Программа по учебному предмету «Технология» для 5 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе авторской программы А. Т. Тищенко, Н. В. Синица «Технология» , Издательский центр «Вентана -Граф», 2012год.
Данная рабочая программа является комбинированной, т.к. предполагает изучение предмета по двум направлениям : «Технологии ведения дома» и « Сельскохозяйственные технологии» (агротехнологии). В рамках учебного предмета «Технология» в 5 классе часть учебного времени используется для изучения учащимися строительных ремонтно-отделочных работ (рекомендации управления образования и науки Белгородской области от 31.01.2006г. № 04-187 «Календарно-тематическое планирование по технологии раздела «Строительные ремонтно-отделочные работы»). В связи с этим изменена последовательность изучения разделов программы и сокращены следующие разделы: агротехнологии ( сельскохозяйственный труд)- 12 часов. Время изучения тем по кулинарии целесообразнее поставить на начало учебного года, т. к. темы практических работ связаны с технологией обработки свежих овощей, имеющих в данный период высокую пищевую ценность. В разделе «Проектирование и изготовление изделий» на выполнение творческого проекта отведено 8 часов, распределить и соединить часы с разделами, в рамках которого будет выполняться «Проектное задание».
Цель программы :
формирование представлений о технологической культуре производства,
развитие культуры труда подрастающих поколений,
становление системы технических и технологических знаний и умений, -
воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности.
Задачами курса являются:
сформировать у учащихся необходимые в повседневной жизни базовые приемы ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин;
овладеть способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности;
научить применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основ наук.
2. Общая характеристика учебного предмета «Технология»
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
Выбор направления обучения учащихся не должен проводиться по половому признаку, а должен исходить из образовательных потребностей и интересов учащихся.
Независимо от вида изучаемых технологий содержанием примерной программы предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
• технологическая культура производства;
• распространенные технологии современного производства;
• культура, эргономика и эстетика труда;
• получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
• основы черчения, графики, дизайна;
• элементы домашней и прикладной экономики;
• знакомство с миром профессий, выбор учащимися жизненных, профессиональных планов;
• методы технической, творческой, проектной деятельности;
• история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
В процессе обучения технологии учащиеся:
познакомятся:
• с предметами потребления, потребительной стоимостью продукта труда, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;
• с механизацией труда и автоматизацией производства; технологической культурой производства;
• с информационными технологиями в производстве и сфере услуг; перспективными технологиями;
• с функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий; себестоимостью продукции; экономией сырья, энергии, труда;
• с производительностью труда; реализацией продукции;
• с экологичностью технологий производства;
• с экологическими требованиями к технологиям производства (безотходные технологии, утилизация и рациональное использование отходов; социальные последствия применения технологий);
• с понятием о научной организации труда, средствах и методах обеспечения безопасности труда;
культурой труда; технологической дисциплиной; этикой общения на производстве;
• навыками чтения и составления технической и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда, выбора, моделирования, конструирования,
проектирования объекта труда и технологии с использованием компьютера;
• основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии и информации, объектов социальной и природной среды;
• умением распознавать и оценивать свойства конструкционных и природных поделочных материалов;
• умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и приспособлений;
• навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте; соблюдения культуры труда;
• навыками организации рабочего места.
3.Место предмета «Технология» в базисном учебном плане
Базисным учебным планом школы на этапе основного общего образования отводится 204 учебных часа для обязательного изучения предмета «Технология». В том числе: в 5 классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.
4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Технология»
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы «Технология», направление «Технология ведения дома», являются:
проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
становление профессионального самоопределения в выбранной сфере профессиональной деятельности;
планирование образовательной и профессиональной карьеры;
осознание необходимости общественно-полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере обслуживающего труда.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы «Технология», направление «Технология ведения дома», являются:
– планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
– определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов.
– комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
– проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
– мотивированный отказ от образца объекта труда при данных условиях, поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
– самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
– виртуальное и натурное моделирование технических и технологических процессов объектов;
– приведение примеров, подбор аргументов, формулирование обоснованных выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
– выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
– выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
– использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
– согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
– объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
– оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
– диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям.
– обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
– соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
– соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Технология" (девочки) »
МБОУ «Борисовская средняя общеобразовательная школа №1
имени Героя Советского Союза А.М. Рудого»
«Согласовано»
Руководитель МО
_________________
протокол № ___
от «____»______20 г.
«Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР
___________________
«____»________20 г.
«Утверждаю»
Директор
МБОУ «Борисовская СОШ №1 имени
А.М. Рудого»
_______ Харитченко Л.А.
приказ № ___
от «___»____ 20 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Название учебного курса, предмета «Технология»
Уровень базовый
ФИО учителя Задеренко Р.В.
Класс (параллель) 5
Год составления рабочей программы 2013г.
1.Пояснительная записка
Программа по учебному предмету «Технология» для 5 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе авторской программы А. Т. Тищенко, Н. В. Синица «Технология» , Издательский центр «Вентана -Граф», 2012год.
Данная рабочая программа является комбинированной, т.к. предполагает изучение предмета по двум направлениям : «Технологии ведения дома» и « Сельскохозяйственные технологии» (агротехнологии). В рамках учебного предмета «Технология» в 5 классе часть учебного времени используется для изучения учащимися строительных ремонтно-отделочных работ (рекомендации управления образования и науки Белгородской области от 31.01.2006г. № 04-187 «Календарно-тематическое планирование по технологии раздела «Строительные ремонтно-отделочные работы»). В связи с этим изменена последовательность изучения разделов программы и сокращены следующие разделы: агротехнологии ( сельскохозяйственный труд)- 12 часов. Время изучения тем по кулинарии целесообразнее поставить на начало учебного года, т. к. темы практических работ связаны с технологией обработки свежих овощей, имеющих в данный период высокую пищевую ценность. В разделе «Проектирование и изготовление изделий» на выполнение творческого проекта отведено 8 часов, распределить и соединить часы с разделами, в рамках которого будет выполняться «Проектное задание».
Цель программы :
формирование представлений о технологической культуре производства,
развитие культуры труда подрастающих поколений,
становление системы технических и технологических знаний и умений, -
воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности.
Задачами курса являются:
сформировать у учащихся необходимые в повседневной жизни базовые приемы ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин;
овладеть способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности;
научить применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основ наук.
2. Общая характеристика учебного предмета «Технология»
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
Выбор направления обучения учащихся не должен проводиться по половому признаку, а должен исходить из образовательных потребностей и интересов учащихся.
Независимо от вида изучаемых технологий содержанием примерной программы предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
• технологическая культура производства;
• распространенные технологии современного производства;
• культура, эргономика и эстетика труда;
• получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
• основы черчения, графики, дизайна;
• элементы домашней и прикладной экономики;
• знакомство с миром профессий, выбор учащимися жизненных, профессиональных планов;
• методы технической, творческой, проектной деятельности;
• история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
В процессе обучения технологии учащиеся:
познакомятся:
• с предметами потребления, потребительной стоимостью продукта труда, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;
• с механизацией труда и автоматизацией производства; технологической культурой производства;
• с информационными технологиями в производстве и сфере услуг; перспективными технологиями;
• с функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий; себестоимостью продукции; экономией сырья, энергии, труда;
• с производительностью труда; реализацией продукции;
• с экологичностью технологий производства;
• с экологическими требованиями к технологиям производства (безотходные технологии, утилизация и рациональное использование отходов; социальные последствия применения технологий);
• с понятием о научной организации труда, средствах и методах обеспечения безопасности труда;
культурой труда; технологической дисциплиной; этикой общения на производстве;
• навыками чтения и составления технической и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда, выбора, моделирования, конструирования,
проектирования объекта труда и технологии с использованием компьютера;
• основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии и информации, объектов социальной и природной среды;
• умением распознавать и оценивать свойства конструкционных и природных поделочных материалов;
• умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и приспособлений;
• навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте; соблюдения культуры труда;
• навыками организации рабочего места.
