша тема?

3 Просит открыть рабочие тетради, записать тему и начертить таблицу

знаю

Хочу узнать

узнал




Заполнить первые две колонки

Деятельность учащихся

Смотрят фрагмент мультфильма

  

 Говорят о том, что они увидели, перечисляют увиденные объекты.

Говорят, что увидели живые и неживые объекты природы

Пытаются сказать, что данные объекты живые так они передвигаются, растут, размножаются

  Формулируют тему



Оформляют тетради, заполняют две колонки таблицы



3. Целеполагание

Цель формирование познавательных мотивов учебной деятельности.

Деятельность учителя

1. Формулирует и записывает учебную задачу: “Почему организмы называют живыми”?

2. Предлагает учащимся прочитать выделенные курсивом признаки живых организмов

Деятельность учащихся

Записывают задачу в тетрадь.

Читают, озвучивают, выполняют задание №3, стр.7 рабочей тетради

 

4. Планирование

Цель формирование способности анализировать, сравнивать, доказывать имеющийся учебный материал

Деятельность учителя

1. Выбирают командира группы, который будет распределять задания при выполнении работы.

2. Раздает инструкции к групповой работе.

2. Читают текст учебника параграф 2, стр.9-11

3 Отвечают на вопросы стр.12, отвечающего определил командир группы

4.Предлагает для работы слайды, закаченные на рабочий стол компьютера

(Приложение №3, использованы краеведческие материалы)

Деятельность учащихся

Занимают места в группах, работают в группах, согласно инструкции.

Инструкция

Общая часть для всех групп

1. Выберите командира группы, который будет распределять задания при выполнении работы.



2. Прочитайте текст учебника параграф 2, стр.9-11



3 Ответьте на вопросы стр.12, отвечающего определил командир группы

4. Рассмотрите слайды, предложенные вам

Приложение № 2

5 Соотнесите слайды и признак, доказывающий, что данный организм является живым

Группа №6

5 Исходя из жизненного опыта и наблюдений ищет слайды, доказывающие, что живые организмы состоят из органов, которые отличаются у растений и животных

5. “Открытие нового знания”.

Цель формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, высказывать свою точку зрения.

Деятельность учителя

  1. Заслушивает группы о результатах работы. Просит командира назвать учеников, которые примут участие в формировании модели живого организма

(синтез - составление целого из частей





















Проводит рефлексию деятельности в группах.

- Сформулируйте цель, стоявшую перед вами.

3 Спрашивает, работа какой группы вам больше понравилась больше всего

4 Говорит, что за работу в группах все получают пятерки

Деятельность учащихся

1 Учащиеся оформляют кластер











- Группа №1, доказывает, что живые организмы принимают участие в обмене веществ и энергии, приводят примеры, оформляют на интерактивной доске первый лепесток, демонстрируют пример через проектор. Слайд №1,2,3

- Группа №2 доказывает, что живые организмы реагируют на изменения окружающей среды и обладают раздражимостью, приводят примеры, оформляют на интерактивной доске второй лепесток, демонстрируют пример через проектор

Слайд №4

- Группа №3 доказывает, что живые организмы способны передвигаться, приводят примеры, оформляют на интерактивной доске третий лепесток, демонстрируют пример через проектор

Слайды №6,7

- Группа №4

доказывает, что живые организмы размножаются, приводят примеры, оформляют на интерактивной доске пятый лепесток , демонстрируют пример через проектор слайд №7,8,9

- Группа №5 доказывает, что живые организмы растут и развиваются, приводят примеры, оформляют на интерактивной доске пятый лепесток, демонстрируют пример через проектор

Слайды № 10,11,12

_Группа №6 - доказывает, что живые организмы имеют органы, выводят на интерактивную доску слайды растений и животных, подписывают органы: растений, животных, оформляют модели различия растений и животных. Слайд № 13,14

6. Применение нового знания

Цель применить знания в новой ситуации

Деятельность учителя

Предлагает выполнить задания

1 Показывает слайд сосульки

2 Говорит, что сосулька растет

3 Живая ли сосулька, почему?

Приложение №3

Деятельность учащихся

Отвечают живая ли сосулька, обосновывают почему, отвечают на основной вопрос урока «Свойства живого » исходя из новых знаний, предлагают и обосновывают свои предположения.

7. Рефлексия

Цель формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.

1. Предлагает вспомнить тему и задачи урока, заполнить последнюю графу таблицы, «Узнал», соотнести личное продвижения к цели и успехи класса в целом

Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу?

2. Оценивает работу учащихся, дает домашнее задание.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, заполняют третью графу таблицы «Узнал»,


знаю

Хочу узнать

узнал




Отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

8. Домашнее задание

1. П. 2 упр 3,4- базовый уровень.

2 Пронаблюдайте объекты живой и неживой природы нашей местности, запишите их в свои тетради, сделайте рисунки, фотографии (по выбору), задание 5,6 – повышенный уровень

9 Озвучивает оценки, пользуясь оценочным листом

Литература

  1. И.Н. Пономарева. Биология. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений – «Вентана - Граф», 2012г. C. 8-11

  2. Саркисова И.И. Приемы педагогической техники для развития универсальных учебных действий//справочник заместителя директора школы. – 2012. -№9. C.34-38

  3. Архивные материалы ПП «Донской»и фотоматериалы семейного архива автора


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка к уроку биологии "Свойства живого" 5 класс

Автор: Исаева Вера Викторовна

Дата: 09.10.2014

Номер свидетельства: 117567

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Конспект урока Типы химических реакций "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-tipy-khimichieskikh-rieaktsii"
    ["file_id"] => string(6) "208546"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430839292"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Технологическая карта урока биологии в 5-ом классе по теме "Свойства живого" "
    ["seo_title"] => string(86) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-biologhii-v-5-om-klassie-po-tiemie-svoistva-zhivogho"
    ["file_id"] => string(6) "105097"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402817961"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Разработка  урока "Приспособленность организмов к действиям факторов среды" "
    ["seo_title"] => string(76) "razrabotka-uroka-prisposobliennost-orghanizmov-k-dieistviiam-faktorov-sriedy"
    ["file_id"] => string(6) "186967"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426437884"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Рабочая программа по природоведению в 5 классе  ( 2 часа в неделю, всего 68 часов) УМК В.В.Пасечника  базовый уровень "
    ["seo_title"] => string(127) "rabochaia-proghramma-po-prirodoviedieniiu-v-5-klassie-2-chasa-v-niedieliu-vsiegho-68-chasov-umk-v-v-pasiechnika-bazovyi-urovien"
    ["file_id"] => string(6) "111948"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1408095256"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "«Бактерии. Роль бактерий в природе и в жизни человека»."
    ["seo_title"] => string(57) "baktierii_rol_baktierii_v_prirodie_i_v_zhizni_chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "429174"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1506018955"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства