Организация внеурочной деятельности по английскому языку как способ развития творческого мышления младших школьников.
Демина Евгения Ивановна,
учитель английского языка
МБОУ Цнинская СОШ №2
«...творчество существует не только там,
где оно создает великие исторические произведения,
но и везде там, где человек воображает, комбинирует,
изменяет и создает что-либо новое...»
(Л.С. Выготскогий)
Отличительной особенностью начального общего образования является создание единой системы классно-урочной и внеурочной деятельности по различным предметным областям, одной из которых является филологический профиль, включающий иностранный язык. В процессе внеурочной деятельности, осуществляемой в формах, отличных от классно-урочных, происходит дальнейшее расширение и углубление знаний по иностранному языку, развитие навыков и умений, необходимых для формирования элементарной коммуникативной компетенции младших школьников.
Среди наиболее эффективных педагогических средств, способствующих решению данной проблемы, выделяется технология коммуникативного обучения иноязычной культуре, основными принципами которой являются:
- речевая направленность, обучение иностранным языкам через общение;
- функциональность: взаимосвязь лексической, грамматической и фонетической сторон речевой деятельности;
- ситуативность, ролевая организация учебного процесса при максимальной мотивированности учебных ситуаций;
- новизна, проявляющаяся в различных компонентах урока: речевых ситуациях, используемом материале, организации урока и разнообразии приёмов работы.
- личностная ориентация общения;
- коллективное взаимодействие;
- моделирование, заключающееся в отборе некоторого объёма знаний, необходимого для представления культуры страны и системы языка в концентрированном, модельном виде
Данные принципы соответствуют положениям системно-деятельностного подхода, являющегося методологической основой ФГОС НОО. Однако для успешного развития коммуникативных навыков и умений младших школьников необходимо сочетание различных методик и подходов, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся.
В младшем школьном возрасте ведущая роль в развитии мотивационной сферы, познавательной и творческой активности обучающихся отводится игровой деятельности.
На основе игровых технологий происходит формирование произносительных, лексических и грамматических навыков, а также развитие коммуникативных навыков и умений в процессе естественной ситуации общения. Игровые формы проведения занятий способствуют формированию психологической установки, побуждающей первоклассников к общению на изучаемом языке, а также созданию условий для многократного повторения ими языкового материала. Поэтому во внеурочной деятельности по английскому языку необходимо стремиться к тому, чтобы игровой элемент присутствовал на всех этапах занятия.
Кроме того, организуя внеурочную деятельность по английскому языку, учителю следует широко применять элементы здоровьесберегающих технологий. Необходимо предусмотреть виды работ, предотвращающие появление физической и интеллектуальной напряжённости, такие как физкультминутки, музыкальные паузы с использованием двигательной активности.
Среди отличительных особенностей внеклассной работы можно выделить нестандартные формы проведения занятий, сочетание коллективных и индивидуальных способов обучения, осуществляемых по различным направлениям, подразделяющимся на кружковую и секционную деятельность; факультативы по предметам; коррекционную работу; развитие языковой одарённости обучающихся; праздники и тематические вечера; конкурсы, состязания, олимпиады различного уровня; выставки творческих работ; привлечение младших школьников к выполнению творческих и научно-исследовательских проектов.
Внеурочная деятельность по английскому языку в нашей школе включает:
- организацию работы кружка для обучающихся первых классов «Занимательный английский»;
- организацию коррекционной деятельности по английскому языку посредством предоставления возможности получения дополнительных консультаций для обучающихся 2- 4 классов со слабым уровнем языковой подготовки;
- развитие иноязычной компетенции одарённых младших школьников через проведение дополнительных занятий с обучающимися 2- 4 классов, проявляющими выраженные способности и интерес к изучению английского языка;
- развитие социокультурной компетенции младших школьников через проведение праздников, состязаний, конкурсов различного уровня на английском языке, привлечение обучающихся к участию в театральных постановках, драматизациях.
Деятельность кружка «Занимательный английский» осуществляется на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, «Сквозной» программы раннего обучения английскому языку детей в детском саду и первом классе начальной школы под редакцией Н. Д. Епанчинцевой, О.А. Моисеенко.
Содержание данного курса включает знакомство первоклассников с элементами этикета (приветствие, прощание, представление себя и своих друзей, выражение благодарности), лексико-грамматическим материалом по темам: «Семья», «Животные», «Праздники», «Еда», «Цвета», «Части тела», «Одежда», «Родной город», «Любимые занятия».
Данный курс обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных компетенций, предопределяющих дальнейшее успешное обучение в начальной школе, в связи с тем, что систематическое обучение английскому языку начинается со 2 класса. В результате реализации программы кружка «Занимательный английский», обучающиеся получают возможность для формирования устойчивой учебно-познавательной мотивации к изучению английского языка. У первоклассников развивается способность адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.
В процессе организации работы кружка применяются различные нетрадиционные, в том числе игровые, формы занятий. Кроме того, привнести элемент разнообразия в деятельность кружка позволяет использование четверостиший, рифмовок, инсценировок, песен, фрагментов сказок, а также применение сценариев тематических внеурочных мероприятий, на которые приглашаются ученики других классов и родители, которые помогают изготавливать декорации, маски для персонажей.