3.Место предмета «Технология» в базисном учебном плане
Базисным учебным планом школы на этапе основного общего образования отводится 204 учебных часа для обязательного изучения предмета «Технология». В том числе: в 5 классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.
4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Технология»
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы «Технология», направление «Технология ведения дома», являются:
проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
становление профессионального самоопределения в выбранной сфере профессиональной деятельности;
планирование образовательной и профессиональной карьеры;
осознание необходимости общественно-полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере обслуживающего труда.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы «Технология», направление «Технология ведения дома», являются:
– планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
– определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов.
– комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
– проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
– мотивированный отказ от образца объекта труда при данных условиях, поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
– самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
– виртуальное и натурное моделирование технических и технологических процессов объектов;
– приведение примеров, подбор аргументов, формулирование обоснованных выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
– выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
– выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
– использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
– согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
– объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
– оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
– диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям.
– обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
– соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
– соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы «Технология» являются:
В познавательной сфере:
рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
оценка технологических свойств материалов и областей их применения;
ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;
владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;
классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;
распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в техническом труде;
владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической и технологической информации;
применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в подготовке и осуществлении технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
В трудовой сфере:
планирование технологического процесса и процесса труда;
подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании объекта труда;
подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
соблюдение норм и правил безопасности труда и пожарной безопасности;
соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
выбор и использование кодов и средств представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
подбор и применение инструментов приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и мерительных инструментов;
выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
документирование результатов труда и проектной деятельности;
расчет себестоимости продукта труда;
экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.
В мотивационной сфере:
оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;
выраженная готовность к труду в сфере материального производства;
согласование своих потребностей и требований с другими участниками познавательно-трудовой деятельности;
осознание ответственности за качество результатов труда;
наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
дизайнерское проектирование технического изделия;
моделирование художественного оформления объекта труда;
разработка варианта рекламы выполненного технического объекта;
эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
опрятное содержание рабочей одежды.
5. В коммуникативной сфере:
формирование рабочей группы для выполнения технического проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих стандартов;
публичная презентация и защита проекта технического изделия;
разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;
потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.
В психофизической сфере
развитие способностей к моторике и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении станочных операций;
достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учетом технологических требований;
сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
Cодержание программы учебного предмета
Введение (1ч)
Тема: Вводный инструктаж по технике безопасности, правилам поведения в кабинете «Технология»
Основные теоретические сведения.Цель и задачи изучения предмета в 5 классе. Содержание предмета. Последовательность его изучения. Санитарно-гигиенические требования при работе в школьных мастерских. Организация учебного процесса. Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах. Цель и задачи проектной деятельности в 5 классе. Составные части годового творческого проекта пятиклассников.
Раздел: Технологии растениеводства (осенний период) (6 ч)
Тема: Многообразие сельскохозяйственных растений. (1ч)
Основные теоретические сведения. Растениеводство и его структура. Направление растениеводства в регионе. Понятие о технологии производства продукции и ее основных элементах. Задачи сельскохозяйственного производства. Виды растениеводства. Понятие «аграрные технологии». Понятие: культурные растения. Способы выращивания зернобобовых, плодовых и ягодных, овощных, кормовых растений. Понятия: однолетние, двухлетние и многолетние растения, сорт. Виды осенних работ на участках полевых и овощных культур.
Экскурсия на пришкольный участок. Сельскохозяйственные растения в осенний период.
Тема: Лук репчатый, морковь и свекла столовая. (2ч)
Основные теоретические сведения. Строение луковицы. Отличительные признаки сорта лука друг от друга. Части корнеплода. Отличительные признаки сорта моркови, свеклы. Схема посадки лука. Определение срока сбора урожая лука. Хранение лука. Обрезка сухих листьев лука. Правила охраны труда, ТБ и личной гигиены при уборке урожая лука. Товарные качества лука.
Практические работы. Технология уборки лука репчатого.
Тема: Состав и свойства почвы. Типы почв. (2ч)
Основные теоретические сведения. Свойства почвы. Понятие: плодородие. Типы почв. Отличительные особенности почвы. Механический состав почвы. Понятие: структурная почва, бесструктурная.
Практические работы. Определение механического состава почвы на пришкольном участке.
Тема: Обработка почвы под овощные растения. (1ч)
Основные теоретические сведения. Понятие: основная обработка почвы. Понятие: зяблевая вспашка, лущение почвы. Инструменты, необходимые для междурядной обработки овощных растений. Прополка культурных растений. Удобрения под осеннюю перекопку. Правила безопасной работы.
Практические работы. Подготовка участка к осенней основной обработке почвы под огурцы и томаты.
Раздел: «Электротехника» (1ч)
Тема: Бытовые электроприборы (1ч)
Основные теоретические сведения. Общие сведения о видах, принципе действия и правилах эксплуатации бытовых электроприборов на кухне: бытового холодильника, микроволновой печи (СВЧ), посудомоечной машины.
Практические работы. Изучение потребности электрических приборов на кухне.
Р
Раздел: «Технологии домашнего хозяйства» (2ч)
Тема: Интерьер кухни, столовой (2ч)
Основные теоретические сведения. Понятие об интерьере. Требования к интерьеру: эргономические, санитарно-гигиенические, эстетические.
Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Планировка кухни. Разделение кухни на зону приготовления пищи (рабочая зона) и зону приема пищи (зона столовая). Оборудование кухни. Использование современных материалов в отделке кухни. Декоративное оформление. Современные стили в оформлении кухни. Проектирование кухни с помощью ПК.
Практические работы. Планировка кухни.
Р
Раздел: «Технологии творческой и опытнической деятельности» (2ч)
Тема: «Планирование кухни-столовой» (2ч)
Основные теоретические сведения. Этапы выполнения проекта. Поисковый (подготовительный) этап: выбор темы проекта, обоснование, формулирование требований. Разработка нескольких вариантов и выбор наилучшего. Технологический этап: разработка конструкции и технология изготовления, подбор материалов и инструментов, организация рабочего места, изготовление изделия с соблюдением правил безопасной работы, подсчет затрат на изготовление. Заключительный (аналитический) этап: окончательный контроль готового изделия. Испытание изделия. Анализ того, что получилось, а что нет. Защита проекта.
Практические работы. Творческий проект по разделу «Технологии домашнего хозяйства». Составление портфолио и разработка электронной презентации. Презентация и защита проекта.
Раздел: «Кулинария» (6ч)
Тема: Санитария и гигиена на кухне (1ч)
Основные теоретические сведения. Санитарно-гигиенические требования к лицам, приготовляющим пищу, к приготовлению пищи, хранению продуктов и готовых блюд. Необходимый набор посуды для приготовления пищи. Правила и последовательность мытья посуды. Уход за поверхностью стен и пола. Современные моющие и чистящие средства для ухода за посудой, поверхностью стен и пола. Безопасные приемы на кухне. Правила безопасной работы с газовыми плитами, электронагревательными приборами, горячей посудой и жидкостью, ножом и приспособлениями.
Оказание первой помощи при ожогах и порезах.
