Эта группа метапредметных образовательных результатов относится к сквозным образовательным результатам и формируется на всех ступенях общего образования: умение учиться (начальная школа), учебная грамотность (основная школа), образовательная компетентность (старшая школа).
Итог школьного образования – сформированная образовательная компетентность выпускника как способность самостоятельно и инициативно создавать средства для собственного образования, выстраивать свою образовательную траекторию, а также создавать необходимые для собственного развития ситуации и адекватно их реализовывать.
В этом группе выделяются три системы показателей:
2.1.1. Готовность к постановке новых учебно-познавательных задач и проблем
• обнаружение недостаточности или неясности данных задачи, формулирование запроса на поиск недостающей информации;
• определение границы собственного знания/незнания;
• фиксация противоречия, вызванного несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи;
• установление собственных «дефицитов» в предметных способах действия/средствах;
• отбор заданий для ликвидации «дефицита» и планирование их выполнения, определяя темп и сроки, выбирая уровень сложности заданий (мотивация);
• на основе выявленных «дефицитов» в отдельных содержательных линиях учебного предмета построение индивидуального плана («маршрута») по преодолению своих трудностей, а также маршрутов на расширение своих действий в рамках отдельной темы, учебного предмета;
• самостоятельное определение познавательного интереса к чему-либо в рамках учебной деятельности и подбор себе индивидуальных заданий для расширения своего познавательного интереса (избирательная «проба»);
• построение своей образовательной траектории (маршрута) и индивидуальной образовательной программы.
2.1.2. Готовность к решению новых учебно-познавательных задач и проблем
• направленность действий учащегося в ситуации новой задачи (направленность на систематический или хаотический поиск новых способов действия, на воспроизведение образцов и т.д.);
• определение последовательности действий для решения предметной задачи, осуществление простейшего планирования своей работы;
• подготовка материалов, адекватных задаче, и грамотное использование их в решении поставленной задачи;
• высказывание предположений о неизвестном, предложение способов проверки своих гипотез,
• формулировка предположений о том, как и где искать недостающий способ действия (недостающее знание);
• изготовление необходимых средств для поиска решения задач (от готовых алгоритмов до сконструированных учеником моделей);
• направленность действия ученика в учении (обучение), построенном по плану учителя и/или самого ученика.
• определение причин своих и чужих ошибок и подбор из предложенных заданий тех, с помощью которых можно ликвидировать выявленные ошибки;
• самооценка и оценка действий другого человека на основе заданных критериев (параметров), формулировка адекватного общего вывода о правильности/ неправильности решения задачи на основании частных критериев;
• определение критериев для оценки результатов действия;
• критичное и содержательное оценивание хода предметной работы и полученного результата;
• определение возможных ошибок при выполнении конкретного способа действия и внесение корректив в способ действия;
• рефлексивный контроль за выбором способа и средства действия;
• прогностическая оценка (перед решением задачи может оценить свои возможности);
• самостоятельное «регулирование» процесса учения без помощи взрослого; обращение для оценки другого только по запросу на внешнюю оценку;
• самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи и вносит коррективы;
• принятие для себя решения о готовности действовать в типовых и нестандартных ситуациях;
• определение готовности учащегося к предъявлению результатов учения (обучения) другим (учителя, сверстникам и т.д.);
• адекватность свободного выбора продукта, предъявляемого «на оценку» учителю и классу;
• выбор или создание критериев оценивания;
• оформление достижений и результатов (и не только учебных) учащихся в форме «портфолио» и предъявлять на публичную оценку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Эта группа метапредметных образовательных результатов относится к сквозным образовательным результатам и формируется на всех ступенях общего образования: умение учиться (начальная школа), учебная грамотность (основная школа), образовательная компетентность (старшая школа).
Итог школьного образования – сформированная образовательная компетентность выпускника как способность самостоятельно и инициативно создавать средства для собственного образования, выстраивать свою образовательную траекторию, а также создавать необходимые для собственного развития ситуации и адекватно их реализовывать.
В этом группе выделяются три системы показателей:
2.1.1. Готовность к постановке новых учебно-познавательных задач и проблем
• обнаружение недостаточности или неясности данных задачи, формулирование запроса на поиск недостающей информации;
• определение границы собственного знания/незнания;
• фиксация противоречия, вызванного несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи;
• установление собственных «дефицитов» в предметных способах действия/средствах;
• отбор заданий для ликвидации «дефицита» и планирование их выполнения, определяя темп и сроки, выбирая уровень сложности заданий (мотивация);
• на основе выявленных «дефицитов» в отдельных содержательных линиях учебного предмета построение индивидуального плана («маршрута») по преодолению своих трудностей, а также маршрутов на расширение своих действий в рамках отдельной темы, учебного предмета;
• самостоятельное определение познавательного интереса к чему-либо в рамках учебной деятельности и подбор себе индивидуальных заданий для расширения своего познавательного интереса (избирательная «проба»);
• построение своей образовательной траектории (маршрута) и индивидуальной образовательной программы.
2.1.2. Готовность к решению новых учебно-познавательных задач и проблем
• направленность действий учащегося в ситуации новой задачи (направленность на систематический или хаотический поиск новых способов действия, на воспроизведение образцов и т.д.);
• определение последовательности действий для решения предметной задачи, осуществление простейшего планирования своей работы;
• подготовка материалов, адекватных задаче, и грамотное использование их в решении поставленной задачи;
• высказывание предположений о неизвестном, предложение способов проверки своих гипотез,
• формулировка предположений о том, как и где искать недостающий способ действия (недостающее знание);
• изготовление необходимых средств для поиска решения задач (от готовых алгоритмов до сконструированных учеником моделей);
• направленность действия ученика в учении (обучение), построенном по плану учителя и/или самого ученика.
• определение причин своих и чужих ошибок и подбор из предложенных заданий тех, с помощью которых можно ликвидировать выявленные ошибки;
• самооценка и оценка действий другого человека на основе заданных критериев (параметров), формулировка адекватного общего вывода о правильности/ неправильности решения задачи на основании частных критериев;
• определение критериев для оценки результатов действия;
• критичное и содержательное оценивание хода предметной работы и полученного результата;
• определение возможных ошибок при выполнении конкретного способа действия и внесение корректив в способ действия;
• рефлексивный контроль за выбором способа и средства действия;
• прогностическая оценка (перед решением задачи может оценить свои возможности);
• самостоятельное «регулирование» процесса учения без помощи взрослого; обращение для оценки другого только по запросу на внешнюю оценку;
• самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи и вносит коррективы;
• принятие для себя решения о готовности действовать в типовых и нестандартных ситуациях;
• определение готовности учащегося к предъявлению результатов учения (обучения) другим (учителя, сверстникам и т.д.);
• адекватность свободного выбора продукта, предъявляемого «на оценку» учителю и классу;
• выбор или создание критериев оценивания;
• оформление достижений и результатов (и не только учебных) учащихся в форме «портфолио» и предъявлять на публичную оценку.