В работе со слабоуспевающими обучающимися основное внимание уделяется не только устранению пробелов в усвоении учебного материала, но также использованию приёмов для стимулирования познавательной активности. Так, в начале занятия обучающимся демонстрируется короткий мультфильм, видеосюжет или презентация на английском языке. Главной целью данных приёмов является формирование интереса к изучению английского языка, демонстрация преимуществ владения иностранным языком в современном мире, а также дозированная, поэтапная отработка наиболее сложного лексико-грамматического материала, организованная таким образом, чтобы каждый обучающийся смог оценить своё продвижение в овладении иностранным языком, получить позитивные эмоции от собственных успехов.
Развитие языковой одарённости младших школьников также в наибольшей степени происходит в процессе внеурочной деятельности. Среди приёмов работы с одарёнными младшими школьниками можно выделить технологию «Языкового портфеля», способствующую развитию навыков самооценки и рефлексии познавательной деятельности. «Языковой портфель» представляет собой пакет рабочих материалов, отражающих опыт учебной деятельности обучающегося по овладению английским языком. В структуру портфеля входят: паспорт, языковая биография его пользователя, досье [3].
В «Паспорте» представлена основная информация, данные обучающегося: имя, возраст, класс, увлечения, изучаемые иностранные языки, контакты с представителями разных стран, опыт пребывания за границей.
«Языковая биография» представляет собой «Бортжурнал путешествия по годам обучения английскому языку» и содержит таблицы уровней владения языком, включая параметры оценки каждого уровня по всем видам речевой деятельности. В состав данного раздела входят различные виды самоконтроля, поэтапной проверки своей работы, например, с помощью ведения «Календаря личных планов» по усвоению разного учебного материала. В «календаре» обозначаются цели, которые обучающийся ставит перед собой и сроки их достижения, регулярно отслеживая получаемые результаты и внося необходимые корректировки.
«Досье» состоит из материалов, отражающих достижения обучающегося в освоении иностранного языка: дипломы, сертификаты, свидетельства.
Анализ данных «Языкового портфеля» позволяет учителю вносить необходимые коррективы и уточнения в содержание обучения иностранному языку в соответствии с интересами и предпочтениями данной категории обучающихся.
Поскольку одарённые дети отличаются стремлением к постоянному совершенствованию, в арсенале педагога должны быть разнообразные приёмы, способные удовлетворить их интеллектуальные запросы. К подобным средствам можно отнести информационно-коммуникационные технологии в самых различных их проявлениях: от проведения занятий с помощью мультимедиа, до организации разных видов самостоятельной работы в сети Интернет: участия в Интернет-проектах, дистанционных конкурсах, форумах, ведение личной переписки и т.д. Во внеурочной деятельности обучающиеся выполняют творческие проекты вне рамок изученных тем. Примерами подобной деятельности младших школьников могут служить мини-проекты, разработанные на основе освоения содержания учебной программы. Однако формулировку тем проектов отличает творческий характер, например: «Фантастическое животное», «Необычное время года», «Путешествие на другую планету», «Школа моей мечты» и др. В состав проектов обучающиеся включают кроссворды, анаграммы, головоломки, ребусы на закрепление изученного лексико-грамматического материала. Формированию творческого мышления способствуют логические задачи, построенные в виде «загадочных» ситуаций.
В их основе лежат факты и события повседневной жизни, содержащие элемент необычности, недосказанности. Разгадка этих ситуаций требует нестандартного подхода, творческого мышления, оригинальных решений.
Процесс творческого мышления захватывает учащихся, превращается в увлекательную игру, а желание высказать свою версию создает естественную речевую ситуацию. Использовать задания для развития творческого мышления возможно на разных этапах внеурочных занятий. Они могут выполняться индивидуально, но наиболее эффективна в начальный период обучения групповая работа. Чаще всего задания даются в игровой форме, так как с её помощью постепенно развивается познавательная активность даже самых пассивных детей, которые в ситуации обычного занятия не способны проявлять умственную деятельность. Например, дается ученикам задание, в котором нужно назвать английские слова, в которых слышится тот или иной звук. Учащиеся начинают поочередно произносить изученные слова, выигрывает та группа, которая назвала больше всего слов. Далее игру можно усложнить работу, дав задание, в котором нужно составить предложения с предложенными словами.
Разнообразие творческих заданий способствует и выявлению, и дальнейшему развитию творческого мышления школьников. Для того, чтобы выполнить творческое задание, ученик должен не только хорошо знать программный материал, но, и это главное, – уметь делать выводы на основе сравнений, обобщений, выявлять закономерности, уметь фантазировать. Конечно, чем богаче у ребенка воображение, тем выше у него уровень творческого мышления.
Важным компонентом внеурочной деятельности по английскому языку является организация участия школьников в дистанционных олимпиадах и конкурсах, разработанных в рамках проектов «Я учу английский»; «Эрудит-марафон учащихся» и др. Подобные виды деятельности позволяют их участникам испытать свою конкурентоспособность, оценить свой уровень знаний.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что создание единой системы учебной и внеурочной деятельности по английскому языку способствует достижению результатов освоения программы начального общего образования на трёх уровнях – личностном, метапредметном и предметном.
Внеурочная деятельность по английскому языку способствует формированию основ коммуникативной компетенции младших школьников, поскольку обеспечивает отбор языкового и речевого материала, представляющего личностную значимость для учащихся. Формы образовательной деятельности, отличные от классно-урочных, способствуют формированию основ коммуникативной компетенции младших школьников, развитию социокультурной компетенции посредством приобщения к миру интересов зарубежных сверстников, культуре, укладу жизни и обычаям страны изучаемого языка.