Тема: Физиология питания (1 ч)
Основные теоретические сведения. Понятие как физиологическая потребность. Пищевые (питательные) вещества. Значение белков, жиров, углеводов для жизнедеятельности человека. Пищевая пирамида. Роль витаминов, минеральных веществ и воды в обмене веществ, их содержание в пищевых продуктах. Первая помощь при отравлениях. Режим питания.
Тема: Бутерброды и горячие напитки (1 ч)
Основные теоретические сведения Продукты, употребляемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Профессия пекарь. Виды бутербродов. Технология приготовления бутербродов. Инструменты и приспособления для нарезки продуктов. Требования к качеству готовых бутербродов, условия и сроки их хранения. Подача бутербродов. Виды горячих напитков (чай, кофе, какао, горячий шоколад). Правила хранения чая, кофе, какао. Сорта чая, их вкусовые достоинства и способы заваривания. Сорта кофе и какао. Устройства для размола зерен кофе. Технология приготовления кофе и какао. Требования к качеству готовых напитков.
Практические работы. Выполнение технологической карты.
Тема: Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий (1 ч)
Основные теоретические сведения Виды круп, бобовых и макаронных изделий, применяемых в питании человека. Подготовка продуктов к приготовлению блюд. Посуда для приготовления блюд. Технология приготовления крупяных рассыпчатых, вязких и жидких каш. Требования к качеству каши. Применение бобовых в кулинарии. Подготовка их к варке, время варки. Технология приготовления блюд из макаронных изделий. Подача готовых блюд.
Лабораторная работа. Изучение упаковки какой-либо крупы.
Тема: Приготовление блюд из овощей и фруктов (1 ч)
Основные теоретические сведения пищевая (питательная) ценность овощей и фруктов. Содержание в них витаминов, минеральных солейВиды овощей, используемых в кулинарии. Влияние экологии окружающей среды на качество овощей. Методы определения качества овощей. Определение количества нитратов в овощах с помощью измерительных приборов, в химических лабораториях, при помощи бумажных индикаторов в домашних условиях. Назначение, правила и санитарные условия механической кулинарной обработки овощей. Назначение и кулинарное использование различных форм нарезки овощей. Инструменты и приспособления для нарезки овощей. Правила обработки, обеспечивающие сохранение цвета овощей и содержания в них витаминов. Использование салатов в качестве самостоятельных блюд и дополнительных гарниров к мясным и рыбным блюдам. Технология приготовления салатов из сырых овощей. Оформление салатов продуктами, входящими в состав салатов и имеющими яркую окраску, и листьями зелени. Требования к качеству и оформлению готовых блюд.
Практические работы Выполнение технологической карты.
Тема: Блюда из яиц (1 ч)
Основные теоретические сведения Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Меры предосторожности при работе с яйцами. Способы определения свежести яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления для взбивания. Способы варки куриных яиц: всмятку, в «мешочек», вкрутую. Подача вареных яиц. Жарение яиц: приготовление яичницы-глазуньи, омлета натурального. Подача готовых блюд.
Лабораторная работа Определение свежести яиц.
Раздел: «Технологии творческой и опытнической деятельности» (2ч)
Тема: «Приготовление воскресного завтрака для всей семьи» (2ч)
Основные теоретические сведения. Этапы выполнения проекта. Поисковый (подготовительный) этап: выбор темы проекта, обоснование, формулирование требований. Разработка нескольких вариантов и выбор наилучшего. Технологический этап: разработка конструкции и технология изготовления, подбор материалов и инструментов, организация рабочего места, изготовление изделия с соблюдением правил безопасной работы, подсчет затрат на изготовление. Заключительный (аналитический) этап: окончательный контроль готового изделия. Испытание изделия. Анализ того, что получилось, а что нет. Защита проекта.
Практические работы. Творческий проект по разделу «Кулинария». Составление портфолио и разработка электронной презентации. Презентация и защита проекта.
Раздел: «Создание изделий из текстильных материалов» (20ч)
Тема: Производство текстильных материалов из волокон растительного происхождения (2ч)
Основные теоретические сведения.Классификация текстильных волокон. Способы получения натуральных волокон растительного происхождения. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного, ткацкого и отделочного современного производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити в ткани. Ткацкие переплетения: полотняное, саржевое и атласное. Лицевая и изнаночная стороны ткани.
Лабораторные работы. Определение направления долевой нити в ткани. Определение лицевой и изнаночной сторон в ткани.
Тема: Текстильные материалы и их свойства (2ч)
Основные теоретические сведения.Общие свойства текстильных материалов: физические, эргономические, эстетические, технологические. Виды и свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения: хлопчатобумажных и льняных тканей, ниток, тесьмы, лент. Профессии оператор прядильного производства, ткач.
Лабораторная работа. Изучение свойств тканей из хлопка и льна.
Тема: Конструирование швейных изделий (2ч)
Основные теоретические сведения.Определение размеров швейного изделия. Расположение конструктивных линий фигуры. Снятие мерок.
Практическая работа. Снятие мерок.
Тема: Построение выкроек(2ч)
Основные теоретические сведения.Понятие о чертеже и выкройке швейного изделия. Инструменты и приспособления для изготовления выкройки. Особенности построения выкроек салфетки, фартука, прямой юбки с кулиской на резинке. Подготовка выкройки к раскрою. Копирование готовой выкройки. Правила безопасной работы ножницами.
Основные теоретические сведения.Современная бытовая швейная машина с электрическим приводом. Основные узлы швейной машины. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Подготовка швейной машины к работе: намотка нижней нитки на шпульку, заправка верхней и нижней ниток, выведение нижней нитки наверх. Приемы работы на швейной машине: начало работы, поворот строчки под углом, закрепление машинной строчки в начале и конце работы, окончание работы. Неполадки, связанные с неправильной заправкой ниток. Назначение и правила использования регулирующих механизмов: переключателя вида строчек, регулятора длины стежка, клавиши шитья назад. Правила безопасной работы на швейной машине.
Лабораторная работа. Упражнение в шитье на швейной машине, не заправленной нитками. Заправка швейной машины нитками. Упражнение в шитье на швейной машине, заправленной нитками. Исследование работы регулирующих механизмов швейной машины.
Тема: Основные операции при машинной обработке изделия (2ч)
Основные теоретические сведения.Требования к выполнению машинных работ. Предохранение срезов от осыпания – обметывание. Постоянное соединение деталей – стачивание. Постоянное закрепление подогнутого края – застрачивание. Удаление строчки временного назначения.
Практическая работа. Изготовление образцов машинных работ. Упражнение в выполнении закрепок.
Тема: Раскрой швейного изделия (2ч)
Основные теоретические сведения.Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани с учетом направления долевой нити. Особенности раскладки выкроек в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Инструменты и приспособления для раскроя. Обмеловка выкройки с учетом припусков на швы. Выкраивание деталей швейного изделия. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы портновскими булавками, швейными иглами и ножницами. Профессия закройщик.
Практическая работа. Раскрой изделия.
Тема: Швейные ручные работы (2ч)
Основные теоретические сведения.Понятие о стежке, строчке, шве. Инструменты и приспособления для ручных работ. Требования к выполнению ручных работ. Правила выполнения прямого стежка. Способы переноса линий выкройки на детали кроя: с помощью резца-колесика, прямыми стежками, с помощью булавок. Основные операции при ручных работах: предохранение срезов от осыпания – ручное обметывание; временное соединение деталей – сметывание; временное закрепление подогнутого края – заметывание (с открытым и закрытым срезами).
Практическая работа. Изготовление образцов ручных работ.
Тема: Машинные швы (2ч)
Основные теоретические сведения.Классификация машинных швов: соединительных (стачной шов вразутюжку и стачной шов взаутюжку) и краевых (шов вподгибку с открытым срезом и шов вподгибку с открытым обметанным срезом, шов вподгибку с закрытым срезом).
Основные теоретические сведения.Оборудование для влажно-тепловой обработки ткани. Правила выполнения влажно-тепловых работ. Основные операции влажно-тепловой обработки: приутюживание, разутюживание, заутюживание.
Практическая работа. Проведение влажно-тепловых работ.
Тема: Технология изготовления швейного изделия(2ч)
Основные теоретические сведения.Последовательность изготовления швейных изделий. Технология пошива салфетки, фартука, юбки. Обработка накладных карманов. Обработка кулиски под мягкий пояс (в фартуке), резинку (в юбке). Профессия портной.
Раздел: «Технологии творческой и опытнической деятельности» (2ч)
Тема: «Наряд для завтрака» (2ч)
Основные теоретические сведения. Этапы выполнения проекта. Поисковый (подготовительный) этап: выбор темы проекта, обоснование, формулирование требований. Разработка нескольких вариантов и выбор наилучшего. Технологический этап: разработка конструкции и технология изготовления, подбор материалов и инструментов, организация рабочего места, изготовление изделия с соблюдением правил безопасной работы, подсчет затрат на изготовление. Заключительный (аналитический) этап: окончательный контроль готового изделия. Испытание изделия. Анализ того, что получилось, а что нет. Защита проекта.
Практические работы. Творческий проект по разделу «Создание изделий из текстильных материалов». Составление портфолио и разработка электронной презентации. Презентация и защита проекта.
Раздел: «Художественные ремесла» (6ч)
Тема: Декоративно-прикладное искусство (1ч)
Основные теоретические сведения.Понятие «декоративно-прикладное искусство». Традиционные и современные виды декоративно-прикладного искусства России: узорное ткачество, вышивка, кружевоплетение, вязание, роспись по дереву, роспись по ткани, ковроткачество. Знакомство с творчеством народных умельцев своего края. Приемы украшения праздничной одежды в старину: отделка изделий вышивкой, тесьмой; изготовление сувениров к праздникам. Профессия художник декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
Практическая работа. Зарисовка наиболее интересных образцов рукоделия.
Тема: Основы композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства (1ч)
Основные теоретические сведения.Понятие композиции. Правила, приемы и средства композиции. Статичная и динамичная, ритмическая и пластическая композиция. Симметрия и асимметрия. Фактура, текстура и колорит в композиции.
Тема: Орнамент. Символика в орнаменте (1ч)
Основные теоретические сведения.Понятие орнамента. Символика в орнаменте. Применение орнамента в народной вышивке. Стилизация реальных форм. Приемы стилизации. Цветовые сочетания в орнаменте. Ахроматические и хроматические цвета. Основные и дополнительные, теплые и холодные цвета. Гармонические цветовые композиции.
Практическая работа. Зарисовка эскизов орнамента.
Тема: Цветовые сочетания в орнаменте(1ч)
Основные теоретические сведения.Цветовые сочетания в орнаменте. Ахроматические и хроматические цвета. Основные и дополнительные, теплые и холодные цвета. Гармонические цветовые композиции. Возможности графических редакторов ПК в создании эскизов, орнаментов, композиции, в изучении различных цветовых сочетаний. Создание композиции на ПК с помощью графического редактора.
Практическая работа. Создание композиции в графическом редакторе.
Тема: Лоскутное шитье(1ч)
Основные теоретические сведения.Краткие сведения из истории создания изделий из лоскутков. Возможности лоскутной пластики, ее связь с направлениями современной моды. Традиционные узоры в лоскутном шитье: «спираль», «изба» и др.
Практическая работа. Разработка узоров для лоскутного изделия.
Тема: Технология изготовления лоскутного изделия(1ч)
Основные теоретические сведения.Материалы для лоскутного шитья, подготовка их к работе. Инструменты и приспособления. Лоскутное шитье по шаблонам: изготовление шаблонов из плотного картона, выкраивание деталей, создание лоскутного верха (соединение деталей между собой). Аппликация и стежка (выстегивание) в лоскутном шитье. Технология соединения лоскутного верха с подкладкой и прокладкой. Обработка срезов лоскутного изделия.
Раздел: «Технологии творческой и опытнической деятельности» (2ч)
Тема: «Лоскутное изделие для кухни-столовой» (2ч)
Основные теоретические сведения. Этапы выполнения проекта. Поисковый (подготовительный) этап: выбор темы проекта, обоснование, формулирование требований. Разработка нескольких вариантов и выбор наилучшего. Технологический этап: разработка конструкции и технология изготовления, подбор материалов и инструментов, организация рабочего места, изготовление изделия с соблюдением правил безопасной работы, подсчет затрат на изготовление. Заключительный (аналитический) этап: окончательный контроль готового изделия. Испытание изделия. Анализ того, что получилось, а что нет. Защита проекта.
Практические работы. Творческий проект по разделу «Художественные ремесла». Составление портфолио и разработка электронной презентации. Презентация и защита проекта.
Основные теоретические сведения. Способы подготовки семян к посеву. Сортировка семян. Замачивание семян. Дражирование семян. Закаливание семян. Способы прогревания семян.
Тема: Выращивание овощных культур (1ч)
Основные теоретические сведения. Понятие: рассада, рассадный способ, безрассадный. Однолетние зеленные культуры. Температура прорастания семян холодостойких растений. Глубина заделки семян зеленных культур.
Практические работы. Прополка и прореживание всходов овощных растений
Тема: Внесение удобрений под овощные растения (2ч)
Основные теоретические сведения. Понятие: удобрение. Виды удобрения. Понятие: подкормка. Правила безопасной работы с минеральными удобрениями. Нормы для приготовления и внесения раствора аммиачной селитры при подкормке капусты.
Практические работы. Подкормка овощныхрастений.
Тема: Защита сельскохозяйственных растений от вредителей и болезней (1ч)
Основные теоретические сведения. Защита растений от поражения вредителями и болезнями. Химические и биологические меры защиты растений от вредителей и болезней. Правила безопасной работы при изготовлении растительных отваров и настоев.
Тема: Основы цветоводства(1ч)
Основные теоретические сведения. Формы цветочных насаждений. Предназначение клумб. Роль комнатных растений. Овощные растения для оформления клумб.
Практические работы. Посев семян календулы, бархатцев, георгинов на рабатке.
Тематическое планирование
№ п/п
тема (раздел)
всего часов
количество часов
Основные виды учебной деятельности
Лаб. и прак. раб
контрольные
зачеты
экскурсии
тесты
1
Введение
1
2
Технологии растениеводства (осенний период)
(6)
Планировать осенние работы на учебно-опытном участке, выбирать культуры.
Выбирать технологию, инструменты, орудия и выполнять основные технологические приемы выращивания растений и уборки урожая с учетом правил безопасного труда и охраны окружающей среды.
Проводить опыты и фенологические наблюдения.
Изучить подготовкуучастка к обработке почвы.
3
Электротехника
1
Изучать потребность в бытовых электроприборах на кухне. Находить и представлять информацию об истории электроприборов. Изучать принципы действия и правила эксплуатации микроволновой печи и бытового холодильника.
4
Технологии домашнего хозяйства
2
Знакомиться с эргономическими, санитарно-гигиеническими, эстетическими требованиями к интерьеру. Находить и представлять информацию об устройстве современной кухни. Планировать кухню с помощью шаблонов и ПК
5
Технологии творческой и опытнической деятельности
2
Определять цель и задачи проектной деятельности. Изучать этапы выполнения проекта. Выполнять проект по разделу «Технологии домашнего хозяйства». Оформлять портфолио и пояснительную записку к творческому проекту. Подготавливать электронную презентацию проекта. Составлять доклад для защиты творческого проекта. Защищать творческий проект.
6
Кулинария
6
Овладевать навыками личной гигиены при приготовлении пищи и хранении продуктов. Организовывать рабочее место. Определять набор безопасных для здоровья моющих и чистящих средств для мытья посуды и уборки кабинета технологии. Осваивать безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, колющими и режущими инструментами, горячей посудой, жидкостью. Оказывать первую помощь при порезах и ожогах.
Находить и предъявлять информацию о содержании в пищевых продуктах витаминов, минеральных солей и микроэлементов. Осваивать исследовательские навыки при проведении лабораторных работ по определению качества пищевых продуктов и питьевой воды. Составлять индивидуальный режим питания и дневной рацион на основе пищевой пирамиды.
Приготавливать и оформлять бутерброды. Определять вкусовые сочетания продуктов в бутербродах
Хлеб для канапе в жарочном шкафу или тостере. Приготавливать горячие напитки (чай, кофе, какао). Проводить сравнительный анализ вкусовых качеств различных видов чая и кофе. Находить и представлять информацию о растениях, из которых можно приготовить горячие напитки. Дегустировать бутерброды и горячие напитки. Знакомиться с профессией пекарь.
Читать маркировку и штриховые коды на упаковках.
Определять доброкачественность овощей и фруктов по внешнему виду и при помощи индикаторов. Выполнять кулинарную механическую обработку овощей и фруктов. Экономно расходовать продукты. Выполнять нарезку овощей. Отрабатывать точность и координацию движений при выполнении приемов нарезки. Читать технологическую документацию. Соблюдать последовательность выполненияГотовить салат из сырых овощей. Осваивать безопасные приемы. Выполнять эскизы оформления салатов для салатниц различной формы. Овладевать навыками деловых, уважительных, культурных отношений со всеми членами бригады.
Определять свежесть яиц с помощью подсоленной воды. Находить и предъявлять информацию о способах хранения яиц без холодильника, о блюдах из яиц, способах оформления яиц к народным праздникам.
7
Технологии творческой и опытнической деятельности
2
Определять цель и задачи проектной деятельности. Изучать этапы выполнения проекта. Выполнять проект по разделу «Кулинария». Оформлять портфолио и пояснительную записку к творческому проекту. Подготавливать электронную презентацию проекта. Составлять доклад для защиты творческого проекта. Защищать творческий проект
8
Создание изделий из текстильных материалов
22
Составлять коллекции тканей из натуральных волокон растительного происхождения. Определять направление долевой нити в ткани. Исследовать свойства нитей основы и утка. Лицевую и изнаночную стороны ткани. Определять виды переплетения нитей в ткани. Находить и предъявлять информацию о производстве нитей и тканей в домашних условиях, инструментах и приспособлениях, которыми пользовались для этих целей в старину. Знакомиться с профессиями оператор прядильного производства и ткач.
Исследовать свойства хлопчатобумажных и льняных тканей. Изучать характеристики различных видов волокон и материалов: тканей, ниток, тесьмы, лент по коллекциям. Изучать свойства тканей их хлопка и льна. Оформлять результаты исследования.
Снимать мерки с фигуры человека и записывать результаты измерений. Рассчитывать по формулам отдельные элементы чертежей швейных изделий. Находить и предъявлять информацию об истории швейных изделий, одежды.
Строить чертеж швейного изделия в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам или по заданным размерам. Копировать готовую выкройку.
Изучать устройство современной бытовой швейной машины с электрическим приводом. Подготавливать швейную машину к работе: наматывать нижнюю нитку на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нитки, выводить нижнюю нитку наверх. Находить и предъявлять информацию об истории швейной машины. Овладевать безопасными приемами труда.
Выполнять прямую и зигзагообразную машинные строчки с различной длиной стежка по намеченным линиям по прямой и с поворотом под углом с использованием переключателя вида строчек и регулятора длины стежка. Выполнение закрепок в начале и конце строчки с использованием клавиши шитья назад. Овладеть безопасными приемами труда.
Определять способ подготовки данного вида ткани к раскрою. Выполнять экономную раскладку выкроек на ткани с учетом направления долевой нити, ширины ткани и направления рисунка, обмеловку с учетом припусков на швы. Выкраивать детали швейного изделия. Находить и предъявлять информацию об истории создания инструментов для раскроя. Знакомиться с профессиями закройщик и портной.
Изготавливать образцы ручных работ: перенос линий выкройки на детали кроя: с помощью резца-колесика, прямыми стежками, с помощью булавок; объметывание косыми (или петельными) стежками; заметывание (вподгибку с открытым срезом и вподгибку с закрытым срезом); сметывание. Овладевать безопасными приемами труда.
Изготавливать образцы машинных работ: объметывание зигзагообразными стежками; застрачивание (вподгибку с открытым срезом и вподгибку с закрытым срезом); стачивание.
Овладевать безопасными приемами труда.
Проводить влажно-тепловую обработку на образцах машинных швов: приутюживание, разутюживание, заутюживание.
Овладевать безопасными приемами труда.
Обрабатывать проектное изделие по индивидуальному плану. Осуществлять самоконтроль и оценку качества готового изделия, анализировать ошибки.
Овладевать безопасными приемами труда.
Определять цель и задачи проектной деятельности. Изучать этапы выполнения проекта. Выполнять проект по разделу «Создание изделий из текстильных материалов». Оформлять портфолио и пояснительную записку к творческому проекту. Подготавливать электронную презентацию проекта. Составлять доклад для защиты творческого проекта. Защищать творческий проект
9
Технологии творческой и опытнической деятельности
2
10
Художественные ремесла.
8
Изучать лучшие работы мастеров декоративно-прикладного искусства родного края. Зарисовать наиболее интересные образцы рукоделия. Анализировать особенности декоративного искусства народов России. Находить информацию о народных промыслах пос.Борисовка, о способах и и материалах, применяемых для украшения праздничной одежды в старину.
Зарисовать природные мотивы с натуры и осуществлять их стилизацию.
Выполнять эскизы орнаментов для салфетки, платка, одежды, декоративного панно.
Создавать графические композиции на листе бумаги или на ПК с помощью графического редактора
Изучать различные виды техники лоскутного шитья. Изготавливать шаблоны из картона или плотной бумаги. Подбирать лоскуты ткани соответствующего цвета, фактуры, волокнистого состава для создания лоскутного изделия. Находить и предъявлять информацию об истории лоскутного шитья.
Изготавливать образцы лоскутных узоров. Обсуждать наиболее удачные работы.
11
Технологии творческой и опытнической деятельности
2
Определять цель и задачи проектной деятельности. Изучать этапы выполнения проекта. Выполнять проект по разделу «Художественные ремесла». Оформлять портфолио и пояснительную записку к творческому проекту. Подготавливать электронную презентацию проекта. Составлять доклад для защиты творческого проекта. Защищать творческий проект
12
Строительные ремонтно-отделочные работы
14
Осуществлять оптимальную подготовку рабочего места для эффективной деятельности
Подбирать информацию о материалах по каталогам.
Выполнять эскизы оформления.
Выбирать краски по каталогам
Выбирать средства для трудового процесса.
Подбирать инструменты. Тренироваться в выполнении технологических операций.
13
Технологии растениеводства
(весенние работы)
6
Планировать весенние работы на учебно-опытном участке и в личном подсобном хозяйстве
Выбирать технологию, инструменты, орудия и выполнять основные технологические приемы прополки и прореживания растений
Выбирать технологию, инструменты, орудия и выполнять основные технологические приемы подкормки цветной капусты
Проводить опыты и фенологические наблюдения
Оценивать свои склонности и способности
Итого:
70ч
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
наименование раздела и тем
часы учебного времени
плановые сроки похождения
фактические сроки похождения
Примечание
(практическая и лабораторная работа)
1
Вводный инструктаж по ТБ, правилам поведения в кабинете «Технология». Санитарно-гигиенические требования.
1
Многообразие сельскохозяйственных растений.
1
2
Лук репчатый, морковь и свекла столовая.
2
Инструктаж по ТБ.
Практическая работа.
Технология уборки лука репчатого
3
Состав и свойства почвы. Типы почв.
2
Инструктаж по ТБ.
Практическая работа.
Определение механического состава почвы на пришкольном участке
4
Обработка почвы под овощные растения.
1
Бытовые электроприборы
1
Лабораторная работа.
Изучение потребности электрических приборов на кухне.
5
Интерьер кухни, столовой
2
Практическая работа.
Планировка кухни
6
«Планирование кухни-столовой»
2
Практическая работа.
Выполнение проекта по группам
7
Санитария и гигиена на кухне.
1
Физиология питания.
1
8
Бутерброды и горячие напитки.
1
Практическая работа.
Выполнение технологической карты
Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий.
1
Лабораторная работа.
Изучение упаковки какой-либо крупы.
9
Блюда из овощей и фруктов.
1
Практическая работа.
Выполнение технологической карты
Блюда из яиц
1
Лабораторная работа.
Определение свежести яиц.
10
«Приготовление воскресного завтрака для всей семьи»
2
Практическая работа.
Выполнение проекта по группам
11
Производство текстильных материалов из волокон растительного происхождения
2
Лабораторная работа.
«Определение направления долевой нити в ткани»
«Определение лицевой и изнаночной сторон в ткани»
12
Текстильные материалы и их свойства
2
Лабораторная работа.
«свойств тканей из хлопка и льна»
13
Конструирование швейных изделий
2
Проектная работа. «снятие мерок»
14
Построение выкроек
2
Практическая работа
«Изготовление выкроек»
15
Швейная машина
2
Инструктаж по ТБ.
Лабораторная работа.
Исследование работы регулирующих механизмов швейной машины
16
Основные операции при машинной обработке изделия
2
Инструктаж по ТБ.
Практическая работа
Изготовление образцов машинных работ
17
Раскрой швейного изделия
2
Инструктаж по ТБ.
Практическая работа
Раскрой изделий
18
Швейные ручные работы
2
Инструктаж по ТБ.
Практическая работа
Изготовление образцов ручных работ
19
Машинные швы
2
Инструктаж по ТБ.
Практическая работа
Изготовление образцов машинных работ
20
Влажно-тепловая обработка ткани
2
Инструктаж по ТБ.
Практическая работа
«проведение влажно-тепловых работ»
21
Технология изготовления швейных изделий.
2
Инструктаж по ТБ.
Практическая работа
Обработка проектного изделия
22
«Наряд для завтрака»
2
Практическая работа.
Выполнение проекта по группам
23
Декоративно-прикладное искусство.
1
Практическая работа
Зарисовка интересных образцов рукоделия.
Основы композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства.
1
24
Орнамент. Символика в орнаменте.
1
Практическая работа
Зарисовка эскизов орнаментов
Цветовые сочетания в орнаменте.
1
Практическая работа
Создание композиции в графическом редакторе
25
Лоскутное шитье.
1
Практическая работа
Разработка узора для лоскутного шитья
Технология изготовления лоскутного шитья.
1
26
«Лоскутное изделие для кухни-столовой»
2
Практическая работа.
Выполнение проекта по группам
27
Бумага и картон
2
Лабораторно-практическая работа «Изучение волокнистого строения бумаги»
28
Клеевые материалы.
2
Практическая работа «Приготовление различных видов клея»
29
Обработка бумаги и изделия из нее.
2
Практическая работа
«выполнение рамки для фото»
30
Витраж и его виды.
2
Практическая работа
«изготовление панно»
31
Обработка бумаги и картона.
2
Практическая работа
«выполнение аппликации»
32
Витраж в дизайне интерьера
2
Практическая работа
«изготовление картины»
33
Подготовка семян к посеву
1
Выращивание овощных культур
1
Практическая работа
Прополка и прореживание всходов овощных растений
34
Внесение удобрений под овощные растения
2
Практическая работа
Подкормка овощных растений.
35
Защита сельскохозяйственных растений от вредителей и болезней
1
Основы цветоводства
1
Практическая работа
Посев семян календулы, бархатцев, георгинов на рабатке
итого:
70ч.
Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса
Синица Н.В., Симоненко В.Д. Технология. Технологии ведения дома. 5 класс. «Вентана-Граф», 2012
Технология: программа. 5-8 классы / авт.-сост. А.Т. Тищенко. Н.В. Синица. – М.: Вентана-Граф, 2012. - … С.
Кашкарова Е.Д. Руководство по рукоделию. М., 1993.
Киреева Е. В. История костюма. М., 1976.
Козлова Т. В. Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды. М., 1990.
Кулинарные секреты. Л., Лениздат, 1988.
Ковалев Н.И. Русская кухня. Ленинград, «ИМА-пресс» 1991
Ковалев, В. М., Могильный, Н. П. Рецепты русской кухни. -М.: Мир, 1991.
Лыба С. Прием гостей. Липецк, 1992.
Метод проектов в технологическом образовании школьников (методические рекомендации) / авт. – сост. Е.Н. Кравцова, А.И. Шкирман, - Белгород: изд-во БРИПКиППС, 2008.
Они И. Спасибо, пожалуйста, здравствуйте. Л., Лениздат— «Человек», 1991.
Панкеев, И. А. Обычаи и традиции русского народа. - 2-е изд. -М: ОМА-пресс, 1999
Практическая энциклопедия русской кухни. – Челябинск: Изд-во Василия Курбацких, 2005.
Правила этикета - Краткий справочник под ред. Л. Васильевой-Гангус. М., Дельта-МКС, 1992.
Технология. 5 кл.: поуроч. планы по учеб. под ред. В. Д. Симоненко / авт.-сост. О. В. Павлова, Г. П. Попова. - Волгоград: Учитель, 2007.
Труханова А.Т. Технология женской и детской одежды: учебник для проф. учеб. Заведений. – 3-е изд., стер. М.: Высш. Шк., Изд. центр «Академия», 2001.
Труханова Т. Иллюстрированное пособие по технологии легкой одежды. М.: Высш. шк., 2000.
Ханус С. Как шить? М.: Легпром-бытиздат. 1991
Ханус С. Секреты кроя и шитья. М.: «Легкая и пищевая промышл». 1984.
Шаффер Клер Б. Энциклопедия быстрого шитья. М.: Аквариум, 1994.
Шитье для женщин. М.: ООО «Фирма» изд-во ACT, 2000.
Шитье и рукоделие: энциклопедия. - М.: БСЭ, 1994.
Журнал «Школа и производство» 1989 - 2012
Журнал «Бурда»
Перечень оборудования и технических средств обучения
№
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения
Необходимое количество
Примечания
Основная школа.
Направления технологической подготовки
Обслуживающий труд
Сельскохозяйственный труд
1.
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Стандарт основного общего образования по технологии
М
М
Стандарт по технологии, примерные программы, рабочие программы входят в состав обязательного программмно-методического обеспечения мастерских технологии.
В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации.
При комплектации библиотечного фонда полными комплектами учебников целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете технологии, и по несколько экземпляров учебников из других УМК по основным разделам предмета технологии. Эти учебники могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ, а также учителем как часть методического обеспечения кабинета.
Примерная программа основного общего образования по технологии
М
М
Рабочие программы по направлениям технологии
М
М
Учебники по технологии для 5класса
К
К
Рабочие тетради для 5 класса
К
Научно-популярная и техническая литература по темам учебной программы.
Д
Д
Научно-популярные и технические периодические издания и литература, необходимая для подготовки творческих работ и проектов должны содержаться в кабинетах технологии и в фондах школьной библиотеки
Справочные пособия по разделам и темам программы
М
М
2 экз. на мастерскую
Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков)
М
М
Методические рекомендации по оборудованию кабинетов и мастерских
М
М
2.
Печатные пособия
Таблицы (плакаты) по безопасности труда ко всем разделам технологической подготовки
М
М
Таблицы (плакаты) по основным темам всех разделов каждого направления технологической подготовки учащихся
М
М
При выделении основных тем раздела следует ориентироваться на примерные программы по направлениям технологической подготовки
Раздаточные дидактические материалы по темам всех разделов каждого направления технологической подготовки учащихся
К,
П
К,
П
Технологические карты, схемы, альбомы и другие материалы для индивидуального, лабораторно-группового или бригадного использования учащимся
Раздаточные контрольные задания
К
К
Портреты выдающихся деятелей науки и техники
М
М
Комплекты портретов для различных разделов направлений технологической подготовки
3.
Информационно-коммуникационные средства
Мультимедийные моделирующие и обучающие программы, электронные учебники по основным разделам технологии.
М
М
Мультимедийные материалы должны быть доступны на каждом рабочем месте, оборудованном компьютером.
Электронные базы данных и Интернет-ресурсы должны обеспечивать получение дополнительной информации, необходимой для творческой деятельности учащихся и расширения их кругозора.
Электронные библиотеки и базы данных по основным разделам технологии.
М
Интернет-ресурсы по основным разделам технологии.
М
М
4.
Экранно-звуковые пособия
Видеофильмы по основным разделам и темам программы
М
М
Видеофильмы по современным направлениям развития технологий, материального производства и сферы услуг.
М
М
Таблицы-фолии и транспоранты-фолии по основным темам разделов программы
М
М
Могут использоваться специальные подборки иллюстративного материала, учитывающие особенности авторских программ
Комплекты диапозитивов (слайдов) по различным темам и разделам программы
М
М
5.
Технические средства обучения
Экспозиционный экран на штативе или навесной
М
М
С размерами сторон не менее 1,25х1,25 м.
Видеомагнитофон (видеоплейер)
М
М
Диагональ телевизора – не менее 72 см. Возможно использования «видеодвойки».
Телевизор с универсальной подставкой
М
М
Мультимедийный компьютер
М
М
Тех. требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет. С пакетами прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных).
Сканер
М
М
Принтер
М
М
Копировальный аппарат
М
М
Возможно использование одного экземпляра оборудования для обслуживания нескольких мастерских и кабинетов технологии
Мультимедийный проектор
М
М
Плоттер
М
Графопроектор (Оверхед-проектор)
М
М
Диапроектор
М
М
Средства телекоммуникации
М
М
6.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Аптечка
М
М
Содержание аптечки обновляется ежегодно
Халаты
К
К
Должны выдаваться учащимся во всех мастерских при проведении практических работ
Очки защитные
К
К
Должны выдаваться учащимся при проведении работ, требующих защиты глаз
Раздел: Создание изделий из текстильных и поделочных материалов
Манекен 44 размера (учебный, раздвижной)
М
Стол рабочий универсальный
К
Машина швейная бытовая универсальная
К
Оверлок
М
Два экз. на мастерскую.
Комплект оборудования и приспособлений для влажно-тепловой обработки
М
Два комплекта на мастерскую.
Комплект инструментов и приспособлений для ручных швейных работ
К
Комплект инструментов и приспособлений для вышивания
К
Комплект для вязания крючком
К
Комплект для вязания на спицах
К
Набор шаблонов швейных изделий в М 1:4 для моделирования
П
Набор приспособлений для раскроя косых беек
М
Пять экз. на мастерскую.
Набор санитарно-гигиенического оборудования для швейной мастерской
К
Шаблоны стилизованной фигуры
П
Набор измерительных инструментов для работы с тканями
К
Раздел: Кулинария
Санитарно-гигиеническое оборудование кухни и столовой
М
Фильтр для воды
М
Четыре экз. на мастерскую.
Холодильник
М
Печь СВЧ
М
Весы настольные
М
Два экз. на мастерскую.
Комплект кухонного оборудования на бригаду (мойка, рабочий стол, шкаф, сушка для посуды)
П
Электроплиты
П
Набор кухонного электрооборудования
П
Набор инструментов и приспособлений для механической обработки продуктов
П
Комплект кухонной посуды для тепловой обработки пищевых продуктов
П
Набор инструментов и приспособлений для тепловой обработки пищевых продуктов
П
Набор инструментов для разделки рыбы
П
Набор инструментов для разделки мяса
П
Мясорубка (электромясорубка)
П
Набор инструментов и приспособлений для разделки теста
П
Комплект разделочных досок
П
Набор мисок эмалированных
П
Набор столовой посуды из нержавеющей стали
К
Сервиз столовый
М
Два сервиза на 6 персон на мастерскую.
Сервиз чайный
М
Два сервиза на 6 персон на мастерскую.
Набор оборудования и приспособлений для сервировки стола
М
Два экз. на мастерскую.
Разделы: Растениеводство.
Весы технические с разновесами
М
Лупа
Ф
pH- метр
М
прибор для демонстрации водных свойств почвы
М
Сушильный шкаф
М
Термометры для измерения температуры воздуха и почвы
П
Барометр
Ф
Часы
М
Лотки для сортировки семян
Ф
Наборы сит
П
Планшеты
Ф
Мерительные и разметочные инструменты и приспособления
П
Горшки цветочные
50М
Очки защитные
1Ф
Фартуки
К
Разборная Теплица
М
Комплект инструментов и оборудования для работы на школьном учебно-опытном участке
Конструктор для моделирования источников получения электрической энергии.
К
К
Конструктор для сборки электрических цепей
К
К
Конструктор для моделирования подключения коллекторного электродвигателя, средств управления и защиты
К
К
Конструктор для сборки моделей простых электронных устройств
К
К
Ученический набор инструментов для выполнения электротехнических работ
К
К
Провода соединительные
К
К
7.
Специализированная учебная мебель
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления плакатов и таблиц
М
М
Компьютерный стол
М
М
Секционные шкафы (стеллажи) для хранения инструментов, приборов, деталей
М
М
Количество определяется потребностью конкретной мастерской и зависит от ее площади и типов (вместимости) средств хранения инструментов и оборудования
Ящики для хранения таблиц и плакатов
М
М
Укладки для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.)
М
М
Штатив для плакатов и таблиц
М
М
Специализированное место учителя
М
М
Предназначено для демонстрации инструментов, оборудования, объектов труда и приемов работы
Ученические лабораторные столы 2-х местные с комплектом стульев
Ф
Ф
Количество мастерских, кабинетов и классов для изучения технологии в школе определяется количеством реализуемых направлений технологической подготовки.
8.
Модели (или натуральные образцы)
Динамическая модель школьного учебно-опытного участка
М
Модели сельскохозяйственных орудий труда и техники
М
Модели электрических машин
Комплект моделей механизмов и передач
М
М
Модели для анализа форм деталей
М
М
Модели для демонстрации образования аксонометрических проекций
М
М
Модели образования сечений и разрезов
М
М
Модели разъемных соединений
М
М
Раздаточные модели деталей по различным разделам технологии
К
К
9.
Натуральные объекты
Коллекции изучаемых материалов
М
М
Расходные материалы (пиломатериалы, фанера, красители, метизные изделия, шкурка, металлопрокат, ножовочные полотна, пилки для лобзика, материалы для ремонтно-отделочных работ, удобрения, средства защиты растений, пленка полиэтиленовая, бумага фильтровальная, горшочки и кубики торфяные и т.д.)
М
М
Количество расходных материалов определяется исходя из выбранных объектов труда школьников
Комплект образцов материалов и изделий для санитарно-технических работ
М
М
Комплект образцов материалов для ремонтно-отделочных работ
М
М
10
Игры и игрушки
Игры и игрушки, развивающие пространственное воображение
П
Могут быть использованы как образцы объектов при выполнении школьниками учебных проектов
Игры и игрушки, развивающие техническое мышление
П
Игры и игрушки, развивающие образное мышление
П
Формы и средства контроля
Приоритет отдается активным формам преподавания:
Практическим: упражнения творческого характера, практические работы, тренинги;
Наглядным: использование схем, ИКТ, таблиц, рисунков, моделей, образцов;
Поскольку уроки носят практический характер, то существуют следующие виды контроля: самооценка, самоанализ, саморефлексия, способность к саморазвитию, самоконтроль, взаимоконтроль, промежуточный, итоговый. Виды контроля: тестирование, зачет, контрольная работа.
Способы организации деятельности учащихся
В основе лежат практические занятия, выполнение творческих, проектных работ, рефератов, сообщений, самостоятельное усвоение новых знаний и умений (включая организацию процесса), выполнение домашних заданий.
Реже – лабораторные, контрольные работы.
Дифференциация обучения
В работе используется дифференцированный (разноуровневый) подход в обучении к сильным и слабым учащимся.
Системно-деятельностный подход
С позиции деятельностного подхода основой образовательного процесса в школе является деятельность. Это, когда ученик всегда будет целеустремлен, нацелен на результат. Деятельность рассматривается как форма активности личности, посредством которой удовлетворяются ее основные потребности, осуществляется усвоение и изменение внешней среды, а вместе с этим и самого учащегося.
А для этого необходимо учитывать специфику ведущей деятельности для учащихся – это игровая деятельность, учебная деятельность (саморазвитие, самопознание, самовоспитание личности , «стать лучше») , деятельность общения.
Системный подход ведет к исследованию объекта (формулирование самой проблемы, проблемы творческого и поискового характера, явления).
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты в процессе обучения технологии у обучающихся будут сформированы:
проявление познавательных интересов и активности в области технологической деятельности;
выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации;
осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства.
Обучающиеся получат возможность для формирования знаний.
Учащиеся 5 класса должны знать:
правила безопасной работы с ручными инструментами и на швейной машине;
принцип изготовления пряжи, нитей, тканей из натуральных растительных волокон, их свойства;
устройство швейной машины с ручным приводом, виды приводов;
виды декоративно-прикладного искусства народов нашей страны, области, инструменты и материалы, применяемые для вышивки;
правила заправки изделия в пяльцы, виды простейших ручных швов;
требования к рабочей одежде, правила построения чертежа фартука, правила снятия мерок, их условные обозначения;
способы моделирования фартука, правила подготовки выкройки к раскрою, правила раскроя изделия;
технологию изготовления фартука, приемы ВТО;
способы ремонта одежды и пришивания фурнитуры, правила ухода за одеждой из х/б и льняных тканей;
сведения из истории архитектуры и интерьера, современные системы фильтрации воды.
виды строительных материалов (бумажные, клеевые, вяжущие, деревянные).
санитарные требования к помещению кухни и столовой; правила работы с горячими маслами и жирами, мытья посуды;
общие сведения о процессе пищеварения, усвояемости пищи, о роли витаминов в обмене веществ;
виды овощей, общие сведения о пищевой ценности овощей, способах их кулинарного использования, методы определения качества овощей, понятие об экологической чистоте воды и продуктов, правила первичной обработки всех видов овощей, инструменты и приспособления для первичной обработки и нарезки овощей;
правила санитарии и гигиены при санитарной обработке продуктов, безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, горячими жидкостями;
способы варки продуктов, их преимущества и недостатки, оборудование, посуда и инвентарь для варки; технологию приготовления блюд из сырых и вареных овощей, изменение содержания минеральных веществ и витаминов в овощах в зависимости от способа кулинарной обработки, оформление готовых блюд из овощей;
способы определения свежести яиц, использование яиц в кулинарии, способы крашения яиц;
виды бутербродов и горячих напитков, технологию их приготовления, правила сервировки стола к завтраку;
общие сведения из истории интерьера, требования, предъявляемые к интерьеру кухни, столовой, способы отделки интерьера, меры по борьбе с насекомыми и грызунами;
развитие цветоводства, особенности цветочных растений по продолжительности жизни, по отношению к теплу, влаге, свету, по сроку цветения и по способу размножения
Учащиеся научатся:
осуществлять поиск необходимой информации в области обработки ткани;
определять в ткани лицевую и изнаночную сторону, нить основы и утка;
работать на швейной машине с ручным приводом, производить ее заправку;
выполнять простые ручные и машинные швы;
переводить рисунок вышивки на ткань, запяливать ткань в пяльцы, выполнять вышивку крестом;
читать и строить чертеж фартука, снимать и записывать мерки, выполнять моделирование;
выполнять на универсальной швейной машине следующие швы: стачной взаутюжку, стачной вразутюжку, расстрочной, накладной с закрытым срезом, накладной с открытым срезом, вподгибку с открытым и закрытым срезом, распускать швы;
Получат возможность научиться:
обрабатывать накладные карманы и бретели, подготавливать ткань к раскрою, выполнять обмеловку и раскрой ткани, переносить контурные и контрольные линии выкройки на ткань;
обрабатывать детали кроя, накалывать, наметывать и настрачивать карманы, обрабатывать срезы швом вподгибку с закрытым срезом или тесьмой;
выполнять влажно-тепловую обработку и определять качество готового изделия;
пришивать фурнитуру, удалять пятна с одежды;
изготовлять изделия из бумаги, применять изготовленные изделия в оформлении интерьера;
работать с кухонным оборудованием, инструментами, горячими жидкостями;
определять качество овощей, проводить первичную обработку всех видов овощей, выполнять нарезку овощей;
применять различные способы варки, готовить блюда из сырых и вареных овощей;
определять свежесть яиц и готовить блюда из них, нарезать хлеб для бутербродов, готовить бутерброды различных видов и горячие напитки;
сервировать стол к завтраку;
разрабатывать интерьер кухни и столовой, оформлять интерьер кухни и столовой изделиями собственного изготовления, чистить посуду из металла, стекла, керамики, древесины, поддерживать нормальное санитарное состояние кухни и столовой.
Рассказать историю цветоводства в эпоху географических открытий, называть крупные ботанические сады, соблюдать приемы посадок и ухаживать за ними